Дело № 2 – 3157/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2017 года г. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска
в с о с т а в е:
Председательствующего судьи Надежкина Е.В.
При секретаре Кустове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жданова А. Ф. к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» о защите прав потребителя и взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Жданов А.Ф. обратился в суд с иском к ФГУП "Почта России" о защите прав потребителя, по которому просит взыскать с ответчика в его пользу в счет компенсации морального вреда 100 000 руб., судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 2 060 руб. и штраф в размере 50 % от присуждённой суммы. В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что 24.05.2016г. им в почтовом отделении № филиала ФГУП «Почта России» по адресу: <адрес>, заключен договор об оказании услуги почтовой связи, по которому ответчик обязался доставить почтовое отправление из <адрес> в <адрес>. Цена услуги составила 58 руб. Согласно пунктов 4, 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 160, указанное почтовое отправление должно было быть доставлено в течение 4 дней. Однако данный срок был нарушен на 2 дня. В результате задержки документ, который находился в почтовом отправлении, не поступил к необходимому для него сроку. Тем самым ответчиком допущен недостаток оказанной услуги. Изложенные обстоятельства, связанные с задержкой доставки почтового отправления, свидетельствуют о нарушении прав истца, как потребителя почтовых услуг ответчика. В связи с указанным нарушением его потребительских прав истец в соответствии со ст.ст. 19, 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О почтовой связи", ст.ст. 15, 29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О защите прав потребителей», обратился к ответчику с претензией о недостатке оказанной услуги. При этом в соответствии со ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О почтовой связи" истец был вынужден понести расходы на юридические услуги, поскольку данный закон предполагает в случае нарушения прав пользователя услуг почтовой связи, обязательное направление претензии в адрес оператора почтовой связи. Данные расходы составили 2 060 руб. и были связаны с составлением претензии ответчику. Ответчик ответа на претензию не предоставил, в добровольном порядке его требования не удовлетворил. Следствием указанного нарушения ответчиком его прав, как потребителя, стало причинение ему морального вреда, выражающегося в переживаниях истца по поводу ненадлежащего качества услуги ответчика, неудовлетворения ответчиком всех изложенных в претензии законных требований истца вынужденным обращением к ответчику с претензией и обращением в суд после отказа ответчика удовлетворить все его законные требования. Кроме того, истец переживал относительно своевременной доставки корреспонденции, поскольку она была адресована в банк в целях исполнения судебного постановления (адресат указан в квитанции заявлении), что предполагает соблюдение процессуальных сроков. Поэтому истец рассчитывал на точное соблюдение сроков доставки, чего ответчиком соблюдено не было. С учетом характера и объема причиненных физических и нравственных страданий истец полагает, что денежное выражение указанного морального вреда составляет 100 000 руб. В отношении обоснованности заявленных истцом требований следует также отметить, что ответчик, осуществляя предпринимательскую деятельность, принял на себя обязанности осуществлять такую деятельность надлежащим образом, а потому и риск ответственности за неисполнение эти обязанностей.
В судебное заседание истец Жданов А.Ф. не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, при подаче иска просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил дополнительные письменные пояснения по иску.
Представитель ответчика ФГУП «Почта России» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна, представил письменные возражения на исковое заявление.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, полагает, что исковые требования Жданова А.Ф. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с п.2 ст. 779 ГК РФ правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Судом установлено, что ответчик ФГУП "Почта России" осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона РФ "О почтовой связи" услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
В соответствии с п.п. "б" п. 10 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ N 234, заказные письма относятся к категории регистрируемых почтовых отправлений (РПО).
В силу п. п. 20.2, 20.6 - 20.8 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утв. Приказом ФГУП "Почта России" от ДД.ММ.ГГГГ N 114-п, почтовые отправления и уведомления о вручении категории "Заказное" подлежат доставке по адресу, указанному на почтовом отправлении. Заказные письма и уведомления о вручении выдаются адресатам под расписку на извещении. Вручение РПО производится при предъявлении документов, удостоверяющих личность. При выдаче РПО работник отделения почтовой связи проверяет предъявленный документ, удостоверяющий личность, сличает данные, указанные на извещении, и подпись, с данными и подписью в предъявленном документе.
На основании ст. 34 ФЗ РФ «О почтовой связи» за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Пунктом 24 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ, установлено, что для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, применяются государственные знаки почтовой оплаты. В качестве государственных знаков почтовой оплаты используются: почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки; оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами; иные знаки почтовой оплаты, наносимые типографским способом.
Согласно п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, операторы почтовой связи обязаны: пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов; обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора; оказывать в установленных законодательством Российской Федерации случаях и порядке содействие уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий; соблюдать тайну связи.
Судом установлено, что истец Жданов А.Ф. 24.05.2016г. обратился в почтовое отделение №, расположенное по адресу: <адрес>, за почтовой услугой по пересылке заказного письма в адрес Ленинского районного суда в <адрес>. Цена указанной услуги составила 58 руб., что следует из подлинника квитанции.
Судом также установлено, что ответчиком был нарушен установленный срок доставки указанного почтового отправления на два дня от установленного норматива доставки почтовой корреспонденции (отчет об отслеживании отправления), что не оспаривается представителем ответчика при рассмотрении дела и указано в письменных возражениях по иску
10.10.2016г. истцом в адрес ответчика была направлена претензия, в которой Жданов А.Ф. изложил обстоятельства нарушения его прав как потребителя, и потребовал компенсировать ему моральный вред в размере 50 000 руб., а также возместить убытки в размере 2 060 руб., причиненные ему вследствие нарушения его потребительских прав, ответа на которую не последовало.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства достоверно установлен факт нарушения прав потребителя Жданова А.Ф. при оказании ему услуг почтовой связи ФГУП «Почта России».
Согласно п. 1 ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законом и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
В соответствии со ст. ст. 151, 1101 ГК РФ гражданин имеет право на компенсацию морального вреда, если физические или нравственные страдания причинены действиями, нарушающими его личные неимущественные права. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также учитывает требования разумности и справедливости.
Как разъяснено в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Поскольку судом установлен факт оказания ответчиком услуги с недостатком в виде нарушения сроков доставки почтовой корреспонденции, что ущемляет права и законные интересы истца как потребителя услуг почтовой связи, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает характер причиненных истцу нравственных страданий, степень вины ответчика и исходя из требований разумности и справедливости полагает, что сумма компенсации морального вреда должна составить 500 руб.
При этом, оснований для взыскания компенсации морального вреда в размере 100 000 руб., как того просит истец, суд не находит, считая указанную сумму чрезмерно завышенной и не отвечающей требованиям разумности и справедливости.
Таким образом, исковые требования Жданова А.Ф. подлежат частичному удовлетворению.
Ответчиком было допущено нарушение прав истца как потребителя услуг почтовой связи, а потому имеются основания для применения положений п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" по взысканию в пользу истца штрафа.
Пунктами 52, 53 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ, определено, что при ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой внутреннего почтового отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств, предъявляются как оператору почтовой связи, принявшему отправление, так и оператору почтовой связи по месту назначения почтового отправления, в течение 6 месяцев со дня отправки почтового отправления или осуществления почтового перевода.
Претензии предъявляются в письменной форме. К претензии прилагаются копия договора об оказании услуг почтовой связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения) и свидетельства о неисполнении или ненадлежащем исполнении оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи (оболочка почтового отправления). Претензии в отношении несвоевременной доставки внутренних простых почтовых отправлений принимаются при предъявлении почтового отправления или его оболочки с указанными на ней оператором почтовой связи датами приема и поступления почтового отправления.
С претензией истец обратился в установленный 6-ти месячный срок.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, что составляет 250 руб., исходя из размера взысканной компенсации морального вреда в размере 500 руб.
В соответствии со ст. 98,100 ГПК РФ в пользу истца с ответчика подлежат расходы по оплате юридических услуг.
С учетом принципа разумности и справедливости, объема оказанной юридической помощи представителем, в том числе по составлению иска, в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 500 руб., что подтверждается квитанцией об оплате, доп. соглашением к договору оказания юридических услуг, отчетом.
Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой, в силу закона, освобожден истец при подаче иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Жданова А. Ф. удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в пользу Жданова А. Ф. компенсацию морального вреда в связи с нарушением прав потребителя в размере 500 рублей, судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 500 рублей и штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере 250 рублей, а всего взыскать 1 250 (одну тысячу двести пятьдесят) рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Жданову А.Ф. – отказать.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья (подпись) Е.В. Надежкин
Решение в окончательной форме изготовлено 14 августа 2017 года.
«Копия верна»
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-3157/2017 Калининского районного суда г. Новосибирска.
Судья Е.В. Надежкин
Секретарь А.А.Кустов
Решение не обжаловано (обжаловано) и вступило в законную силу
«_____» _________________ 201 г.
Судья