ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3156 от 31.12.9999 Раменского городского суда (Московская область)

                                                                                    Раменский городской суд Московской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Раменский городской суд Московской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Решение

Именем Российской федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Раменский городской суд Московской области

В составе: председательствующего судьи Уваровой И.А.

При секретаре Савостиной Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3156 по заявлению Территориального общественного самоуправления «» об оспаривании бездействия главы городского поселения ,

У с т а н о в и л:

Территориальне общественное самоуправление «» городского поселения  Раменского муниципального района Московской области (далее – ТОС ) обратилось в суд с заявлением об оспаривании бездействия Главы городского поселения  - председателя Совета депутатов городского поселения  Олейника П.В., выразившееся в нарушении права Совета территориального общественного самоуправления «» на правотворческую инициативу, а именно просит признать незаконным бездействие главы городского поселения  по не рассмотрению проекта муниципального правового акта, внесенного Советом ТОС «», а именно: «Временный градостроительный регламент, устанавливаемый для территориальной зоны городского поселения , ограниченной улицами . Заявитель также просил обязать Главу городского поселения  - председателя Совета депутатов городского поселения  Олейника П.В в 10-дневный срок организовать и провести рассмотрение на открытом заседании Совета депутатов городского поселения  проекта муниципального правового акта; мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта, официально в письменной форме довести до сведения Совета ТОС «» в 2-й срок.

В обосновании заявления указало, что Совет ТОС  на основании Устава, утвержденного постановлением Главы администрации городского поселения   от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав), является руководящим органом ТОС «. В соответствии с ч. 8 ст. 18 Устава Совет ТОС «» представляет интересы населения, проживающего на территории общественного самоуправления. В рамках реализации права территориального общественного самоуправления на творческую инициативу, закрепленного в ч.8 ст.27 Федерального закона от 6 октября «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 17 и п.4 ч.8 ст. 18 Устава Совет ТОС «» своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ  внес на рассмотрение Совета депутатов городского поселения  проект муниципального правового акта «Временный градостроительный регламент, устанавливаемый для территориальной зоны городского поселения , ограниченной улицами ». В соответствии со ст. 17 Устава проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению в течение 3-х месяцев со дня его внесения. Проект должен быть рассмотрен на открытом заседании Совета депутатов городского поселения . Глава городского поселения , председатель Совета депутатов Олейник П.В. не организовал в установленный срок рассмотрение указанного проекта правового акта. Тем самым было нарушено законное право Совета ТОС  на правотворческую инициативу (л.д.8-9).

Одновременно ТОС «» обратилось еще с одним заявлением о признании незаконным бездействия Главы городского поселения , председателя Совета депутатов городского поселения  - Олейника П.В. выразившегося в не предоставлении информации по запросам ТОС  и обязании в 10-дневный срок в письменной форме предоставить информацию по запросу ТОС , а также опубликовать её на официальном сайте. В обосновании заявления указало, что ТОС «» обратилось к Главе городского поселения  с запросом о предоставлении информации, а именно просил предоставить: Положение о собраниях и конференциях граждан в городском поселении, Регламент Совета депутатов городского поселения, Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя городского поселения, Положение о муниципальной службе в городском поселении, Решение Совета депутатов о порядке внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма, прилагаемых к ним документов, Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессу в городском поселении, Положение о муниципальном заказе в городском поселении. Однако Глава городского поселения  - председатель Совета депутатов Олейник П.В. информацию не предоставил, чем нарушил требования действующего законодательства в области доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. Запрошенная информация не опубликована в официальной печати и не содержится на официальном сайте городского поселения . Бездействием Главы городского поселения нарушены конституционные права жителей Быково на получение информации, интересы которых представляет ТОС  (л.д.73-76).

Определением Раменского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ названные заявление объединены в одно производство (л.д.137).

В судебном заседании председатель ТОС «» Вава Т.В. (л.д.135), представители Яковлев А.А. и Лепешкин М.В. поддержали заявленные требования в полном объеме и просили их удовлетворить.

Лицо, чье бездействие оспаривается – глава администрации городского поселения  – Олейник П.В. в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Его представитель по доверенности Скрябин М.В. представил письменное мнение по заявлению, в котором просит дело рассматривать в свое отсутствие и в удовлетворении заявления отказать (л.д.29-30, 98-102).

Суд, заслушав стороны, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

По смыслу ст.255 ГПК РФ бездействием является не совершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению (принятию) которых возложена на них законом либо иным нормативным правовым актом.

Как усматривается из материалов дела, ТОС «» обратился в Совет депутатов городского поселения  ДД.ММ.ГГГГ в порядке правотворческой инициативы с проектом решения Совета депутатов городского поселения  об утверждении «Временного градостроительного регламента, устанавливаемого для территориальной зоны городского поселения , ограниченной улицами » до разработки и принятия Генерального плана городского поселения  (л.д.10-12).

Письмом за подписью Главы городского поселения  от ДД.ММ.ГГГГ  на имя председателя ТОС «» Вава Т.В. было направлено сообщение о проведении ДД.ММ.ГГГГ заседания Совета депутатов городского поселения , в повестку заседания которого был внесен вопрос о рассмотрении вышеназванного проекта решения (л.д.31). ДД.ММ.ГГГГ на заседании Совета депутатов городского поселения  был рассмотрен проект решения Совета депутатов, внесенный ТОС «». По результатам голосования депутатов данный проект решения принят не был. Письмом  от ДД.ММ.ГГГГ ТОС «» было сообщено о результатах рассмотрения проекта решения (л.д.32-33).

Таким образом, факта бездействия со стороны главы администрации городского поселения  Олейник П.В. допущено не было. Поэтому заявление в этой части удовлетворению не подлежит.

Далее, письмом от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) ТОС «» запросил у Главы городского поселения  ряд документов, а именно: Положение о собраниях и конференциях граждан в городском поселении , Регламент Совета депутатов городского поселения , Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя городского поселения , Положение о муниципальной службе в городском поселении , Решение Совета депутатов о порядке внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма, прилагаемых к ним документов, Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессу в городском поселении , Положение о муниципальном заказе в городском поселении Быково (л.д.77).

На данное обращение был дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ , в котором разъяснялся порядок принятия и опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления городского поселения  (л.д.134).

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(далее - Закон) организация имеет право на
получение от государственных органов, органов местного самоуправления
информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой
организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с
указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной
деятельности.

Из статьи 2 Закона следует, что информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;

предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.

При этом порядок и способы предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления Законом не регулируется.

В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон №8-ФЗ) действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Если федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусматриваются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, положения настоящего Федерального закона применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона №8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее -подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности;

В соответствии со ст. 6 Федерального закона №8-ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:

1) обнародование (опубликование) государственными органами и
органами местного самоуправления информации о своей деятельности в
средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами и органами местного
самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона №8-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена в сети Интернет.

Решение Совета депутатов о порядке внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма, прилагаемых к ним документов не принималось. Доказательств иному не представлено.

Все остальные вышеуказанные решения опубликованы на официальном сайте Администрации городского поселения  (л.д.132).

Из пояснений представителя главы городского поселения  усматривается, что «Положение о собраниях и конференциях граждан в городском поселении », опубликовано в Бюллетене нормативных и правовых актов органов местного самоуправления Раменского муниципального района Московской области, декабрь 2006г. «Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации городского поселения » опубликовано в газете «»  от ДД.ММ.ГГГГ «Положение о бюджетном процессе в городском поселении » опубликовано Бюллетене нормативных и правовых актов органов местного самоуправления Раменского муниципального района Московской области,  ноябрь 2008г.

«Положение о муниципальном заказе в городском поселении » опубликовано в Бюллетене нормативных и правовых актов органов местного самоуправления Раменского муниципального района Московской области, октябрь 2008г.

Заявителем данное утверждение никак не оспорено и доказательств иному не представлено.

Таким образом, администрацией городского поселения  соблюден установленный п.1 ч.4 ст.4 Федерального закона №8-ФЗ принцип открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, поскольку информация о деятельности администрации городского поселения  размещаются на официальном Интернет-сайте (л.д.132); решения, принимаемые представительным органом местного самоуправления, публикуются в средствах массовой информации; ТОС «» имеет право принимать участие в заседаниях Совета депутатов.

При таких обстоятельствах право ТОС «» на получение информации органом местного самоуправления нарушено не было. Доказательств обратного в нарушение ст.56 ГПК РФ заявителем суду представлено не было.

В своем заявлении ТОС «» просит обязать главу городского поселения  опубликовать на официальном сайте Администрации городского поселения  () все муниципальные правовые акты Совета депутатов для ознакомления населения.

Суд не находит оснований для удовлетворения данных требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона №8-ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.

Таким образом, речь идет об одном из способов обеспечения доступа информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, который соответствующий орган местного самоуправления вправе избрать и обязанность опубликовывать в сети Интернет все муниципальные правовые акты у органов местного самоуправления отсутствует.

Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона №8-ФЗ официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления (далее - официальный сайт) - сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.

Сайт  не является официальным сайтом органов местного самоуправления городского поселения . Доказательств обратному не представлено. Поэтому, даже в случае удовлетворения данных требований, решение суда в этой части будет неисполнимым.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ установлен трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления.

Как указывалось выше, обращение ТОС  поступило Главе городского поселения  от ДД.ММ.ГГГГ Ответ на обращение ТОС «» был дан Главой городского поселения  ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, именно с этой даты и следует исчислять трехмесячный срок обращения в суд.

В своем ходатайстве ТОС «» просит восстановить пропущенный трехмесячный срок, ссылаясь на уважительность пропуска срока с учетом предыдущих обращений в суд.

Суд не соглашается с данными доводами по следующим основаниям.

Как указывается в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 N 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» в соответствии со статьей 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается, в частности, предъявлением иска в установленном порядке, то есть с соблюдением правил о подведомственности и подсудности дела, о форме и содержании искового заявления, об оплате его государственной пошлиной, а также других предусмотренных ГПК РСФСР или АПК РФ требований, нарушение которых влечет отказ в принятии искового заявления или его возврат истцу.

Из приобщенных гражданских дел  и  следует, что председатель ТОС «» Вава Т.В. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ от своего имени обращалась в Раменский городской суд с аналогичными заявлениями об оспаривании бездействия главы администрации городского поселения . Определениями Раменского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делам было прекращено (л.д.144-147).

Таким образом, по смыслу выше названных правовых норм предъявление иска как основание для перерыва исковой давности означает лишь такое обращение в суд, арбитражный или третейский суд, которое сделано в полном соответствии с требованиями материального и процессуального законодательства. Это, в частности, означает обязательное соблюдение истцом правил о подведомственности спора, принятие им необходимых мер к его досудебному урегулированию, предъявление иска надлежащим истцом и т.д. Иск, предъявленный с нарушением любого из этих и иных установленных законом требований, не прерывает исковую давность.

Таким образом, в удовлетворении требований ТОС «Центральный» следует отказать и по причине пропуска срока обращения в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56,254-258 ГПК РФ, ФЗ РФ от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", ст.203 ГК РФ, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении заявления Территориального общественного самоуправления «» о признании незаконным бездействие главы городского поселения  Олейник П.В. по нерассмотрению проекта муниципального правового акта –«Временный градостроительный регламент, устанавливаемый для территориальной зоны городского поселения , ограниченный улицами  и обязании в 10-дневный срок организовать и провести рассмотрение на открытом заседании Совета депутатов городского поселения  указанного проекта и в 2-х дневный срок с момента рассмотрения, принятое по результатам рассмотрения проекта мотивированное решение, официально в письменной форме довести до сведения Совета ТОС «»;

- о признании незаконным бездействие главы городского поселения  Олейник П.В. в части непредставления информации по запросам ТОС «» и обязании в 10-ти дневный срок в письменной форме предоставить информацию по запросу ТОС «», а именно: : Положение о собраниях и конференциях граждан в городском поселении , Регламент Совета депутатов городского поселения , Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя городского поселения , Положение о муниципальной службе в городском поселении , Решение Совета депутатов о порядке внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма, прилагаемых к ним документов, Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессу в городском поселении , Положение о муниципальном заказе в городском поселении ; обязании главы городского поселения  Олейника П.В. в 30-ти дневный срок опубликовать на официальном сайте администрации городского поселения  в сети Интернет все муниципальные правовые акты Совета депутатов для ознакомления населения - отказать.

Решение может быть обжаловано в 10 дней в Мособлсуд с подачей кассационной жалобы через Раменский городской суд.

Судья