Дело № 2-3161/13
РЕШЕНИЕ.
Именем Российской Федерации
12 ноября 2013 года г. Липецк
Правобережный районный суд г.Липецка в составе:
председательствующего Николаевой В.М.
при секретаре Бегларян С.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО14 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании права на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к УСЗН Липецкой области о признании права на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву. В обоснование требований ссылалась на то, что отец ее дочери ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ года рождения - ФИО3 первоначально не был указан в свидетельстве о рождении ребенка в качестве отца. Судебным решением от ДД.ММ.ГГГГ было установлено его отцовство. ФИО3 проходил службу по призыву в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Свидетельство о рождении ребенка с указанием в нем в качестве отца ФИО3 получено лишь ДД.ММ.ГГГГ года, ранее не имелось возможности его получить из-за утери ФИО3 паспорта. После получения свидетельства о рождении ребенка с указанием обоих родителей истица обратилась за получением пособия в военкомат Липецкой области, откуда ранее в телефонных переговорах ей сообщалось о праве на пособие. Однако ей было в письменном ответе сообщено, что выплата пособия осуществляется УСЗН Липецкой области. При обращении в УСЗН был получен ответ об отказе в назначении и выплате пособия, поскольку пропущен 6-месячный срок обращения. С учетом последующих уточнений просила восстановить пропущенный срок и взыскать с ответчика названное пособие за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Впоследствии истица изменила фамилию на ФИО1.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика было привлечено ГУ ЛРО ФСС.
В судебном заседании истец ФИО4 и ее представитель по письменному заявлению ФИО5 поддержали заявленные требования, ссылаясь на доводы искового заявления. Они полагали, что предусмотренный 6-месячный срок для обращения за пособием может быть восстановлен при наличии уважительных причин, так как законодательство не содержит запретов на восстановление срока.
Представитель УСЗН Липецкой области по доверенности Курганникова Н.. Ю. возражала против удовлетворения иска, указывая, что по данному виду пособий законодательство не содержит указаний на возможность восстановления срока.
Представитель ГУ ЛРО ФСС по доверенности ФИО7 в судебном заседании объяснила, что данное пособие выплачивается не за счет средств Фонда социального страхования, а за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета.
Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст. 3, ст. 4, ст. 4.1. Федерального закона от 19 мая 1995 года с последующими изменениями N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, является одним из видов государственных пособий, установленных для граждан, имеющих детей. Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной названным Федеральным законом. Порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты указанного вида пособий гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий, определяется Правительством Российской Федерации. Выплата данного пособия производится за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития. Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по назначению и выплате ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Средства на осуществление этих полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2009 года N 97 утвержден Порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Согласно ст. 12.5, ст. 12.6. названного закона право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в частности, имеет мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Указанное пособие выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. Матери ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, указанное пособие выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву. Выплата указанного пособия прекращается по достижении ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву.
Согласно ст. 17.2. названного закона пособие назначаются, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву.
Согласно п. 2.4. Положения об управлении социальной защиты населения Липецкой области, утвержденного распоряжением администрации Липецкой области от 4 сентября 2006 года N 672-р, УСЗН Липецкой области выполняет функции уполномоченного органа по назначению и выплате ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Судом установлено, что истица является матерью ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отцом которой является ФИО3 согласно удостоверению № войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на военной службе по призыву. Как следует из сообщения, полученного истицей из военкомата Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ года, она обратилась ДД.ММ.ГГГГ в военкомат Липецкой области с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, т.е. в пределах 6-месячного срока по истечении военной службы ФИО3, который истек ДД.ММ.ГГГГ года. На ее обращение военкомат Липецкой области письмом от ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. по истечении месяца со дня обращения, сообщил, что назначение и выплата пособия осуществляется Управлением социальной защиты населения Липецкой области. При этом была нарушена норма, содержащаяся в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно которой письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. В соответствии с п. 3, п. 5 ст. 10 названного закона в обязанности государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, к которому поступило обращение, входит обеспечение объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения, принятие мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, уведомление гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган.
Неисполнение государственным органом вышеуказанных обязанностей, непринятие мер к своевременной переадресации заявления о назначении пособия в УСЗН Липецкой области, не должно умалять прав граждан, гарантированных законодательством, в случае своевременного, но в силу юридической неграмотности ошибочного обращения за реализацией своих прав в государственный орган, в чью компетенцию не входит решение этих вопросов.
Система законодательства РФ о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ. Одним из международных принципов является принцип, закрепленный в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года, согласно которому материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой. Согласно принципу 2 Декларации прав ребенка, провозглашенной Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года, ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Конституция РФ провозглашает целью государственной политики создание социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). Достижение данной цели обеспечивается, в частности, посредством обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. Основными направлениями государственной политики на конституционном уровне также признаны социальная защита материнства и детства, семьи (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ), создание благоприятных условий для их жизнедеятельности (ст. 39 Конституции РФ). Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
На основании вышеизложенного, исходя из конституционного принципа гарантированности государством социальных прав, в целях обеспечения интересов ребенка, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования ФИО4, своевременно обратившейся за назначением пособия в государственный орган, который не принял необходимых мер к своевременному направлению ее заявления с приложенными документами в орган, к компетенции которого относится рассмотрение этого вопроса.
Согласно ст. 12.7.вышеприведенного закона N 81-ФЗ ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается в размере 6000 руб. В силу ст. 4.2. названное пособие подлежит индексации в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции
С учетом индексов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий период от 24 ноября 2008 года N 204-ФЗ, от 2 декабря 2009 года, N 308-ФЗ, от 13 декабря 2010 года N 357-ФЗ, от 30 ноября 2011 года N 371-ФЗ, от 3 декабря 2012 года N 216-ФЗ, размер пособия в ДД.ММ.ГГГГ года составил 7942,77 руб. (6000 руб. х 1,13 х 1,10 х 1, 065 х = 7942,77 руб.), а в период с ДД.ММ.ГГГГ 2012 года – 8419,34 руб. (7942,77 руб. х 1,06 = 8419,34 руб.)
Расчет пособия суд производит следующим образом:
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года:
7942,77 руб. : 31 календарный день в месяце х 11 дней в указанном периоде = 2818,40 руб.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
8419,34 руб. х 11 мес. = 92612,74 руб.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года:
8419,34 руб. : 31 календарный день в месяце х 20 дней в указанном периоде = 5431,83 руб.
Итого: 2818,40 руб. + 92612,74 руб. + 5431,83 руб. = 100 862,97 руб.
Названная сумма подлежит взысканию в пользу истца с УСЗ Липецкой области за счет субвенций из федерального бюджета.
Правовые основания возлагать обязанность по выплате пособия на ГУ ЛРО ФСС отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Управления социальной защиты населения Липецкой области в пользу ФИО1 ФИО16 пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, за период в сумме 100 862 рубля 97 копеек.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Липецка.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 18.11.2013 года.