Дело №2-3160/ 17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 октября 2017 года г.Южно-Сахалинск Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего по делу судьи О.С.Лыкиной,
при секретаре Т.С. Бобович,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству строительства Сахалинской области о признании незаконными и отмене результатов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1, в отношении неё и в отношении супруга Ч.А.А.., за 2013, 2014, 2015гг., признании незаконными действия и решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих министерства строительства Сахалинской области и урегулированию конфликта интересов, отраженное в протоколе №1 от 26.01.2017г., признании незаконным приказа №7-к от 06.02.2017г.; признании незаконным распоряжения №18-к от 07.02.2017г. «Об увольнении с государственной гражданской службы ФИО1»; изменении формулировки основания прекращения служебного контракта на «расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего согласно пп.3 ч.1 ст. 33 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004г.», с указанием даты увольнения, определенной решением суда, возложении обязанности аннулировать запись №35 от 08.02.2017г. в трудовой книжке, возложении обязанности выдать дубликат вкладыша трудовой книжки с точным повторением всех произведенных записей, за исключением записи №35, признанной недействительной, и записи №36 от 13.02.2017г. о приеме на работу, возложении обязанности внести изменения в личное дело об отмене приказа о применении взыскания №7-к от 06.02.2017г., об отмене распоряжения №18-к от 07.02.2017г., и изменении формулировки основания увольнения; взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда, взыскании убытков, взыскании судебных расходов, взыскании единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, -
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству строительства Сахалинской области, указав в обоснование заявленных требований следующее. С 21.10.2008г. она замещала должность государственной гражданской службы главного <данные изъяты> отдела государственного заказа в департаменте строительства Сахалинской области. В соответствии с распоряжением ответчика №18-к от 07.02.2017г. истец уволена с государственной гражданской службы, освобождена от занимаемой должности, на основании пп.1.1 п.1 ч.1 ст. 37 Закона «О государственной гражданской службе» - в связи с утратой доверия. На дату увольнения истец занимала должность государственной гражданской службы начальник отдела развития строительной отрасли и производства строительных материалов. Истец считает увольнение незаконным, поскольку ответчиком нарушен порядок увольнения, в частности, нарушен срок проведения проверки, с даты назначения проверки прошло более 90 дней. В приказе ответчика №7-к от 06.02.2017г. невозможно установить основания увольнения истца, данный приказ противоречит ст. 59 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Действия Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих министерства строительства Сахалинской области и урегулированию конфликта интересов, заседание которой проводилось 26.01.2017г. являются незаконными, поскольку на дату заседания Комиссии отсутствует утвержденное нормативным правовым актом положение о соответствующей комиссии, данное обстоятельство противоречит ч.8 ст. 19 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и позволяет утверждать о незаконности принятого решения, отраженного в протоколе №1 от 26.01.2017г..Из содержания иска следует, что указанной Комиссией при принятии решения о недостоверности и неполноте сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных истцом за 2013,2014,2015гг., а также ответчиком при применении дисциплинарного взыскания неправильно истолкованы и применены нормы права. Истец полагает, что ответчиком при применении дисциплинарного взыскания не в полной мере учтены обстоятельства, при которых истцом в справке о доходах супруга за 2014г. не указаны сведения об имуществе супруга; не в полной мере учтены предшествующие результат исполнения истцом своих должностных обязанностей; не учтены смягчающие обстоятельства. Также ответчиком не установлена степень вины истца и степень тяжести данной вины, ответчиком применена мера ответственности, не соразмерная совершенному истцом нарушению, ответчиком не рассмотрены поданные истцом заявления об увольнении от 27.01.2017г. и 31.01.2017г..
В исковом заявлении истцом ФИО1 поставлены требования о признании незаконными результатов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1, в отношении неё и в отношении супруга Ч.А.А.., за 2013, 2014, 2015гг.; признании незаконным решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих министерства строительства Сахалинской области и урегулированию конфликта интересов, отраженное в протоколе №1 от 26.01.2017г.; признании незаконным и отмене приказа №7-к от 06.02.2017г.; признании незаконным и отмене распоряжения №18-к от 07.02.2017г. «Об увольнении с государственной гражданской службы ФИО1»; признании незаконным увольнения ФИО1; восстановлении на работе в прежней должности; возложении обязанности аннулировать запись №35 от 08.02.2017г. в трудовой книжке.
Реализуя предусмотренное ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) право, в процессе рассмотрения спора ФИО1 представила заявление об уточнении заявленных исковых требований, в которых ею поставлены требования о признании незаконными результатов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1, в отношении неё и в отношении супруга Ч.А.А.., за 2013, 2014, 2015гг.; отраженные в докладе о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от 09.01.2017г.; признании незаконным действия и решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих министерства строительства Сахалинской области и урегулированию конфликта интересов, отраженное в протоколе №1 от 26.01.2017г.; признании незаконным приказа №7-к от 06.02.2017г.; признании незаконным распоряжения №18-к от 07.02.2017г. «Об увольнении с государственной гражданской службы ФИО1»; признании незаконным увольнения ФИО1; изменении формулировки основания прекращения служебного контракта с ФИО1 на «расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего согласно пп.3 ч.1 ст. 33 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004г.», с указанием даты увольнения 10.02.2017г.; возложении обязанности аннулировать запись №35 от 08.02.2017г. в трудовой книжке; выдать дубликат вкладыша трудовой книжки с точным повторением всех произведенных записей, за исключением записи №35, признанной недействительной, и записи №36 от 13.02.2017г. о приеме на работу; возложении обязанности внести изменения в личное дело ФИО1 об отмене приказа о применении взыскания №7-к от 06.02.2017г., об отмене распоряжения №18-к от 07.02.2017г., и изменении формулировки основания увольнения; взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула с 09.02.2017г. по день вынесения решения суда в размере 110 988 рублей, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.
Определением суда от 04 апреля 2017 года производство по настоящему гражданскому делу в части требования ФИО1 о восстановлении на работе в должности государственной гражданской службы - <данные изъяты> отдела развития строительной отрасли и производства строительных материалов Министерства строительства Сахалинской области прекращено в связи с отказом истца от данного требования и принятием отказа судом.
Впоследствии истец ФИО1 дополнила исковые требования, указала, что в декабре 2016г. ответчиком был утвержден график отпусков на 2017г., в соответствии с которым был утвержден период отпуска истца с 27.02.2017г. по 17.03.2017г, в связи с чем, 14.01.2017г. истцом был приобретен авиабилет, 23.01.2017г. истец была ознакомлена с результатами проверки, 27.01.2017г. ею было составлено заявление о предоставлении отпуска с 27.01.2017г., которое не было рассмотрено ответчиком, в связи с указанными обстоятельствами и действиями ответчика по увольнению, истец вынуждена была перенести запланированную поездку и произвести обмен приобретенного авиабилета, за что истцом был уплачен штраф и сбор за обмен, всего в размере 4 880 рублей. Неправомерными действиями ответчика истцу причинен реальный ущерб в размере 902 рубля (штраф за обмен и сбор за обмен авиабилета), и в размере 1 500 рублей (расходы на нотариальные услуги по заверению копий документов). Одновременно не рассмотрение ответчиком заявления истца о предоставлении отпуска нарушило право истца на получение единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, размер которой составил 42 663 рубля.
В связи с представленным заявлением ФИО1 дополнила исковые требования и просила взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула с 09.02.2017г. по день вынесения решения суда в размере 699 225 рублей, взыскать убытки в размере 902 рублей в связи с оплатой штрафа за обмен авиабилета и сбор за обмен авиабилета, убытки в размере 1 500 рублей в связи оплатой нотариальных услуг, взыскать единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 42 663 рубля.
С учетом принятых в процессе рассмотрения спора уточнений и дополнений, истцом ФИО1 поставлены требования о признании незаконными и отмене результатов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1, в отношении неё и в отношении супруга Ч.А.А.., за 2013, 2014, 2015гг.; отраженные в докладе о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от 09.01.2017г.; признании незаконным действия и решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих министерства строительства Сахалинской области и урегулированию конфликта интересов, отраженное в протоколе №1 от 26.01.2017г.; признании незаконным приказа №7-к от 06.02.2017г.; признании незаконным распоряжения №18-к от 07.02.2017г. «Об увольнении с государственной гражданской службы ФИО1»; признании незаконным увольнения ФИО1; изменении формулировки основания прекращения служебного контракта с ФИО1 на «расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего согласно пп.3 ч.1 ст. 33 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004г.», с указанием даты увольнения, определенной решением суда; возложении обязанности аннулировать запись №35 от 08.02.2017г. в трудовой книжке; возложении обязанности выдать дубликат вкладыша трудовой книжки с точным повторением всех произведенных записей, за исключением записи №35, признанной недействительной, и записи №36 от 13.02.2017г. о приеме на работу; возложении обязанности внести изменения в личное дело ФИО1 об отмене приказа о применении взыскания №7-к от 06.02.2017г., об отмене распоряжения №18-к от 07.02.2017г., и изменении формулировки основания увольнения; взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула с 09.02.2017г. по день вынесения решения суда в размере 948 949 рублей, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, взыскании убытков в размере 902 рубля в связи с оплатой штрафа за обмен авиабилета и сбор за обмен авиабилета, взыскании судебных расходов в размере 1 500 рублей за оплату нотариальных услуг за заверение копий документов, взыскании единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 42 663 рубля.
Истец ФИО1, ее представитель ФИО2, в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика – ФИО3 и ФИО4, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать по тем основаниям, что нарушений действующего законодательства при увольнении истца допущено не было.
Заслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав собранные в материалах дела доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с приказом №209-к от 21.10.2008г. ФИО1 с 21.10.2008г. принята в Департамент строительства Сахалинской области на должность государственной гражданской службы главного <данные изъяты> отдела государственного заказа.
На основании распоряжения №76-к от 18.03.2016г. ФИО1 переведена с 21 марта 2016г. на должность государственной гражданской службы - начальник отдела развития строительной отрасли и производства строительных материалов Министерства строительства Сахалинской области, с ней заключен служебный контракт.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Согласно п. 7.1 статьи 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Положениями ст. 8.1 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Непредставление лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, или представление ими неполных или недостоверных сведений о своих расходах либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим освобождение лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, от замещаемой (занимаемой) должности, увольнение в установленном порядке с государственной или муниципальной службы, из Центрального банка Российской Федерации, с работы в государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: 2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Положениями ст. 59.3 указанного федерального закона установлено, что взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Согласно Должностному регламенту <данные изъяты> отдела развития строительной отрасли и производства строительных материалов Министерства строительства Сахалинской области, ФИО1 обязалась выполнять обязательства и требования к служебному поведению гражданского служащего, установленные Федеральным законом от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Законом Сахалинской области от 22.02.2007г. №12-ЗО «Об организации государственной гражданской службы Сахалинской области» утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской службы, включенных в перечень должностей гражданской службы, и гражданскими служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской службы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соблюдения лицами, замещающими должности гражданской службы, ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Сахалинской области» (далее по тексту – Положение о проверке).
В соответствии с данным Положением определяется порядок осуществления проверки соблюдения гражданскими служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, предусмотренной настоящим подпунктом, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими должностных обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Сахалинской области.
Основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменной форме, о представлении гражданином или гражданским служащим недостоверных или неполных сведений или несоблюдении гражданским служащим установленных ограничений: правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; (пункт 4 Положения о проверке)
Согласно п. 7 Положения о проверке Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней представителем нанимателя, принявшим решение о проведении проверки.
Приказом Министерства строительства Сахалинской области №46-к от 07.10.2016г. назначена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1 за 2013, 2014, 2015гг., в отношений ФИО1 и её супруга Ч.А.А.., срок проведения проверки установлен до 05.12.2016 года, в качестве основания к назначению проверки указано представление Прокуратуры Сахалинской области от 03.10.2016г..
Приказом Министерства строительства Сахалинской области №62-к от 05.12.2016г., в связи с непоступлением информации о принадлежащих объектах недвижимости супругу ФИО1 - ФИО5, срок проведения проверки был продлен до 90 дней – до 04.01.2017г.
10.10.2016 года ФИО1 была уведомлена о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2013., 2014, 2015гг., ей разъяснены права в связи с проводимыми мероприятиями, в рамках проводимых мероприятий ФИО1 были представлены объяснения.
09.01.2017г. по результатам проведенной проверки в отношении ФИО1 был составлен доклад о результатах проверки достоверности и полноты сведений, представленных ФИО1, в котором установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные ФИО1 на себя и на супруга за 2013,2014,2015гг. являются недостоверными и неполными части сведений:
- об имеющихся банковских счетах, открытых по состоянию на отчетную даты (справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера/раздел 4 - сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях) в части не декларирования: 2-х банковских счетов в 2015 (за 2014), открытых в ЗАО АКБ «Холмск» 05.08.2011г. и 10.11.2012г. в отношении себя, на которых размещены денежные средства в незначительных объемах; 2-х банковских счетов в 2015 (за 2014), открытых в ЗАО АКБ «Холмск» 24.05.2011г. и 17.08.2013г. в отношении супруга Ч.А.А.., на которых размещены денежные средства в незначительных объемах; банковского счета, открытого 22.11.2011г. в ПАО КБ «Восточный» в отношении себя за 2013., 2014, 2015гг., действующего по состоянию на 17.11.2016г., на котором размещены денежные средства в незначительном объеме; банковского счета, открытого 26.10.2010г. в ПАО «Росбанк», в отношении себя за 2013, 2014,2015гг., на котором размещены денежные средства в незначительном объеме; зарплатной банковской карты, открытой 01.11.2008г. в ПАО «ВТБ 24», в отношении себя за 2013, 2014,2015гг., на которой размещены денежные средства в незначительном объеме;
- о доходах от вкладов в банк (раздел 1 сведения о доходах) в 2015 году (за 2014г.) – дохода от вклада в банке ЗАО АКБ «Холмск» в отношении себе и супруга в незначительной сумме;
- о принадлежащих на праве собственности объектах недвижимости за 2014г., в части недекларирования за 2014г. принадлежащих её супругу ФИО5 – земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, и квартире, расположенной по адресу: <адрес>
- о неуказании ФИО1 в справках о доходах в отношении себя и супруга сведений об обязательствах финансового характера за 2013-2014гг., вытекающих из договора от 24.12.2012г. №, заключенного ФИО1 и её супругом с ТСЖ «Сахалинец» по строительству квартиры, расположенной по адресу: г<адрес>
В составленном докладе от 09.01.2017 года (утвержденном 23.01.2017г.) указано на необходимость направления материала проверки в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих министерства строительства Сахалинской области и урегулированию конфликта интересов для рассмотрения на заседании комиссии.
Доводы истца о нарушении сроков проведения проверки суд находит необоснованными, поскольку срок проведения проверки был продлен до 90 дней - дата окончания срока проведения проверки - 04.01.2017 года, поскольку 04.01.2017г. являлось нерабочим днем, окончание проверки, оформленное в виде доклада, состоялось в первый рабочий день - 09.01.2017 года.
26.01.2017 года состоялось заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства строительства Сахалинской области и урегулированию конфликта интересов (далее по тексту – Комиссия), результаты проведения заседания оформлены протоколом №1 от 26.01.2017г.. Состав данной Комиссии утвержден приказом Министерства строительства Сахалинской области №14 от 18.03.2016г..
В ходе проведения заседания Комиссии установлено, что изложенные в докладе факты и обстоятельства предоставления ФИО1 сведений, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные ФИО1 на себя и на супруга за 2013,2014,2015гг. в указанной выше части являются недостоверными и неполными.
По данному вопросу о признании указанных сведений недостоверными и неполными проголосовало 6 членов Комиссии, за рекомендацию по применению к ФИО1 меры ответственности в виде выговора проголосовали 2 члена Комиссии, за рекомендацию по применению к ФИО1 меры ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия проголосовали 4 члена Комиссии.
По результатам проведения заседания Комиссии постановлено решение, согласно которому установлено, что сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные ФИО1 на себя за 2013, 2014,2015гг. на супруга за 2013, 2014, 2015гг. являются недостоверными и неполными, а также принято решение рекомендовать министру строительства Сахалинской области применить к ФИО1 меру ответственности в виде взыскания, предусмотренного п.1 ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - увольнение в связи с утратой доверия.
Согласно положениям ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой (далее - орган по управлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее - комиссия по урегулированию конфликтов интересов).
Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 01.07.2010г. №821 утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, определяется порядок формирования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в федеральных органах исполнительной власти, иных государственных органах в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Положение о Комиссиях).
Настоящим Положением определяется порядок осуществления проверки: а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральными государственными служащими (далее - государственные служащие) за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду.
В соответствии с п.7, 22 данного Положения Комиссия образуется нормативным правовым актом государственного органа. Указанным актом утверждаются состав комиссии и порядок ее работы.
По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "а" пункта 16 (основаниями для проведения заседания комиссии являются: а) представление руководителем государственного органа в соответствии с пунктом 31 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065, материалов проверки, свидетельствующих: о представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 названного Положения) комиссия принимает одно из следующих решений:
а) установить, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065, являются достоверными и полными;
б) установить, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Положения, названного в подпункте "а" настоящего пункта, являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.
На основании указанного Положения о Комиссиях постановлением Правительства Сахалинской области №472 от 30.09.2010г. утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Сахалинской области и урегулированию конфликта интересов.
Данным Положением определяется порядок формирования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Сахалинской области и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссии), образуемых в Правительстве Сахалинской области, органах исполнительной власти Сахалинской области (далее - органы исполнительной власти) в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов".
В соответствии с п. 17 данного Положения основаниями для проведения заседания комиссии являются: а) представление первым заместителем Губернатора Сахалинской области, руководителем органа исполнительной власти в соответствии с подпунктом 3 пункта 19 приложения 4 к Закону Сахалинской области от 22.02.2007 N 12-ЗО "Об организации государственной гражданской службы Сахалинской области" (далее - Закон Сахалинской области от 22.02.2007 N 12-ЗО) материалов проверки, свидетельствующих: - о представлении гражданским служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 приложения 4 к Закону Сахалинской области от 22.02.2007 N 12-ЗО; - о несоблюдении гражданским служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;
Пунктом 30 данного Положения установлено, что по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "а" пункта 17 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:
а) установить, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные гражданским служащим в соответствии с Законом Сахалинской области от 22.02.2007 N 12-ЗО, являются достоверными и полными; б) установить, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные гражданским служащим в соответствии с Законом Сахалинской области от 22.02.2007 N 12-ЗО, являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует первому заместителю Губернатора Сахалинской области, руководителю органа исполнительной власти применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности.
Из содержания протокола заседания Комиссии №1 от 26.01.2017г. следует, что ФИО1 присутствовала на данном заседании, давала пояснения относительно представленных ею сведений, отвечала на вопросы, также в отношении ФИО1 была оглашена характеристика, составленная министром строительства Сахалинской области, учтены обстоятельства наличия неснятого дисциплинарного взыскания в виде выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей (приказ №4-к от 24.01.2017г.).
Таким образом, доводы истца о том, что ответчиком не были учтены обстоятельства совершенного нарушения, предшествующие результаты исполнения должностных обязанностей, степень вины государственного гражданского служащего и соразмерность примененного вида ответственности, являются необоснованными и объективно опровергаются установленными и исследованными судом обстоятельствами.
Судом установлено, подтверждается представленными в материалы дела сведениями, что Ч.А.А.. на праве собственности принадлежит земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>; и квартира, расположенная по адресу: <адрес>, полученные на основании свидетельств о праве на наследство по закону.
Указанные сведения о наличии в собственности Ч.А.А.. недвижимого имущества не были указаны ФИО1 при подаче сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014 год.
Доводы истца о том, что ею 06.04.2015 года были внесены изменения в предоставленные сведения путем передачи листа 4 справки уже с указанием сведения о наличии в собственности Ч.А.А.. указанного недвижимого имущества, судом оцениваются критически, поскольку в данном случае, в соответствии с требованиями «Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Сахалинской области, и государственными гражданскими служащими Сахалинской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» истец обязана была представить справку в полном объеме, подписанную в установленном порядке с указанием достоверных сведений. Направление по электронной почте измененного листа данной справки надлежащим исполнением обязанности государственного гражданского служащего по предоставлению достоверных сведений не является.
Судом установлено, что 24.12.2012г. между Департаментом архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно- Сахалинска, жилищно – строительным кооперативом «Сахалинец», ФИО1, Ч.А.А.. был заключен договор № о внесении целевых паевых взносов на строительством объектов паевого строительства - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, размер паевого взноса составлял 2 015 520 рублей. Согласно п. 9.1 указанного договора от 24.12.2012г. следует, что он действует до полного исполнения сторонами всех обязательств и считается исполненным с момента уплаты в полном объеме паевого взноса и подписания акта о передаче квартиры.
На основании установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что при подаче сведений о доходах за 2014 год, истец обязана была указать сведения наличии финансовых обязательств по заключенному договору № от 24.12.2012г..
Приказом Министерства строительства Сахалинской области №7-к от 06.02.2017г. на основании приказа №46-к от 07.10.2016г., учитывая рекомендации Комиссии, тяжесть совершенного коррупционного правонарушения и обстоятельства, при которых оно совершено, наличие отягчающих ответственность обстоятельств, за не предоставление гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга либо предоставления заведомо недостоверных или неполных сведений, за неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом «О противодействии коррупции», к ФИО1 применено взыскание, предусмотренное ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - увольнение в связи с утратой доверия. В качестве основания к изданию данного приказа указан протокол №1 заседания Комиссии от 26.01.2017г..
С данным приказом ФИО1 была ознакомлена 07.02.2017 года.
На основании распоряжения Министерства строительства Сахалинской области №18-к от 07.02.2017г. ФИО1 освобождена с 08 февраля 2017г. от замещаемо должности, с ней расторгнут служебный контракт и она уволена с государственной гражданской службы по инициативе представителя нанимателя, по пп.1.1 п.1 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с утратой доверия к гражданскому служащему по несоблюдению ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействия коррупции». В соответствии с п.2.2 данного распоряжения ФИО1 выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 41 календарный день.
С данным распоряжением ФИО1 была ознакомлена 07.02.2017 года.
Таким образом, на основании установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу, о том, что при подаче ФИО1 сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные ФИО1 на себя и супруга Ч.А.А.. за 2013, 2014,2015гг., имело место предоставление недостоверных и неполных сведений (в части не указания сведений о денежных средствах на банковских счетах, сведений о наличии в собственности Ч.А.А.. недвижимого имущества, сведений о наличии обязательств финансового характера), в связи с чем, выводы проверки, отраженные в докладе от 09.01.2017г., и действия и решение Комиссии, отраженные в протоколе №1 от 26.01.2017г., и принятое на их основании решение работодателя об увольнении истца являются законными и обоснованными.
Обстоятельства подачи ФИО1 27.01.2017г. и 31.01.2017г. заявлений об увольнении по собственному желанию, правового значения в данном случае не имеют, данные доводы истца суд находит необоснованными, поскольку они основаны на неверном толковании закона, право выбора основания увольнения в данном случае отсутствовали.
Как указано выше, согласно ч. 1 ст. 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
Порядок применения взысканий, предусмотренных ст. ст. 59.1 и 59.2, за коррупционные правонарушения, к которым отнесено невыполнение должным образом обязанности по уведомлению о возникновении конфликта интересов, регламентирован ст. 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ.
Особенностью привлечения к ответственности за совершение гражданскими служащими дисциплинарных проступков коррупционного характера является то, что при его осуществлении отсутствует необходимость проведения служебной проверки.
Взыскания, предусмотренные ст. ст. 59.1 и 59.2, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, - и на основании рекомендаций указанной комиссии.
Таким образом, доводы ФИО1 о непроведении служебной проверки суд находит несостоятельными, процедура и порядок увольнения ответчиком соблюдены, увольнение произведено в предусмотренный законом срок, объяснения от истца были истребованы.
Довод о том, что ФИО4 не имела права принимать участия в заседании Комиссии, несостоятелен, так как приведенные в исковом заявлении основания не являются свидетельством о наличии у неё личной заинтересованности в исходе рассмотрения дела.
Доводы истца о незаконном составе комиссии, в части участия в составе комиссии ФИО6 суд также находит необоснованными, поскольку с учетом Методических рекомендаций по организации работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в целях повышения объективности работы такой Комиссии целесообразно включение в их состав представителя профсоюзной организации, из пояснений представителя ответчика следует, что в Министерстве строительства Сахалинской области отсутствует профсоюзная организация, в связи с чем, и был приглашен представитель Сахалинской областной организации профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов, таким представителем стал ФИО6. Нарушений в части привлечения данного лица к участию в заседании комиссии по рассмотрению материалов проверки в отношении ФИО1, судом не установлено.
Доводы истца об отсутствии уведомления о направлении в адрес Прокуратуры Сахалинской области результатов проведенной проверки, об участии в заседании комиссии представителя Прокуратуры Сахалинской области Бобкова С.П., неучастия ФИО4 в голосовании по результатам заседания, на выводы суда о законности увольнения ФИО1 не влияют.
Доводы истца об учете при принятии решения характеристики, составленной, по мнению истца, неуполномоченным лицом суд также оценивает критически, поскольку представленная характеристика подписана Министром строительства Сахалинской области, который помимо непосредственного руководителя истца, также является прямым руководителем истца.
Доводы истца о нецелесообразности участия в заседании комиссии непосредственного руководителя государственного служащего, являются рекомендациями, однозначно не исключающими участие руководителя в составе Комиссии.
Иные доводы, изложенные в исковом заявлении и в заявлении об обосновании исковых требований, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения, на выводы суда о законности увольнения они не влияют, значительная часть этих оснований носит характер рассуждений и предположений истца относительно действий ответчика в ходе принятия решения об увольнении истца.
На основании выше изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании незаконными и отмене результатов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1, в отношении неё и в отношении супруга Ч.А.А.., за 2013, 2014, 2015гг., отраженные в докладе о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от 09.01.2017г.; признании незаконным действия и решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих министерства строительства Сахалинской области и урегулированию конфликта интересов, отраженное в протоколе №1 от 26.01.2017г.; признании незаконным приказа №7-к от 06.02.2017г.; признании незаконным распоряжения №18-к от 07.02.2017г. «Об увольнении с государственной гражданской службы ФИО1»; признании незаконным увольнения ФИО1; изменении формулировки основания прекращения служебного контракта с ФИО1 на «расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего согласно пп.3 ч.1 ст. 33 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004г.», с указанием даты увольнения, определенной решением суда; возложении обязанности аннулировать запись №35 от 08.02.2017г. в трудовой книжке; выдать дубликат вкладыша трудовой книжки с точным повторением всех произведенных записей, за исключением записи №35, признанной недействительной, и записи №36 от 13.02.2017г. о приеме на работу; возложении обязанности внести изменения в личное дело ФИО1 об отмене приказа о применении взыскания №7-к от 06.02.2017г., об отмене распоряжения №18-к от 07.02.2017г., и изменении формулировки основания увольнения, как следствие, взыскании заработка за время вынужденного прогула.
Суд также не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1 о взыскании единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 42 663 рубля и убытков в размере 902 рубля, поскольку приказ о предоставлении истцу отпуска в указанный период работодателем не издавался, имело место прекращение между сторонами трудовых отношений, в связи с чем, оснований для взыскания с ответчика указанных денежных средств не имеется.
Поскольку судом не было установлено нарушения трудовых прав истца, в соответствии с положениями ст. 237 ТК РФ, суд отказывает ФИО1 в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей и понесенных судебных расходов в размере 1 500 рублей.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Требования ФИО1 к Министерству строительства Сахалинской области о признании незаконными и отмене результатов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО1, в отношении неё и в отношении супруга Ч.А.А.., за 2013, 2014, 2015гг., отраженные в докладе о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от 09.01.2017г.; признании незаконным действия и решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих министерства строительства Сахалинской области и урегулированию конфликта интересов, отраженное в протоколе №1 от 26.01.2017г.; признании незаконным приказа №7-к от 06.02.2017г.; признании незаконным распоряжения №18-к от 07.02.2017г. «Об увольнении с государственной гражданской службы ФИО1»; признании незаконным увольнения; изменении формулировки основания прекращения служебного контракта на «расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего согласно пп.3 ч.1 ст. 33 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004г.», с указанием даты увольнения, определенной решением суда; возложении обязанности аннулировать запись №35 от 08.02.2017г. в трудовой книжке; возложении обязанности выдать дубликат вкладыша трудовой книжки с точным повторением всех произведенных записей, за исключением записи №35, признанной недействительной, и записи №36 от 13.02.2017г. о приеме на работу; возложении обязанности внести изменения в личное дело об отмене приказа о применении взыскания №7-к от 06.02.2017г., об отмене распоряжения №18-к от 07.02.2017г., и изменении формулировки основания увольнения; взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула с 09.02.2017г. по день вынесения решения суда в размере 948 949 рублей, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, взыскании убытков в размере 902 рубля в связи с оплатой штрафа за обмен авиабилета и сбор за обмен авиабилета, взыскании судебных расходов в размере 1 500 рублей за оплату нотариальных услуг за заверение копий документов, взыскании единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 42 663 рубля, - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: О.С.Лыкина