ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-314/2021 от 29.10.2021 Лазовского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-314/2021

УИД:

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 октября 2021 года с. Лазо Лазовского района Приморского края

Лазовский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Галчатникова А.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Овсяник Д.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-314/2021 по исковому заявлению и.о. прокурора Лазовского района Приморского края Ерисковского Р.О. к администрации Лазовского муниципального округа Приморского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

при участии в судебном заседании:

представителя истца – помощника прокурора Лазовского района Приморского края Герасименко О.Л.,

представителя ответчика – ФИО1,

У с т а н о в и л:

Прокурор Лазовского района Приморского края обратился в суд с иском к администрации Лазовского муниципального округа Приморского края (далее по тексту – Администрация) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка осуществления Администрацией полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения, по результатам которой выявлено нарушение закона. Так, в соответствии с положениями Закона Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О Лазовском муниципальном округе Приморского края» днём создания Лазовского муниципального округа является день вступления в силу настоящего Закона.

С указанного дня и до внесения изменений в законодательство Приморского края Лазовский муниципальный округ участвует в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях, органы местного самоуправления Лазовского муниципального округа решают вопросы местного значения, осуществляют установленные полномочия и права, соблюдают требования и исполняют предписания федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Приморского края наравне с городскими округами и органами местного самоуправления городских округов.

В связи с вышеизложенным ДД.ММ.ГГГГ создан Лазовский муниципальный округ.

На основании ст. 2 Закона -КЗ в состав территории Лазовского муниципального округа входят посёлок городского типа Преображение, сёла Беневское, Валентин, Глазковка, Данильченково, Заповедный, Зелёный, Киевка, Кишиневка, Лазо, Свободное, Скалистое, Сокольчи, Старая Каменка, Черноручье, Чистоводное, маяк Маяк-Островной.

С ДД.ММ.ГГГГ на органы местного самоуправления Лазовского муниципального округа возложены обязанности, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа относится к вопросам местного значения муниципального округа.

Решением Думы Лазовского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ-МПА принят Устав Лазовского муниципального округа Приморского края.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 5 Устава к вопросам местного значения муниципального округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа.

Вместе с тем, проведённой проверкой установлено, что на 2020, 2021 гг. договоры между Администрацией и перевозчиками на выполнение пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения не заключались; инициирована лишь одна конкурсная процедура на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Лазовского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проведения конкурс признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок; работа Администрации с потенциальными перевозчиками не даёт результата.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района главе Администрации внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, приняты дополнительные меры к проведению конкурсных процедур.

Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Лазовском муниципальном округе транспортное обслуживание населения в границах муниципального округа отсутствует.

Непринятие достаточных мер, направленных на создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения Лазовского муниципального округа влечёт за собой нарушение гарантированных государством прав жителей округа.

Сложившаяся в настоящее время ситуация является недопустимой и требует незамедлительного принятия комплекса мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

На основании изложенного прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации Лазовского муниципального округа по исполнению требований закона об организации транспортного обслуживания населения и обязать администрацию Лазовского муниципального округа организовать муниципальное транспортное сообщение населения Лазовского муниципального округа до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора Лазовского района Приморского края Герасименко О.Л. поддержала исковые требования, уточнив, что просит установить для Администрации срок для исполнения возлагаемой обязанности - до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Администрации – ФИО1, действующий на основании доверенности, - возражал против удовлетворения иска. В обоснование своей позиции пояснил суду, что Администрация в настоящее время исполняет все условия, которые необходимы для организации транспортного обслуживания населения, возложенные на нее уставом. Администрация проводила конкурсы на организацию пассажирских перевозок в границах округа, но конкурс не состоялся по причине отсутствия претендентов на данный вид деятельности. В данное время перевозчики, которые способны осуществлять пассажирские перевозки, отсутствуют. Администрация предпринимает усилия для организации и осуществления перевозок путем передачи этих полномочий муниципальному унитарному предприятию «Лазо-Комплекс», осуществляются организационные процедуры, но на данный момент МУП не может легально осуществлять данный вид деятельности из-за отсутствия соответствующей лицензии, на получение которой необходимо время. В связи с этим представитель Администрации просил установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, полагая данный срок реальным с учетом проведения всех необходимых мероприятий, в том числе, лицензирования перевозчика.

Суд, заслушав участников судебного заседания, изучив доводы искового заявления и исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со ст. 2 вышеназванного Федерального закона под муниципальным округом понимается несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного настоящим Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

Перечень вопросов, отнесённых к компетенции муниципального округа, содержится в ст. 16 Федерального закона.

Так, согласно пункту 7 части 1 указанной статьи, к числу вопросов местного значения муниципального округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа.

Аналогичные положения содержатся в п. 8 ст. 5 Устава Лазовского муниципального округа Приморского края, принятого решением Думы Лазовского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О Лазовском муниципальном округе Приморского края», в состав территории Лазовского муниципального округа входят поселок городского типа Преображение, села Беневское, Валентин, Глазковка, Данильченково, Заповедный, Зеленый, Киевка, Кишиневка, Лазо, Свободное, Скалистое, Сокольчи, Старая Каменка, Черноручье, Чистоводное, маяк Маяк-Островной.

Как установлено в судебном заседании, проведённой прокурорской проверкой выявлено, что в 2020, 2021 гг. договоры между Администрацией и перевозчиками на выполнение пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения не заключались, инициирована только одна конкурсная процедура на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Лазовского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проведения конкурс признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок, работа Администрации с потенциальными перевозчиками не даёт результата.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района главе Администрации внесено представление, которое рассмотрено, приняты дополнительные меры к проведению конкурсных процедур.

Между тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Лазовском муниципальном округе транспортное обслуживание населения в границах округа не организовано.

Суд, разрешая исковые требования, исходит из того обстоятельства, что на Администрацию действующим законодательством возложена обязанность по обеспечению транспортной доступности населённых пунктов, входящих в состав Лазовского муниципального округа Приморского края, и отсутствие таковой нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право жителей округа на свободу передвижения (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ).

Поскольку транспортное сообщение в пределах границ Лазовского муниципального округа не организовано, данное обстоятельство свидетельствует об обоснованности исковых требований и необходимости их удовлетворения.

В соответствие со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд приходит к выводу о необходимости установить для Администрации срок на совершение действий по организации муниципального транспортного сообщения до ДД.ММ.ГГГГ поскольку данный срок является разумным и достаточным.

Кроме того, не исключается право Администрации ходатайствовать об отсрочке исполнения решения суда, при условии предоставления доказательств, подтверждающих наличие объективных препятствий для исполнения решения суда в установленный срок.

В соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В силу указанной нормы государственная пошлина за рассмотрение судом настоящего гражданского дела взысканию с Администрации не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о. прокурора Лазовского района Приморского края Ерисковского Р.О. к администрации Лазовского муниципального округа Приморского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Лазовского муниципального округа Приморского края, выразившееся в неисполнении требований закона по организации транспортного обслуживания населения.

Обязать администрацию Лазовского муниципального округа Приморского края организовать муниципальное транспортное сообщение населения Лазовского муниципального округа Приморского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в мотивированной форме путём подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Лазовский районный суд Приморского края.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья А.С. Галчатников