РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 декабря 2017 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Задонской М.Ю.,
при секретаре Казначеевой С.И.,
с участием
истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3157/17 по иску ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда»,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда».
В обоснование заявленных требований истец указала, что она (истец) имеет 31 год и 9 месяцев трудового стажа. С марта 2007 года по настоящее время работает в Управлении ПФР в г.Туле Тульской области. Имеет право на пенсию с 2015 года. В 2013 году она (истец) была награждена нагрудным знаком «Почетный работник ПФР», Почетной грамотой ПФР, медалью «Трудовая доблесть 3 степени».
ДД.ММ.ГГГГ она (истец) обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» и предоставила все необходимые документы, подтверждающие право на получение этого звания.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Управление социальной защиты населения Тульской области отказало ей в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку представленная Почетная грамота Пенсионного фонда Российской Федерации и удостоверение к нагрудному знаку «Почетный работник Пенсионного фонда Российской Федерации» не относятся ни к государственным наградам России или СССР, ни к почетному званию России или СССР, ни к ведомственным наградам, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
В связи с изложенным, просит суд признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в их обоснование, просила иск удовлетворить. дополнила, что с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» ввиду наличия у нее награды –медаль «Трудовая доблесть 3 степени» в органы соцзащиты она не обращалась.
Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в представленном в адрес суда ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель по доверенности ФИО2 возражала относительно исковых требований и просила в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в оспариваемом решении.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.
Выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось ответчиком, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, что подтверждается трудовой книжкой серии № на имя ФИО1, вкладышем к трудовой книжке №, пенсионным удостоверением №.
Как следует из сведений трудовой книжки, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле.
Судом установлено, что ФИО1 за значительный вклад в организацию, становление и развитие системы Пенсионного фонда Российской Федерации постановлением ПФР № пл от ДД.ММ.ГГГГ. награждена Почетной грамотой Пенсионного фонда Российской Федерации; постановлением Правления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ. № пл награждена нагрудным знаком «Почетный работник Пенсионного фонда Российской Федерации», что подтверждается документами, имеющимися в материалах дела.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в отдел социальной защиты населения с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» в связи с имеющейся у нее Почетной грамотой Пенсионного фонда Российской Федерации, а также нагрудным знаком «Почетный работник Пенсионного фонда Российской Федерации». В удовлетворении заявления ей было отказано решением № от ДД.ММ.ГГГГ, по тем основаниям, что представленная ФИО1 Почетная грамота Пенсионного фонда Российской Федерации, а также удостоверение к нагрудному знаку «Почетный работник Пенсионного фонда Российской Федерации» не относятся ни к государственным наградам России или СССР, ни к почетному званию России или СССР, ни к ведомственным наградам, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
Проверяя доводы истца, суд приходит к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Основания для присвоения звания «Ветеран труда» установлены в статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», пунктом 1 которой предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с п.1.1. ст.7 Федерального закона «О ветеранах» (в действующей редакции) порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»).
В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».
В соответствии со ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (в редакции от 01.06.2016 г.) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:
1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
1-1) наличие документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде по состоянию на 30 июня 2016 года и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 названного Закона, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, а также представляют документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с Законом Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28.02.2007 года № 797-ЗТО одним из условий присвоения звания «Ветеран труда» наряду с наличием у гражданина трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, является наличие государственных или ведомственных наград за трудовые отличия по состоянию на 30 июня 2016 года.
Только в случае награждения работника за особые трудовые заслуги закон предусматривает возможность присвоения гражданину звания «Ветеран труда». Награждение при иных обстоятельствах не может быть основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
К ведомственным знакам отличия в труде относятся награды, решения о награждении которыми были приняты руководством федеральных органов государственной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, органов государственной власти и управления СССР и РСФСР, судов и органов прокуратуры СССР и РСФСР.
Как установлено выше, ФИО1 в период осуществления своей трудовой деятельности в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Туле за значительный вклад в организацию, становление и развитие системы Пенсионного фонда Российской Федерации постановлением ПФР № пл от ДД.ММ.ГГГГ. награждена Почетной грамотой Пенсионного фонда Российской Федерации; постановлением Правления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ. №-пл награждена нагрудным знаком «Почетный работник Пенсионного фонда Российской Федерации», что подтверждается документами, имеющимися в материалах дела.
Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-I (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Положением.
Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий (пункт 1 Указа).
Ранее действовавшими Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 года № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Пенсионный фонд Российской Федерации не был отнесен к федеральным органам исполнительной власти.
Действующий Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» также не относит Пенсионный фонд Российской Федерации к федеральным органам исполнительной власти, координация его деятельности возложена на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 3 Указа).
Действующие Положение о Почетной грамоте Пенсионного фонда Российской Федерации, о нагрудном знаке «Почетный работник Пенсионного фонда Российской Федерации», утвержденные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ пл «О наградах Пенсионного фонда Российской Федерации», в соответствии с которым было издано постановление Правления Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ. № пл о награждении ФИО1 Почетной грамотой Пенсионного фонда Российской Федерации, а также постановление Правления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ. № пл о награждении ФИО1 нагрудным знаком «Почетный работник Пенсионного фонда Российской Федерации», не относило данные награды Пенсионного фонда Российской Федерации к ведомственным знакам отличия в труде.
В соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 октября 2005 года N 37пл «О наградах Пенсионного фонда Российской Федерации» данные награды учреждены в целях совершенствования системы поощрения работников и территориальных органов системы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также граждан и организаций, внесших значительных вклад в решение возложенных на Пенсионный фонд Российской Федерации задач.
Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации не наделен полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».
Таким образом, в силу приведенных выше нормативных положений, Пенсионный фонд Российской Федерации не входит в структуру органов государственной (исполнительной) власти, является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и не обладает полномочиями по учреждению и награждению ведомственными знаками отличия в труде.
Следовательно, награждение ФИО1 Почетной грамотой Пенсионного фонда Российской Федерации за значительный вклад в организацию, становление и развитие системы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также нагрудным знаком «Почетный работник Пенсионного фонда Российской Федерации», не повлекло возникновения у нее права на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с <адрес> от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (в редакции от 01.06.2016 г.) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».
При таких обстоятельствах, поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации не относится к ведомству, как органу государственного управления, а учрежденные им знаки отличия в труде не являются ведомственными, оснований для присвоения ФИО1 звания «Ветеран труда» не имеется.
Кроме того, Почетная грамота Пенсионного фонда Российской Федерации, а также нагрудный знак «Почетный работник Пенсионного фонда Российской Федерации», которыми награждена ФИО1, согласно Общероссийскому классификатору информации о населении ОК 018-2014, утвержденному Приказом Росстандарта от 12.12.2014 года № 2019-ст, не входят в перечень государственных и ведомственных наград.
Доказательств награждения ФИО1 иными ведомственными знаками отличия в труде, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», суду не представлено.
Вместе с тем, как установлено выше, с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» ввиду наличия награды – медаль «Трудовая доблесть 3 степени» истец в органы социальной защиты не обращался. Таким образом, поскольку вопрос о присвоении указанного звания по приведенной награде не разрешался ответчиком, при обязательном заявительном порядке реализации права на его предоставление, суд не находит оснований для рассмотрения обстоятельств возможности присвоения указанного звания по этой награде.
Ссылка истца на письмо Минтруда РФ № 2026-ВЯ. Минсоцзащиты РФ N 4276/1-30 от 10.11.1995 «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», является несостоятельной, поскольку указанное письмо не является нормативно-правовым актом. В указанном письме приведена обобщенная практика рассмотрения вопросов по определению ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда», сложившаяся по состоянию на 1995 г.
Иные доводы истца, указанные в обоснование своих требований, а также приведенные в судебном заседании, по мнению суда также не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенных выше норм материального права, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда», отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Центральный районный суд г.Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 11.12.2017 года.
Судья