ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-315/2022 от 01.09.2022 Абатского районного суда (Тюменская область)

УИД 72RS0001-01-2022-000465-51 № 2-315/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Абатское 01 сентября 2022 года

Абатский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Боровой И.Ю.,

при помощнике судьи Тяжельникове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области к Тороповой Валентине Геннадьевне о взыскании денежных средств,

установил:

Истец Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области в лице заместителя Губернатора, директора Департамента ФИО4 обратился в суд с иском, с учетом уточнения, к Тороповой В.Г. о взыскании денежных средств. Свои требования мотивирует тем, что 03.09.2019 года в соответствии с Положением о порядке оказания государственной поддержки на предоставление грантов на реализацию проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, установленным в приложении № 1 к постановлению Правительства Тюменской области от 23.05.2019 года № 151-п (далее по тексту - Порядок предоставления гранта № 151-п) между Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области и ИП Главой К(Ф)Х Тороповой В.Г. был заключен договор о предоставлении из областного бюджета гранта в форме субсидии от ДД.ММ.ГГГГ на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии с указанным договором ИП Главе К(Ф)Х Тороповой В.Г. был предоставлен грант в размере 2295100 рублей (платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с требованиями Порядка предоставления гранта № 151-п, п.п. 1.1.1, 6.1.3, 6.3.4 Договора получатель обязан был обеспечить достижение показателей результата (целевых показателей) предоставления гранта по состоянию на 30.12.2022 года, в том числе – поголовье сельскохозяйственных животных в количестве 53 головы. Согласно данным отчетности, предоставленной получателем в Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области, в 2021 году получателем не обеспечено достижение установленных целевых показателей результата предоставления гранта по поголовью сельскохозяйственных животных. Согласно п.п. 3.13.4, 3.13.9, 3.13.11, 3.13.12 Порядка предоставления гранта № 151-п в случае, если грантополучателем не достигнуты значения целевых показателей, установленных договором о предоставлении гранта, грантополучатель в срок до 1 апреля года, следующего за годом, за который предоставлен отчет о достижении целевых показателей, осуществляет возврат средств в областной бюджет в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 5.3 Порядка предоставления гранта № 151-п. В случае, если грантополучателем в установленный срок не осуществлен возврат средств, подлежащих возврату в областной бюджет, Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания указанного срока, рассчитывает размер средств, подлежащих возврату в областной бюджет в соответствии с пунктом 5.3 настоящего Положения, и направляет грантополучателю уведомление (требование) о возврате средств гранта в областной бюджет с указанием платежных реквизитов. Грантополучатель в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем направления Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области уведомления (требования) о возврате средств гранта, производит возврат средств гранта в областной бюджет по платежным реквизитам, указанным в уведомлении (требовании) о возврате средств гранта. Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области в соответствии с формулой, установленной пунктом 5.3 Порядка предоставления гранта № 151-п, произведен расчет объема средств, подлежащих возврату. Согласно расчету размер денежных средств, подлежащих возврату в областной бюджет, составил 145396,45 рублей. 28.04.2022 года в адрес ИП Главы К(Ф)Х Тороповой В.Г. направлено уведомление (требование) о возврате средств гранта от ДД.ММ.ГГГГ с требованием возвратить в бюджет денежные средства в размере 145396,45 рублей. До настоящего времени денежные средства не возвращены. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Торопова В.Г. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства 17.06.2022 года. Просит взыскать с Тороповой В.Г. в пользу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области денежные средства в размере 145396,45 рублей.

Представитель истца Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области по доверенности Боровинская А.Ю. в судебном заседании иск поддержала по основаниям, изложенном в исковом заявлении, и просила его удовлетворить.

Ответчик Торопова В.Г. и представитель ответчика ФИО5 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, от представителя истца ФИО5 поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие ответчика Тороповой В.Г. и представителя ответчика ФИО5 (л.д. 132,134, 137).

С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле. Принимая во внимание, что в соответствии с ч. 7 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 14, ст. 16 Федерального закона от 22.12.2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет-сайте Абатского районного суда Тюменской области abatsky.tum.sudrf.ru. Оснований для отложения судебного заседания судом не установлено.

Изучив материалы дела, заслушав представителя истца Боровинскую А.Ю., суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст.12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Постановлением Правительства Тюменской области от 23.05.2019 №151-п утвержден порядок предоставления грантов «Агростартап» на реализацию проектов создания и (или) развития хозяйств (далее по тексту – Порядок № 151-п), согласно которому гранты предоставляются в целях реализации проекта Тюменской области "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", обеспечивающего достижение целей, показателей, результатов федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", входящего в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", на создание новых субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе и могут быть использованы на финансовое обеспечение затрат, перечень которых определяется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Согласно п. 1.5 Порядка № 151-п гранты "Агростартап" предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам или индивидуальным предпринимателям, основным видом деятельности которых является производство и (или) переработка сельскохозяйственной продукции (в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности "ОК 029-2014 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности", утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст - 01.11, 01.13, 01.19, 01.25, 01.41 - 01.43, 01.45, 01.47, 01.49, 03.22, 10.1 - 10.6), а также гражданам Российской Федерации, обязующимся в срок, не превышающий 30 календарных дней после объявления их победителем конкурсного отбора, осуществить государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства, отвечающего условиям, предусмотренным абзацем пятым пункта 1.2 настоящего Положения, или зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, отвечающий условиям, предусмотренным абзацем пятым пункта 1.2 настоящего Положения, в органах Федеральной налоговой службы, соответствующим требованиям, установленным в пунктах 2.4, 2.5 настоящего Положения, прошедшим конкурсный отбор и заключившим с Департаментом АПК договор о предоставлении гранта.

Пунктом 3.23 Порядка № 151-п гранты предоставляются получателям при соблюдении, в частности, следующих условий:

- запрет приобретения юридическими лицами, получающими средства на основании договоров, заключенных с грантополучателем, иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением результатов предоставления этих средств иных операций, определенных настоящим Положением.

- согласие грантополучателя, а также лиц, получающих средства на основании договоров, заключенных с грантополучателем, на осуществление в отношении их проверки Департаментом АПК порядка и условий предоставления гранта, в том числе в части достижения результатов предоставления гранта, а также проверки органами государственного финансового контроля соблюдения порядка и условий предоставления гранта в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и на включение таких положений в договор о предоставлении гранта.

- грантополучатель принимает не менее 2 новых постоянных работников, если сумма гранта составляет 2,0 млн рублей или более, и не менее одного нового постоянного работника, если сумма гранта составляет менее 2,0 млн рублей, в срок с даты получения средств гранта и до истечения года, в котором получены средства гранта, и сохраняет созданные новые постоянные рабочие места в течение 5 лет.

- грантополучатель оплачивает за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования затрат, указанных в Плане расходов гранта, и сумму НДС, указанную в Плане расходов гранта.

- грантополучатель, использующий право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, оплачивает за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования затрат, указанных в Плане расходов гранта, включая сумму налога на добавленную стоимость.

- грантополучатель обязан осуществлять деятельность хозяйства на сельской территории или территории сельской агломерации в течение не менее 5 лет с даты получения гранта.

- грантополучатель - гражданин Российской Федерации в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты принятия решения Комиссий о предоставлении ему гранта "Агростартап", осуществил государственную регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства или зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого является производство и (или) переработка сельскохозяйственной продукции в органах Федеральной налоговой службы.

- часть гранта, полученного грантополучателем на реализацию Проекта, направляемая на формирование неделимого фонда кооператива, не может быть менее 25% и более 50% общего объема средств гранта.

- грантополучатель использует средства гранта в срок, указанный в Проекте, но не более 18 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет

- представление отчетности в сроки, установленные пунктами 4.1, 4.2 настоящего Положения

- целевое использование средств гранта

- грант "Агростартап" предоставляется однократно на основании решения Комиссии по результатам конкурсного отбора заявителей

- приобретение имущества, ранее приобретенного с участием средств государственной поддержки, за счет гранта "Агростартап" не допускается

- получение гранта "Агростартап" грантополучателем, ранее являвшимся получателем гранта на поддержку начинающего фермера, не допускается.

- реализация, передача в аренду, залог и (или) отчуждение имущества, приобретенного с участием гранта "Агростартап", допускается только при согласовании с Департаментом АПК, а также при условии неухудшения плановых показателей деятельности

- предоставление грантополучателем и Кооперативом, получившим часть средств гранта "Агростартап" на формирование неделимого фонда, в органы местного самоуправления отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса - не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, годовой отчетности - в срок по 20 февраля года, следующего за отчетным.

Пунктом 3.13.4 Порядка № 151-п предусмотрено, в случае, если грантополучателем не достигнуты значения целевых показателей, установленных договором о предоставлении гранта, грантополучатель в срок до 1 апреля года, следующего за годом, за который предоставлен отчет о достижении целевых показателей, осуществляет возврат средств в областной бюджет в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 5.3 настоящего Положения.

В соответствии с п. 3.13.9 Порядка № 151-п, в случае, если грантополучателем в установленный пунктами 3.13.4, 3.13.5, 3.13.8 настоящего Положения срок не осуществлен возврат средств, подлежащий возврату в областной бюджет, Департамент АПК в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания срока, установленного пунктами 3.13.4 - 3.13.5, 3.13.8 настоящего Положения, рассчитывает размер средств, подлежащих возврату в областной бюджет в соответствии с пунктами 5.3, 5.6, 5.7 настоящего Положения, и направляет грантополучателю уведомление (требование) о возврате средств гранта в областной бюджет с указанием платежных реквизитов.

Согласно п. 3.13.11 Порядка № 151-п грантополучатель, Кооператив в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем направления Департаментом АПК уведомления (требования) о возврате средств гранта, производит возврат средств гранта в областной бюджет по платежным реквизитам, указанным в уведомлении (требовании) о возврате средств гранта.

Судом установлено, что 03.09.2019 года на основании Положения о порядке предоставления грантов «Агростартап» на реализацию проектов создания и (или) развития хозяйств между Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области и ИП Главой К(Ф)Х Тороповой Валентиной Геннадьевной заключен договор о предоставлении из областного бюджета гранта в форме субсидии (л.д. 33-66).

Во исполнение указанного договора Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области ИП Главе К(Ф)Х Тороповой В.Г. был предоставлен грант в размере 2295000 рублей на расчетный счет получателя , открытый в <данные изъяты>, что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1035000,00 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1260000,00 рублей (л.д. 67,68) и не оспорено ответчиком.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Таким образом, истец свои обязательства по договору исполнил надлежащим образом.

В целях развития крестьянского (фермерского) хозяйства Тороповой В.Г. приобретены, в том числе за счет средств гранта: дойные коровы на сумму 1260000,00 руб., молокопровод - 481500,00 руб., электрогенератор - 315000,00 руб., система водопоения - 45000,00 руб., доильный аппарат -13500,00 руб. (л.д. 70-72). Факт приобретения ответчиком данного имущества истцом не оспаривается.

В соответствии с п.п. 1.1.1, 6.1.3, 6.3.4 Договора о предоставлении из областного бюджета гранта в форме субсидии от ДД.ММ.ГГГГ грантополучатель обязан обеспечить достижение показателей результата (целевых показателей) предоставления гранта по состоянию на 30.12.2021 года: выручка от реализации сельскохозяйственной продукции в размере 2216 тыс. руб.; поголовье сельскохозяйственных животных в количестве 53 головы.

Согласно плановым показателям результатов предоставления гранта в 2021 года ИП Главой К(Ф)Х Тороповой В.Г. фактическое выполнение значений показателей в 2021 году составило: выручка от реализации сельскохозяйственной продукции – 997 тыс. руб.; поголовье сельскохозяйственных животных – 15 голов. (л.д. 60-61).

Согласно отчету о достижении значений целевых показателей предоставления гранта по состоянию на 01 января 2022 года в целях реализации проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства количество работников, зарегистрированных в Пенсионном фонде Российской Федерации, принятых в году получения гранта, составляет 2 человека (плановое), 0 человек (фактическое); выручка от реализации сельскохозяйственной продукции – 2216 тыс. руб. (плановое), 997 тыс. руб. (фактическое); поголовое сельскохозяйственных животных – 53 голов (плановое), 15 (фактическое) (л.д. 69).

Вышеуказанные факты являются существенным нарушением условий Договора о предоставлении из областного бюджета гранта в форме субсидии от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данные показатели свидетельствуют о не достижении установленных целевых показателей по поголовью сельскохозяйственных животных.

По факту выявленных нарушений в порядке п. п. 3.13.9 Порядка № 151-п Департамент АПК в адрес Тороповой В.Г. 28.04.2022 года направило требование о возврате средств гранта, в которой потребовало возвратить средства гранта в сумме 145396,45 рублей в срок до 28.05.2022 года (л.д. 79-82). Предъявленное требование ответчиком оставлено без исполнения.

Согласно п. 5.1 Порядка № 151-п контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления грантов осуществляется в форме проверок, проводимых Департаментом АПК и органами государственного финансового контроля.

В подпункте 6.1.5 пункта 6.1. Договора о предоставлении из областного бюджета гранта в форме субсидии от ДД.ММ.ГГГГ указано, главный распорядитель как получатель средств областного бюджета обязан, в том числе, осуществлять контроль за соблюдением получателем условий, целей и порядка предоставления гранта. С данными условиями договора получатель гранта ИП Глава К (Ф)Х Торопова В.Г. ознакомлена, что удостоверяется ее подписями (л.д. 39-40).

В соответствии с п. 5.3 Порядка № 151-п в случае если грантополучателем средств не достигнуты значения целевых показателей, установленных договором о предоставлении гранта, грантополучатель осуществляет возврат средств в областной бюджет в объеме, рассчитанном по формуле:

- сумма гранта полученная;

k - коэффициент возврата гранта;

m - количество целевых показателей, отражающих уровень недостижения i-го целевого показателя;

n - общее количество целевых показателей.

k = SUM Di / m, где:

SUM Di - сумма значений индексов, отражающих уровень недостижения i-целевых показателей.

При расчете коэффициента возврата гранта используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения i-целевого показателя.

Di = 1 - Ti / Si, где:

Di - индекс, отражающий уровень недостижения i-го целевого показателя;

Si - значение целевого показателя, установленного договором о предоставлении гранта;

Ti - фактическое значение целевого показателя.

Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Поскольку соглашение о предоставлении гранта на поддержку начинающих фермеров предполагает расходование бюджетных средств на предоставление гранта, отношения сторон подлежат регулированию нормами бюджетного законодательства.

В силу части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирует и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 Кодекса).

Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно п. 8.5 Договора о предоставлении из областного бюджета гранта в форме субсидии от ДД.ММ.ГГГГ расторжение договора в одностороннем порядке возможно по требованию Главного распорядителя как получателя средств областного бюджета в случае недостижения получателем значений показателей, установленных пп. 6.1.3 Договора, при непредоставлении документов, предусмотренных договором, при предоставлении недостоверных сведений в документах или предоставлении документов, не соответствующих требованиям, предусмотренным договором и (или) порядком предоставления гранта.

Согласно отчетам о выполнении показателей эффективности крестьянским (фермерским) хозяйством было установлено, что за 2021 год не было обеспечено достижение целевых показателей, установленных Договором о предоставлении из областного бюджета гранта в форме субсидии от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из ЕГРИП в отношении Тороповой В.Г. крестьянское (фермерское) хозяйство прекратило деятельность 17.06.2022 года (л.д.89-91).

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что требования истца Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области подлежат удовлетворению в полном объеме, с ответчика Тороповой В.Г. в пользу в доход бюджета Абатского муниципального района Тюменской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4107 руб. 93 коп на основании ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области к Тороповой Валентине Геннадьевне о взыскании денежных средств удовлетворить.

Взыскать Тороповой Валентины Геннадьевны в пользу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области денежные средства в размере 145396 (сто сорок пять тысяч триста девяносто шесть) рублей 45 копеек.

Взыскать с Тороповой Валентины Геннадьевны государственную пошлину в доход бюджета Абатского муниципального района Тюменской области в размере 4107 (четыре тысячи сто семь) рублей 93 копейки.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Абатский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение суда составлено 05 сентября 2022 года.