ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-315/2013 от 25.07.2013 Новосибирского гарнизонного военного суда (Новосибирская область)

  РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 25 июля 2013 года город Новосибирск

 Новосибирский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Бахина А.А., при секретаре судебного заседания Рогачевой Е.С., с участием заявителя ФИО1, его представителя ФИО2, представителя командира войсковой части 3287 и председателя жилищной комиссии войсковой части 3287 майора юстиции ФИО3, рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № старшего прапорщика запаса ФИО1 об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части 3287 о снятии с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях и об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также действия командира этой же войсковой части по утверждению данного решения жилищной комиссии.

 В судебном заседании военный суд, -

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором указал, что проходил военную службу по контракту в войсковой части №.

 Далее ФИО1 указывает, что протоколом жилищной комиссии воинской части 3287 от 9 июня 2011 года № 9 его рапорт от 28 апреля 2011 года о постановке на жилищный учет был реализован и заявитель в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 24 апреля 2011 года.

 ФИО1 также указывает, что приказом командира войсковой части № от 10 мая 2012 года № он, будучи уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, был исключен из списков личного состава воинской части с оставлением в списках очередников. При этом его выслуга лет в календарном исчислении составила свыше 11 лет.

 Затем ФИО1 указывает, что протоколом жилищной комиссии войсковой части 3287 от 30 мая 2013 года № 4, утвержденным командиром воинской части 30 мая 2013 года, на основании п.п. 2 п. 1 статьи 56 ЖК РФ он был снят с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях и на основании п.п. 2 п. 1 статьи 54 ЖК РФ, ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

 Считая свои права нарушенными, ФИО1 просит признать решение жилищной комиссии войсковой части 3287 от 30 мая 2013 года (протокол № 4) о снятии заявителя с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях и об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и действия командира той же части по утверждению такового признать неправомерными и их отменить.

 Кроме того, ФИО1 просит обязать указанный коллегиальный орган и должностное лицо рассмотреть его рапорт о принятии на жилищный учет войсковой части 3287 для обеспечения жильем по договору социального найма, либо в собственность бесплатно, повторно.

 Заявитель и его представитель ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить. При этом заявитель указал, что коллегиальный орган и командование приняла незаконное в отношении него решение, поскольку с 24 апреля 2011 года он состоял на учете нуждающихся в получении жилого помещения в городе Новосибирске по договору социального найма, что подтверждалось списком военнослужащих войсковой части 3287 нуждающихся в получении жилого помещения, имевшимся в части и только поэтому он был согласен на увольнение с военной службы с оставлением в списках очередников. Иных рапортов, за исключением рапорта от 28 апреля 2011 года, он в коллегиальный орган войсковой части не подавал, документы предоставлял по требованию, с целью быть обеспеченным жилым помещением.

 Командир войсковой части 3287 и председатель жилищной комиссии той же воинской части, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.

 Представитель должностного лица и коллегиального органа ФИО3 в судебном заседании требование ФИО1 не признал и просил в его удовлетворении отказать, пояснив, что заявитель протоколом № 9 заседания жилищной комиссии войсковой части 3287 от 9 июня 2011 года был принят на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении.

 Также ФИО3 показал, что заявитель решение жилищной комиссии войсковой части 3287 от 30 мая 2013 года (протокол № 4) был снят с учета лиц, нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения, поскольку был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава воинской части. Заявителю было отказано в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в связи с тем, что ФИО1 проживает в жилом помещении с матерью, площадь которого превышает на одного члена семьи учетную норму, в связи с чем заявитель признается обеспеченным жилым помещением.

 Выслушав объяснения сторон и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

 Статьей 39 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ» № 27-ФЗ от 06 февраля 1997 года определено, что социальные гарантии военнослужащих внутренних войск обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

 В соответствии с положениями пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.

 Согласно положениям статьи 52 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют указанные в статье 49 того же Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При этом с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

 Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

 Анализ указанных норм позволяет суду сделать вывод о том, что военнослужащий, заключивший контракт после 1 января 1998 года, имеющий общую выслугу более 10 лет, и увольняемый с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями может претендовать на обеспечение жилым помещением в собственность, либо по договору социального найма в случае отсутствия у него жилого помещения.

 Из послужного списка ФИО1, следует, что заявитель с 10 февраля 2000 года в различные периоды времени проходил военную службу по контракту в воинских частях Министерства обороны РФ, а в период с 3 мая 2007 года по 26 марта 2010 года и с 18 февраля 2011 года проходил военную службу в воинских частях внутренних войск Министерства внутренних дел РФ.

 Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от 10 мая 2012 года № 86, ФИО1, уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, с 8 марта 2012 года исключен из списков личного состава воинской части. При этом его выслуга лет в календарном исчислении составила свыше 11 лет.

 Заявитель, представитель ФИО3 в судебном заседании, каждый в отдельности, подтвердили факт увольнения ФИО1 с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.

 Как следует из п. 22 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД России № 75 от 12 февраля 2010 года, военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.

 Согласно рапорту от 28 апреля 2011 года и приложенным к нему документам ФИО1 обратился в жилищную комиссию войсковой части 3287 с просьбой принять его на учет нуждающихся в получении жилого помещения, избрав при этом местом постоянного проживания город Новосибирск.

 Согласно справке войсковой части 3287 от 30 марта 2011 года в состав семьи заявителя входит только его жена – П. Н.Г.

 Брак с П. Н.Г. расторгнут 26 мая 2010 года, что усматривается из свидетельства о расторжении брака от 30 июня 2010 года.

 Из справок войсковой части 3658 от 30 июля 2007 года № 31, от 8 февраля 2010 года № 78, Новочеркасской КЭЧ № от 25 ноября 2004 года № 455 и от 1 ноября 2006 года № 109 усматривается, что в период прохождения военной службы в войсковой части 3658, в Курган-Тюбинском гарнизоне и Новочеркасском ВВКУС жилой площадью не обеспечивался.

 По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ОГУП «Техцентр НСО» за ФИО1 права на недвижимое имущество отсутствует.

 Согласно выписке из домовой книги по адресу деревня Серебренниково Маслянинского района Новосибирской области, улица ФИО2а, дом 3, квартира 1 усматривается, что заявитель на 19 марта 2013 года зарегистрирован по данному адресу вместе с матерью П. С.Я. и Пе. Е.И.

 До 8 мая 2009 года заявитель и его мать проживали по адресу <адрес> и выехали в связи с переменой места жительства, что следует из выписки из домовой книги по указанному адресу от 19 марта 2013 года.

 Аналогичные обстоятельства усматриваются из справки заместителя главы администрации Бажинского сельского совета от 3 апреля 2013 года № 31, в которой также содержится указание на то, что ФИО1 в приватизации жилого помещения по вышеназванным адресам участия не принимал.

 Согласно свидетельству о регистрации права собственности от 28 июля 2010 года, жилое помещение по адресу: <адрес>, с 20 мая 2010 года на праве собственности принадлежит П. С.Я. и имеет общую площадь 41, 6 кв. м.

 Из протокола № 9 заседания жилищной комиссии войсковой части 3287 от 9 июня 2011 года усматривается, что ФИО1 в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 51 ЖК РФ был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 24 апреля 2011 года.

 Заявитель в судебном заседании подтвердил факт постановки на учет нуждающихся в жилом помещении при этом указал, что в феврале 2011 года он вновь поступил на военную службу по контракту и поскольку его выслуга составляла свыше 10 лет, жилых помещений ни в собственности, ни по договору социального найма он не имел, а по месту службы проживал в арендованном жилом помещении, то он обратился с соответствующим рапортом в коллегиальный орган, приложив к нему вышеуказанные документы. Больше каких-либо рапортов в коллегиальный орган ФИО1 не подавал и поскольку считал, что состоит в списках очередников на получение жилого помещения в городе Новосибирске, заявитель был согласен на увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

 Представитель ФИО3 в судебном заседании подтвердил факты проведения заседания жилищной комиссии войсковой части 3287 в указанном составе, принятия указанного выше решения коллегиальным органом по рапорту ФИО1 от 28 апреля 2011 года и утверждения его в тот же день командиром войсковой части. При этом, почему комиссия приняла решение о постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 24 апреля 2011 года в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 51 ЖК РФ, а не в получении служебного жилого помещения, пояснить не смог.

 Каких-либо документов свидетельствующих о том, что в протокол № 9 заседания жилищной комиссии войсковой части 3287 от 9 июня 2011 года вносились изменения в отношении заявителя, ни командиром войсковой части 3287, ни коллегиальным органом, ни их представителем в суд не представлено.

 На основании анализа исследованных документов суд приходит к выводу, что жилищная комиссия войсковой части 3287, располагая представленными заявителем документами, приняла по его единственному рапорту от 28 апреля 2011 года решение о постановке ФИО1, в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 51 ЖК РФ, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма с 24 апреля 2011 года.

 При этом, довод представителя ФИО3 о том, что 9 июня 2011 года ФИО1 был принят на учет нуждающихся в служебном жилом помещении, суд отвергает, поскольку ни им самим, ни руководителем коллегиального органа, ни должностным лицом, чьи действия оспариваются, какие-либо доказательства, подтверждающие данный довод, а также доказательства внесения в решение от 9 июня 2011 года соответствующих исправлений и изменений, в суд не представлены.

 Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 3287 от 30 мая 2013 года № 4, утвержденного командиром воинской части принято решение на основании п.п. 2 п. 1 статьи 56 ЖК РФ снять заявителя с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях и на основании п.п. 2 п. 1 статьи 54 ЖК РФ отказать последнему в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

 В судебном заседании представитель ФИО3, подтвердил принятие данного решения жилищной комиссией 30 мая 2013 года, при этом сообщил, что основанием для принятия указанного решения являлся рапорт заявителя от 28 апреля 2011 года.

 Таким образом, суд приходит к выводу, что жилищная комиссия на своем заседании 30 мая 2013 года приняла повторное решение по рапорту заявителя от 28 апреля 2011 года, который на дату принятия решения, а именно 30 мая 2013 года уже состоял на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.

 В отношении граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, может быть принято одно из решений предусмотренное ст. ст. 56, 57 ЖК РФ.

 Вместе с тем, как следует из текста выписки из протокола № 4 заседания жилищной комиссии войсковой части 3287 от 30 мая 2013 года, ФИО1 снят с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях, и ему отказано в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, что в свою очередь свидетельствует о незаконности действий коллегиального органа и должностного лица при принятии решения.

 Указанный вывод основывается на том, что жилищная комиссии в отношении ФИО1, состоявшего с 24 апреля 2011 года на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, могла принять одно из решений либо о предоставлении заявителю жилого помещения по договору социального найма либо о снятии заявителя с указанного учета, но никак не иное решение, свидетельствующее об отказе заявителю в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и снят с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях.

 На основании изложенного, суд находит действия жилищной комиссии войсковой части 3287, связанные с принятием решения о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях и об отказе в принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (протокол № 4 от 30 мая 2013 года), а также действия командира этой же войсковой части, связанные с утверждением такового, неправомерными, в связи с чем считает необходимым возложить на указанные коллегиальный орган и должностные лицо обязанность указанное решение в части, касающейся заявителя, отменить.

 Вместе с этим, в удовлетворении требований заявителя о возложении обязанности на указанный коллегиальный орган и должностное лицо рассмотреть его рапорт о принятии на жилищный учет войсковой части 3287 для обеспечения жильем по договору социального найма либо в собственность бесплатно повторно, суд считает необходимым отказать, поскольку данный вопрос относится к исключительной компетенции жилищной комиссии.

 В соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы по настоящему делу, состоящие из суммы государственной пошлины, уплаченной ФИО1 в размере 200 (двести) рублей, суд полагает необходимым возложить на войсковую часть 3287.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, военный суд,

 РЕШИЛ:

 Заявление ФИО1 признать обоснованным частично.

 Действия жилищной комиссии войсковой части 3287, связанные с принятием решения о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях и об отказе в принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (протокол № 4 от 30 мая 2013 года), а также действия командира этой же войсковой части, связанные с утверждением такового - признать неправомерными.

 Обязать жилищную комиссию и командира войсковой части 3287 указанное решение в части, касающейся заявителя - отменить.

 Судебные расходы по делу, состоящие из оплаченной заявителем государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей, возложить на войсковую часть 3287, взыскав с нее в пользу ФИО1 указанную сумму.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в

 Председательствующий А.А. Бахин