к делу № 2-3158/2012 Майкопский городской суд Республики Адыгея Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 02 октября 2012 года г. Майкоп Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего – судьи Середа А.Н., при секретаре судебного заседания Дворецкой Е.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Майкопа в интересах ФИО1 к Администрации МО «Город Майкоп», Министерству образования и науки Республики Адыгея о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Майкопа обратился в Майкопский городской суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 о предоставлении жилого помещения. При этом пояснив, что в ходе проверки по обращению ФИО1 было установлено. ФИО1 состоит на учете граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не представлено. На основании изложенного просит суд признать бездействие Министерства образования и науки РА и администрации МО «<адрес>» по не предоставлению ФИО1 жилого помещения противоречащим требованиям законодательства. Обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить Администрации МО «<адрес>» субвенцию, а Администрацию МО «<адрес>» предоставить ФИО1 составом семьи два человека социальную выплату в соответствии с п.15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№. В судебном заседании помощник прокурора Лузина Е.С. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить. ФИО1 просила иск удовлетворить. Представитель Администрации МО «<адрес>» - ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения требования, окончательное решение оставляет на усмотрение суда. Представитель Министерства образования и науки РА ФИО3 пояснила, что истец обладает правом на приобретение жилого помещения по данным Министерства финансов Республики Адыгея денежные средства на расчетный счет Администрации МО «<адрес>» должны поступить на текущей неделе. Министерство не наделено полномочиями по выплате денежных средств. Выслушав доводы лиц участвующих по делу, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленное исковое требование подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиал по РА, отделения ТИ по городу Майкопу, Управления Федеральной службы Управления Архитектуры и градостроения на имя ФИО1 право собственности на объекты недвижимости в городе Майкопе не зарегистрировано, земельный участок для строительства индивидуального жилого помещения не предоставлялось. Согласно представленной Выписки из протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утвержденного распоряжением главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-р, ФИО1, признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи 2 человека. В силу ст.40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормам. Согласно п.1 ст.8 Федерального закона на основании ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. Ст. 1 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «<адрес>» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством. Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств, вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств. Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Согласно статье 158 БК РФ Главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй. Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Главным распорядителем указанных расходов согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об Уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Адыгея по обеспечению жилым помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Из материалов дела и пояснений представителя Министерство образования и науки Республики Адыгея, что в 2012 года городу администрации МО «<адрес>» от Министерства образования направляются в начале января средства республиканского и федерального бюджета для осуществления государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой и попечительством. В связи с изложенным, суд полагает, что Министерство образования и науки Республики Адыгея несет субсидиарную ответственность по настоящему иску. В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Порядке осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений. Пунктом 15 указанных Правил предусмотрено «По желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилого фонда ему может быть предоставлена на основании надлежащего оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения не ниже установленных социальных норм в порядке установленном в соответствии с приложением № к настоящему Порядку». Пунктом 8 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой Кабинетом Министров Республики Адыгея. В настоящее время кабинетом Министров Республики не установлена стоимость одного квадратного метра жилого помещения, поэтому суд руководствуется Приказом Министерства регионального развития РФ. Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 225 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2012 года», утверждена среднерыночная стоимость квадратного метра общей площади жилья по <адрес> на третий квартал 2012 года, которая составляет 23 850 рублей. По представленным материалам дела состав семьи ФИО1 составляет - 2 человека, следования взысканию подлежит социальная выплата в размере 23 850х42 = 1 001700 рублей. Относительно утверждения прокурора о бездействии Администрации МО «<адрес>», Министерству образования и науки Республики Адыгея в части предоставления жилья, то суд полагает, что оно необоснованно с учетом установленных по делу обстоятельств. Учитывая изложенное, суд полагает иск прокурора <адрес> в интересах ФИО1 о взыскании социальной выплаты на приобретение жилого помещения подлежащим удовлетворению в части. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации МО «<адрес>», Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить в части. Обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить Администрации МО «<адрес>» субвенцию, а Администрацию МО «<адрес>» предоставить ФИО1 социальную выплату, на приобретение жилья в соответствии с п.15 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ№. В удовлетворении требования о признании бездействия Администрации МО «<адрес>», Министерству образования и науки Республики Адыгея в части не предоставления жилья ФИО1 отказать за необоснованностью. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения. Председательствующий - подпись А.Н. Середа |