УИД:№__
дело №__
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<...>_______
Белоярский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Иорданяна О.Ж.,
при секретаре Сергееве В.Н.,
с участием заместителя прокурора <...>ФИО3, представителя ответчика - администрации сельского поселения Сосновка ФИО4, представителя третьего лица - Белоярского отдела Управления Росреестра по ХМАО-Югре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №__ по исковому заявлению прокурора <...> – Югры в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению администрация сельского поселения Сосновка о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
установил:
прокурор <...> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению администрация сельского поселения Сосновка о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Иск мотивирован тем, что в результате проведенной проверки исполнения администрацией сельского поселения Сосновка требований законодательства о муниципальной собственности и об организации в границах населенных пунктов водоснабжения на территории поселения Сосновка установлены 3,046 км. бесхозяйных сетей холодного водоснабжения; 1,95 км. бесхозяйных сетей горячего водоснабжения; 2,54 км. бесхозяйных сетей водоотведения (канализации); 3,046 км. бесхозяйных сетей теплоснабжения.
Вместе с тем, сведениями о наличии бесхозяйных инженерных сетей, их техническом состоянии, администрация с.<...> не обладает, какие - либо меры к их выявлению, постановке на кадастровый учет, не приняты, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой города _______ главе с.<...> внесено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено _______ и удовлетворено, сообщено о планировании заложить в бюджет с.<...> на 2024 год денежные средства для заключения договора на проведение кадастровых работ по изготовлению технических планов на бесхозяйные инженерные сети с целью дальнейшего признания права муниципальной собственности на них.
Таким образом, каких - либо мер, направленных на устранение выявленных нарушений по результатам рассмотрения представления не принято.
Согласно сведениям комитета муниципальной собственности администрации <...>, выявленные сети в собственности <...> не находятся, аналогичные сведения получены от Сосновского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Югорск».
Бездействие администрации с.<...> существенно нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, защиту жизни, здоровья, возникает потенциальная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций.
В тексте искового заявления просила, признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Сосновка, выразившееся в непринятии мер по выявлению и постановке на учет бесхозяйных инженерных сетей сельского поселения Сосновка.
Обязать администрацию сельского поселения Сосновка обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (Белоярский отдел Управления Росреестра по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре), с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - бесхозяйных инженерных сетей сельского поселения Сосновка - в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заместитель прокурора ФИО3 в судебном заседании исковые требования уточнила.
Просит: признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Сосновка, выразившееся в непринятии мер по выявлению и постановке на учет бесхозяйных инженерных сетей сельского поселения Сосновка.
Обязать администрацию сельского поселения Сосновка в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, сетей тепло-, водоснабжения, водоотведения в пределах границ земельных, участков, находящихся в муниципальной собственности и собственность на которые не разграничена:
- участки сетей тепло, водоснабжения: по <...> от <...> до <...> от <...> до <...>; от <...> до <...> аптеки; по <...> от <...> до <...>; по <...> от <...> до <...>; от <...> до дома №, 9 по <...>; внутриплощадочные сети детского сада «Аленушка» (от хозяйственного корпуса до плотницкой мастерской); по <...> от хлебопекарни до КНС-1 и гаражей;
- участки сетей водоотведения: по <...> от <...> до <...> от <...> до <...>; от <...> по ул.. Лесная до Белоярской аптеки; от <...> по Лесная до <...>; от <...> до <...>; от <...> до <...>; по <...> от <...> до <...>; по <...> от <...> до детского сада «Аленушка»; от <...> до музыкальной школы; от <...> до <...>; от <...> до магазина «Сатурн» и детского сада «Аленушка»; от <...> до <...>; от физкультурно-оздоровительного комплекса до пожарного депо; от школы до бассейна; от <...> до <...>; по <...> от хлебопекарни до КНС-1 и гаражей.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании суду пояснила, что администрация сельского поселения Сосновка отвечает только за участки находящиеся в муниципальной собственности. Поскольку прокурор уточнил исковые требования выделив пределы обязанности администрации сп. Сосновка, ответчик против уточненных исковых требований прокурора не возражает. Вместе с тем суду пояснила что исполнить решение суда в заявленные прокурором сроки администрация сельского поселения Сосновка не успеет и просила предоставить время до конца 2023 года.
Представитель третьего лица Белоярского отдела Управления Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО2 разрешение спора оставила на усмотрение суда. Суду пояснила, что в случае удовлетворения решения по заявленным объектам, оно будет исполнимо.
Изучив материалы дела, суд находит заявленные исковые требования прокурора <...> подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Прокуратурой <...> проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения Сосновка требований законодательства о муниципальной собственности и об организации тепло-, водоснабжения в границах населенных пунктов на территории поселения Сосновка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В пункте 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении", а также полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Исходя из положений п. 4 ч. 1, ч.ч. 3,4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона ХМАО - Югры от 26.09.2014 №__-оз «Об отдельных вопросах организации местного
самоуправления в <...> -Югре», п. 4 ч. 1 ст. 3 Устава с.<...>, утвержденного Решением Совета депутатов №__ от _______, вопрос организации в границах с.<...> тепло-, водоснабжения населения, водоотведения отнесен к компетенции органа местного самоуправления поселения.
Частью 5 ст. 8 Федерального закона от _______ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Также в соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона от _______ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения. Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления поселения.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в Порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от _______ N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее Пордок).
Из пункта 2 названного Порядка следует, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
На учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались (пункт 3 Порядка N 931).
Как установлено в судебном заседании, подтверждается информацией из Администрации Сельского поселения Белоярский №__ от _______, схемой сетей водоотведения сп. Сосновка, Схемой Тепловодоснабжения сп. Сосновка и не оспаривается стороной ответчика на территории с.<...> находятся: 3,046 км. бесхозяйных сетей холодного водоснабжения; 1,95 км. бесхозяйных сетей горячего водоснабжения; 2,54 км. бесхозяйных сетей водоотведения (канализации); 3,046 км. бесхозяйных сетей теплоснабжения.
Так судом установлено, что на территории с.<...> находятся следующие бесхозяйные участки сетей тепловодоснабжения: по <...> от <...> до <...> от <...> до <...>; от <...> до <...>, от Электромастерской по <...> аптеки; по <...> от <...> до <...>; по <...> от <...> до <...>; от <...> до дома №, 9 по <...>; внутриплощадочные сети детского сада «Аленушка» (от хозяйственного корпуса до плотницкой мастерской); по <...> от хлебопекарни до КНС-1 и гаражей;
Также судом установлено, что на территории с.<...> находятся следующие бесхозяйные участки сетей водоотведения: по <...> от <...> до <...> от <...> до <...>; от <...> по ул.. Лесная до Белоярской аптеки; от <...> по Лесная до <...>; от <...> до <...>; от <...> до <...>; по <...> от <...> до <...>; по <...> от <...> до детского сада «Аленушка»; от <...> до музыкальной школы; от <...> до <...>; от <...> до магазина «Сатурн», от <...> до детского сада «Аленушка»; от <...> до <...>; от физкультурно-оздоровительного комплекса до пожарного депо; от школы до бассейна; от <...> до <...>; по <...> от хлебопекарни до КНС-1 и гаражей
Сведениями о техническом состоянии указанных сетей, администрация с.<...> не обладает, какие - либо меры к их выявлению, постановке на кадастровый учет, не приняты, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой города _______ главе с.<...> внесено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено _______ и удовлетворено, сообщено о планировании заложить в бюджет с.<...> на 2024 год денежные средства для заключения договора на проведение кадастровых работ по изготовлению технических планов на бесхозяйные инженерные сети с целью дальнейшего признания права муниципальной собственности на них.
Согласно сведениям комитета муниципальной собственности администрации <...>, выявленные сети в собственности <...> не находятся,
Согласно сведениям из Сосновского ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Югорск» указанные выше сети в собственности ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Югорск» не находятся.
Как установлено в судебном заседании, Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, указанные сети на учет, как бесхозяйный объекты недвижимости, не приняты.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в том числе, органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что собственники указанных объектов недвижимого имущества, не установлены и в соответствии с п.3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Порядка N 931, администрация сельского поселения Сосновка должна обратиться в Белоярский отдел Управления Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора <...> подлежащими удовлетворению.
Проверив доводы представителя ответчика о неисполнимости требований прокурора в заявленный срок, руководствуясь положениями ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом мнения сторон и требований разумности, суд считает необходимым установить срок исполнения возлагаемой обязанности в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Указанный срок суд считает разумным, обоснованным и достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 290-293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора <...> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Сосновка, выразившееся в непринятии мер по выявлению и постановке на учет бесхозяйных инженерных сетей сельского поселения Сосновка.
Обязать администрацию сельского поселения Сосновка в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, сетей тепло-, водоснабжения, водоотведения в пределах границ земельных, участков, находящихся в муниципальной собственности и собственность на которые не разграничена:
- участки сетей тепло, водоснабжения: по <...> от <...> до <...> от <...> до <...>; от <...> до <...>, от Электромастерской по <...> аптеки; по <...> от <...> до <...>; по <...> от <...> до <...>; от <...> до дома №, 9 по <...>; внутриплощадочные сети детского сада «Аленушка» (от хозяйственного корпуса до плотницкой мастерской); по <...> от хлебопекарни до КНС-1 и гаражей.
- участки сетей водоотведения: по <...> от <...> до <...> от <...> до <...>; от <...> по ул.. Лесная до Белоярской аптеки; от <...> по Лесная до <...>; от <...> до <...>; от <...> до <...>; по <...> от <...> до <...>; по <...> от <...> до детского сада «Аленушка»; от <...> до музыкальной школы; от <...> до <...>; от <...> до магазина «Сатурн», от <...> до детского сада «Аленушка»; от <...> до <...>; от физкультурно-оздоровительного комплекса до пожарного депо; от школы до бассейна; от <...> до <...>; по <...> от хлебопекарни до КНС-1 и гаражей.
Решение может быть обжаловано в суд <...> – Югры в течение одного месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Белоярский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено _______
Председательствующий /подпись/ О.Ж. Иорданян