ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3168/2022 от 04.08.2022 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

дело № 2-3168/2022

16RS0046-01-2022-005338-64

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

04 августа 2022 года г.Казань

Вахитовский районный суд г.Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Трегуловой К.К., при секретаре Булатовой Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заинского городского прокурора в интересах ФИО18 к Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству финансов Республики Татарстан, ГАУЗ «Заинская центральная районная больница» о признании бездействия по обеспечению лекарственным препаратом незаконным, об обеспечении лекарственным препаратом по жизненным показаниям,

у с т а н о в и л:

Заинский городской прокурор в интересах ФИО19, ... года рождения, обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Министерству здравоохранения Российской Федерации, ГАУЗ «Заинская центральная районная больница» (далее – ответчики) о признании бездействия по обеспечению лекарственным препаратом незаконным, об обеспечении ребенка-инвалида лекарственным препаратом по жизненным показаниям.

В обоснование требований указано, что Заинской городской прокуратурой РТ по обращению ФИО20 Л.Ф в интересах ее несовершеннолетнего сына ФИО21 Р.Р. проведена проверка исполнения законодательства об основах охраны здоровья граждан в сфере обеспечения лекарственными препаратами. В ходе проверки установлено, что ФИО22 Р.Р., ... года рождения, согласно медико-социальной экспертизе имеет статус ребенка-инвалида, ему установлен диагноз: ..., наблюдается в ГАУЗ «Заинская центральная районная больница». Решением врачебной комиссии ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им.Д.Рогачева Минздрава России отраженном в протоколе ... от ...ФИО23 Р.Р. назначен препарат ...) из расчета 9 мк/кг 1 раз в неделю, путем введения подкожно под контролем лечащего врача. Указанный препарат отмене и замене на воспроизведенные лекарственные средства или биоаналогии не подлежит. Данный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. В настоящее время вопрос об обеспечении ребенка жизненно важным и необходимым препаратом не решен. ФИО24 Р.Р. продолжает нуждаться в терапии лекарственным препаратом ...) в объеме и дозировке, определенной медицинской организацией. Лекарственный препарат ...) зарегистрирован на территории Российской Федерации за №... от .... Просит суд признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, выразившееся в необеспечении ФИО25 Р.Р. жизненно необходимым лекарственным препаратом ...). Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан обеспечить ФИО26 Р.Р., ... года рождения лекарственным препаратом ...) в необходимом объёме и дозировке рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией, до отмены уполномоченной медицинской организацией применения лекарственного препарата. Признать незаконным бездействие ГАУЗ «Зинская ЦРБ», выразившееся в невыписке рецепта на льготное обеспечение лекарственным препаратом и обязать ГАУЗ «Заинская ЦРБ» выписать рецепт ФИО27 Р.Р., ... года рождения на обеспечение лекарственным препаратом ...) в объеме и дозировке, рекомендованной медицинской организацией.

В период судебного разбирательства и.о. Зинского городского прокурора ФИО28 И.Х. исковые требования увеличил, просил признать бездействие Министерства здравоохранения РТ и бездействие Министерства финансов РТ по финансированию ФИО29 Р.Р., ... года рождения жизненно необходимым лекарственным препаратом ...) в объеме в соответствии с медицинским показаниями до момента отмены препарата в установленном порядке, а также бездействие ГАУЗ «Заинская ЦРБ», выразившееся в невыписке с сентября 2021 года рецепта на льготное обеспечение ...) до 07.02.2022г. незаконным. Обязать Министерство финансов РТ организовать выделение дополнительных денежных средств на дальнейшее обеспечение ...) ФИО30 Р.Р., ... года рождения в объеме и дозировке, рекомендованной медицинской организацией. Обязать Министерство здравоохранения РТ, Министерство здравоохранения РФ обеспечить ФИО31 Р.Р., ... года рождения лекарственным препаратом ...) в соответствии с медицинскими показаниями до момента отмены препарата в установленном порядке.

Представитель истца Э.Ю.ФИО32 в судебном заседании иск поддержал, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что ... было получение объяснение от матери ФИО33 Л.Ф. о том, что ежемесячно пациент получает 10 ампул лекарственного препарата на безвозмездной основе.

Представитель ответчика Министерство здравоохранения Республики Татарстан ФИО34 Т.А. иск не признала и пояснила, что согласно ч.3 ст.6.5 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг устанавливается Правительством РФ. В соответствии с п.1,4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. №864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг является расходным обязательством РФ. Министерством с целью организации лекарственного обеспечения ФИО35 Р.Р. инициировано обращение в адрес благотворительной организации «Ак барс Созидание». В настоящее время ребенок обеспечен лекарственным препаратом ...). Данный препарат получает не по рецепту, 1 раз в месяц. Министерством здравоохранения РТ права ФИО36 Р.Р. в части обеспечения лекарственным препаратом не нарушены, факт бездействия не усматривается.

Представитель ответчика Министерство здравоохранения Российской Федерациив судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены, представил письменные объяснения, указав, что исковые требования считает не подлежащими удовлетворению. В соответствии со статьей 4.1 ФЗ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение социальной услуги, предусмотренной п.1 ч.1 ст.6.2 данного ФЗ, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями для детей-инвалидов: осуществление закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; организациями обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, закупленными по государственным контрактам. При этом, на основании п.1 ч.1 ст.6.2 № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст.6.1 настоящего ФЗ, включая детей-инвалидов, набора социальных услуг включается социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами по рецептам на лекарственные препараты. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратом для медицинского применения утвержден согласно приложению № 1 к распоряжению Правительства РФ от 12.10.2019г. № 2406-р и включает лекарственный препарат Ромиплостим. Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ. ( ст.4.1 ч.2,4 ФЗ № 178-ФЗ). В силу части 4 ст.41 Бюджетного кодекса РФ субвенции из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов РФ. Обязанность по перечислению субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения исполнена Министерством здравоохранения РФ в полном объеме. Предоставление дополнительных средств на обеспечение лекарственными препаратами в нарушение ФЗ № 178-ФЗ, Правил предоставления субвенций и методики является нецелевым расходованием средств федерального бюджета. Таким образом, решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственным препаратом Ромиплостим относится к компетенции субъектов РФ. Согласно п.1.3 Положения Минздрав РТ является главным распорядителем и получателем средств бюджета РТ, в том числе средств федерального бюджета в виде субвенций, выделяемых на осуществление полномочий, переданных РТ. В соответствии с абз.12 п.4.4 Положения Министерство обязано организовывать обеспечение лекарственными препаратами граждан, имеющих право на безвозмездное лекарственное обеспечение.

Представитель ответчика Министерство финансов Республики Татарстан ФИО37 Э.Р. в удовлетворении исковых требований просила отказать, пояснив, что Министерство финансов РТ не имеет полномочий в обеспечении препаратом пациента. Ни в одном законе не закреплено, что Министерство финансов РТ должно обеспечивать лекарственным препаратом конкретных граждан. Кроме того, ребенок обеспечен лекарственным препаратом.

Представитель ответчика ГАУЗ «Заинская центральная районная больница» ФИО38 Р.П. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать, пояснив, что основная заявка, которая подается от Заинской ЦРБ на лекарственные средства на второе полугодие 2022 года, была уже подана, а мать пациента обратилась с выпиской только в сентябре 2021 года. Таким образом, дополнительную заявку они не смогли заявить. Заявка подается заранее на каждые полгода.

Представитель третьего лица Фонд поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническим заболеваниями, в том числе редкими ( орфанными) заболеваниями «Круг Добра» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, представил письменные пояснения, указав, что лекарственный препарат «...» не утвержден Экспертным советом Фонда и Попечительским советом Фонда, поэтому в Перечни Фонда не входит. При наличии медицинских показаний и выданного в установленном порядке рецепта на лекарственный препарат ...» обеспечение ФИО39 Р.Р. указанным лекарственным препаратом должно быть осуществлено Министерством здравоохранения Республики Татарстан за счет средств бюджета Республики Татарстан в рамках реализации мероприятий по лекарственному обеспечению в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и постановлением №890.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

Согласно положениям статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства, включая социальное обеспечение, находятся в совместной ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 54 Конституции Республики Татарстан каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу пункта 14 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Из материалов дела следует, что ФИО40 Р.Р., ... года рождения, имеет статус ребенка-инвалида.

Согласно выписному эпикризу «Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» Министерства здравоохранения Российской Федерации ... от .... из истории болезни ФИО41 Р.Р. следует, что ФИО42 Р.Р. поставлен основной диагноз: первичный иммунодефицит: ... В связи с высоким риском развития геморрагических осложнений на фоне тромбоцитопении ребенку показана терапия ... Препарат назначен по жизненным показаниям. ( л.д.33-34).

Согласно выписке из протокола врачебной комиссии ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им.Д.Рогачева Министерства здравоохранения Российской Федерации, отраженном в протоколе ... от ...ФИО43 Р.Р. назначен препарат ...) из расчета 9 мк/кг 1 раз в неделю, путем введения подкожно под контролем лечащего врача.

Согласно указанному заключению врачебной комиссии, данный препарат назначен ФИО44 Р.Р. по жизненным показаниям. Отмене и замене на воспроизведенные лекарственные средства или биоаналоги препарат ... не подлежит. ( л.д.41).

Данный лекарственный препарат входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 года N 2406-р (введено распоряжением Правительства РФ от 23 ноября 2020 года N 3073-р), зарегистрирован на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 890) утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее - Перечень), относящий инвалидов I группы, неработающих инвалидов II группы, детей - инвалидов в возрасте до 18 лет к самостоятельной группе населения, которой все без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.

В силу ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 указанного Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 данной статьи, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Потребность в лекарственных средствах граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи по льготным рецептам, формируется Министерством здравоохранения Республики Татарстан на основании заявок, поданных учреждениями здравоохранения.

Оценив установленные по делу обстоятельства, суд считает не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований Заинского городского прокурора в интересах ФИО45 Р.Р. к Министерству здравоохранения Российской Федерации исходя из следующего.

Организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения является полномочием Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. ( части 2,4 статьи 4.1 ФЗ № 178-ФЗ).

В силу части 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2014г. № 865 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г.Байконура на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В соответствии с п.3 Правил субвенции предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на соответствующий финансовый год и плановый период Министерству здравоохранения Российской Федерации.

Согласно п.4 Правил перечисление субвенций осуществляется на счета, открытые территориальными органами Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

На основании п.5 Правил перечисление субвенций осуществляется в соответствии с заявками органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по форме и сроки, которые устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации. В заявке указывается необходимый размер средств и срок возникновения денежного обязательства субъекта Российской Федерации в целях исполнения соответствующего расходного обязательства.

Как следует из письменных пояснений представителя Министерства здравоохранения Российской Федерации и не оспаривается истцовой стороной, обязанность по перечислению субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами исполнена Министерством здравоохранения Российской Федерации в полном объеме в соответствии с Правилами.

Кроме того, согласно п.21 части 2 статьи 14 Федерального Закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, относится организация обеспечения лиц, имеющих определенные заболевания, перечисленные в данной статье. ФИО46 Р.Р. поставлен диагноз, который не относится к перечисленным заболеваниям. Обеспечение лекарственным препаратом Ромиплостим граждан с указанным заболеванием в рамках реализации полномочий Министерства здравоохранения Российской Федерации не представляется возможным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

В соответствии с разделом 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2011г. № 1052 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан» одной из основных задач Министерства является организация лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения Республики Татарстан.

На Министерство здравоохранения Республики Татарстан возложено исполнение государственной функции – разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования ( абзац 5 пункта 3.1 Положения о Министерстве здравоохранения РТ). Таким образом, реализация государственной политики в сфере здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Республики Татарстан, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложено на Министерство здравоохранения Республики Татарстан.

Согласно п.1.3 Положения Министерство здравоохранения Республики Татарстан является главным распорядителем и получателем средств бюджета Республики Татарстан, в том числе средств федерального бюджета в виже субвенций, выделяемых на осуществление полномочий, переданных Республике Татарстан в соответствии со ст.15 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с абзацем 12 п.4.4 Положения Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязано организовывать обеспечение лекарственными препаратами граждан, имеющих право на безвозмездное лекарственное обеспечение.

Из материалов дела следует, что ... на приеме врачу-педиатру была предоставлена выписка ФГДУ «НМИЦ ДГОИ им. Д.Рогачева» от .... о назначении ФИО47 Р.Р. лекарственного препарата ....

Поскольку .... в установленный срок основная заявка на лекарственные средства для обеспечения граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг на 1 полугодие 2022 года была защищена и подана в Министерство здравоохранения Республики Татарстан, ГАУЗ «Заинская ЦРБ» направляла письма с информацией о пациенте ФИО48.Р. и необходимости лечения лекарственным препаратом ...) в Министерство здравоохранения Республики Татарстан от ....

Министерством здравоохранения Республики Татарстан с целью обеспечения ФИО49 Р.Р. лекарственным препаратом .... в адрес Кабинета Министров Республики Татарстан направлено обращение о выделении дополнительных денежных средств.

Дополнительная заявка на выделение лекарственного препарата ... направлена в Министерство здравоохранения Республики Татарстан ...

Министерством здравоохранения Республики Татарстан с целью организации лекарственного обеспечения ФИО50 Р.Р. инициировано обращение в адрес благотворительной организации «Ак Барс Созидание».

Из амбулаторной карты ФИО51 Р.Р. ( ГАУЗ «Зинская центральная районная больница) следует, что ... в аптеку ГАУЗ «Зинская ЦРБ» поступил препарат «... 250 мкг, 106 флаконов. В месяц ФИО52 Р.Р. требуется 10 флаконов. ... мама ФИО53 Р.Р. – ФИО54 Л.Ф. получила под подпись 10 флаконов препарата ...». ( л.д.67).

Из письменных пояснений ФИО55 Л.Ф., матери ФИО56 Р.Р., адресованных прокурору Республики Татарстан, следует, что ГАУЗ «Заинская ЦРБ» выдает ежемесячно 10 ампул ... ( МНН ... на безвозмездной основе.

С учетом вышеизложенного, в настоящее время ФИО57 Р.Р. обеспечен данным лекарственным препаратом.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что мать ФИО58 Р.Р., ФИО59 Л.Ф. представила ГАУЗ «Заинская ЦРБ» выписку из протокола о назначении лекарственного препарата только в сентябре 2021 года, когда заявка на лекарственные средства для обеспечения граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг была защищена и подана в Министерство здравоохранения Республики Татарстан, при этом, ГАУЗ «Заинская ЦРБ» и Министерством здравоохранения Республики Татарстан принимались меры для обеспечения ФИО60 Р.Р. необходимым лекарственным препаратом, в том числе и с обращением в благотворительный фонд, в результате чего в настоящее время ФИО61 Р.Р. обеспечен лекарственным препаратом и получает лечение с применением лекарственного препарата ..., суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о признании бездействия Министерства здравоохранения Республики Татарстан и ГАУЗ «Заинская центральная районная больница» незаконными.

Вместе с тем, принимая во внимание,что ФИО62 Р.Р. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом ...), назначенным ему в установленном законом порядке по жизненным показаниям, учитывая характер заболевания, право на своевременное и безвозмездное обеспечение лекарственным препаратом, учитывая, что в настоящее время ФИО63 Р.Р. обеспечен назначенным лекарственным препаратом в ограниченном количестве и на определенный период, суд принимает решение о возложении на Министерство здравоохранения Республики Татарстан, как на исполнительный орган государственной власти, осуществляющий государственное регулирование в сфере здравоохранения на территории Республики Татарстан, обязанность по обеспечению данным лекарственным препаратом в необходимом количестве.

Тот факт, что в настоящее время ФИО64 Р.Р. обеспечен лекарственным препаратом через благотворительный фонд в количестве, достаточном только на несколько месяцев, также основанием к отказу в иске не является, так как указанный лекарственный препарат подлежит применению длительно и постоянно, и обеспечение данным лекарственным препаратом должно быть организовано в установленном законом порядке.

Суд считает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца к Министерству финансов Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать выделение дополнительных денежных средств на дальнейшее обеспечение лекарственным препаратом ...) ФИО65 Р.Р. не имеется, поскольку реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств не является вопросом компетенции финансового органа субъекта Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве финансов Республики Татарстан, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005г. № 323 Министерство финансов РТ является финансовым органом, осуществляющим организацию исполнения в установленном порядке бюджета Республики Татарстан в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год.

Нормативными правовыми актами компетенция Министерства финансов Республики Татарстан в сфере здравоохранения, в том числе по обеспечению определенных граждан лекарственными препаратами не установлена.

Руководствуясь статьями 194,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан, ..., организовать обеспечение ФИО66, ... года рождения, уроженца ..., лекарственным препаратом ...) в объеме и дозировке, рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией, на постоянной основе до отмены уполномоченной медицинской организацией применения лекарственного препарата ФИО67 Р.Р.

В остальной части исковых требований Заинского городского прокурора в интересах ФИО68 к Министерству здравоохранения Республики Татарстан отказать.

В удовлетворении исковых требований Заинского городского прокурора в интересах ФИО69 к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству финансов Республики Татарстан, ГАУЗ «Заинская центральная районная больница» о признании бездействия по обеспечению лекарственным препаратом незаконным, организации выделения дополнительных денежных средств на обеспечение лекарственным препаратом, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Вахитовский районный суд г.Казани Республики Татарстан.

Судья - К.К.Трегулова

Решение22.08.2022