№2-3153/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 ноября 2012 года
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Иноземцевой Э.В.,
при секретаре Сытник С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Астрахани, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советского района г. Астрахани о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на ликвидацию несанкционированного размещения отходов незаконным, обязать ликвидировать несанкционированное размещение отходов,
у с т а н о в и л :
Прокурор Советского района г.Астрахани в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Советского района города Астрахани о признании бездейстия незаконным указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в части несанкционированного размещения отходов на территории Советского района г.Астрахани. Прокуратурой района совместно с представителями службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области проведено обследование земельного участка, расположенного на территории Советского района г.Астрахани, в ходе которого установлено следующее: на земельном участке, расположенном в границах МО «Город Астрахань» площадью ориентировочно в 900 кв.м., методом навала размещены отходы производства и потребления: отходы полипропилена в виде пленки – 5 класс опасности, прочие отходы упаковочного картона незагрезненные – 5 класса опасности, резиновые изделия незагрязненные, потерявшие потребительские свойства – 5 класс опасности; отходы затвердевшего поливинилхлорида и пенопласта – 4 класс опасности, пластмассовая тара – 5 класс опасности, стеклянный бой незагрязненный – 5 класс опасности, обрезъ деревьев, отходы сухой растительности. В 15 метрах от береговой полосы р. Волги в искусственном углублении несанкционированно размещены отходы: отходы полипропилена в виде пленки – 5 класс опасности, прочие отходы упаковочного картона незагрезненные – 5 класса опасности, резиновые изделия незагрязненные, потерявшие потребительские свойства – 5 класс опасности; отходы затвердевшего поливинилхлорида и пенопласта – 4 класс опасности, пластмассовая тара – 5 класс опасности, стеклянный бой незагрязненный – 5 класс опасности. Просили суд признать бездействие администрации Советского района города Астрахани, выразившиеся в непринятии мер направленных на ликвидацию несанкционированного размещения отходов по адресам: г. Астрахань, о. Пролетарский, ул. 3-я Архитектурная, береговая полоса р. Волга, обязать администрацию Советского района г. Астрахани ликвидировать несанкционированное размещение отходов по адресам: г. Астрахань, о. Пролетарский, ул. 3-я Архитектурная, береговая полоса р. Волга
Определением суда от 29 октября 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация г. Астрахани.
Определением суда от 29.10.2012 г. к производству суда принято уточнении исковых требований.
В судебном заседании представитель прокуратуры Советского района г. Астрахани ФИО1 исковые требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Советского района г. Астрахани и третьего лица администрации г. Астрахани ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что прокуратурой района совместно с представителями службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области проведено обследование земельного участка, расположенного на территории Советского района г.Астрахани, в ходе которого установлено следующее: на земельном участке, расположенном в границах МО «Город Астрахань» площадью ориентировочно в 900 кв.м., методом навала размещены отходы производства и потребления: отходы полипропилена в виде пленки – 5 класс опасности, прочие отходы упаковочного картона незагрезненные – 5 класса опасности, резиновые изделия незагрязненные, потерявшие потребительские свойства – 5 класс опасности; отходы затвердевшего поливинилхлорида и пенопласта – 4 класс опасности, пластмассовая тара – 5 класс опасности, стеклянный бой незагрязненный – 5 класс опасности, обрезъ деревьев, отходы сухой растительности. В 15 метрах от береговой полосы р. Волги в искусственном углублении несанкционированно размещены отходы: отходы полипропилена в виде пленки – 5 класс опасности, прочие отходы упаковочного картона незагрезненные – 5 класса опасности, резиновые изделия незагрязненные, потерявшие потребительские свойства – 5 класс опасности; отходы затвердевшего поливинилхлорида и пенопласта – 4 класс опасности, пластмассовая тара – 5 класс опасности, стеклянный бой незагрязненный – 5 класс опасности.
Согласно ст. 13 Федерального закона РФ №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со ст. 3,34 Федерального закона РФ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Статья 51 указанного закона, предусматривает, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются, в том числе сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с п.25 ч.1 ст. 16 ФЗ от 6 октября 2003 года №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Распоряжением администрации г.Астрахани от 2 февраля 2012 года за №48-р «О передаче отдельных полномочий управлением благоустройства и озеленения администрации города и управлением по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации города администрациям районов города» управлению благоустройства и озеленения администрации города передать администрациям районов города следующие полномочия: мероприятия по ручной уборке дорог общегородского и районного значения, межквартальных проездов, пешеходных тротуаров, мостов и путепроводов, парков, скверов, набережных; мероприятия по обрезке и посадке зеленых насаждений, посеву и стрижке газонов, посадке цветочной рассады в клумбы, скосу сорной травы, стрижке кустарников; мероприятия по содержанию, эксплуатации, ремонту и устройству объектов фонтанного хозяйства, поливочного водопровода; мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок и контроль за их проведением; мероприятия по содержанию, эксплуатации, ремонту и устройству, остановочных комплексов, леерных ограждений.
Поскольку в рамках проверки соблюдения требований природоохранного законодательства по факту несанкционированного размещения отходов на территории Советского района г. Астрахани, выявлены нарушения, а именно на земельном участке, расположенном в границах МО «Город Астрахань» площадью ориентировочно в 900 кв.м., методом навала размещены отходы производства и потребления: отходы полипропилена в виде пленки – 5 класс опасности, прочие отходы упаковочного картона незагрезненные – 5 класса опасности, резиновые изделия незагрязненные, потерявшие потребительские свойства – 5 класс опасности; отходы затвердевшего поливинилхлорида и пенопласта – 4 класс опасности, пластмассовая тара – 5 класс опасности, стеклянный бой незагрязненный – 5 класс опасности, обрезъ деревьев, отходы сухой растительности. В 15 метрах от береговой полосы р. Волги в искусственном углублении несанкционированно размещены отходы: отходы полипропилена в виде пленки – 5 класс опасности, прочие отходы упаковочного картона незагрезненные – 5 класса опасности, резиновые изделия незагрязненные, потерявшие потребительские свойства – 5 класс опасности; отходы затвердевшего поливинилхлорида и пенопласта – 4 класс опасности, пластмассовая тара – 5 класс опасности, стеклянный бой незагрязненный – 5 класс опасности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований и возложении на администрацию Советского района г. Астрахани обязанности по организации работы по сбору, вывозу, ликвидации и утилизации бытовых и промышленных отходов, учитывая, что в соответствии с п. 24 ст. 16 ФЗ N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Советского района г. Астрахани, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советского района г. Астрахани о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на ликвидацию несанкционированного размещения отходов незаконным, обязать ликвидировать несанкционированное размещение отходов, удовлетворить.
Признать бездействие администрации Советского района г. Астрахани о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на ликвидацию несанкционированного размещения отходов, по адресам: г. Астрахань, о. Пролетарский (за территорией КРХФ); ул. 3-я Архитектурная, береговая полоса р. Волга – незаконным.
Обязать администрацию Советского района г. Астрахани ликвидировать несанкционированное размещение отходов по адресам: г. Астрахань, о. Пролетарский (за территорией КРХФ); ул. 3-я Архитектурная, береговая полоса р. Волга.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через районный суд, вынесший решение.
Полный текст решения изготовлен 02 ноября 2012 года.
Судья Иноземцева Э.В.
Решение на 06.11.2012 г. в законную силу не вступило.