86RS0001-01-2020-006260-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2020 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.
при секретаре Ахияровой М.М.,
с участием представителей законного представителя ФИО6 - ФИО7; ФИО10, действующего на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-3154/2020 по исковому заявлению ФИО11, ФИО14 Александровны, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО6, к Департаменту строительства ХМАО-Югры, третье лицо Департамент муниципальной собственности администрация г. Ханты-Мансийска, о признании незаконным отказа в признании ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, участником подпрограммы 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в составе семьи ФИО11,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с вышеназванным исковым заявлением к ответчику, мотивированным тем, что ФИО11 является непосредственным участником ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ ему выдано удостоверение серии №. Решением Ханты-Мансийского районного суда от 06.02.2019 года по гражданскому делу №ФИО1 и члены его семьи ФИО3. ФИО4 и ФИО2 признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с подпрограммой 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Приказом Департамента муниципальной собственности Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с составом семьи 4 человека, включая: ФИО3, ФИО4, ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес Департамента муниципальной собственности Администрации <адрес> было подано заявление о предоставлении жилищного сертификата в рамках указанной программы в 2020 году и 2021 году на состав семьи 4 человека. Письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ исх. №-Исх-5423 истцу отказано во включении ФИО2 в число участников данной программы в составе его семьи. Учитывая наличие судебного решения, которым ФИО2 признана участником программы, которое в силу ст. 13 ГПК РФ является обязательным для всех органов государственной власти, в том числе и для ответчика, истцы считают действия незаконными.
Истцы просят признать незаконным отказ Департамента строительства Ханты-мансийского автономного округа - Югры в признании ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения участником подпрограммы 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" Государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в составе семьи ФИО11; обязать Департамент строительства Ханты-мансийского автономного округа - Югры признать ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения участником подпрограммы 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" Государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в составе семьи ФИО11.
Истец Павловских А.И., представитель ответчика Департамента строительства ХМАО-Югры, представитель третьего лица Департамента муниципальной собственности администрация г. Ханты-Мансийска извещены о судебном заседании надлежащим образом, не явились; представитель ответчика ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие, направил письменное возражение на исковые требования, истец и представитель третьего лица о причинах неявки не известил. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании истец ФИО7, являющаяся законным представителем ФИО6, а также представитель истцов ФИО10 на удовлетворении исковых требований настаивают, доводы искового заявления поддерживают.
В возражении на исковое заявление ответчик указал, что ФИО11 является участником ведомственной целевой программы и включен в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы на 2020 год по ХМАО-Югре по категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «МАЯК» и приравненные к ним лица» под №5; ссылаясь на п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, согласно которому членами семьи гражданина-участника ведомственной целевой программы признаются постоянно поживающие совместно с ним супруга или супруга, дети и родителя данного гражданина, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке. Ответчик полагает, что решение Ханты-Мансийского районного суда от 06.02.2019г. не заменяет судебное решение о признании ФИО12 членом семьи участника ведомственной программы.
Заслушав участников судебного процесса, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает систему социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с положениями статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС" основным условием, дающим гражданам, относящимся к категории "Граждане, пострадавшие в результате радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица", право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения), является признание их в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) органами местного самоуправления.
Удостоверением серии № от ДД.ММ.ГГГГ выданным Центральной комиссией Министерства обороны Российской Федерации по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска, подтверждено право ФИО11 на получение мер социальной поддержки, установленных законодательством РФ для граждан, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в пп. «в» п. 1 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2123-1.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Одной из составляющих данной государственной программы является проект - программа 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России», составной частью которой в свою очередь является ведомственная целевая программа "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг".
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (с изм. от 10.07.2020) установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" также установлены постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (с изм. от 10.07.2020).
Из материалов дела следует, что 06.02.2019г. Ханты-Мансийским районным судом по гражданскому делу №2-531/2019 на Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска возложена обязанность поставить ФИО11, супругу ФИО13, дочь ФИО7 и внучку ФИО6 на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпрограммой 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 года №1710.
Решение никем не обжаловано, вступило в законную силу 12.03.2019г.
01.04.2019г. приказом Департамента муниципальной собственности Администрации г. Ханты-Мансийска №175 во исполнение решения Ханты-Мансийского районного суда от 06.02.2019г., вступившего в законную силу 12.03.2019г. постановлено принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения составом семьи 4 человека, включая: жену ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, члена семьи ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – и сформировать учетное дело, включив ФИО1 и членов его семьи в Книгу учета граждан.
По заявлению ФИО11 от 05.04.2019г. приказом Департамента муниципальной собственности Администрации г. Ханты-Мансийска №197 от 16.04.2019г. он признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» составом семьи 4 человека, включая: жену ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., члена семьи ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ.р.
Таким образом, в соответствии с требованием статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС" основное условие, дающее гражданам, относящимся к категории "Граждане, пострадавшие в результате радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица", право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения), о признание их в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) органами местного самоуправления - соблюдено.
В последующем, при подаче ФИО11 08.06.2020г. в Департамент муниципальной собственности Администрации г. Ханты-Мансийска заявления о предоставлении жилищного сертификата в рамках указанной программы в 2020 и 2021 году на состав семьи 4 человека, перенаправленное в Департамент строительства ХМАО-Югры, ему было разъяснено, что ФИО6 не может являться участником программы, поскольку не является членом семьи ФИО11
В письме от 02.03.2020г. Департамент строительства ХМАО-Югры констатировал, что ФИО11 составом семьи 4 человека по заявлению от 01.04.2019г. является участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и включены сводный список граждан – участников ведомственной целевой программы на 2020 год по ХМАО-Югре по категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «МАЯК» и приравненных к ним лиц, под № 9. ФИО11 предложено подать заявление а жилищное управление администрации г. Ханты-Мансийска о выделении сертификата в планируемом 2021 году.
Из письма следует, то ответчиком при обращении ФИО11 с заявлением о выдаче сертификата в 2020 году не оспаривался состав его семьи 4 человека, в том числе: жена ФИО3, дочь - ФИО5, внучка- ФИО2
В письме Департамента строительства ХМАО-Югры ДД.ММ.ГГГГ от 03.07.2020 ФИО11 на заявление от 08.06.2020г. разъяснено, что он является участником ведомственной целевой программы и включен в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы на 2020 год по категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «МАЯК» и приравненные к ним лица» под №5; однако решение суда от 06.02.2019г. не заменяет судебное решение о признании ФИО6 членом семьи участника ведомственной целевой программы, в связи с чем рассмотреть вопрос о выдаче сертификата не представляется возможным.
В возражении на исковое заявление ответчик полагает, что решение Ханты-Мансийского районного суда от 06.02.2019г. не заменяет судебное решение о признании ФИО8 членом семьи участника ведомственной программы, поэтому решить вопрос о выдаче ФИО1 сертификата в 2020 году не представляется возможным.
Пункт 17 Правил определяет круг лиц, которые признаются членами семьи гражданина - участника подпрограммы, в зависимости от того, к какой категории граждан Российской Федерации, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, относится этот участник. Подпункт "а" данного пункта распространяется на граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 Правил, к их числу относится истец ФИО11 (п. «е»: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк").
Согласно подпункту "а" пункта 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы, относящегося к лицам, указанным в подпунктах "а" - "е" пункта 5 данных Правил, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители (абзац второй); другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке (абзац третий).
Перечень лиц, признаваемых членами семьи гражданина - участника подпрограммы, определенный в подпункте "а" пункта 17 Правил, по своему содержанию соответствует части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому другие родственники (помимо супруга, детей и родителей собственника жилого помещения), нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Часть 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации также допускает возможность признания других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных граждан членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма при условии, если они вселены в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
По смыслу указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации для признания названной категории лиц членами семьи собственника или нанимателя жилого помещения юридическое значение имеет факт их вселения в жилое помещение именно в качестве членов семьи.
Согласно статье 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
ФИО2, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ (перевод свидетельства о рождении с украинского языка на русский язык серии № от ДД.ММ.ГГГГ.), гражданка России, является дочерью ФИО4 (отметка в паспорте в разделе «Дети»), членство которой в семье ФИО1 не оспаривается ответчиком.
В силу ч.2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей – родителей. Таким образом, в силу закону ФИО2 от производного требования своей матери является членом семьи ФИО1
Как следует из решения суда от 06.02.2019г., вступившего в законную силу, на Департамент муниципальной собственности Администрации <адрес> возложена обязанность поставить ФИО1 на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по подпрограмме 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 года №1710, именно составом семьи, включая внучку ФИО2.
Таким образом, факт, имеющий юридическое значение, свидетельствующий о членстве в семье ФИО1 внучки ФИО2, ранее установлен в судебном порядке.
В силу ч.2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, право ФИО11 на участие в основном мероприятии "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" составом семьи из четырех человек, включая внучку ФИО6, уже установлено вступившим в законную силу судебным актом, подлежащим неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц.
При таких обстоятельствах, имеются законные основания для признания незаконным отказа в признании ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, участником подпрограммы 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в составе семьи ФИО11 и возложения обязанности на ответчика признать ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, участником подпрограммы 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в составе семьи ФИО11.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 13, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО11, ФИО14 Александровны, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО6, к Департаменту строительства ХМАО-Югры удовлетворить.
Признать незаконным отказ в признании ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, участником подпрограммы 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в составе семьи ФИО11.
Обязать Департамент строительства ХМАО-Югры признать ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, участником подпрограммы 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в составе семьи ФИО11.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение суда составлено 24 сентября 2020 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.А. Литвинова