Дело № 2-314/2024
УИД 30RS0001-01-2023-009912-33
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Астрахань 11 января 2024 г.
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи | Бектемировой С.Ш., |
при секретаре | Шмелевой Ю.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Астрахани к администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» об обязании принять меры, направленные на постановку на учет в качестве бесхозяйного участка сети газоснабжения,
установил:
Прокурор Кировского района г. Астрахани обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Астрахань» об обязании принять меры, направленные на постановку на учет в качестве бесхозяйного участка сети газоснабжения.
В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой Кировского района г. Астрахани проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации. АО «Астраханьгазсервис» на территории Кировского района г. Астрахани ранее эксплуатировало участок бесхозяйного газопровода газоснабжения с имеющими на них сооружениями по адресному ориентиру: газопровод по ул. 2-я Зеленгинская, д.1, корп. 1 общей протяженностью 469 метров (газорегуляторный шкафной пункт (ШРП) - 1 шт.; стальной подземный газопровод среднего давления 149 метров; стальной надземный газопровод среднего давления 5 метров; задвижка на сети - 2 шт.; (стальной подземный газопровод низкого давления 315 метров; изолирующее фланцевое соединение - 2 шт.; контрольная трубка - 4 шт.). Указанные газопроводы в настоящее время собственника не имеют и не обслуживаются. При этом, по указанным сетям осуществляется подача газа в жилые дома и общественные здания.
Отсутствие собственника бесхозяйных участков газовых сетей, являющихся источником повышенной опасности, может способствовать возникновению чрезвычайных ситуаций. В случае возникновения чрезвычайной ситуации локального характера на вышеуказанных участках газовых сетей на территориях их расположения будут нарушены условия жизнедеятельности людей, причинен материальный ущерб, вред окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем прокурор Кировского района г. Астрахани просит суд обязать администрацию муниципального образования «Городской округ Город Астрахань» принять меры, направленные на постановку на учет в качестве бесхозяйного участка сети газоснабжения по адресу: Газопровод по ул. 2-я Зеленгинская, д. 1, корп. 1 общей протяженностью 469 метров (газорегуляторный шкафной пункт (ШРП) - 1 шт.; стальной подземный газопровод среднего давления 149 метров; стальной надземный газопровод среднего давления 5 метров; задвижка на сети - 2 шт.; (стальной подземный газопровод низкого давления 315 метров; изолирующее фланцевое соединение - 2 шт.; контрольная трубка - 4 шт.)
Представитель истца ст.помощник прокурора Хасбулатова Н.Я. в судебном заседании требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела.
Таким образом, ответчик, будучи извещенным в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, отказался от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела.
Суд, в силу ст.ст.167, 233 ГПК РФ, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося ответчика, в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Прокуратурой Кировского района г. Астрахани проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации. АО «Астраханьгазсервис» на территории Кировского района г. Астрахани ранее эксплуатировало участок бесхозяйного газопровода газоснабжения с имеющими на них сооружениями по адресному ориентиру: газопровод по ул. 2-я Зеленгинская, д.1, корп. 1 общей протяженностью 469 метров (газорегуляторный шкафной пункт (ШРП) - 1 шт.; стальной подземный газопровод среднего давления 149 метров; стальной надземный газопровод среднего давления 5 метров; задвижка на сети - 2 шт.; (стальной подземный газопровод низкого давления 315 метров; изолирующее фланцевое соединение - 2 шт.; контрольная трубка - 4 шт.).
Указанные газопроводы в настоящее время собственника не имеют и не обслуживаются, что подтверждается письмами АО«Астраханьгазсервис» № 03-12/6995 от 20.11.2023, АО «Газпромгазораспределение Астрахань» № РХ-21/12817 от 23.11.2023, ответом управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «Город Астрахань» №30-11-01-6281 от 20.11.2023.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ст.ст. 7, 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с правилами ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) по своим техническим характеристикам участок газопровода относится к недвижимому имуществу.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной вещью является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
На основании ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Газопроводы низкого и среднего давления относятся к категории опасных производственных объектов и должны соответствовать всем требованиям, устанавливаемым федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Одно из главных условий эксплуатации данных объектов - это поддержание их в надлежащем техническом состоянии. При отсутствии такого обслуживания газопроводы подлежат незамедлительному отключению и, соответственно, часть населения города останется без газоснабжения.
Согласно абз. 14 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, сети газораспределения и газопотребления должны обеспечивать безопасность и энергетическую эффективность транспортирования природного газа с параметрами по давлению и расходу, определенными проектной документацией и условиями эксплуатации.
Таким образом, пункт 5 Порядка в совокупности с абзацем первым пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определяют, что органом местного самоуправления, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливая общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяя государственные гарантии его осуществления, непосредственно не регулирует общественные отношения, связанные с бесхозяйными вещами и постановкой их на учет, поэтому необоснованным представляется доводы о том, что такая обязанность подлежит возложению на муниципальный район.
Исходя из чего, требования прокурора обосновано направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав неопределенного круга граждан, которые могут пострадать при возникновении чрезвычайной ситуацией, связанной аварийной ситуацией на бесхозяйных участках газопроводов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Кировского района г. Астрахани к администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» об обязании принять меры, направленные на постановку на учет в качестве бесхозяйного участка сети газоснабжения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ город Астрахань» принять меры, направленные на постановку на учет в качестве бесхозяйного участка сети газоснабжения по адресу: Газопровод по ул. 2-я Зеленгинская, д. 1, корп. 1 общей протяженностью 469 метров (газорегуляторный шкафной пункт (ШРП) - 1 шт.; стальной подземный газопровод среднего давления 149 метров; стальной надземный газопровод среднего давления 5 метров; задвижка на сети - 2 шт.; (стальной подземный газопровод низкого давления 315 метров; изолирующее фланцевое соединение - 2 шт.; контрольная трубка - 4 шт.)
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Полный текст решения изготовлен 15 января 2024 г.
Судья С.Ш. Бектемирова