ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3150/2022 от 21.04.2022 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 2-3150/2022

УИД 28RS0004-01-2022-003113-32

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:

Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,

при секретаре Свиргун Л.А.

с участием представителя истца ТМ, представителя ответчика ММ

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЛИ к Министерству социальной защиты населения Амурской области о понуждении произвести перерасчет пенсии за выслугу лет,

установил:

ЛИ обратилась в суд с иском, в котором просит обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с 1 января 2019 года в соответствии с Законом Амурской области № 331-ОЗ от 28.03.2019 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Амурской области и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Амурской области» с учетом изменившегося размера должностного оклада специалиста 1 разряда (2335 рублей), произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с 1 января 2021 года в соответствии с Законом Амурской области от 06.11.2020 № 608-ОЗ «О внесении изменений в Закон Амурской области «О государственной гражданской службе Амурской области» и Закон Амурской области «О государственных должностях Амурской области» с учетом изменившегося размера должностного оклада специалиста 1 разряда (2510 рублей).

В обоснование иска указано, что на основании решения Совета по вопросам государственной службы Амурской области № 34/4 от 21.08.2012 ЛИ, замешавшей государственную должность области – министра имущественных отношений области с 16.06.2009 по 25.07.2012, в соответствии со ст. 12 Закона Амурской области от 13.12.2006 № 260-ОЗ «О государственных должностях Амурской области» назначена пенсия за выслугу лет в размере 75 % базового денежного вознаграждения по замещаемой должности. На основании вышеуказанного решения Министерством социальной защиты населения Амурской области было издано распоряжение № 34 от 10 сентября 2012 года «О назначении пенсии за выслугу лет». Согласно распоряжению, с 26.07.2012 назначена пенсия за выслугу лет в размере 58452 рублей 23 копеек, из расчета срока замещения государственной должности области 3 года 1 мес. 10 дн., должностного оклада специалиста 1 разряда 1840 рублей, коэффициента денежного вознаграждения 32,582. Впоследствии в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона Амурской области № 260-ОЗ в 2012 и 2013 годах делался перерасчет пенсии за выслугу лет в связи с изменением должностного оклада специалиста 1 разряда, а именно: с 01.10.2012 в размере 61978 рублей 29 копеек (должностной оклад специалиста 1 разряда составил 1951 рублей), с 01.10.2013 в размере 65409 рублей 18 копеек (должностной оклад специалиста 1 разряда составил 2059 рублей). Далее размер пенсии за выслугу лет в связи с изменением базового денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности области с 32,582 до 40,578 был увеличен на основании решения Благовещенского городского суда Амурской области от 8 мая 2014 года. 24 февраля 2022 года обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии за выслугу лет в связи с изменениями должностного оклада специалиста 1 разряда с 01.01.019 и с 01.01.2021. В письме от 09.03.2022 ответчик отказал в перерасчете по указанному основанию сославшись на п. 4.1 Положения № 37 «О порядке назначения, выплаты и перерасчете пенсии за выслугу лет…» от 27.02.2018. С отказом в перерасчете пенсии за выслугу лет не согласна. В связи с изменением должностного оклада специалиста 1 разряда с 01.01.2019 и с 01.01.2021, размер пенсии за выслугу лет, назначенный ранее, подлежит перерасчету. Отказ в перерасчете пенсии нарушает ее права. Полагает, что перерасчет размера пенсии за выслугу лет должен быть произведен в соответствии с централизованным повышением (индексацией) должностных окладов гражданских служащих (включая повышение должностных окладов по отдельным должностям гражданской службы области). Применение нового положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет, утв. Постановлением губернатора Амурской области от 27.02.2018 № 37, в отношении нее недопустимо, так как начало его действия с 28.02.2018 и оно распространяется на отношения, возникшие с указанной даты.

В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивала, пояснив об обстоятельствах, изложенных в иске. Дополнительно пояснила, что отказ ответчика в перерасчете пенсии за выслугу лет выражается в том, что ответчик фактически не произвел перерасчет пенсии. Из ответа, данного на обращение истца к ответчику, следует, что оснований для перерасчета пенсии не предусмотрено. Указано, что пенсию можно проиндексировать, но не пересчитать. Указанное является отказом. Решение об отказе в перерасчете отменить не просят, просят обязать ответчика произвести перерасчет пенсии. Решение ответчика не оспаривается.

В судебном заседании представитель ответчика, не согласившись с иском, указала, что согласно ч. 6 ст. 12 Закона Амурской области от 13.12.2006 № 260-ОЗ «О государственных должностях Амурской области» назначение, выплата и перерасчет пенсии за выслугу лет производятся исполнительным органом государственной власти области, определяемым губернатором области. Постановлением Губернатора Амурской области от 27.02.2018 № 37 утверждено Положение о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим области, замещавшим должности государственной гражданской службы области, и лицам, замещавшим государственные должности области. В иске истец указывает на отказ ответчика в перерасчете пенсии за выслугу лет. Вместе с тем, в своем ответе от 09.03.2022 министерство сообщило ЛИ, что для рассмотрения вопроса о перерасчете пенсии необходимо представить в министерство документы, предусмотренные п. 4.2 Постановления № 37. Решение об отказе в перерасчете пенсии за выслугу лет, министерство в отношении истца не принимало. Повторно с заявлением о перерасчете пенсии за выслугу лет ЛИ не обращалась. Кроме того, на момент обращения истца в министерство с заявлением о перерасчете размера пенсии за выслугу лет, Постановление губернатора Амурской области от 27.03.2007 № 184 было отменено в связи с изданием постановления губернатора Амурской области от 27.02.2018 № 37. Указанным постановлением № 37 утверждено Положение, которое определяет порядок назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим области, замещавшим должности государственной гражданской службы области, и лицам, замещавшим государственные должности области. Действие Положения № 37 распространяется, в том числе и на лиц, замещавших государственные должности области. Министерство не вправе при перерасчете размера пенсии за выслугу лет применять редакцию Положения, утратившую силу. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет гражданских служащих осуществляется за счет собственных доходов субъекта Российской Федерации, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий. Просят в иске отказать.

В судебное заседание не явилась истец, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах не явки не сообщила, обеспечила явку своего представителя. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся ли, участвующих в деле.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статья 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

Судом установлено, что ЛИ с 26 июля 2012 года является получателем пенсии за выслугу лет как государственный служащий Амурской области, ранее занимавшая ведущую государственную должность государственной службы.

Как следует из материалов дела, в период с 16 июня 2009 года по 25 июля 2012 года истец замещала должность министра имущественных отношений Амурской области.

Решением Совета по вопросам государственной службы области от 21 августа 2012 года № 34/4 в соответствии с Законом Амурской области от 13.12.2006 № 260-ОЗ «О государственных должностях Амурской области» ЛИ с 26 июля 2012 года назначена пенсия за выслугу лет, как лицу, замещавшему государственную должность области, - министра имущественных отношений области с 16.06.2009 по 25.07.2012. Срок замещения указанной государственной должности области составляет 3 года 1 мес. 10 дн. Общий срок замещения государственных должностей области 3 года 1 мес. 10 дн. В соответствии со ст. 12 Закона Амурской области от 13.12.2006 № 260-ОЗ «О государственных должностях Амурской области» пенсия за выслугу лет установлена в размере 75% базового денежного вознаграждения по замещаемой должности, определенного в размере 59951 рубля.

Распоряжениями Министерства социальной защиты населения Амурской области от 11.02.2013 № 21, от 11.03.2013 № 21 произведен перерасчет размера выплачиваемой истцу пенсии за выслугу лет; с 01.10.2012 года размер пенсии составил 61978 рублей 29 копеек.

В соответствии с распоряжением министерства от 17.12.2013 № 21 размер пенсии истца был увеличен до 65409 рублей 18 копеек, в связи с увеличением (индексацией) окладов денежного содержания государственных гражданских служащих области в 1,055 раз.

Согласно распоряжению министерства от 05.09.2014 произведен перерасчет пенсии за выслугу лет с 01.10.2013, размер пенсии стал составлять 81461 рубль 35 копеек.

Распоряжением министерства от 21.03.2018 года в связи с увеличением базового денежного вознаграждения в 1,04 раза (Закон Амурской области от 22.02.2018 № 185-ОЗ «О внесении изменений в Закон Амурской области «Об областном бюджете за 2018 года и плановый период 2019 и 2020 годов») с 01.01.2018 года размер пенсии истца за выслугу лет пересчитан в сторону увеличения и стал составлять 84720 рублей, исходя помимо прочих данных из должностного оклада специалиста 1 разряда в размере 2141 рублей 36 копеек.

Из материалов дела следует, что 18.02.2022 ЛИ обратилась в Министерство социальной зашиты населения в Амурской области с заявлением, в котором указала, что в соответствии с Законом Амурской области от 13.12.2006 № 260-ОЗ и решением Совета по вопросам государственной службы области от 21.08.2012 № 34/4, просит произвести перерасчет ее пенсии за выслугу лет с 01.01.2019 и с 01.01.2021 (в связи с изменениями размера должностного оклада специалиста 1 разряда применяемого для расчета пенсии за выслугу лет). Просит дать ответ на заявление о перерасчете пенсии в установленный срок.

В ответе от 09.03.2022 № Б-381/04-43/456 Министерство социальной защиты населения Амурской области на обращение ЛИ по вопросу перерасчета размера пенсии за выслугу лет указано, что согласно ч. 6 ст. 12 Закона Амурской области от 13.12.2006 № 260-ОЗ «О государственных должностях Амурской области» назначение, выплата и перерасчет пенсии за выслугу лет производятся исполнительным органом государственной власти области, определяемым губернатором области. Постановлением Губернатора Амурской области от 27.02.2018 № 37 утверждено Положение о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим области, замещавшим должности государственной гражданской службы области, и лицам, замещавшим государственные должности области. Разделом 4 данного Положения установлен порядок перерасчета пенсии за выслугу лет. Пунктом 4.1 предусмотрены случаи, при которых производится перерасчет пенсии за выслугу лет. Согласно пункту 4.2 Положения, для перерасчета пенсии за выслугу лет получатель (его представитель) представляет в министерство заявление о перерасчете пенсии за выслугу лет, составленное в произвольной форме (далее - заявление о перерасчете), и указанные в данном пункте документы. Таким образом, для рассмотрения вопроса о перерасчете пенсии за выслугу лет необходимо представить в министерство документы, предусмотренные пунктом 4.2 Положения. Дополнительно сообщают, что частью 9 статьи 12 Закона Амурской области от 13.12.2006 № 260-ОЗ установлена возможность индексации пенсии за выслугу лет в размере и сроки, установленные законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период для индексации базового денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности области. Вместе с тем, Законом Амурской области от 09.12.2021 № 48-ОЗ «Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» увеличение (индексация) базового денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности области, не предусмотрено.

Не согласившись с данным ответом, ЛИ указывает, что ответчиком необоснованно отказано в перерасчете пенсии за выслугу лет в связи с увлечением должностного оклада специалиста 1 разряда с 01.01.2019 и с 01.01.2021. Указала, что ответчик уклонился от перерасчета размера пенсии за выслугу лет, чем нарушил ее права.

Рассматривая обоснованность заявленных требований истца, суд пришел к следующему.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривают, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации), средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения гражданских служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.

Выплата пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности гражданской службы в Амурской области, регулируются статьей 20 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 года № 261-ОЗ «О государственной гражданской службе Амурской области», в соответствии с которой лица, замещавшие должности гражданской службы, при наличии стажа гражданской службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), имеют право на пенсию за выслугу лет в случае, если они были уволены с гражданской службы (независимо от даты увольнения) по указанным в статье основаниям.

Согласно п. 7 ст. 20 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 года № 261-ОЗ при наличии стажа гражданской службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия за выслугу лет назначается в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

За каждый полный год стажа гражданской службы сверх стажа, указанного в абзаце первом настоящей части, пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного денежного содержания. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания гражданского служащего по замещавшейся должности.

Условия назначения пенсии, размер пенсии, установление пенсии за выслугу лет гражданским служащим были определены в статьях 20, 21, 22 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 года № 261-ОЗ (в ред. Закона Амурской области от 28.11.2014 № 452-ОЗ (ред. 29.12.2014)).

Так, Законом Амурской области от 13 декабря 2006 № 261-ОЗ «О пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим государственной гражданской службы области и лицам, замещавшим государственные должности области» предусматривался перерасчет пенсии за выслугу лет путем индексации размера среднемесячного денежного содержания гражданского служащего, из которого исчислялась пенсия за выслугу лет.

В редакции от 13 марта 2014 года Закона № 261-ОЗ статья 21 предусматривала перерасчет размера пенсии за выслугу лет в случае централизованного повышения (индексации) должностных окладов гражданских служащих (включая повышение должностных окладов по отдельным должностям гражданской службы области). В последующих редакциях указанного закона эта норма была исключена.

Положением о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим области, замещавшим должности государственной гражданской службы области, и лицам, замещавшим государственные должности области, утв. Постановлением губернатора Амурской области от 27 марта 2007 года № 184 устанавливались нормы, предусматривающие индексацию пенсии за выслугу лет в случае индексации размера среднемесячного денежного содержания гражданского служащего, из которого исчислялась пенсия.

Данное Постановление было отменено в связи с изданием Постановления губернатора Амурской области от 27 февраля 2018 года № 37, которым также было утверждено Положение о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим области, замещавшим должности государственной гражданской службы области, и лицам, замещавшим государственные должности области.

В соответствии с пунктом 4.1 Раздела 4 данного Положения в редакции, действующей до 11 июля 2019 года, пенсия за выслугу лет гражданским служащим индексировалась в размере и сроки, установленные законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период для индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих области. Перерасчет размера пенсии за выслугу лет производился, в том числе в случае централизованного повышения (индексации) должностных окладов гражданских служащих, включая повышение должностных окладов по отдельным должностям гражданской службы области.

Перерасчет пенсии за выслугу лет в случае, указанном в подпункте 2 пункта 4.2 Положения, производится путем индексации размера среднемесячного денежного содержания гражданского служащего, из которого исчислялась пенсия за выслугу лет, на индекс повышения должностных окладов по соответствующей должности и последующего исчисления размера пенсии за выслугу лет исходя из размера проиндексированного среднемесячного денежного содержания.

Таким образом, под индексацией в данном случае подразумевается перерасчет пенсии в случае централизованного увеличения (индексации) денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности области, осуществляемое согласно закону Амурской области.

В соответствии с Постановлением губернатора Амурской области от 11 июля 2019 года № 230 Положение о порядке установления, назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим области, замещавшим должности государственной гражданской службы области, и лицам, замещавшим государственные должности области, изложено в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

Согласно данным изменениям положения о перерасчете размера пенсии за выслугу лет в случае централизованного повышения (индексации) должностных окладов гражданских служащих исключены.

Пункт 4 Положения содержит в себе исчерпывающие основания для перерасчета пенсии за выслугу лет. Перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится в случаях:

1) изменения размера страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии со дня изменения размера указанных выплат (для гражданских служащих);

2) последующего после назначения пенсии за выслугу лет замещения должностей государственной гражданской службы области (для гражданских служащих);

3) последующего после назначения пенсии за выслугу лет замещения государственной должности (государственных должностей) области на профессиональной постоянной основе исходя из срока замещения государственной должности (государственных должностей) области и установленного базового денежного вознаграждения (для лиц, замещавших государственные должности области).

Исходя из изложенного, в действующей редакции Положения не содержится ранее действующей нормы о перерасчете пенсии в связи с централизованным повышением (индексации) должностных окладов гражданских служащих, согласно которому истцу производился перерасчет пенсии за выслугу лет.

При этом судом отмечается, что из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного обеспечения гражданских служащих, осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации. Учитывая, что финансирование пенсии за выслугу лет гражданских служащих осуществляется за счет собственных доходов субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.ст. 8, 85 Бюджетного кодекса РФ), то субъекты вправе с учетом бюджетных возможностей вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для перерасчета (индексации) пенсии за выслугу лет не имеется.

Кроме того, судом учитывается, что в силу п. 4.2 Положения о порядке установления, назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим области, замещавшим должности государственной гражданской службы области, и лицам, замещавшим государственные должности области (в редакции Постановления губернатора Амурской области от 13.10.2020 № 242) для перерасчета пенсии за выслугу лет получатель (его представитель) представляет в министерство заявление о перерасчете пенсии за выслугу лет, составленное в произвольной форме (далее - заявление о перерасчете), и следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность получателя;

2) копию документа, удостоверяющего личность представителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя (в случае представления заявления о перерасчете и документов представителем получателя);

3) копию приказа об увольнении (освобождении) получателя с должности государственной гражданской службы области (в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 4.1 настоящего Положения);

4) копию решения об увольнении (освобождении) получателя с государственной должности области (в случаях, предусмотренных подпунктом 3 пункта 4.1 настоящего Положения);

5) копию трудовой книжки получателя либо сведения о трудовой деятельности получателя (при формировании сведений о трудовой деятельности в электронном виде) (в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 пункта 4.1 настоящего Положения).

В силу п. 4.3 вышеуказанного Порядка в случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 4.1 настоящего Положения, получателем (его представителем) по собственной инициативе одновременно с документами, указанными в пункте 4.2 настоящего Положения, может быть представлена справка о назначенной получателю страховой пенсии по старости (инвалидности), содержащая сведения о размере страховой пенсии по старости (инвалидности), в том числе сумме валоризации, фиксированной выплаты к страховой пенсии и дате ее назначения.

Прием, регистрация заявления о перерасчете и отказ в приеме заявления о перерасчете и представленных документов осуществляются специалистом в порядке, установленном пунктами 2.4 - 2.6 настоящего Положения. Непредставление документов, предусмотренных пунктом 4.2 настоящего Положения, является основанием для отказа в приеме заявления о перерасчете (п. 4.4).

Рассмотрение заявлений о перерасчете и представленных документов осуществляется в порядке, установленном пунктами 2.9, 2.10 настоящего Положения (п. 4.6).

Согласно пункту 4.7 Положения на основании принятого Комиссией решения в течение 5 рабочих дней со дня его передачи министерство принимает решение о перерасчете пенсии за выслугу лет либо решение об отказе в перерасчете пенсии за выслугу лет по формам, утверждаемым министерством.

Министерство в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о перерасчете пенсии за выслугу лет либо решения об отказе в перерасчете пенсии за выслугу лет направляет получателю (его представителю) соответствующее решение. В решении об отказе в перерасчете пенсии за выслугу лет указываются основания отказа (пункт 4.9).

Таким образом, порядок перерасчета пенсии носит заявительный характер.

Как следует из материалов дела, ЛИ с заявлением о перерасчете пенсии за выслугу лет в Министерство социальной защиты населения Амурской области в установленном законом порядке с предоставлением перечня документов, установленного пунктом 4.2 Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим области, замещавшим должности государственной гражданской службы области, и лицам, замещавшим государственные должности области (утв. Постановлением губернатора Амурской области от 27.02.2018 № 37) не обращалась.

18 февраля 2022 года ЛИ обратилась в министерство с заявлением о перерасчете пенсии за выслугу лет, без предоставления необходимых для перерасчета документов. На ее обращение Министерством социальной защиты населения Амурской области 09.09.2022 дан ответ о необходимости предоставления документов, предусмотренных пунктом 4.2 Положения.

Сам по себе ответ Министерства социальной защиты населения Амурской области от 09.03.2022 также не является решением об отказе в перерасчете пенсии.

Исходя из изложенного, следует, что ЛИ в установленном законом порядке в министерство с заявлением о перерасчете пенсии за выслугу лет с предоставлением перечня необходимых документов не обращалась, решения об отказе в перерасчете пенсии не принималось.

По смыслу вышеприведенных норм права, перерасчет пенсии носит заявительный характер, оценка пенсионных прав производится министерством на дату подачи заявления о перерасчете пенсии.

Поскольку в установленном законом порядке истец с заявлением о перерасчете пенсии в министерство мне обращалась, ответ министерства от 09.03.2022 по своей сути является разъяснением о проведении предварительной оценки пенсионных прав, решением об отказе в перерасчете пенсии не является, суд приходит к выводу, что вопрос о перерасчете размера пенсии ответчиком не разрешался.

При этом по смыслу п. 1 ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежат только нарушенные или оспоренные гражданские права, а не те права, нарушение которых предполагается только в будущем, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

Разрешение исковых требований ЛИ к министерству предполагает проверку обоснованности и законности принятого ответчиком решения об отказе в перерасчете пенсии за выслугу лет.

В отсутствие такого решения, принятого ответчиком, у суда не имеется возможности проверки данных фактов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска.

Заявленный иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ, суд

решил:

ЛИ в удовлетворении исковых требований к Министерству социальной защиты населения Амурской области о понуждении произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с 1 января 2019 года с учетом изменившегося размера должностного оклада специалиста 1 разряда (2335 рублей), с 1 января 2021 года с учетом изменившегося размера должностного оклада специалиста 1 разряда (2510 рублей) отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 27 апреля 2022 года.

Судья Н.Н. Матюханова