ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3156 от 17.11.2010 Раменского городского суда (Московская область)

Решение

Именем Российской федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Раменский городской суд Московской области

В составе: председательствующего судьи Уваровой И.А.

При секретаре Савостиной Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3156 по заявлению Территориального общественного самоуправления «<...>» об оспаривании бездействия главы городского поселения <...>,

У с т а н о в и л:

Территориальне общественное самоуправление «<...>» городского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области (далее – ТОС <...>) обратилось в суд с заявлением об оспаривании бездействия Главы городского поселения <...> - председателя Совета депутатов городского поселения <...> , выразившееся в нарушении права Совета территориального общественного самоуправления «<...>» на правотворческую инициативу, а именно просит признать незаконным бездействие главы городского поселения <...> по не рассмотрению проекта муниципального правового акта, внесенного Советом ТОС «<...>», а именно: «Временный градостроительный регламент, устанавливаемый для территориальной зоны городского поселения <...>, ограниченной улицами <адрес>. Заявитель также просил обязать Главу городского поселения <...> - председателя Совета депутатов городского поселения <...> в 10-дневный срок организовать и провести рассмотрение на открытом заседании Совета депутатов городского поселения <...> проекта муниципального правового акта; мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта, официально в письменной форме довести до сведения Совета ТОС «<...>» в 2-й срок.

В обосновании заявления указало, что Совет ТОС <...> на основании Устава, утвержденного постановлением Главы администрации городского поселения <...><номер> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав), является руководящим органом ТОС «<...>. В соответствии с ч. 8 ст. 18 Устава Совет ТОС «<...>» представляет интересы населения, проживающего на территории общественного самоуправления. В рамках реализации права территориального общественного самоуправления на творческую инициативу, закрепленного в ч.8 ст.27 Федерального закона от 6 октября «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 17 и п.4 ч.8 ст. 18 Устава Совет ТОС «<...>» своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ<номер> внес на рассмотрение Совета депутатов городского поселения <...> проект муниципального правового акта «Временный градостроительный регламент, устанавливаемый для территориальной зоны городского поселения <...>, ограниченной улицами <адрес>». В соответствии со ст. 17 Устава проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению в течение 3-х месяцев со дня его внесения. Проект должен быть рассмотрен на открытом заседании Совета депутатов городского поселения <...>. Глава городского поселения <...>, председатель Совета депутатов не организовал в установленный срок рассмотрение указанного проекта правового акта. Тем самым было нарушено законное право Совета ТОС <...> на правотворческую инициативу (л.д.8-9).

Одновременно ТОС «<...>» обратилось еще с одним заявлением о признании незаконным бездействия Главы городского поселения <...>, председателя Совета депутатов городского поселения <...> - выразившегося в не предоставлении информации по запросам ТОС <...> и обязании в 10-дневный срок в письменной форме предоставить информацию по запросу ТОС <...>, а также опубликовать её на официальном сайте. В обосновании заявления указало, что ТОС «<...>» обратилось к Главе городского поселения <...> с запросом о предоставлении информации, а именно просил предоставить: Положение о собраниях и конференциях граждан в городском поселении, Регламент Совета депутатов городского поселения, Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя городского поселения, Положение о муниципальной службе в городском поселении, Решение Совета депутатов о порядке внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма, прилагаемых к ним документов, Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессу в городском поселении, Положение о муниципальном заказе в городском поселении. Однако Глава городского поселения <...> - председатель Совета депутатов информацию не предоставил, чем нарушил требования действующего законодательства в области доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. Запрошенная информация не опубликована в официальной печати и не содержится на официальном сайте городского поселения <...>. Бездействием Главы городского поселения нарушены конституционные права жителей Быково на получение информации, интересы которых представляет ТОС <...> (л.д.73-76).

Определением Раменского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ названные заявление объединены в одно производство (л.д.137).

В судебном заседании председатель ТОС «<...>» ФИО1 (л.д.135), представители ФИО2 и ФИО3 поддержали заявленные требования в полном объеме и просили их удовлетворить.

Лицо, чье бездействие оспаривается – глава администрации городского поселения <...> – в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Его представитель по доверенности ФИО4 представил письменное мнение по заявлению, в котором просит дело рассматривать в свое отсутствие и в удовлетворении заявления отказать (л.д.29-30, 98-102).

Суд, заслушав стороны, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

По смыслу ст.255 ГПК РФ бездействием является не совершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению (принятию) которых возложена на них законом либо иным нормативным правовым актом.

Как усматривается из материалов дела, ТОС «<...>» обратился в Совет депутатов городского поселения <...>ДД.ММ.ГГГГ в порядке правотворческой инициативы с проектом решения Совета депутатов городского поселения <...> об утверждении «Временного градостроительного регламента, устанавливаемого для территориальной зоны городского поселения <...>, ограниченной улицами <адрес>» до разработки и принятия Генерального плана городского поселения <...> (л.д.10-12).

Письмом за подписью Главы городского поселения <...> от ДД.ММ.ГГГГ<номер> на имя председателя ТОС «<...>» ФИО1 было направлено сообщение о проведении ДД.ММ.ГГГГ заседания Совета депутатов городского поселения <...>, в повестку заседания которого был внесен вопрос о рассмотрении вышеназванного проекта решения (л.д.31). ДД.ММ.ГГГГ на заседании Совета депутатов городского поселения <...> был рассмотрен проект решения Совета депутатов, внесенный ТОС «<...>». По результатам голосования депутатов данный проект решения принят не был. Письмом <номер> от ДД.ММ.ГГГГ ТОС «<...>» было сообщено о результатах рассмотрения проекта решения (л.д.32-33).

Таким образом, факта бездействия со стороны главы администрации городского поселения <...> допущено не было. Поэтому заявление в этой части удовлетворению не подлежит.

Далее, письмом от ДД.ММ.ГГГГ (исх. <номер>) ТОС «<...>» запросил у Главы городского поселения <...> ряд документов, а именно: Положение о собраниях и конференциях граждан в городском поселении <...>, Регламент Совета депутатов городского поселения <...>, Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя городского поселения <...>, Положение о муниципальной службе в городском поселении <...>, Решение Совета депутатов о порядке внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма, прилагаемых к ним документов, Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессу в городском поселении <...>, Положение о муниципальном заказе в городском поселении Быково (л.д.77).

На данное обращение был дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ<номер>, в котором разъяснялся порядок принятия и опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления городского поселения <...> (л.д.134).

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(далее - Закон) организация имеет право на
получение от государственных органов, органов местного самоуправления
информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой
организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с
указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной
деятельности.

Из статьи 2 Закона следует, что информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;

предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.

При этом порядок и способы предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления Законом не регулируется.

В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон №8-ФЗ) действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Если федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусматриваются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, положения настоящего Федерального закона применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона №8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее -подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности;

В соответствии со ст. 6 Федерального закона №8-ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:

1) обнародование (опубликование) государственными органами и
органами местного самоуправления информации о своей деятельности в
средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами и органами местного
самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона №8-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена в сети Интернет.

Решение Совета депутатов о порядке внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма, прилагаемых к ним документов не принималось. Доказательств иному не представлено.

Все остальные вышеуказанные решения опубликованы на официальном сайте Администрации городского поселения <...> (л.д.132).

Из пояснений представителя главы городского поселения <...> усматривается, что «Положение о собраниях и конференциях граждан в городском поселении <...>», опубликовано в Бюллетене нормативных и правовых актов органов местного самоуправления Раменского муниципального района Московской области, декабрь 2006г. «Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации городского поселения <...>» опубликовано в газете «<...>» <номер> от ДД.ММ.ГГГГ «Положение о бюджетном процессе в городском поселении <...>» опубликовано Бюллетене нормативных и правовых актов органов местного самоуправления Раменского муниципального района Московской области, <номер> ноябрь 2008г.

«Положение о муниципальном заказе в городском поселении <...>» опубликовано в Бюллетене нормативных и правовых актов органов местного самоуправления Раменского муниципального района Московской области, октябрь 2008г.

Заявителем данное утверждение никак не оспорено и доказательств иному не представлено.

Таким образом, администрацией городского поселения <...> соблюден установленный п.1 ч.4 ст.4 Федерального закона №8-ФЗ принцип открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, поскольку информация о деятельности администрации городского поселения <...> размещаются на официальном Интернет-сайте (л.д.132); решения, принимаемые представительным органом местного самоуправления, публикуются в средствах массовой информации; ТОС «<...>» имеет право принимать участие в заседаниях Совета депутатов.

При таких обстоятельствах право ТОС «<...>» на получение информации органом местного самоуправления нарушено не было. Доказательств обратного в нарушение ст.56 ГПК РФ заявителем суду представлено не было.

В своем заявлении ТОС «<...>» просит обязать главу городского поселения <...> опубликовать на официальном сайте Администрации городского поселения <...> (<...>) все муниципальные правовые акты Совета депутатов для ознакомления населения.

Суд не находит оснований для удовлетворения данных требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона №8-ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.

Таким образом, речь идет об одном из способов обеспечения доступа информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, который соответствующий орган местного самоуправления вправе избрать и обязанность опубликовывать в сети Интернет все муниципальные правовые акты у органов местного самоуправления отсутствует.

Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона №8-ФЗ официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления (далее - официальный сайт) - сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.

Сайт <...> не является официальным сайтом органов местного самоуправления городского поселения <...>. Доказательств обратному не представлено. Поэтому, даже в случае удовлетворения данных требований, решение суда в этой части будет неисполнимым.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ установлен трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления.

Как указывалось выше, обращение ТОС <...> поступило Главе городского поселения <...> от ДД.ММ.ГГГГ Ответ на обращение ТОС «<...>» был дан Главой городского поселения <...>ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, именно с этой даты и следует исчислять трехмесячный срок обращения в суд.

В своем ходатайстве ТОС «<...>» просит восстановить пропущенный трехмесячный срок, ссылаясь на уважительность пропуска срока с учетом предыдущих обращений в суд.

Суд не соглашается с данными доводами по следующим основаниям.

Как указывается в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 N 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» в соответствии со статьей 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается, в частности, предъявлением иска в установленном порядке, то есть с соблюдением правил о подведомственности и подсудности дела, о форме и содержании искового заявления, об оплате его государственной пошлиной, а также других предусмотренных ГПК РСФСР или АПК РФ требований, нарушение которых влечет отказ в принятии искового заявления или его возврат истцу.

Из приобщенных гражданских дел <номер> и <номер> следует, что председатель ТОС «<...>» ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ от своего имени обращалась в Раменский городской суд с аналогичными заявлениями об оспаривании бездействия главы администрации городского поселения <...>. Определениями Раменского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делам было прекращено (л.д.144-147).

Таким образом, по смыслу выше названных правовых норм предъявление иска как основание для перерыва исковой давности означает лишь такое обращение в суд, арбитражный или третейский суд, которое сделано в полном соответствии с требованиями материального и процессуального законодательства. Это, в частности, означает обязательное соблюдение истцом правил о подведомственности спора, принятие им необходимых мер к его досудебному урегулированию, предъявление иска надлежащим истцом и т.д. Иск, предъявленный с нарушением любого из этих и иных установленных законом требований, не прерывает исковую давность.

Таким образом, в удовлетворении требований ТОС «Центральный» следует отказать и по причине пропуска срока обращения в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56,254-258 ГПК РФ, ФЗ РФ от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", ст.203 ГК РФ, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении заявления Территориального общественного самоуправления «<...>» о признании незаконным бездействие главы городского поселения <...> по нерассмотрению проекта муниципального правового акта –«Временный градостроительный регламент, устанавливаемый для территориальной зоны городского поселения <...>, ограниченный улицами <адрес> и обязании в 10-дневный срок организовать и провести рассмотрение на открытом заседании Совета депутатов городского поселения <...> указанного проекта и в 2-х дневный срок с момента рассмотрения, принятое по результатам рассмотрения проекта мотивированное решение, официально в письменной форме довести до сведения Совета ТОС «<...>»;

- о признании незаконным бездействие главы городского поселения <...> в части непредставления информации по запросам ТОС «<...>» и обязании в 10-ти дневный срок в письменной форме предоставить информацию по запросу ТОС «<...>», а именно: : Положение о собраниях и конференциях граждан в городском поселении <...>, Регламент Совета депутатов городского поселения <...>, Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя городского поселения <...>, Положение о муниципальной службе в городском поселении <...>, Решение Совета депутатов о порядке внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма, прилагаемых к ним документов, Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессу в городском поселении <...>, Положение о муниципальном заказе в городском поселении <...>; обязании главы городского поселения <...> в 30-ти дневный срок опубликовать на официальном сайте администрации городского поселения <...> в сети Интернет все муниципальные правовые акты Совета депутатов для ознакомления населения - отказать.

Решение может быть обжаловано в 10 дней в Мособлсуд с подачей кассационной жалобы через Раменский городской суд.

Судья