Дело № 2-314/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.г.т. Погар 20 октября 2016 года
Погарский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Вороно Е.Н.,
при секретаре Рубис Д.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Погарском муниципальном районе Брянской области - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, ссылаясь при этом на следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как работнику, осуществляющему педагогическую деятельность. В назначении досрочной пенсии ей было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях. Ответчик не засчитал ей в стаж педагогической деятельности время работы освобожденным классным воспитателем в Погарской средней общеобразовательной школе № 2 с 15.08.1996 года по 23.11.1997 года. ФИО1 считает невключение указанного периода работы в льготный стаж для назначения пенсии неправомерным. Отказывая зачесть в стаж педагогической деятельности спорный период работы, ответчик сослался на то, что указанный период работы в названной должности не может быть включен в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии согласно списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФР от 06.09.1991 года № 463, Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 с учетом Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 29, Постановления № 781 от 29.10.2002 года с учетом Постановления Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года. С таким выводом Управления Пенсионного фонда РФ она не согласна и просит признать отказ Управления Пенсионного фонда РФ незаконным, так как в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, есть должность «воспитатель», что тождественно должности «освобожденный классный воспитатель», а работа в указанной должности засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В связи с этим истец просит суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области включить ему в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, периодработы в должности освобожденного классного воспитателя Погарской средней школы № 2 с 15.08.1996 года по 23.11.1997 года, а также обязать ответчика выплачивать ей трудовую пенсию по старости с момента подачи заявления, то есть с 06 июля 2016 года.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержала свои требования по тем же основаниям.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Погарском муниципальном районе Брянской области ФИО2 в судебном заседании, также как и в отзыве на исковое заявление, иск не признал и пояснил, что ФИО1 не имеет права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как не имеет необходимого специального стажа для назначения пенсии. Педагогический стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на момент ее обращения в Пенсионный фонд, составляет менее требуемых 25 лет, а именно 24 года 05 месяцев 27 дней. Истцу не может быть засчитан в специальный стаж период работы в должности освобожденный классный воспитатель Погарской средней школы № 2 с 15.08.1996 года по 23.11.1997 года по следующим основаниям. Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.Пунктом 7 Правил предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывается работа в должности воспитателя и старшего воспитателя. Как следует из п. 3 ранее действовавших Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 года, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитывается только работа в должности воспитателя. Работа в должности освобожденный классный воспитатель в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, ни в действующих Правилах, ни в ранее действовавших Правилах не засчитывается. Приказом Минздравсоцразвития России № 440 от 05.07.2005 года «Об установлении тождества отдельных наименований должностей» не установлено тождество должностей «освобожденный классный воспитатель» и «воспитатель», как ошибочно указывает ФИО1 В связи с чем, по мнению представителя ответчика, у истца отсутствуют правовые основания для досрочного назначения ей трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а поэтому просит в удовлетворении иска ФИО1 отказать.
Выслушав доводы сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступил в силу с 01.01.2015 года, далее - Закон о страховых пенсиях) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 указанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Аналогичные положения содержались в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015 года.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В ч. 4 ст. 30 данного закона предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В пп. "м" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью вшколах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и другихучреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года.
В Списке от 06.09.1991 года N 463, а также в п. 1.1 Списка от 29.10.2002 года N 781, в разделе "Наименование учреждений" в числе общеобразовательных учреждений указаны школы всех наименований, в п. 1 раздела "Наименование должностей" указаны педагог-воспитатель, медсестра ясельной группы, родитель-воспитатель, старший воспитатель, воспитатель.
Должность «освобожденный классный воспитатель» в указанных списках не предусмотрена.
Между тем, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 16 Постановления от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федеральногозакона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Должности «воспитатель», «младший воспитатель» (с 2002 года), "классный воспитатель" предусмотрены "Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367.
Согласно п. 11 письма Министерства образования и науки РФ от 25.04.2006 N АФ-100/03 появление должности "классный воспитатель" было обусловлено проведением в начале 90-х годов эксперимента, целью которого являлось упразднение доплат за классное руководство, выплачиваемых учителям за осуществление этой дополнительной работы, и введение в штат общеобразовательных учреждений работников с наименованием должности "классный воспитатель", осуществляющих воспитательную работ и классное руководство вклассах в рамках должностных обязанностей. В связи с тем, что для указанных работников не были урегулированы вопросы досрочного пенсионного обеспечения, сокращенной продолжительности рабочего времени, широкого распространения этот эксперимент не получил.
Письмом Минобразования России от 17 апреля 2003 года N 20-51-1244/20-5 в связи с Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" рекомендовано предусмотреть в штатных расписаниях образовательных учреждений вместо должности классный воспитатель должность старший воспитатель.
В соответствии с выпиской из приказа № 46 от 12.09.2016 года Управления образования администрации Погарского района Брянской области ФИО1 на основании указанного письма внесены изменения в приказ РОО № 40 от 26.08.1996 года: слова «освобожденный классный воспитатель» заменены словами «старший воспитатель». Соответствующие изменения были также внесены и в трудовую книжку истца.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО11 и ФИО10 пояснили, что работали в спорный период в МБОУ «Погарская СОШ № 2» вместе с ФИО1 воспитателями:работали с родителями, с учителями-предметниками, создавали условия для реализации в социуме, проводили воспитательные мероприятия. ФИО1 осуществляла руководство их работой.
Кроме того тождественность выполняемой истцом в спорный период работы в должности освобожденного классного воспитателя работе старшего воспитателя такжеполностью подтверждается представленными суду должностной инструкцией освобожденного классного воспитателя Погарской средней школы № 2 и должностной инструкцией старшего воспитателя Управления образования администрации Погарского района.
При этом суд также учитывает, что в Списке от 29.10.2002 N 781, а также в Списке от 06.09.1991 года N 463 и Перечне от 17.12.1959 года N 1397 указываются лишь наименования должностей работников: "воспитатель", "учитель", "преподаватель" и другие, без уточнения профиля их работы, преподаваемого предмета или трудовой функции в структуре образовательного учреждения.Поэтому записи в трудовых книжках о работе в таких должностях с указанием на трудовую функцию, преподаваемый предмет и т.п. не могут означать, что запись в трудовой книжке не соответствует наименованиям должностей, предусмотренным в указанных выше Списках. Наименование должности истца как освобожденный классный воспитатель свидетельствует, что основным ее наименованием является "воспитатель", указание на характер выполняемой работы лишь конкретизирует еепрофиль.
В связи с этим указанный период работы истца подлежит включению в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Иные периоды трудовой деятельности истца, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, подтверждаются записями в трудовой книжке истца и ответчиком не оспариваются.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что специальный педагогический трудовой стаж ФИО1 на 06 июля 2016 года составляет более 25 лет, что в соответствии с п. 19 ч. 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" дает право истцу на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с указанной даты.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Также в пользу ФИО1 с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области в силу ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности - удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области засчитать ФИО1 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с п. 19 ч. 1 статьи 30Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодработы в должности освобожденного классного воспитателя (старшего воспитателя)Погарской средней школы № 2 с 15.08.1996 года по 23.11.1997 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области досрочно назначить и выплачивать ФИО1 трудовую пенсию по старости с 06 июля 2016 года, то есть со дня ее обращения за таковой в пенсионный орган.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области в пользу ФИО1 судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в размере 300 (трехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Брянский областной суд через Погарский районный суд.
Судья Е.Н. Вороно
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.