Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2016 года <адрес>
Фрунзенский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бескровной О.А., при секретаре Курдюковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к Казенному предприятию Приморского края «Единая Дирекция по строительству объектов на территории <адрес>» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением к КППК «Примкрайстрой» о возложении обязанности, указав, что директором КППК «Примкрайстрой» в целях реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от дата№ утвержден «Регламент заключения договоров долевого участия в долевом строительстве многоквартирных домов, объектами долевого строительства по которым является жилье экономического класса, по реализуемой на территории <адрес> программе «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от дата№, по проекту жилищного строительства, расположенного в районе «<адрес>» в <адрес>.
Поскольку пункт 4.1 Регламента, в соответствии с которым предусмотрена постановка в очередь для заключения договоров участия в долевом строительстве домов по проекту жилищного строительства, расположенного в районе «Снеговая Падь» с гражданами, имеющими право на приобретение жилья экономического класса на территории <адрес>, путем записи по телефонам отдела продаж, что в свою очередь предоставляет возможность заключения договора долевого участия в строительстве жилья экономического класса без учета времени принятия администрацией <адрес> постановления о соответствии конкретного гражданина категории граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории <адрес> и включения его в список, тем самым, нарушая принцип очередности при реализации гражданами предоставленных им прав, поскольку допускает возможность гражданину, включенному в список позже, но дозвонившемуся ранее, заключить договор долевого участия в строительстве жилья вне очереди, напрямую противоречит установленным федеральным законодательством принципам справедливости и очередности предоставления жилого помещения, ставит дополнительные административные барьеры при реализации гражданами, имеющими право на приобретение жилья экономического класса на территории <адрес> своих прав, предоставленных государством, а также создает условия и преимущества для заключения договоров с заранее определенной группой лиц, что не исключает возможность коррупционных проявлений при реализации КППК «Приморкрайстрой» своих полномочий, просит суд положения «Регламента заключения договоров долевого участия в долевом строительстве многоквартирных домов, объектами долевого строительства по которым является жилье экономического класса, по реализуемой на территории <адрес> программе «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от дата№, по проекту жилищного строительства, расположенного в районе «Снеговая Падь» в <адрес>, привести в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации; признать пункт 4.1 Регламента недействующим как противоречащий закону; возложить на КППК «Приморкрайстрой» обязанность осуществлять постановку граждан в очередь для заключения договоров участия в долевом строительстве домов по проекту жилищного строительства, в порядке очередности исходя из времени включения в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, утвержденный администрацией <адрес>.
В ходе рассмотрения дела к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены администрация <адрес>, департамент градостроительства <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО4 на исковых требованиях настояла, просила удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель КППК «Приморкрайстрой» по доверенности ФИО5 с исковыми требованиями не согласилась, в их удовлетворении просила отказать по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель департамента градостроительства <адрес> по доверенности ФИО6 предоставила возражение на исковое заявление, полагала требования прокурора не подлежащими удовлетворению.
Представитель администрации <адрес> в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в сое отсутствие, направил письменный отзыв.
Суд, с учетом мнения сторон, полагает возможным, в силу ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации <адрес>.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд пришел к убеждению о том, что исковые требования подлежат удовлетворению следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: 1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; 2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; 3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; 4) стимулируют жилищное строительство; 5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; 6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; 6.1) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; 7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; 8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
В силу ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
Статьей 10 ЖК РФ установлено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, вследствие действий участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 7 ЖК РФ, в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При этом правовое регулирование гражданских и жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Согласно положениям ч. 1 ст. 93.15 ЖК РФ жилые помещения по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам, которые приняты на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, заявления которых о предоставлении таких жилых помещений были учтены наймодателем, в порядке очередности исходя из времени принятия этих граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, если иное не установлено законом.
В государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства РФ от дата№, Указе Президента Российской Федерации от дата№ "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", а также Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года обозначены основные приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах.
В соответствии с главой 7 раздела 3 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от дата№-р стратегической целью государственной жилищной политики является обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения.
При этом согласно положениям указанной Концепции, для граждан с умеренными доходами (то есть доходами ниже средних, но не позволяющими гражданам быть отнесенными к категории малоимущих) необходимо создание системы мер государственной поддержки (в том числе за счет средств Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства) и развития кооперации, позволяющих таким гражданам обеспечивать себя жильем в соответствии с социальными стандартами, в основном рыночными методами.
Реализация этой стратегической цели предполагает решение такой приоритетной задачи как создание условий для повышения доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации, включает в себя, в том числе развитие и совершенствование механизмов адресной поддержки населения для приобретения собственного (частного) жилья.
В соответствии с п. 19 Постановления Правительства РФ от дата№, правила формирования списков граждан, имеющих право на приобретение в рамках программы жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках, переданных Фондом в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", а также порядок, в частности очередность, включения указанных граждан в эти списки устанавливаются субъектами Российской Федерации - участниками программы в соответствии с указанным Федеральным законом.
Приказом Минстроя России от дата№ утверждены методические рекомендации по установлению категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, порядка формирования списков таких граждан и сводных по субъекту Российской Федерации реестров таких граждан при реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее – Методические рекомендации).
Согласно п. 2.14, а также п. 29 Методических рекомендаций орган местного самоуправления формирует список граждан в порядке очередности, исходя из времени подачи заявлений и требуемых документов, а также с учетом преимущественного права граждан на приобретение жилья экономического класса.
Согласно положениям ч. 7 ст. <адрес> от дата№-КЗ «О правилах формирования списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, и о порядке включения граждан в такие списки" изменения в утвержденный список граждан, согласившихся приобрести жилье экономического класса, в случае замены гражданина, исключенного из списка граждан, согласившихся приобрести жилье экономического класса другим гражданином, который включен в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса вносятся в зависимости от даты и времени поступления заявления и включения в ту или иную очередь.
Пунктом 3.1.1 Регламента предоставления администрацией <адрес> услуги «Принятия решения о соответствии гражданина категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, и включении его в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории <адрес>», утвержденного Постановлением администрации <адрес> от дата№, установлен порядок приема заявления и документов для включения гражданина в Список, в соответствии с которым, основанием для начала процедуры является подача заявления и установленных п. 2.6 Регламента документов. В дальнейшем принимается решение о принадлежности гражданина к определенной категории (п. 3.1.3), включении его в Список (п. 3.1.4) и как результат гражданину присваивается порядковый номер в Списке граждан (п. 3.1.5).
Таким образом, в данном случае применима аналогия закона в части порядка соблюдения принципа очередности при заключении договоров с гражданами, включенными в Список.
Таким образом, суд соглашается с доводами прокурора о том, что разумным продолжением реализации данного подхода является заключение договоров, исходя из времени подачи заявления.
Вместе с тем, п. 4.1 Регламента предоставляет возможность заключения договора долевого участия в строительстве жилья экономического класса без учета времени принятия администрацией <адрес> постановления о соответствии конкретного гражданина категории граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории <адрес> и включения его в Список, тем самым, нарушая принцип очередности при реализации гражданами предоставленных им прав, поскольку допускает возможность гражданину, включенному в Список позже, но дозвонившемуся ранее, заключить договор долевого участия в строительстве жилья вне очереди.
Кроме того, п. 4.1 Регламента напрямую противоречит установленным федеральным законодательством принципам справедливости и очередности предоставления жилого помещения, а также Федеральному закону от дата N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» по следующим основаниям.
В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Согласно п. «в» ч. 2 указанной статьи противодействие коррупции представляет собой деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В соответствии со ст. 3 указанного федерального закона противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах законности, признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, публичности и открытости деятельности, а также приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.
Согласно с п. 3 ч. 2 ст. 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, в том числе разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации.
Пунктом 4.1 Регламента установлено, что постановка в очередь для заключения договоров участия в долевом строительстве домов по проекту жилищного строительства, расположенного в районе «Снеговая Падь» с гражданами, имеющими право на приобретение жилья экономического класса на территории <адрес>, осуществляется путем записи по телефонам отдела продаж.
Однако процедура записи по телефону не является открытой, в связи с чем, отсутствует объективная возможность установить способ постановки конкретного гражданина в очередь на заключение договора именно путем дозвона на телефонный номер отдела продаж, а не каким-либо иным способом, что допускает возможность злоупотребления при регистрации граждан: записи лиц, фактически не звонивших, либо приема заявок от лиц, не имеющих права на заключение договоров, и звонивших в интересах таких лиц.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что указанные положения Регламента строят дополнительные административные барьеры при реализации гражданами, имеющими право на приобретение жилья экономического класса на территории <адрес> своих прав, предоставленных государством, а также создают условия и преимущества для заключения договоров с заранее определенной группой лиц, что создает возможность коррупционных проявлений при реализации КППК «Приморкрайстрой» своих полномочий.
Доводы представителей ответчика, а также департамента градостроительства Приморского края о том, что взаимоотношения между КППК «Приморкрайстрой» и гражданами строятся исключительно в рамках гражданско-правовых отношений и регулируются только нормами гражданского права и не относятся к правоотношениям, регулируемым нормами жилищного законодательства суд находит несостоятельными, поскольку жилищное право является подотраслью гражданского права, при этом Жилищный кодекс РФ, относящийся к законодательству, регулирующему отношения, являющиеся предметом отрасли жилищного права, также устанавливает субсидиарное применение к данным отношениям норм ГК РФ. В связи с чем, к договору участия в долевом строительстве, правовое регулирование которого осуществляется, в том числе, Федеральным законом от дата № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», с учетом специфики данного типа правоотношений применимы положения как гражданского, так и жилищного права, а сам договор будет носить признаки межотраслевого договора, так как в результате его заключения повлечет последствия, охватываемые различными отраслями права.
Ссылка на то обстоятельство, что количество граждан, включенных в список превышает количество граждан, которым представится возможность заключить договор долевого участия, также представляется несостоятельной, так как в данном случае не имеет правового значения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> к Казенному предприятию <адрес> «Единая Дирекция по строительству объектов на территории <адрес>» о возложении обязанности, удовлетворить.
Признать недействительным пункт 4.1 Регламента заключения договоров долевого участия в долевом строительстве многоквартирных домов, объектами долевого строительства по которым является жилье экономического класса, по реализуемой на территории <адрес> программе «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от дата№, по проекту жилищного строительства, расположенного в районе «Снеговая Падь» в <адрес>».
Возложить на Казенное предприятие <адрес> «Единая Дирекция по строительству объектов на территории <адрес>» обязанность осуществлять постановку граждан в очередь для заключения договоров участия в долевом строительстве домов по проекту жилищного строительства, в порядке очередности исходя из времени включения в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, утвержденного администрацией <адрес>.
Решение может быть обжаловано в <адрес> суд через Фрунзенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме – дата.
Судья О.А. Бескровная