Ленинградский районный суд г. Калининграда
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинградский районный суд г. Калининграда — Тексты судебных актов
Дело № 2-3156/10 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2010 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи: Королевой Н.С.
при секретаре: Крыльцовой Д.Ю,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Председателя Калининградской областной общественной профсоюзной организации работников госучреждений и общественного обслуживания ФИО1 к Главному Управлению МЧС России по Калининградской области, ГУ « 2 отряд федеральной противопожарной службы по Калининградской области», 3–е лицо: первичная организация ГУ «2 отряд федеральной противопожарной службы по Калининградской области» профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания о признании недействующим, не подлежащим применению со дня принятия приказа ГУ МЧС России по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ №,
у с т а н о в и л:
Председатель Калининградской областной общественной профсоюзной организации работников госучреждений и общественного обслуживания ФИО1 обратился в суд с иском к Главному Управлению МЧС России по Калининградской области о признании недействующим со дня принятии приказа ГУ МЧС России по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в приказы Главного управления МЧС России по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № № и штатные расписания Государственных учреждений «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по калининградской области» и отряд технической службы федеральной противопожарной службы по Калининградской области». Данным приказом утверждено штатное расписание Государственного учреждения 2 отряд федеральной противопожарной службы по в соответствии с которым утверждены новые должностные оклады (тарифные ставки) работников изменен штат и численность работников ГУ « 2 отряд федеральной противопожарной службы по Калининградской области». В результате подлежит сокращению 50 должностей работников и по 173 должностям работников (водителей автомобиля пожарного) уменьшаются должностные оклады. Приказ ГУ МЧС России по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № затрагивает социально-трудовые права и интересы работников подведомственных учреждений Главного управления МЧС России по Калининградской области и в соответствии с трудовым законодательством должен разрабатываться с учетом мнения профсоюзной организации, чего сделано не было. Издание приказа привело к нарушению п.3.3. Регионального отраслевого соглашения и подведомственным ему учреждениям на 2008 – 2010 г. г. в соответствии, с которым проекты нормативно правовых актов затрагивающие социально-трудовые права гражданских служащих и работников подведомственных учреждений ГУ МЧС разрабатываются с учетом мнения профсоюзной организации. В связи с чем, истец просит признать недействующим со дня его принятия приказ начальника Главного управления МЧС России по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, как нормативный нарушающий право работников ГУ «2 отряд федеральной противопожарной службы по Калининградской области» на участие в управлении организацией в соответствии со ст. 21 ТК РФ и принятый без соблюдения установленного ст., ст. 8, 82, 372, 373 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников и не подлежащий применению.
В судебном заседании Председатель Калининградской областной общественной профсоюзной организации работников госучреждений и общественного обслуживания ФИО1 исковое заявление поддержал по вышеизложенным основаниям, просил иск удовлетворить.
Представители Главного управления МЧС России по Калининградской области (по ГПС) по доверенностям ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебном заседании исковое заявление не признали, просили отказать в его удовлетворении. Дополнительно пояснили, что руководством Главного управления МЧС России по Калининградской области была проведена работа по оптимизации организационно-штатного построения государственных учреждений «1 отряд федеральной противопожарной службы по Калининградской области» и «2 отряд федеральной противопожарной службы по Калининградской области» во исполнение письма Главного военного эксперта генерал-полковника ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № и письма Директора департамента территориальной политики генерал-полковника ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ №, а также согласно приказу СЗРЦ от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении оптимизации штатной численности частей и отрядов ФПС и противопожарной службы субъектов и комплектованию вновь вводимых в строй пожарных частей. В штатное расписание государственного учреждения «2 отряд федеральной противопожарной службы по Калининградской области» были внесены изменения. ДД.ММ.ГГГГ проекты штатных расписаний, разработанные на основании требований приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мероприятиях по формированию федеральной противопожарной службы», вышеуказанных государственных учреждений были направлены в СЗРЦ МЧС России для согласования. Данное обращение было положительно рассмотрено командованием Северо-Западного регионального центра МЧС России (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ №). Приказом Главного управления МЧС России по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в приказы Главного управления МЧС России по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, № и штатные расписания Государственных учреждений «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Калининградской области» и «Отряд технической службы федеральной противопожарной службы по Калининградской области»» штатные расписания вышеуказанных подразделений были утверждены и введены в действие с ДД.ММ.ГГГГ. Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № издан начальником Главного управления МЧС России по Калининградской области в пределах компетенции, установленной приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях комплектования личным составом 10 пожарной части ФПС МЧС России, созданной для обеспечения нормативного времени прибытия пожарных подразделений к месту пожара, установленного Федеральным законом от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в городе Балтийске. Штатное расписание руководитель организации вправе принимать самостоятельно. Штатное расписание является обязательным документом для работы с персоналом в структуре МЧС России и не является нормативно-правовым актом, затрагивающим социально-трудовые права и интересы гражданских служащих и работников. Действующее законодательство не содержит обязанности работодателя согласовывать его издание с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников. Согласно п.20 приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке утверждения штатных расписаний работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны», в случаях изменений в штатное расписание, касающихся сокращения численности работников и гражданского персонала, данные изменения согласовываются с Организационно-мобилизационным департаментом МЧС России, с департаментом или управлением, курирующим данное учреждение и воинскую часть. Штатное расписание государственного учреждения «2 отряд федеральной противопожарной службы по Калининградской области» согласовано с Северо-Западным региональным центром МЧС России через управление (организационно-мобилизационное и комплектования).
ДД.ММ.ГГГГ начальник ГУ «2 отряд ФПС по Калининградской области» во исполнение приказа начальника Главного управления МЧС России по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № издал приказы № «Об изменении штата численности работников ГУ «2 отряд ФПС по Калининградской области» и № «О создании комиссии по рассмотрению вопроса о преимущественном праве на оставление на работе работников ГУ «2 отряд ФПС по Калининградской области».
Одновременно письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № начальник ГУ «2 отряд ФПС по Калининградской области» проинформировал председателя профсоюзного комитета ГУ «2 отряд ФПС по Калининградской области» ФИО7 о предстоящем изменении штата и численности работников отряда, а также пригласил его для участия ДД.ММ.ГГГГ в заседании комиссии отряда по рассмотрению вопроса о преимущественном праве оставления на работе работников.
Ответ ФИО7 на данное письмо не был представлен.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии отряда по рассмотрению вопроса о преимущественном праве оставления на работе работников с участием ФИО7, по результатам которого составлен протокол за №, которым определен пофамильный перечень работников, подлежащих увольнению в связи с предстоящим сокращением. Протокол подписан председателем профсоюзного комитета ГУ «2 отряд ФПС по Калининградской области» ФИО7
При этом комиссия рассматривала вопрос о преимущественном праве оставления на работе работников с учетом мнения руководящего состава пожарных частей и требований статьи 179 Трудового Кодекса Российской Федерации.
На основании решения комиссии всем работникам, подлежащим сокращению, ДД.ММ.ГГГГ были вручены соответствующие уведомления с предложением вакантных должностей в других подразделениях ГУ «2 отряд ФПС по Калининградской области».
В соответствии со статьями 373 и 374 Трудового Кодекса ФИО1, как Председателю Калининградской областной общественной профсоюзной организации работников госучреждений и общественного обслуживания, и председателю профсоюзного комитета ГУ «2 отряд ФПС по Калининградской области» ФИО7 были направлены письма, соответственно от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № и от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № с копиями проектов приказов на увольнение председателя, заместителя председателя профсоюзного комитета и членов профсоюза ГУ «2 отряд ФПС по Калининградской области».
Ответы на данные письма представлены не были.
ФИО1 в адрес Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерала-армии ФИО8 было направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ № с требованиями, аналогичными в представленном исковом заявлении. По результатам представления в Главном управлении МЧС России по Калининградской области работала комиссия Северо-Западного регионального центра МЧС России. Проведена проверка по фактам, изложенным в представлении. Комиссией регионального центра в период проводимой проверки проведены рабочие совещания с И.О. председателя Калининградской областной Федерации профсоюзов З. и членами местной профсоюзной организации, с участием председателя Калининградской областной общественной профсоюзной организации работников госучреждений и общественного обслуживании ФИО1 и председателя профсоюзной организации ГУ «2 отряд ФПС по Калининградской области» ФИО7, а также направлено письмо И.О. председателя Калининградской областной Федерации профсоюзов З. с просьбой о прекращении неправомерной деятельности ФИО1 При этом комиссия регионального центра не нашла нарушений при проведении организационно-штатных мероприятий в ГУ «2 отряд федеральной противопожарной службы Калининградской области» Уменьшение окладов водителей пожарных автомобилей проведено на законных основаниях.
Представители ГУ «2 отряд федеральной противопожарной службы по Калининградской области» по доверенностям ФИО9, ФИО10 в судебном заседании требования не признали, просили отказать в удовлетворении иска, по тем основаниям, что Приказ начальника Главного управления МЧС России по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № не является нормативно-правовым актом, затрагивающим социально-трудовые права гражданских служащих и работников подведомственных учреждений ГУ МЧС.
3-е лицо: Председатель первичной организации ГУ «2 отряд федеральной противопожарной службы по Калининградской области» профсоюза работников госучреждений общественного обслуживания ФИО7 требования поддержал, просил их удовлетворить, суду пояснил, что в результате утверждения нового штанного расписания максимальный разряд водителя стал составлять 7 вместо ранее 8 разряда, работники потеряли в заработной плате более 1000 рублей.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.
На основании ч. 3 ст. 11 указанного Закона РФ системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.
На основании п.3.3. Регионального отраслевого соглашения по Главному управлению МЧС России по Калининградской области и подведомственным ему учреждениям на 2008 – 2010 г. г. в соответствии, с которым проекты нормативно правовых актов затрагивающие социально-трудовые права гражданских служащих и работников подведомственных учреждений ГУ МЧС разрабатываются с учетом мнения профсоюзной организации.
Как установлено в судебном заседании Приказом Главного управления МЧС России по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в приказы Главного управления МЧС России по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, № и штатные расписания Государственных учреждений «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Калининградской области» и «Отряд технической службы федеральной противопожарной службы по Калининградской области»» штатные расписания вышеуказанных подразделений были утверждены и введены в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Данный Приказ был издан в целях совершенствования организационно-штатной структуры Государственных учреждений.
Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № был издан во исполнение письма Главного военного эксперта генерал-полковника П. от ДД.ММ.ГГГГ № и письма Директора департамента территориальной политики генерал-полковника К. от ДД.ММ.ГГГГ №, а также в соответствии с приказом СЗРЦ от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении оптимизации штатной численности частей и отрядов ФПС и противопожарной службы субъектов и комплектованию вновь вводимых в строй пожарных частей.
Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № издан начальником Главного управления МЧС России по Калининградской области в пределах компетенции, установленной приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях комплектования личным составом 10 пожарной части ФПС МЧС России, созданной для обеспечения нормативного времени прибытия пожарных подразделений к месту пожара, установленного Федеральным законом от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в городе Балтийске.
Судом установлено, что Приказ начальника Главного управления МЧС России по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № не является нормативно-правовым актом, затрагивающим социально-трудовые права гражданских служащих и работников подведомственных учреждений ГУ МЧС, в связи с чем, его издание не подлежало согласованию с профсоюзной организацией.
Кроме того, Главное управление МЧС России по Калининградской области не является работодателем по отношению к ГУ «2 отряд федеральной противопожарной службы по Калининградской области».
На основании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О новой системе оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала» работникам, работающим по профессиям рабочих (в том числе и водителям автомобиля пожарного) согласно п. № приложения № разряд устанавливается в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.
Оснований для признания Приказа Главного управления МЧС России по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № нарушающим требования ст. ст. 8, 82, 372, 373 ТК РФ у суда не имеется.
Кроме того, проверку по представлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ проводила Комиссия Северо-Западного регионального центра МЧС России, в соответствии заключением которой сделаны выводы о том, что организационно - штанные мероприятия в ГУ «2 отряд ФПС по Калининградской области» проводятся в соответствии с норами действующего законодательства РФ. Уменьшение окладов водителей пожарных автомобилей произведено на законных основаниях.
В связи с указанными обстоятельствами суд приходит к выводу о том, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ № Главного управления МЧС России по Калининградской области является законным, оснований для признания данного приказа недействующим, не подлежащим применению и удовлетворения искового заявления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Председателя Калининградской областной общественной профсоюзной организации работников госучреждений и общественного обслуживания ФИО1 к Главному Управлению МЧС России по Калининградской области, ГУ « 2 отряд федеральной противопожарной службы по Калининградской области» о признании недействующим, не подлежащим применению со дня принятия приказа ГУ МЧС России по Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № как нарушающий права работников оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда с момента изготовления мотивированного решения суда, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Королева Н.С.