ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3166/2021 от 23.11.2021 Новоуренгойского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело [суммы изъяты]

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2021 года г. Новый Уренгой

Новоуренгойский городской суд Ямало–Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Ломова С.А.

при ведении пртокола помощником судьи Микрюковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новоуренгойского транспортного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетних ФИО7 и ФИО2 к ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр»о взыскании компенсации морального вреда

установил:

Новоуренгойский транспортный прокурор, действующий в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 обратился в суд с иском к ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр»о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что транспортной прокуратурой была проведена проверка по обращению ФИО3 о нарушении ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» требований воздушного законодательства и законодательства о защите прав потребителей. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на себя и своих несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения приобретены проездные билеты на осуществление ДД.ММ.ГГГГ воздушной перевозки по маршруту «Новый Уренгой - Москва» ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» рейс ИТ-242, что подтверждается маршрут - квитанциями электронных билетов №[суммы изъяты], [суммы изъяты] тем самым был заключен договор воздушной перевозки. Вылет рейса UT-242 ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр», следовавшего по маршруту «Новый Уренгой - Москва» по расписанию ДД.ММ.ГГГГ в 07 час. 55 мин. В обусловленное время воздушная перевозка не была осуществлена. По информации ООО «Уренгойаэроинвест» (аэропорт Новый Уренгой), предоставленной в транспортную прокуратуру в рамках проверки, отправление рейса UT-242 согласно расписанию ДД.ММ.ГГГГ в 07 час. 55 мин., по причине позднего прибытия воздушного судна вылет рейса задержан. Фактическое время отправления ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 25 мин. Время задержки рейса составило более 09 часов. ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в результате неисполнения требований вышеуказанного законодательства при задержке ДД.ММ.ГГГГ рейса ЮТ-242 не организовало в аэропорту отправления г. Новый Уренгой услуги по предоставлению комнаты матери и ребенка ФИО3, следующей с несовершеннолетними детьми ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Ввиду нарушения ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» требований вышеназванного законодательства, пассажир рейса ФИО3 со своими двумя несовершеннолетними детьми не имела возможности воспользоваться комнатой матери и ребенка и на протяжении более 9 ч. вынуждено находилась в «стерильной зоне», что причинило им нравственные страдания. Просит суд взыскать с ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в пользу несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в общем размере 100 000 руб. по 50 000 руб. на каждого.

В судебном заседании прокурор Николаенко Е.В. исковые требования поддеражала. Просила суд иск удовлетворить в полном объеме.

Законный представитель несовершеннолетних ФИО3 в судебном заседании также иск поддержала, пояснив, что в связи с задержкой рейса она и её дети понесли моральные и нравственные страдания. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в судебное заседание не яился. Извещены.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке заочного производства.

Заслушав участников, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что транспортной прокуратурой была проведена проверка по обращению ФИО3 о нарушении ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» требований воздушного законодательства и законодательства о защите прав потребителей.

В результате проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на себя и своих несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения приобретены проездные билеты на осуществление ДД.ММ.ГГГГ воздушной перевозки по маршруту «Новый Уренгой - Москва» ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» рейс ИТ-242, что подтверждается маршрут - квитанциями электронных билетов №[суммы изъяты], [суммы изъяты], тем самым был заключен договор воздушной перевозки.

Вылет рейса UT-242 ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр», следовавшего по маршруту «Новый Уренгой - Москва» по расписанию ДД.ММ.ГГГГ в 07 час. 55 мин.

Однако, в обусловленное время воздушная перевозка не была осуществлена.

По информации ООО «Уренгойаэроинвест» (аэропорт Новый Уренгой), предоставленной в транспортную прокуратуру в рамках проверки, отправление рейса UT-242 согласно расписанию ДД.ММ.ГГГГ в 07 час. 55 мин., по причине позднего прибытия воздушного судна вылет рейса задержан.

Фактическое время отправления ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 25 мин. Время задержки рейса составило более 09 часов.

В соответствии с табелем сообщений о движении ВС в РФ от ДД.ММ.ГГГГ[суммы изъяты] ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» определена причина позднего прибытия воздушного судна - RZ/13- прочее.

В соответствии с табелем сообщений о движении ВС в РФ от ДД.ММ.ГГГГ[суммы изъяты] ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» определена причина позднего прибытия воздушного судна - RZ/13- прочее.

Согласно ст.ст. 786, 792 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. При этом перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

В соответствии с ч.1 ст.103 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете. Срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

Часть 1 статьи 102 ВК РФ гласит, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Статьей 106 ВК РФ предусмотрено, что перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах. Порядок предоставления пассажирам воздушных судов услуг и льгот устанавливается федеральными авиационными правилами.

Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утверждены приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82.

Пунктами 7, 92, 99 ФАП № 82 установлено, что перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира.В силу п. 92 ФАП № 82 перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает пассажиров в аэропорту визуальной и акустической информацией: о времени отправления и прибытия воздушных судов; о месте, времени начала и окончания регистрации на рейс, указанный в билете; о месте, времени начала и окончания посадки пассажиров в воздушное судно; о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса; о способе проезда до ближайшего населенного пункта, между терминалами аэропорта, между аэропортами; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа; об общих правилах выполнения пассажирами требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации; о месте нахождения комнат матери и ребенка.

Согласно п. 99 ФАП № 82 при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время.

Для целей п. 99 ФАП № 82 время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса указанного в билете.

Проведенной прокуратурой проверкой было установлено, что ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр», являясь перевозчиком, при задержке ДД.ММ.ГГГГ рейса UT-242 допустило нарушение ст. 102 В К РФ и п. 99 ФАП-82, а именно перевозчик не организовал и не обеспечил в аэропорту г. Новый Уренгой пассажиров рейса UT -242 точной и своевременной информацией о предоставляемых услугах при задержке рейса, а именно о предоставлении комнаты матери и ребенка, а также возможности совершить два бесплатных звонка и отправки двух сообщений по электронной почте.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются выпиской из системы аудио и визуального информирования за ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной ООО «Уренгойаэроинвест» (аэропорт Новый Уренгой).

Согласно стандартному соглашению о наземном обслуживании заключенному между ООО «Уренгойаэроинвест» (Обслуживающая компания) и ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» (перевозчик) №[суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ. Обслуживающая компания предоставляет услуги по наземному обслуживанию условия которых определены в приложении В1.0/2.0 Наземное обслуживание. В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 приложения В1.0/2.0 услуги по наземному обслуживанию воздушных судов, предоставляемые Обслуживающей компанией выполняются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Предоставление аэровокзала для обслуживания в зоне и зданиях аэровокзала убывающих пассажиров (с момента прибытия в зону аэропорта до начала регистрации) и прибывающих пассажиров (с момента прибытия из воздушного судна в аэровокзал до убытия из зоны аэропорта) в соответствии с установленной Обслуживающей компанией технологией, включая предоставление помещений обязательного дополнительного обслуживания (комнаты матери и ребенка, медпункта, туалета, за пользование которыми отдельная плата не взимается), информационное обеспечение пассажиров согласно требованиям законодательства РФ.

Кроме того, организационно - распорядительными документами ООО «Уренгойаэроинвест», определяющими порядок обслуживания пассажиров, не предусмотрено информирование последних о возможности совершить два бесплатных звонка (отправки двух сообщений по электронной почте), размещения в комнате матери и ребенка при задержке рейса.

Таким образом, из положений вышеуказанного соглашения, организационно - распорядительных документов ООО «Уренгойаэроинвест» (аэропорт Новый Уренгой) следует, что информирование пассажиров в случае задержки рейса о возможности совершить два бесплатных звонка (двух сообщений по электронной почте), о предоставлении комнаты матери и ребенка возлагается на перевозчика.

ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в результате неисполнения требований вышеуказанного законодательства при задержке ДД.ММ.ГГГГ рейса UT-242 не организовало в аэропорту отправления г. Новый Уренгой услуги по предоставлению комнаты матери и ребенка ФИО3, следующей с несовершеннолетними детьми ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Ввиду нарушения ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» требований вышеназванного законодательства, пассажир рейса ФИО3 со своими двумя несовершеннолетними детьми не имела возможности воспользоваться комнатой матери и ребенка и на протяжении более 9 часов вынуждено находилась в «стерильной зоне», что причинило им нравственные страдания.

Указанные обстоятельства являлись для ФИО3 и её несовершеннолетних детей психотравмирующими, в том числе ввиду необходимости ухода за детьми в неприспособленных условиях.

Согласно ч. 1 ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а так же соглашением сторон.

Федеральный закон № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям (ч. 5 ст. 4 Закон «О защите прав потребителей»).

Требования ст. ст. 13, 15 Закона «О защите прав потребителей» также определяют, что за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Как следует из пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В судебном заседании ФИО3 пояснила, что причиненные её несовершеннолетним детям нравственные страдания она оценивает в 100 000 рублей.

Опровержения указанной суммы компенсации морального вреда от ответчика в рамках рассмотрения гражданского дела суду не поступило.

Суд соглашается с заявленной истцом суммой компенсации морального вреда, считая её соразмерной причиненным нравственным страданиям детям ФИО3

При таких обстоятельствах, исковые требования истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194–199, 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

иск Новоуренгойского транспортного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 к ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» о взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Авиакомпания «ЮТэйр» в пользу несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в общем размере 100 000 рублей, по 50 000 рублей в пользу каждого.

Ответчик вправе в течение семи дней со дня вручения копии решения подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2021 года.

Судья С.А. Ломов