ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-315 от 29.06.2010 Любинского районного суда (Омская область)

                                                                                    Любинский районный суд Омская область                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Любинский районный суд Омская область — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2- 315/2010

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

29 июня 2010г. р.п. Любинский

Любинский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Брагина В.М.,

с участием помощника прокурора Любинского района Омской области Казакова Ю.А.,

ответчика индивидуального предпринимателя Шенеберга А.Э. представителей третьих лиц: ФГУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» Галкина О.М., Игнатова С.Н.

при секретаре Блиновой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Любинского района Омской области к ответчику индивидуальному предпринимателю Шенебергу А.Э. о признании незаконным бездействие по непринятию мер по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, возложении обязанности произвести устройство переходно-скоростных полос, освещение въезда (выезда) на объект с учетом переходно-скоростных полос, площадки для стоянки автотранспортных средств, устранить повреждения асфальтобетонного покрытия дорожной одежды въезда (выезда) на объект и площадки для стоянки автотранспортных средств, взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л:

Истец Прокурор Любинского района обратился в Любинский районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ответчику индивидуальному предпринимателю Шенебергу А.Э. о признании незаконным бездействие по непринятию мер по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, возложении обязанности произвести устройство переходно-скоростных полос, освещение въезда (выезда) на объект с учетом переходно-скоростных полос, площадки для стоянки автотранспортных средств, устранить повреждения асфальтобетонного покрытия дорожной одежды въезда (выезда) на объект и площадки для стоянки автотранспортных средств и повреждений кромки асфальтобетонного покрытия федеральной автомобильной дороги, взыскании судебных расходов. В обоснование заявленных требований указал следующее.

В ходе проведения проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения со стороны автотранспортных предприятий и организаций всех форм собственности, органов местного самоуправления, а также субъектов предпринимательской деятельности на территории Любинского муниципального района в связи с обращением директора Омского филиала Федерального государственного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства, проведена проверка соблюдения требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в деятельности индивидуального предпринимателя Шенеберга А.Э., который является владельцем кафе «... расположенного в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования.

В результате проверки установлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности индивидуального предпринимателя ..., выразившиеся в том, что по настоящее время им не обеспечена охрана жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, использующих федеральную трассу ... для передвижения, в частности, кафе ... примыкающее к данной автомобильной дороге общего пользования ... на км. ....

В ходе проверки установлено, что кафе ... эксплуатируется индивидуальным предпринимателем Шенебергом А.Э. со следующими нарушениями:

- отсутствуют переходно-скоростные полосы;

- отсутствует освещение въезда (выезда) на объект с учетом переходно-скоростных полос, площадки для стоянки автотранспортных средств;

- имеются повреждения асфальтобетонного покрытия дорожной одежды въезда (выезда) на объект и площадки для стоянки автотранспортных средств.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

На основании статьи 3 Закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Статьей 11 Закона предусмотрено, что проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) предусматривает, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт являющихся сооружениями примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.

Разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог федерального значения в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства (п. 3 ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, в силу п. 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 374 (далее - Положение от 23.07.2004 № 374), является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).

Согласно пункту 5.4 Положения от 23.07.2004 № 374 Федеральное дорожное агентство в числе прочих полномочий выдает разрешение в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования.

Государственное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства находится в ведении Росавтодора (пункт 29 раздела II Приложения к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 № 1731-р).

Соответственно, выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к федеральной автомобильной дороге осуществляется Федеральным дорожным агентством или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями, в том числе ФГУ «Сибуправтодор».

Автомобильная дорога ... в соответствии с Перечнем федеральных дорог в РСФСР, утвержденным Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 № 62, относится к прочим федеральным дорогам.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от Дата обезличена серия 55 АВ Номер обезличен земельный участок, расположенный в землях промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, и иного назначения по адресу - ..., ..., ... км. ... находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФГУ «Сибуправтодор».

Постановлением Правительства от 01.12.1998 № 1420 утверждены Правила установления и использования придорожных полос Федеральных автомобильных дорог общего пользования (далее - Правила), согласно п. 1 которого предусмотрено, что настоящие Правила определяют порядок установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, являющихся зонами с особым режимом использования земель.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований настоящих Правил осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство и уполномоченные им органы, на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования (далее именуются - органы управления федеральными автомобильными дорогами), а также органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Согласно п. 10 Правил размещение в пределах придорожных полос объектов разрешается при соблюдении следующих условий:

а) объекты не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и
другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации этой автомобильной
дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности
населения;

б) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной
реконструкции федеральной автомобильной дороги;

в) размещение, проектирование и строительство объектов должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

На основании п. 11 Правил размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

При выборе места размещения объектов дорожного сервиса следует стремиться к сокращению до минимума числа примыканий, подъездов к федеральной автомобильной дороге и съездов с нее, располагая, как правило, эти объекты комплексно в границах земель, отведенных для этих целей.

Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их владельцев.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 233 утверждены Правила установления и использования полос отвода Федеральных автомобильных дорог (далее - Правила № 233) согласно п. 1 которых предусмотрено, что настоящие Правила определяют порядок установления полос отвода автомобильных дорог, находящихся в собственности Российской Федерации, а также условия их использования.

Пунктом 2 Правил № 233 предусмотрено, что для целей настоящих Правил под полосой отвода федеральной автомобильной дороги понимается совокупность земельных участков, предоставленных в установленном порядке для размещения конструктивных элементов и инженерных сооружений такой автомобильной дороги, а также зданий, строений, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств, других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию указанной дороги и являющихся ее неотъемлемой технологической частью.

Согласно п. 8 Правил № 233 в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги могут размещаться объекты дорожного сервиса. Их размещение осуществляется в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, при соблюдении следующих условий:

а) объекты дорожного сервиса не должны ухудшать видимость на федеральной
автомобильной дороге и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения и
использования этой автомобильной дороги;

б) выбор места размещения объектов дорожного сервиса должен осуществляться с
учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги;

в) объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и
остановки транспортных средств, подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним, а также оборудованными переходно-скоростными полосами.

На основании ст. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090 - должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Согласно свидетельства о государственной регистрации от Дата обезличенаг. Номер обезличен индивидуальный предприниматель Шенеберг А.Э. является собственником здания кафе ... общей площадью 73,60 кв.м. инвентарный номер Номер обезличен, литер А, расположенного по адресу ... ... ... автодороги ...

В ходе эксплуатации вышеуказанного объекта индивидуальному предпринимателю Шенбергу А.Э. Омским филиалом ФГУ «Сибуправтодор» и ФГУ «ФУАД «Сибирь» ФДА» неоднократно направлялись предписания (от 10.07.2007 №128, от 02.10.2007г. № 179, от 06.08.2009г. № 76) о необходимости выполнения технических условий и требований действующего законодательства РФ на размещения примыкания подъезда от пункта питания к федеральной автомобильной дороге .......

Однако, в нарушение вышеуказанных требований Федерального законодательства при размещении примыкания подъезда от пункта общественного питания кафе ...» в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования ...... в настоящее время имеются следующие нарушения:

- Отсутствуют переходно-скоростные полосы;

- Отсутствует освещение въезда (выезда) на объект с учетом переходно-скоростных полос, площадки для стоянки автотранспортных средств;

- Имеются повреждения асфальтобетонного покрытия дорожной одежды въезда (выезда) на объект и площадки для стоянки автотранспортных средств.

Указанные нарушения являются недопустимыми, могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, возникновению угрозы жизни и здоровья людей, кроме того приводят к разрушению кромки полотна дорожного покрытия и укрепленной обочины дороги, как следствие, к ущербу государственной собственности.

Тем самым нарушается один из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренный ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Статья 15 Конституции Российской Федерации закрепляет, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

На основании ч. 2 ст. 4 Конституции РФ - Конституция Российской Федерации и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Частями 1, 2 ст. 1 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрена обязанность прокурора от имени Российской Федерации осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ. Указанный ФЗ регламентирует право прокурора обращаться в суд с заявлением, если это требует защита интересов государства, неопределенного круга лиц в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. Такое же право прокурору предоставлено и ст. 45 ГПК РФ.

Установленные проверкой нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности индивидуального предпринимателя Шенеберга А.Э. напрямую затрагивает публичные права и свободы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения вышеуказанную автодорогу, в том числе посетителей кафе ...», могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, что является недопустимым.

Кроме того, невыполнение индивидуальным предпринимателем Шенебергом А.Е. Конституции РФ и федеральных законов, также затрагивает публичные интересы государства, обязанного в силу ст.ст. 2, 38, 48 Конституции Российской Федерации соблюдать права и свободы человека и гражданина.

На основании этого прокурор просит суд :

- признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Шенеберга А.Э. по непринятию мер по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения в процессе эксплуатации объекта дорожного сервиса - кафе ...».

Обязать индивидуального предпринимателя Шенберга А.Э.

- произвести устройство переходно-скоростных полос;

- произвести освещение въезда(выезда) на объект (кафе «...») с учётом переходно-скоростных полос и площадки для стоянки автотранспортных средств;

- устранить повреждения асфальтобетонного покрытия дорожной одежды въезда (выезда) на объект и площадки для стоянки автотранспортных средств.

-взыскать с ответчика Шенеберга А.Э. судебные издержки.

В судебном заседании прокурор Казаков Ю.А. настаивал на иске по тем же основаниям.

Ответчик Шенеберг А.Э. С заявленные исковые требованиями не признал в полном объёме. Полагал, что поскольку принадлежащее ему кафе «... и автостоянка напрямую не примыкают к автомобильной дороге общего пользования, а автомобили заезжают к нему через площадку для стоянки автотранспортных средств, принадлежащую автодору, то наличие переходно-скоростных полос в данном случае не имеет никакого значения для безопасности дорожного движения и он не должен строить их и проводить освещение. Это должен делать автодор. Освещение территории кафе является достаточным, а освещение площадки для стоянки автотранспортных средств произвести невозможно, так как на ней не проведено электричество. Для проведения электричества требуется около 10 000 000 рублей, таких денег у него нет. Кроме того считает, что требования о строительстве переходно-скоростных полос не распространяется на него, так как кафе было построено и введено в эксплуатацию еще в 2000 году, а Указ Президента РФ № 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования» и Постановление Правительства РФ об утверждении Правил установления и пользования придорожными полосами были приняты гораздо позже. Когда он начинал строительство кафе, все было согласовано, и нему никто таких требований не предъявлял. Предписаний он не получал. Впервые требования об устранении нарушений использования придорожной полосы /полосы отвода/ федеральных автомобильных дорог общего пользования были изложены в предписании ФГУ «Сибуправтодор» от 06.08.2009 г. Четыре года назад была прокурорская проверка, в ходе которой была выявлена нехватка одного столба освещения, в результате ему был назначен штраф 1000 рублей, больше никаких претензий к нему не было.

Он действительно подписывал договор № 264/ДС от 01.11.2006 г. на размещение примыкания подъезда в пределах полосы отвода и придорожной полосы федеральной автомобильной дороги, а так же технические условия и дополнительное соглашение к данному договору. Когда подписывал договор, речи об устройстве переходно-скоростных полос не велось, возможно он не обратил на это внимание. На автостоянке, принадлежащей автодору, помимо кафе, многие люди просто останавливаются сами на два-три дня, она всегда забита машинами. Кроме этого, он регулярно осуществляет ремонт подъездных путей, уборку территории стоянок как своей, так и автодора, поставил там мусорные баки.

Представитель третьего лица ФГУ «Сибуправтодор» Галкин О.М. заявленные исковые требования прокурора Любинского района поддерживал в полном объеме. Автомобильная дорога это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, автостоянки, являющиеся ее технологической частью (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог). В данном случае подъезд автомобилей к кафе «...» осуществляется через площадку для стоянки автотранспортных средств и подъезд к ней, которые являются единым целым с автодорогой и их обслуживание, как и дороги, осуществляет ФГУ «Сибуправтодор», которому они принадлежат. Данная площадка была построена для краткосрочной остановки автомобилей, однако в связи с функционированием кафе, увеличилась интенсивность проходимости автомобилей, и возникла необходимость в устройстве переходно-скоростных полос. Та интенсивность, которая была, когда не было кафе, соответствовало требованием. Ответчик действительно не пользуется площадкой для стоянки автотранспортных средств, ею пользуются автомобили, которые подъезжают к кафе. Для безопасности дорожного движения в настоящее время необходимо устройство переходно-скоростных полос, однако если не будет кафе, то такая необходимость может отпасть. Федеральная автомобильная дорога общего пользования ...» закреплена за ФГУ «Сибуправтодор» на праве оперативного управления и относиться к дороге третьей категории. Данная площадка нигде в документах отдельно не выделяется, так как входит в комплекс инженерных сооружений автомобильной дороги. Данные выводы основываются на Указе Президента РФ от 27 июня 1998 года № 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования», т.е. действие п. 2 данного Указа не распространяется на данный объект сервиса кафе «...». По смыслу п. 2 Указа речь идет об объектах капитального типа, срок службы которых 10 и более лет, за исключением объектов находящихся в эксплуатации, а также на объекты, строительство которых началось до 1 июля 1998 года. В остальной части, в том числе и требования по обеспечению безопасности дорожного движения, строительстве переходно-скоростных полос и т.д. на объекте сервиса, должны выполнять в соответствии с вышеназванным Федеральным Законом и за счёт собственника объектов сервиса.

Представитель третьего лица ФГУ «Сибуправтодор» Игнатов С.Н. суду пояснил заявленные исковые требования прокурора Любинского района так же поддержал по тем же основаниям. Доводы ответчика о том, что до 2009 года он не знал о претензиях к нему являются несостоятельными, так как договор на размещение примыкания подъезда в пределах полосы отвода и придорожной полосы федеральной автомобильной дороги был заключен с ним еще в 2006 году, и каждый год он пролонгировался, однако его условия так и не были выполнены.

Пояснил так же, что в соответствии с п. 6, п. 10 ст. 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.

На основании п. 8, п. 9 Правил установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги могут размещаться объекты дорожного сервиса. Их размещение осуществляется в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, при соблюдении следующих условий:

а) объекты дорожного сервиса не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения и использования этой автомобильной дороги;

б) выбор места размещения объектов дорожного сервиса должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги;

в) объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки транспортных средств, подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним, а также оборудованными переходно-скоростными полосами.

В пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги могут размещаться:

инженерные коммуникации, автомобильные дороги (кроме федеральных), железные дороги, линии электропередачи, линии связи, объекты трубопроводного и железнодорожного транспорта, а также иные сооружения и объекты, которые располагаются вдоль федеральной автомобильной дороги либо пересекают ее;

подъезды, съезды и примыкания (включая переходно-скоростные полосы) к объектам, расположенным вне полосы отвода федеральной автомобильной дороги и требующим доступа к ним.

В соответствии с п. 10, п. 11 Постановления Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1420 "Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования" размещение в пределах придорожных полос объектов разрешается при соблюдении следующих условий:

а) объекты не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации этой автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения;

б) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги;

в) размещение, проектирование и строительство объектов должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

Размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

При выборе места размещения объектов дорожного сервиса следует стремиться к сокращению до минимума числа примыканий, подъездов к федеральной автомобильной дороге и съездов с нее, располагая, как правило, эти объекты комплексно в границах земель, отведенных для этих целей.

Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их владельцев.

На основании п. 5.5.8, п. 5.5.27 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007г. "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта съезды и выезды в местах размещения объектов дорожного сервиса должны быть предусмотрены переходно-скоростные полосы.

Расстояние между концом и началом соседних переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, а также расстояние между соседними съездами, имеющими общую переходно-скоростную полосу, должно составлять не менее 50 м.

Содержание переходно-скоростных полос, проездов и территории сооружений обслуживания движения обеспечивается их владельцами за собственный счет.

Заслушав стороны, представителей третьих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 15 Конституции Российской Федерации закрепляет, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

На основании ч. 2 ст. 4 Конституции РФ - Конституция Российской Федерации и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

На основании статьи 3 Закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Статьей 11 Закона предусмотрено, что проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) предусматривает, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт являющихся сооружениями примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.

Разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог федерального значения в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства (п. 3 ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, в силу п. 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 374 (далее - Положение от 23.07.2004 № 374), является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).

Согласно пункту 5.4 Положения от 23.07.2004 № 374 Федеральное дорожное агентство в числе прочих полномочий выдает разрешение в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования.

Согласно п. 8 Правил № 233 в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги могут размещаться объекты дорожного сервиса. Их размещение осуществляется в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, при соблюдении следующих условий:

а) объекты дорожного сервиса не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения и использования этой автомобильной дороги;

б) выбор места размещения объектов дорожного сервиса должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги;

в) объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки транспортных средств, подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним, а также оборудованными переходно-скоростными полосами.

Пункт 2 статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) определяет, что в зависимости от класса и категории автомобильных дорог с учетом перспективы их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в определённых размерах, в частности для автомобильных дорог третьей и четвёртой категории (прочим), каковой является автомобильная дорога общего пользования ..., что видно из акта закрепления государственного имущества за государственным учреждением ФУАД ...», в 50 м.

Автомобильная дорога ...в соответствии с Перечнем федеральных дорог в РСФСР, утверждённым Постановлением Правительства РСФСР от 24.12. 1991 г. № 62, относиться к прочим федеральным дорогам.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от Дата обезличенаг. серия 55 АВ Номер обезличен указанная дорога находиться в постоянном (бессрочном) пользовании ФГУ «Сибуправтодор».

ГОСТ Р 52766 - 2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» предусматривает:

- п. 5.5.8- для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта съезды и выезды в местах размещения объектов дорожного сервиса должны быть предусмотрены переходно-скоростные полосы по СНиП 2.05.02- 85 «Автомобильные дороги»

п. 4.6.1.1. Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают :

на участках дорог в зонах размещения переходно-скоростных полос на съездах к соотружениям обслуживания движения (примечание: объекты придорожного сервиса - п.5), действующим в тёмное время суток.

Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007г. № 233 утверждены Правила установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог, согласно п.1 которых предусмотрено, что Правила определяют порядок установления полос отвода автомобильных дорог, находящихся в собственности Российской Федерации. А так же условия их использования.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что для целей настоящих Правил под полосой отвода федеральных автомобильных дорог понимается совокупность земельных участков, предоставленных в установленном порядке для размещения конструктивных элементов и инженерных сооружений такой автомобильной дороги, а так же зданий, строений, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств, других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию указанной дороги и являющихся её неотъемлемой технологической частью.

Под автомобильной дорогой, как это разъяснено в «Общероссийском классификаторе основных фондов», следует понимать - сооружение, включающее в себя в установленных границах земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги, другие относящиеся к дороге сооружения.

В соответствии с ФЗ ««Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования, в том числе и пункты общественного питания, стоянки транспортных средств и т.п.

В судебном заседании установлено, что 19 марта 2010 года прокуратурой Любинского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения со стороны автотранспортных предприятий и организаций всех форм собственности, органов местного самоуправления, а также субъектов предпринимательской деятельности на территории Любинского муниципального района. В результате проверки, в связи с обращением директора Омского филиала Федерального государственного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства в деятельности индивидуального предпринимателя Шенеберга Э.А., который является владельцем кафе «... расположенного в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования, установлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, выразившиеся в том, что ИП Шенебергом А.Э. не обеспечена охрана жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, использующих федеральную трассу ... для передвижения, в частности, кафе «...», примыкающее к данной автомобильной дороге общего пользования ...» на км. ....

В ходе проверки установлено, что кафе «...», эксплуатируется индивидуальным предпринимателем Шенебергом А.Э. со следующими нарушениями:

- отсутствуют переходно-скоростные полосы;

- отсутствует освещение въезда(выезда) на объект с учётом переходно-скоростных полос, площадки для стоянки автотранспортных средств;

- имеются повреждения асфальтобетонного покрытия дорожной одежды въезда (выезда) на объект и площадки для стоянки автотранспортных средств.

Согласно свидетельства о внесении Единый государственные реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до Дата обезличена г. серии 55 Номер обезличен от Дата обезличена г. Шенеберг А.Э. с Дата обезличена. зарегистрирован как индивидуальный предприниматель.

Согласно договора аренды земельного участка от 15.03.2001 г., заключённого между ЗАО «...»(арендодатель) и Шенебергом А.Э.,(арендатор), последнему предоставлен в аренду сроком на 75 лет земельный участок площадью 2400 га для строительства кафе и автостоянки.

Согласно акта выбора земельного участка от 02.09.1997г. данный1 земельный участок расположен с левой стороны автодороги ..., на землях АОЗТ (ЗАО) ..., свободен от застроек.

В плане границ указанного земельного участка имеются сведения о границах смежных землепользователей, в том числе и с землями «Омскавтодор». В частности, земельный участок расположен в пределах полосы отвода и придорожной полосы, примыкает так же к въезду(выезду) и автостоянки, являющейся неотъемлемой частью данной автодороги. подъезда от пункта питания к федеральной автомобильной дороге ......

Как видно из акта приёмки кафе «...», расположенного на трассе ..., оно было принято в эксплуатацию 7.12.2000 г.

Постановлением главы местного самоуправления Любинского муниципального района Омской области от Дата обезличенаг. Номер обезличенП «0 вводе в эксплуатацию законченных строительством объектов, данный акт был утверждён.

Согласно свидетельства о государственной регистрации от Дата обезличена г. предприниматель серия 55 АА Номер обезличен Шенеберг А.Э.является собственником здания кафе «...» общей площадью 73.60 кв. м кв.м., расположенного по адресу : ..., ...».

04.11.2006г. между и ГУ «ФУАД «Сибирь» ФДА» и Шенебергом А.Э. был заключён договор Номер обезличенДС на размещение примыкания подъезда в пределах полосы отвода и придорожной полосы федеральной автомобильной дороги ......

В ходе эксплуатации вышеуказанного объекта индивидуальному предпринимателю Шенебергу А.Э. Омским филиалом ФГУ «Сибуправтодор» и ФГУ «ФУАД «Сибирь» ФДА» неоднократно направлялись предписания о необходимости выполнения технических условий и требований действующего законодательства РФ на размещения примыкания подъезда от пункта питания к федеральной автомобильной дороге ...... по которому Шенеберг А.Э. как собственник кофе «...» обязался обеспечить обустройство, содержание и ремонт подъезда, переходно-скоростных полос, площадок для стоянки автомобилей и других сооружений, связанных с обеспечением функционирования кафе за счет собственника.(п.2.1.3). Эти обязательства были так же закреплены в Технических условиях на согласование размещения примыкания подъезда от пункта питания к федеральной автомобильной дороге ...... дополнительных.

Анализ материалов дела позволяет суду сделать вывод о том, что ответчиком нарушены требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения», выразившиеся в том, что по настоящее время ИП Шенебергом А.Э. не обеспечена охрана жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, использующих федеральную трассу ...-... для передвижения, в частности, кафе «..., примыкающее к данной автомобильной дороге общего пользования ...».

Довод ответчика Шенеберга А.Э. о нераспространении на него положений «Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорого общего пользования», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998г. № 1420 в силу Указа Президента РФ от 27 июня 1998г.№ 727 не основано на законе. По смыслу указанных законов, в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы, а так же зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания владельцев и пассажиров автотранспортных средств (объектов дорожного сервиса). Данный запрет не распространяется на находящиеся в эксплуатации, а так же начатые строительством до 1.07.1998г. Таким образом, ответчик Шенеберг А.Э. ошибочно трактует данные положения закона, распространяя их и на обязанности по ремонту и содержанию подъездов, съездов и примыканий, строительство переходно-скоростных полос.

Не может быть принят во внимание и довод ответчика о том, что его объект не примыкает непосредственно к автодороге. Как видно из приведённых выше документов кафе «... расположено в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования ...», в том числе и через автостоянку, являющуюся единым целым с автодорогой и подъездом(» выездом). Это следует из понятия «автомобильная дорога» и «элементы обустройства автомобильной дорог», данные так же в ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 г. № 257 - автомобильная дорога - объект инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и в включает в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, в том числе и элементы обустройства автомобильных дорог, т.е. дорожные знаки, ограждения, светофоры, стоянки транспортных средств.

Не убедительны утверждения ответчика Шенеберга А.Е. на отсутствие у него денежных средств на устранение указанных нарушений и что объект у него был принят в эксплуатацию всеми необходимыми контролирующими органами без указаний на необходимость строительства указанных объектов. Нарушение требований закона со стороны контролирующих органов при принятии объекта в эксплуатацию не освобождает в дальнейшем собственника объекта от исполнения требований закона.

Суд так же полагает, что ссылка представителей третьего лица на необходимость устранения обнаруженных нарушений в деятельности Шенеберга А.Ю. так же в связи с увеличением интенсивности движения не имеет правовой основы. Закон не связывает обязанность обустройство объектов дорожного сервиса с интенсивностью движения транспортных средств.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что имеющиеся нарушения в деятельности индивидуального предпринимателя Шенеберга А.Э. являются недопустимыми, могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, возникновению угрозы жизни и здоровья людей, кроме того приводят к разрушению кромки полотна дорожного покрытия и укрепленной обочины дороги, как следствие, к ущербу государственной собственности.

Тем самым нарушается один из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренный ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Таким образом, суд считает, что исковые требования прокурора Любинского района о признании незаконным бездействия ответчика индивидуального предпринимателя Шенеберга А.Э. по непринятию мер по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения подлежат удовлетворению.

На основании ч. 2 ст. 4 Конституции РФ - Конституция Российской Федерации и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Частями 1, 2 ст. 1 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрена обязанность прокурора от имени Российской Федерации осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ. Указанный ФЗ регламентирует право прокурора обращаться в суд с заявлением, если это требует защита интересов государства, неопределенного круга лиц в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. Такое же право прокурору предоставлено и ст. 45 ГПК РФ.

Согласно ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления неимущественного характера составляет для юридических лиц 4 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 103, 194-196, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Шенеберга А.Э. по непринятию мер по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения в процессе эксплуатации объекта дорожного сервиса - кафе «...», в том числе по неприведению примыкания подъезда от пункта общественного питания кафе «...» в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги ...

Возложить обязанности на индивидуального предпринимателя Шенеберга А.Э. привести в соответствие с указанными требованиями примыкание подъезда от пункта общественного питания кафе «...» в полосе отвода и придорожной полосе федеральной дороги общего пользования ...» в частности :

- произвести устройство переходно-скоростных полос ;

- произвести освещение въезда(выезда) на объект (кафе «... с учётом переходно- скоростных полос, площадки для стоянки автотранспортных средств;

- устранить повреждения асфальтобетонного покрытия дорожной одежды въезда(выезда) на объект и площадки для стоянки автотранспортных средств; в соответствии с технической документацией, установленными техническими, санитарными требованиям и нормами.

Установить срок для выполнения указанных работ до 31 декабря 2010г.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Шенеберга А.Э. судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4000 руб. в бюджет Любинского муниципального района Омской области.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течении десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме путём подачи кассационной жалобы в Любинский районный суд Омской области.

Судья В.М.Брагин