Дело № 2-3156/21
УИД: 50RS0015-01-2021-004657-71
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Истринский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Чугуновой М.Ю.
при секретаре Звонковой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского округа Истра Московской области, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Росреестра по Московской области об оспаривании отказа в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов», обязании принять новое решение и предоставить земельный участок в собственность за плату без проведения торгов, встречному иску Администрации городского округа Истра Московской области к ФИО1 о признании отсутствующим права собственности на жилой дом, исключении сведений о праве собственности на строение из ЕГРН,
у с т а н о в и л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику Администрации городского округа Истра Московской области об оспаривании отказа в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов», обязании принять новое решение и предоставить земельный участок в собственность за плату без проведения торгов. В обоснование иска указала, что в ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о. Истра на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов было размещено извещение о проведении торгов на право аренды земельного участка из числа земель населенных пунктов для целей ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером №
Истец приняла участие в данных торгах и была признана победителем, как заявившая самую высокую цену.
В дальнейшем, на основании протокола о проведении торгов между истцом и Ответчиком был заключен договор аренды данного земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ истцом у Ответчика был арендован данный земельный участок. Срок аренды земельного участка в соответствии с данным Договором составляет 20 лет. Статус земельного участка - «земли населенных пунктов», цель использования земельного участка - «для индивидуального жилищного строительства». В условиях Договора было отражено право истца на строительство зданий на данном земельном участке.
В дальнейшем, после регистрации вышеуказанного договора аренды земельного участка, истцом с целью строительства индивидуального жилого дома было подготовлено и направлено Уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (посредством портала предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>, № заявки - № от ДД.ММ.ГГГГ).
Администрация г.о. Истра в ответ на рассмотрение данного обращения уведомило истца о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке <адрес>
После получения данного уведомления о соответствии планируемого строительства, истцом было осуществлено фактическое строительство жилого дома в соответствии с согласованными параметрами, а также в соответствии с требованиями, предъявляемыми к объекту капитального строительства и жилому дому.
Построенный индивидуальный жилой дом по своим характеристикам полностью соответствует требованиям предъявляемым к жилым домам.
Кадастровым инженером ФИО2 было проведено обследование построенного здания и подготовлен Технический план здания (прилагается), в котором было определен его статус и вид разрешенного использования недвижимости - «объект капитального строительства -здание, статус - жилой дом».
Истцом в Администрацию г.о. Истра было подано Уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности (посредством портала предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>, № заявки - Р№42434457 от ДД.ММ.ГГГГ).
Администрация г.о. Истра в ответ на рассмотрение данного обращения уведомило истца о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № RU№).
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ Администрация г.о, Истра постановила присвоить адрес индивидуальному жилому дому: <адрес>
Жилой дом был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №, статус - «индивидуальный жилой дом» и оформлено право собственности на него.
После оформления права собственности на жилой дом истицей, как собственником здания, расположенном на земельном участке, в Администрацию г.о. Истра было подано заявление на получение государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов» посредством Портала предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>, № заявки № от ДД.ММ.ГГГГ, с целью приобретения земельного участка в собственность за плату, как собственнику здания, расположенном на данном земельном участке.
По результатам рассмотрения данного заявления ответчик принял решение об отказе в предоставлении данной государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Отказ мотивирован тем, что «объект строительства обладает признаками некапитального строения», а также «В результате осмотра земельного участка с кадастровым номером: № инспектором муниципального земельного контроля городского округа Истра, было выявлено, что на испрашиваемом земельном участке расположено некапитальное строение на свайно-винтовом фундаменте. Конструктивные характеристики строения позволяют осуществить перемещение или демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строения».
Истицей было повторно подано заявление на получение государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов» (посредством Портала предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>, № заявки - № от ДД.ММ.ГГГГ), с целью приобретения земельного участка в собственность за плату как собственнику здания, расположенном на данном земельном участке.
При этом помимо обязательно прилагаемых документов было приложено уведомление о соответствии здания требованиям объекта капитального строительства, недвижимого имущества и жилого дома, технический план здания, а также актуальные на тот момент фотографии.
По результатам рассмотрения данного заявления ответчик повторно принял решение об отказе в предоставлении данной государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ № № Свой отказ он мотивировал теми же основаниями что и ранее.
ДД.ММ.ГГГГ от Министерства имущественных отношений <адрес> поступил ответ (№ в котором указало, что на основании прилагаемых к моему обращению документов подтверждается техническое соответствие объекта параметрам капитального строительства, но в связи с тем, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований принимаются органами местного самоуправления, - рекомендуется повторно обратиться за государственной услугой "Предоставление земельных участков в собственность без проведения торгов".
Истицей повторно подано заявление на получение государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов» (посредством Портала предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>, № заявки - Р№46568503 от ДД.ММ.ГГГГ), помимо обязательно прилагаемых документов истицей был приложен вышеуказанный ответ Министерства имущественных отношений <адрес>.
Помимо этого были направлены обращения в адрес главы Администрации г.о. Истра, заместителю главы Администрации г.о. Истра курирующему данное направление деятельности и подписывающему решение ФИО3, а также начальнику управления имущественно-земельных отношений - ФИО4, в которых изложены доводы, приложен ответ Министерства имущественных отношений <адрес>, техническую документацию на дом, актуальные фотографии дома. Ответы на указанные обращения до настоящего времени не поступали.
По результатам рассмотрения данного заявления ответчик повторно принял решение об отказе в предоставлении данной государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ № Р№ (прилагается). Свой отказ он мотивировал теми же основаниями что и ранее.
Считает, что Ответчик принял решения об отказе <данные изъяты> незаконно и предоставил не соответствующие действительности доводы в обоснование своих отказов.
Уточнив требования, просит суд обязать ответчика заключить со ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью 1553 кв.м. по адресу: <адрес>, без проведения торгов в соответствии с положениями п.п.6 п.2 ст.ст.39.3 и 39.20 ЗК РФ.
принять новые решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером: № в собственность за плату без проведения торгов как собственнику здания индивидуального жилого дома, расположенном на указанном земельном участке.
Администрация г.о. Истра заявила встречный иск к ФИО1 о признании отсутствующим права собственности на жилой дом, исключении сведений о праве собственности на строение из ЕГРН. В обоснование требований указано, что на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного по результатам проведения торгов, ответчик является арендатором земельного участка из земель неразграниченной государственной собственности с кадастровым №, категория земель -земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>
По заявлению ФИО5 Администрацией было выдано Уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности в рамках предоставления государственной услуги «Получение застройщиком уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности» в соответствии с административным регламентом, утвержденным Распоряжением Министерства жилищной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
В рамках предоставления Государственной услуги, визуальный осмотр объекта капитального строительства не требуется, предоставление Государственной услуги осуществляется на основании технического плана, подготовленного кадастровым инженером и направленного в Администрацию заявителем.
В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ истец посредством регионального портала государственных услуг МО обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность з/у без проведения торгов в порядке ст.ст.39.3 и 39.20 ЗК РФ. В качестве приложения к заявлению истцом было предоставлено сообщение, содержащее перечень объектов капитального строительства, расположенных на испрашиваемом з/у из которого следовало о нахождении на з/у здания жилого дома с кад. №.
По сведениям из ЕГРН на вышеуказанный объект за истцом зарегистрировано право собственности № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках оказания государственной услуги Администрацией проведены мероприятия по муниципальному земельному контролю, по результатам которого было установлено, что на земельном участке отсутствует какие-либо капитальные строения, в том числе и жилой дом с кад.№. На участке установлен свайный фундамент. Участок не огорожен, доступ не ограничен. Видимые линейно-кабельные сооружения отсутствуют.
В соответствии с положениями п.26 ст. 16 ФЗ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа в том числе отнесено осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа. Осуществление земельного контроля осуществляется уполномоченными органами администрации в соответствии с положениями ЗК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <адрес> N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в <адрес>", уставом городского округа Истра. Целями муниципального контроля "являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений земельного законодательства, а также осуществление контроля за рациональным и эффективным использованием земель на территории городского округа. Помимо плановых и внеплановых проверок, предусмотренных вышеуказанными законодательными и нормативно-правовыми актами, и при проведении которых предусмотрена специальная процедура их проведения, с присутствием и обязательным уведомлением лица, в отношении которого она проводиться, предусмотрены также осмотры, обследования земельных участков, которые проводятся должностными лицами в пределах своей компетенции без взаимодействия с правообладателями земельных участков.
В связи с вышеизложенным, осмотр (обследование) земельного участка из земель неразграниченной государственной собственности проведен должностными лицами администрации в пределах своей компетенции, и следовательно, представленный в материалы дела акт визуального осмотра (обследования) з/у составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, имеются признаки несоответствия сведений, указанных кадастровым инженером в техническом плане здания и внесенных в ЕГРН, и существующих на момент проверки характеристик строения.
Полагают, что осуществление государственной регистрации права в отношении объекта с кадастровым №, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 50№ выполнено с нарушением норм и требований действующего законодательства.
Наличие в ЕГРН записи о праве собственности ответчика на недвижимое имущество накладывает на собственника соответствующего земельного участка, на котором оно находится, определенные ограничения, обусловленные распространением на этот объект правового режима, установленного действующим законодательством для недвижимого имущества, в том числе по предоставлению под таким объектом земельного участка в пользование или в собственность в соответствии со ст. 36 ЗК РФ.
Сохранение оспариваемой регистрации права собственности одного лица на спорный объект как недвижимую вещь, расположенную на земельном участке, имеющую другого собственника, также нарушает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (ст. 1 ЗК РФ), разрывает общий правовой режим этих объектов и делает невозможным их надлежащее использование.
Из изложенного следует, что при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Спорный объект признакам объекта недвижимости, не отвечает.
Вместе с тем, поскольку спорный объект, права на которое в ЕГРН зарегистрированы как на недвижимость, не обладает соответствующими признаками недвижимой вещи, сам факт государственной регистрации права собственности ответчика на такое имущество нарушает права собственника земельного участка, поскольку значительно ограничивает возможность реализации последним имеющихся у него правомочий. Нарушенное право может быть восстановлено исключением из реестра записи о праве собственности ответчика на объект. Таким образом, поскольку спорный объект не является объектом недвижимого имущества в подобной ситуации заявленное требование следует считать разновидностью негаторного иска.
В соответствии с абз. 4 п. 52 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от -ДД.ММ.ГГГГ В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В сложившейся ситуации: право собственности истца на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество;
запись в ЕГРН нарушает права администрации, поскольку значительно ограничивает возможность реализации правомочий собственника земельного участка.
Просит суд признать отсутствующим зарегистрированное право собственности ФИО1 на жилой дом, площадью 32,7 кв.м., с кад. № <данные изъяты>
исключить из ЕГРН запись за гос.№ от ДД.ММ.ГГГГ о "Государственной регистрации права собственности за ФИО1 на жилой дом, площадью 32,7 кв.м., с кад. №, расположенный на з/у с кад. № по адресу: <адрес>
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом. Представитель по доверенности ФИО6 в судебном заседании уточненные требования поддержал, просил удовлетворить. Возражал против встречного искового заявления, просил отказать.
Представитель ответчика Администрации г.о. Истра по доверенности ФИО7 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, просил отказать. Поддержал встречные исковые требования, просил удовлетворить.
Представители третьих лиц: Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Росреестра по Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, дав юридическую оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующему.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.3 названного Кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи (пункт 1); без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса (подпункт 6 пункта 2).
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20); обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статья 42).
Исходя из содержания приведенных норм, предоставление прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов недвижимости по целевому назначению.
Судом установлено, что ФИО1 является арендатором земельного участка из земель неразграниченной государственной собственности с кад. №, категория земель -земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного по результатам проведения аукциона (л.д.59-63).
После регистрации вышеуказанного договора аренды земельного участка, истцом с целью строительства индивидуального жилого дома было подготовлено и направлено Уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (посредством портала предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>, № заявки - № от ДД.ММ.ГГГГ).
Администрация г.о. Истра в ответ на рассмотрение данного обращения уведомило истца о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке <адрес>, кад. № уведомлением ДД.ММ.ГГГГ Ко RU№.
После получения данного уведомления о соответствии планируемого строительства, истцом было осуществлено фактическое строительство жилого дома.
Кадастровым инженером ФИО2 было проведено обследование построенного здания и подготовлен Технический план здания, в котором было определен его статус и вид разрешенного использования недвижимости - «объект капитального строительства -здание, статус - жилой дом».
Истцом в Администрацию г.о. Истра было подано Уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности посредством портала предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>, № заявки - Р№42434457 от ДД.ММ.ГГГГ.
Администрация г.о. Истра в ответ на рассмотрение данного обращения уведомило истца о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № RU№).
ДД.ММ.ГГГГ истец посредством регионального портала государственных услуг МО обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность з/у без проведения торгов в порядке ст.ст.39.3 и 39.20 ЗК РФ.
В качестве приложения к заявлению истцом было представлено сообщение, содержащее перечень ОКС, расположенных на испрашиваемом з/у из которого следовало о нахождении на з/у здания жилого дома с кад. №.
По сведениям из ЕГРН на вышеуказанный объект за истцом зарегистрировано право собственности № от ДД.ММ.ГГГГ на объект недвижимости- жилой дом, наименование - индивидуальный жилой дом площадью 32, 7 кв м на земельном участке с кадастровым номером №.(л.д. 247-248).
Постановлением Администрации городского округа Истра от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальному жилому дому присвоен адрес: <адрес>-а.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках оказания гос.услуги Администрацией проведены мероприятия по муниципальному земельному контролю, по результатам которого было установлено, что на земельном участке отсутствует какие-либо капитальные строения, в том числе и жилой дом с кад.№. На участке установлен свайный фундамент. Участок не огорожен, доступ не ограничен. Видимые линейно-кабельные сооружения отсутствуют.
После оформления права собственности на жилой дом истцом, как собственником здания, расположенном на земельном участке, в Администрацию г.о. Истра было подано заявление на получение государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов» посредством Портала предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>, № заявки - № от ДД.ММ.ГГГГ, с целью приобретения земельного участка в собственность за плату, как собственнику здания, расположенном на данном земельном участке.
По результатам рассмотрения данного заявления ответчик принял решение об отказе в предоставлении данной государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Отказ мотивирован тем, что «земельный участок не может быть предоставлен на заявленном виде права, поскольку объект строительства обладает признаками некапитального строения, а также «В результате осмотра земельного участка с кадастровым номером: № инспектором муниципального земельного контроля городского округа Истра, было выявлено, что на испрашиваемом земельном участке расположено некапитальное строение на свайно-винтовом фундаменте. Конструктивные характеристики строения позволяют осуществить перемещение или демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строения».
Истицей было повторно подано заявление на получение государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов» (посредством Портала предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>, № заявки - Р№ от ДД.ММ.ГГГГ), с целью приобретения земельного участка в собственность за плату как собственнику здания, расположенном на данном земельном участке.
При этом помимо обязательно прилагаемых документов было приложено уведомление о соответствии здания требованиям объекта капитального строительства, недвижимого имущества и жилого дома, технический план здания, а также актуальные на тот момент фотографии.
По результатам рассмотрения данного заявления ответчик повторно принял решение об отказе в предоставлении данной государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ № Р№. Свой отказ он мотивировал теми же основаниями что и ранее.
ДД.ММ.ГГГГ от Министерства имущественных отношений <адрес> поступил ответ (№), в котором указало, что на основании прилагаемых к моему обращению документов подтверждается техническое соответствие объекта параметрам капитального строительства, но в связи с тем, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований принимаются органами местного самоуправления, - рекомендуется повторно обратиться за государственной услугой "Предоставление земельных участков в собственность без проведения торгов".
Истцом повторно подано заявление на получение государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов» посредством Портала предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>, № заявки - № от ДД.ММ.ГГГГ,с приложением вышеуказанного ответа Министерства имущественных отношений <адрес>.
По результатам рассмотрения данного заявления ответчик повторно принял решение об отказе в предоставлении данной государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ № Р№ Свой отказ он мотивировал теми же основаниями что и ранее, указав, что на земельном участке зарегистрировано здание назначение жилое, наименование- индивидуальный жилой дом с кадастровым № однако в рамках муниципального земельного контроля управления имущественно- земельных отношений администрации г.о. Истра было выявлено, что на испрашиваемом земельном участке расположено некапитальное строение на свайно-винтовом фундаменте. Конструктивные характеристики строения позволяют осуществить перемещение или демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строения, в связи с этим цель использование -размещение жилого дома- не достигнута.
Право частной собственности охраняется законом (часть 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
Согласно п. п. 3, 5 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 4 п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает права истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, иск о признании зарегистрированного права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Согласно пункту 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объект индивидуального жилищного строительства - это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичное понятие жилого дома содержится в ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ.
Надлежащих доказательств того, что строение, расположенное на спорном участке является некапитальными, его возможно демонтировать и собрать без соразмерного ущерба в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований встречного иска о признании отсутствующим права собственности на строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № и исключении сведений о праве собственности на него из ЕГРН и удовлетворении требований ФИО1 об обязании Администрации г.о. Истра Московской области заключения с ней договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью 1553 кв.м. по адресу: <адрес> проведения торгов в соответствии с положениями ст.ст.39.3 и 39.20 ЗК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 56,194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО1- удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Истра Московской области заключить со ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью 1553 кв.м. по адресу: <адрес> без проведения торгов в соответствии с положениями п.п.6 п.2 ст.ст.39.3 и 39.20 ЗК РФ.
Исковые требования Администрации г.о. Истра Московской области о признании отсутствующим права собственности на строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером <адрес>, исключении сведений о праве собственности на строение из ЕГРН, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ