ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3151/18 от 04.12.2018 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-3151/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Смоленск 04 декабря 2018 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

председательствующего (судьи) Космачевой О.В.,

при секретаре Аксенцовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аксеновой Ольги Андреевны к Администрации г. Смоленска, Департаменту Смоленской области по социальному развитию о возложении обязанности по перечислению денежных средств,

установил:

Аксенова О.А. обратилась в суд с иском к Администрации г. Смоленска, Департаменту Смоленской области по социальному развитию о возложении обязанности на Администрацию г. Смоленска по перечислению 447 615 руб. в счет социальной выплаты по свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства от ДД.ММ.ГГГГ серии МС .

В дальнейшем истцом требования были уточнены: заявлены требования к указанным ответчикам и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства о солидарном перечислении денежных средств в счет социальной выплаты. (л.д. 119).

В окончательном виде заявила требования о взыскании с Администрации г. Смоленска социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства в сумме 447 615 руб. (л.д. 154).

В обоснование требований указала, что постановлением Администрации г. Смоленска она включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» в рамках целевой федеральной программы «Жилище» и Администрацией г. Смоленска ДД.ММ.ГГГГ ей выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ и сроком предъявления в банк – до ДД.ММ.ГГГГ. Все необходимые действия по реализации данного свидетельства ею были исполнены, однако органом местного самоуправления были незаконно возвращены выделенные ей средства по социальной выплате обратно в бюджет Смоленской области в связи с нереализацией Аксеновой О.А. своего права на указанные средства до конца 2017 года.

По делу в качестве соответчиков были привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерство финансов РФ; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ПАО «Сбербанк России» в лице Смоленского отделения № 8609.

Истец Аксенова О.А. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в иске и уточненных заявлениях.

Представитель ответчика Администрация г. Смоленска Степанова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объёме, поддержала представленные письменные возражения (л.д. 51-56,158-163).

Представитель ответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию Александрова М.Н. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объёме, поддержала представленные письменные возражения, сослалась на отсутствие вины Департаменты в нарушение прав истца (л.д. 70-73,133-134,146-148).

Представитель ответчика Министерство Финансов РФ в лице УФК РФ по Смоленской области Скворцова А.В. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объёме, поддержала представленные письменные возражения (л.д. 110-117).

Ответчик Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, в представленном отзыве указало на необоснованность заявленных требований (л.д. 121-128).

Третье лицо ПАО «Сбербанк России» в лице Смоленского отделения № 8609 о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило. В представленном отзыве на исковое заявление исковые требования не признало в полном объёме (л.д. 121-128).

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита; жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, в состав которой также включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2015-2020 годы. Приложением N 4 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Основными целями и задачами подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат. Социальные выплаты используются: а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (пункты 1 и 2 Правил).

Право молодой семьи - участницы подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой (п. 3 Правил).

Выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты по форме согласно приложению N 1 к Правилам на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Судом установлено, что Постановлением Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ-адм Аксенова О.А. и её дочь Аксенова Я.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признаны нуждающейся в улучшении жилищных условий и включенаДепартаментом Смоленской области по социальному развитию в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2015-2020 годы» (л.д. 14).

ДД.ММ.ГГГГ Аксеновой О.А. на неё и её дочь выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты или создание объекта индивидуального жилищного строительства серии МС на сумму 447 615 руб. сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).

На основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Сбербанк России» и Аксеновой О.А. договора банковского счета последней был открыт банковский счет для обслуживания подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» в рамках целевой федеральной программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, Аксеновой О.А. оформлено заявление-поручение на перевод денежных средств в сумме 447 615 руб. в счет оплаты квартиры (л.д. 32-38)

ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Сбербанк России» и Аксеновой О.А. был заключен кредитный договор с целевым использование - на приобретение объекта недвижимости – <адрес>, по условиям которого последней предоставлен кредит в сумме 1 152 385 руб. (л.д. 24-29).

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Машуриковой Н.В. и Аксеновой О.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Аксеновой Я.П., с использованием кредитных средств указанное жилое помещение стоимостью 1 600 000 руб. приобретено в долевую собственность Аксеновой О.А. и ее несовершеннолетней дочери (л.д. 22-23).

Государственная регистрация прав на объект недвижимости в ЕГРН произведена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-21).

До настоящего времени Аксенова О.А. не может воспользоваться предоставленными ей средствами подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» в рамках целевой федеральной программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы в связи с тем, что денежные средства на основании на основании подпункта 3.3.7 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении из областного бюджета субсидии для софинансирования расходов бюджета г. Смоленска на предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создания индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятий областной государственной программы «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области» на 2014-2020 годы на 2017 год» были возвращены в областной бюджет (л.д. 42).

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (включая вопросы применения в строительстве материалов, изделий и конструкций), архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства…

Таким образом, Минстрой России, является ответственным исполнителем государственной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".

Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ N 974 утверждена областная государственная программа "Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области" на 2014 - 2020 годы".

Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ N 213 утвержден Порядок организации работы по улучшению жилищных условий молодых семей.

Так, согласно п. 2.1 Порядка… для включения в список молодых семей - участников Государственной программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты и времени принятия заявления и приложенных к нему документов) с приложением документов.

Орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников Государственной программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее также - списки), по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку и представляет эти списки в Департамент по социальному развитию (п. 2.7).

Департамент по социальному развитию на основании списков молодых семей - участников Государственной программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий Государственной программы из областного бюджета и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Государственной программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников Государственной программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список участников, изъявивших желание получить социальную выплату), по форме согласно приложению N 3.1 к настоящему Порядку до 1 ноября года, предшествующего планируемому (п. 2.10).

Департамент… в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей – претендентов (п. 2.12).

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из областного бюджета, предназначенных для предоставления социальных выплат, способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, оповещает молодые семьи, которые являются получателями социальных выплат в соответствующем году, о необходимости представления документов для получения свидетельства, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству (п. 2.13).

Орган местного самоуправления в течение одного месяца после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из областного бюджета, предназначенных для предоставления социальных выплат, производит оформление и выдачу свидетельств в порядке очередности, определенной списком молодых семей – претендентов (п. 3.1).

Органы местного самоуправления ведут реестр выданных и оплаченных свидетельств на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства по форме согласно приложению N 7 к настоящему Порядку (п. 3.7).

Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи на получение социальной выплаты. Свидетельство не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу (п. 3.8.).

Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на основании заявки из банка на перечисление бюджетных средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном Департаментом по социальному развитию для обслуживания бюджетных средств, направляемых на социальные выплаты (далее - банк) (п. 5.2.).

Владелец свидетельства в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает свидетельство в банк (п. 5.4).

Банк в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, указанных в пунктах 6.2 (за исключением договора строительного подряда, предусматривающего информацию об общей площади жилого дома, планируемого к строительству, и расчет стоимости производимых работ по строительству жилого дома), 6.4 и 6.5 настоящего раздела, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов (абз. 4 п. 6.6 Порядка).

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств социальной выплаты на банковский счет распорядителя счета проверяет ее данные на соответствие данным в выданном свидетельстве и при их соответствии перечисляет средства социальной выплаты банку. При несоответствии указанных данных перечисление средств социальной выплаты не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный в настоящем пункте срок письменно уведомляет банк (п. 6.7 Порядка).

В силу вышеприведенного, Департамент по социальному развитию Смоленской области и Администрация г. Смоленска являются ответственными исполнителями по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». При этом именно на Администрацию г. Смоленска возложена обязанность по выдаче участникам программы свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства и на перечисление социальной выплаты после получения заявки банка.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом Смоленской области и Администрацией г. Смоленска заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии для софинансирования расходов бюджета г. Смоленска на предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятий областной государственной программы «Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области» на 2014-2020 годы на 2017 год.

Предметом данного соглашения является предоставление из областного бюджета Получателю субсидии для софинансирования расходных обязательств бюджета Получателя на предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее социальная выплата) в рамках реализации подпрограммы (далее субсидия), а Получатель обязуется принять указанную субсидию и использовать по целевому назначению (п. 1.1 Соглашения). л.д. 57-62.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения п.1.1 в вышеназванного Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым увеличен размер субсидии до 22 087 005 руб., а также размер обеспечения расходных обязательств Администрации г. Смоленска - установлен в сумме 3 526 100 руб. (л.д. 63).

Пунктом 3.3.7 Соглашения предусмотрен возврат средств, предоставленных Получателю из областного бюджета, при неиспользовании или невозможности использования данных средств в финансовом году по требованию Департамента (л.д. 57-63).

Как установлено по делу, во исполнение возложенных на нее обязанностей в целях получения социальной выплаты Аксенова О.А. передала в банк договор купли-продажи и свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, что подтверждается актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37).

По сообщению ПАО «Сбербанк России» в лице Смоленского отделения № 8609, поскольку договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, банковский счет на имя Аксеновой О.А. ДД.ММ.ГГГГ был закрыт (л.д. 142). Как следует из ответа Банка от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время банк технически продлил действие текущего счета, открытого на имя Аксеновой О.А. (л.д. 177).

Согласно предоставленной Департаментом… информации в ДД.ММ.ГГГГ в целях предоставления социальных выплат за счет средств субсидии были выданы свидетельства 215 молодым семьям-участникам подпрограммы, в том числе истице. На ДД.ММ.ГГГГ было реализовано 209 свидетельств. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ неиспользованный остаток средств в соответствии с письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления были возвращены на лицевой счет Департамента, а последним ДД.ММ.ГГГГ неиспользованный остаток средств субсидии в сумме 2 996 952 руб. 10 коп. возвращен в федеральный бюджет. (л.д. 135).

Размер социальной выплаты истцу составлял 447 615 руб., в том числе из федерального бюджета – 295 847 руб. 94 коп., из областного бюджета – 87 822 руб. 06 коп., из местного бюджета – 63 945 руб.

ДД.ММ.ГГГГ Главой г. Смоленска в адрес Департамента Смоленской области по социальному развитию Администрация г. Смоленска направлено обращение о выделении из областного бюджета субсидию на предоставление молодым семьям Аксеновых и Хомуськовых социальных выплат в размере 1 041 390 руб. (л.д. 43). На данное обращение Департамент Смоленской области по социальному развитию сообщил о том, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ не подтвердило возможность возврата субсидии из федерального бюджета (л.д.69).

Так, ДД.ММ.ГГГГ Губернатором Смоленской области А.В. в адрес Председателя Правительства РФ направлено обращении по вопросу выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ на оказание финансовой помощи бюджету Смоленской области на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей. Указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ неиспользованный остаток средств субсидии составил 2 996 952,10 руб., который в соответствии с Бюджетным кодексом РФ возвращен в федеральный бюджет; неиспользованные в 2017 году средства субсидии необходимы для обеспечения социальными выплатами молодых семей, получивших свидетельства, но не реализовавших свое право на получение жилищных условий в 2017 году; объем финансирования мероприятий по предоставлению молодым семьям социальных выплат за счет средств консолидированного бюджета составляет 997 326,41 руб. (л.д. 75-76).

Названное обращение ДД.ММ.ГГГГ Аппаратом Правительства РФ направлено в Минстрой России и Минфин России для его рассмотрения (л.д. 77).

На обращение Минстрой России письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о готовности рассмотреть вопрос о подготовке проекта распоряжения Правительства Российской Федерации на предоставление социальной выплаты молодым семьям, получившим в 2017 году свидетельства о праве на получение социальной выплаты в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», при наличии поручения Председателя Правительства Российской Федерации (л.д. 78-79).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Губернатор Смоленской области обратился к Председателю Правительства РФ с просьбой о даче поручения Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ подготовить проект распоряжения Правительства РФ о предоставлении Смоленской области субсидии за счет средств резервного фонда Правительства РФ на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей (л.д. 80-82).

ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ сообщено, что предоставление предложений об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ на оказание финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось до ДД.ММ.ГГГГ. При этом проекты распоряжений Правительства РФ о выделении средств из резервного фонда Правительства РФ разрабатывались на основании соответствующих поручений Председателя Правительства Российской Федерации. Учитывая истечение срока представления предложений о выделении средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации, а также отсутствие поручения Председателя Правительства РФ, подготовка проекта распоряжения Правительства РФ о предоставлении Смоленской области субсидии за счет средств резервного фонда Правительства РФ, в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программ Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», не представляется возможной (л.д. 83-84).

Таким образом, Департаментом Смоленской области по социальному развитию были приняты меры по предоставлению бюджетных ассигнований на оказание финансовой помощи бюджету Смоленской области на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1562 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы" федеральная целевая а "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050, Правила предоставления и распределения субсидий (Приложение № 5) дополнены п. 14 (1)

Согласно п. 14 (1) Правил…, введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ, в целях предоставления социальных выплат поступившие в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) средства в объеме, необходимом для предоставления социальной выплаты, перечисляются на счет, на котором в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств бюджета Российской Федерации (местного бюджета), с отражением указанных операций на лицевых счетах, открытых органам государственной власти субъекта Российской Федерации (органам местного самоуправления) как получателям бюджетных средств в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (финансовом органе муниципального образования).

Перечисление средств с лицевых счетов, предназначенных для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), осуществляется на основании представленных в территориальный орган Федерального казначейства или финансовый орган субъекта Российской Федерации (финансовый орган муниципального образования) органами государственной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) утвержденных указанными органами списков получателей социальных выплат с указанием размера социальной выплаты для каждого получателя."

Следовательно, Администрация г. Смоленска, получив во временное распоряжение средства в объеме, необходимом для предоставления истце социальной выплаты, выдавшая истице свидетельство сроком до ДД.ММ.ГГГГ и знавшая об окончании срока действия свидетельства, должна была перечислить данные денежные средства на счет, на котором в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств местного бюджета, с отражением указанных операций на лицевых счетах, открытых органам местного самоуправления как получателям бюджетных средств в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (финансовом органе муниципального образования).

При исполнении органом местного самоуправления указанных требований денежные средства в размере 383 670 руб. не подлежали бы возврату как неиспользованный остаток в соответствии с ч. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ.

Указанные мероприятия Администрацией г. Смоленска не выполнены, доказательств обратного стороной ответчика суду не предоставлено.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что именно Администрация г. Смоленска обязана была предпринять все зависящие от нее меры по выплате истице социальной выплаты в размере 447 615 руб., поскольку именно на нее возложены обязанности, после получения субсидий из областного и федерального бюджетов, по выдаче истцам свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и перечислению им социальной выплаты в размере 447 615 рублей в период срока действия свидетельства до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 40, части 1 и 2).

Поскольку государство в качестве участника вышеуказанной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по социальной поддержке молодой семье, то отказ от гарантированной государством выплаты исключается.

В соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ граждане не являются субъектами бюджетных правоотношений, поскольку действующее законодательство не наделяет физических лиц какими-либо бюджетными полномочиями.

В связи с чем, у истицы, являющейся физическим лицом, право на требование средств субсидий из областного и федерального бюджетов не возникает.

Истица при реализации своих гражданских прав направленных на получение предусмотренной социальной выплаты для приобретения жилья, действовала добросовестно, реализуя свое право в соответствии с установленным Порядком и в сроки, обозначенные в свидетельстве. В то же время, непринятие ответчиком, в лице органа местного самоуправления, заблаговременных мер для получения истицей социальной выплаты, привело к гражданских прав Аксеновой О.А., в том числе в части возникновения обязательств перед третьими лицами.

Принимая во внимание, что социальная выплата была профинансирована из средств местного, областного и федерального бюджетов, у истицы, не являющихся субъектом бюджетных правоотношений, не возникло право требовать из соответствующего бюджетов возвращенных Администрацией г. Смоленска неиспользованных остатков, суд приходит к выводу о взыскании именно с Администрации г. Смоленска денежных средств в размере 447 615 руб. за счет средств федерального бюджета в размере 295 847 руб. 94 коп., бюджета Смоленской области в размере 87 822 руб. 06 коп. и бюджета г. Смоленска в размере 63 945 руб.

Требования Аксеновой О.А. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, Министерству финансов РФ, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не подлежат удовлетворению, поскольку последние надлежащими ответчиками не являются.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Взыскать с Администрации г. Смоленска в пользу Аксеновой Ольги Андреевны социальную выплату на приобретение жилого помещения в сумме 447 615 руб. за счет средств федерального бюджета в размере 295 847 руб. 94 коп., бюджета Смоленской области в размере 87 822 руб. 06 коп. и бюджета г. Смоленска в размере 63 945 руб.

В иске к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, Министерству финансов РФ, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Аксеновой О.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца после его принятия.

Председательствующий О.В. Космачева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.