ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3156/20 от 31.08.2020 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №2-3156/2020

64RS0045-01-2020-004551-82

Решение

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Гурылевой Е.Ю.,

при секретаре Сдобниковой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, третье лицо – министерство финансов <адрес>, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма. В обоснование своих требований ФИО1 указала, что относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда области. До настоящего времени Л.М.ОБ. жилым помещением не обеспечена. Ответчиком решение о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма не принято, жилое помещение не предоставлено. Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», а также на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», уточнив исковые требования, истец просит суд обязать ответчика предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области в <адрес>.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> ФИО2, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика, в котором просил суд отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что предоставление жилых помещений осуществляется по мере поступления жилых помещений в государственный жилищный фонд области.

Третье лицо министерство финансов <адрес> о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило, возражений по заявленному иску не представило.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Срок действия договора найма предоставляемого специализированного жилого помещения составляет пять лет. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно п.8 ч.1 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее – специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вступившая с ДД.ММ.ГГГГ в законную силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пп. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Согласно положениям абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

На территории <адрес> обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется <адрес>-ЗCO от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» (далее – <адрес>-ЗCO от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно ч. 1 ст. 3 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее – лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 3).

Согласно ст. <адрес>-ЗCO от ДД.ММ.ГГГГ принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (далее – специализированный жилищный учет) осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений по достижении ими возраста 14 лет. Принятие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на специализированный жилищный учет осуществляется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений.

Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений по итогам решений о принятии или об отказе в принятии на специализированный жилищный учет формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом. В указанный список включаются лица, достигшие возраста 14 лет (ч. 10 ст. <адрес>-ЗCO от ДД.ММ.ГГГГ).

В ст. <адрес>-ЗCO от ДД.ММ.ГГГГ определен порядок предоставления жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда лицам, указанным в ч. 1 ст. 3 настоящего Закона, достигших возраста 18 лет, которые только обратились с заявлениями по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в законодательстве обстоятельств. Таким образом, у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства с момента присвоения специального статуса. Указанное право носит заявительный характер, с момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению такому гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.

Согласно материалам дела ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о рождении Б.М.О. (л.д. 12), копией свидетельства о смерти матери Б.О.И. (л.д. 15), копией постановления главы администрации Красноармейского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о назначении опеки над несовершеннолетней Б.М.О. в связи со смертью матери и записью об отце со слов матери (л.д. 16).

Согласно распоряжению министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>-р от ДД.ММ.ГГГГ Л.М.ОБ. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда области.

ДД.ММ.ГГГГ при заключении брака истец изменила фамилию – Л.М.ОБ. (Б.М.О.), ДД.ММ.ГГГГ при расторжении брака фамилия сохранена (л.д. 13).

Судом установлено, что права на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества за Л.М.ОВ. (Б.М.О.) не зарегистрированы.

Л.М.ОБ. зарегистрирована по месту жительства: <адрес> (л.д. 11).

Сведений о том, что истец улучшила свои жилищные условия, в результате чего утратила основания для предоставления жилого помещения, ответчиком не представлено.

Л.М.ОБ. (Б.М.О.) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда области была поставлен в возрасте до 18 лет. При этом ей не было предоставлено жилое помещение ни по договору социального найма из государственного жилищного фонда области, ни по договору найма специализированного жилого помещения при достижении возраста 18 лет. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

Согласно ч.1.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗСО лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе однократно по заявлению, поданному в уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений, определить местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области либо по письменному согласию предоставить такое право уполномоченному государственному органу области.

На основании указанных положений закона, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Л.М.ОБ. (Б.М.О.) может быть обеспечена жилым помещением из специализированного государственного жилищного фонда области по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес>, отвечающим санитарным и техническим требованиям.

Нахождение Л.М.ОВ. (Б.М.О.) на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав, поскольку право на обеспечение жилыми помещениями как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилое помещение не предоставлено.

Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании приведенных положений закона, оценивая все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Л.М.ОВ. (Б.М.О.) подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 30 квадратных метров, по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.Ю. Гурылева