РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2012г. с. Икряное
Икрянинский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Хамидуллаевой Р.Р.,
при секретаре Яковлевой О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Икрянинского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц об обжаловании бездействия органов местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об обжаловании бездействия органов местного самоуправления, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности администрациями муниципальных образований Икрянинского района. Администрация МО «Федоровский сельсовет» не принимает мер по подаче заявления в орган, осуществляющий регистрацию права на недвижимое имущество для принятия на учет дорог местного значения, находящихся на территории населенных пунктов указанного муниципального образования. Как установлено, в ходе проверки, мероприятия направленные на содержание и ремонт дорог, находящихся по <адрес>, <данные изъяты> в <адрес> не проводятся, денежные средства на указанные мероприятия не выделяются, так как данные дороги на балансе администрации МО «Федоровский сельсовет» не состоят. Бездействие администрации МО «Федоровский сельсовет» нарушает гарантированные Конституцией права граждан, создает угрозу жизни и здоровью граждан, сохранности их имущества, не обеспечивает решение вопросов местного значения, а кроме того, отсутствует муниципальный контроль за обеспечением сохранности указанных дорог местного значения.
Просит признать незаконными бездействия органа местного самоуправления - администрации МО «Федоровский сельсовет» по неподаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для принятия на учет дорог местного значения по <адрес>, ФИО7 в <адрес>, обязать администрацию МО «Федоровский сельсовет» подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для принятия на учет дорог местного значения по <адрес>, <данные изъяты> в <адрес>.
Прокурор Князев Д.С. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Глава администрации МО «Федоровский сельсовет» Петров Н.Г. заявленные требования прокурора не признал и пояснил, что дороги по <адрес>, <данные изъяты> в <адрес> не являются автомобильными, а являются дорогами с грунтовым покрытием, в связи, с чем ставить на баланс администрации МО «Федоровский сельсовет» данные дороги нет необходимости. Просит отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований.
Представитель главы администрации МО «Федоровский сельсовет» Ибрагимова Л.Д., действующая на основании доверенности, поддержала доводы главы администрации Петрова Н.Г. в полном объеме, просила суд отказать прокурору.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами, которого являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. к вопросам местного значения поселения относиться дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона РФ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом может обратиться в суд с требованием о признании муниципального имущества на эту вещь.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ недвижимые бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В соответствии с п.п. 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. № 580, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находиться объект недвижимого имущества, подаваемого в территориальный орган, осуществляющий регистрацию права на недвижимое имущество.
Как установлено в ходе проверки, дороги, находящихся по <адрес>, <данные изъяты> в <адрес> не имеют собственника, ни у кого на балансе не числится, никто не следит за техническим состоянием, в связи с чем объекты являются бесхозяйными.
Отсутствие собственника автомобильных дорог влечет неисполнение законом обязанностей по осуществлению дорожной деятельности, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Кроме этого, из нормы ст.225 Гражданского кодекса РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет
Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования «Федоровский сельсовет» <адрес>, необращение администрации сельского поселения Федоровский сельсовет в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии автомобильной дороги на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объеме
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Икрянинского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц об обжаловании бездействия органа местного самоуправления удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконными бездействия органа местного самоуправления - администрации МО «Федоровский сельсовет» по неподаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для принятия на учет дорог местного значения по <адрес>, <данные изъяты> в <адрес>.
Обязать администрацию МО «Федоровский сельсовет» подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для принятия на учет дорог местного значения по <адрес>, <данные изъяты> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 апреля 2012г.
Судья Р.Р. Хамидуллаева