ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3169/19 от 01.11.2019 Минусинского городского суда (Красноярский край)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 ноября 2019 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А.

при секретаре Метелевой Н.В.

с участием представителя истца Ольховской Г.В. (доверенность от 09.01.2019 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Минусинска к Дмитриеву Дмитрию Александровичу о возврате субсидии в городской бюджет,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Минусинска обратилась в Минусинский городской суд с исковым заявлением к Дмитриеву Д.А. с требованием о возврате субсидии в городской бюджет. Истец просит взыскать с ответчика в бюджет города Минусинска субсидию, предоставленную 23 декабря 2014 года в размере 200 000 рублей.

Истец в исковом заявлении, а также в судебном заседании через своего представителя свои требования мотивировал следующим. В соответствии с Постановлением Администрации города Минусинска от 31.10.2013 года № АГ -2023-п «Об утверждений муниципальной программы «Социально экономическая поддержка интересов населения города Минусинска на 2014-2016 годы» на заседании рабочей группы по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территорий муниципального образования город Минусинск, претендующих на получение поддержки в форме представления субсидий за счет бюджетных средств в 2014 году от 17 декабря 2014 года было принято решение о предоставлении субсидии ИП Дмитриеву Д.А. на создание (развитие) социального предпринимательства, направленного на решение социальных проблем после уплаты подоходного налога.

Постановлением Главы города Минусинска № АГ-2588-п от 23 декабря 2014 года о предоставлении субсидии субъектам малого и (или) среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования город Минусинск ИП Дмитриеву Д.В. предоставлена субсидия на создание (развитие) социального предпринимательства, направленного на решение социальных проблем в размере 200 000 рублей, поступивших в бюджет города Минусинска в порядке софинансирования из средств краевого бюджета и перечисленные последнему платежным поручением. Во исполнение постановления Главы города Минусинска № АГ-2588-п от 23.12.14г., 25 декабря 2014 года ИП Дмитриеву Д.А. перечислено 200 000 рублей (платёжное поручение № 990 от 25.12.2014 года).

Соглашением от 23 декабря 2014 года о предоставлении субсидии на создание (развитие) социального предпринимательства, направленного на решение социальных проблем, на ответчика была возложена обязанность предоставлять каждые полгода в течение трех календарных лет, следующих за годом получения субсидии, и по запросу Администрации города Минусинска, информацию о показателях предпринимательской деятельности на соответствующий финансовый год, уплате налоговых и неналоговых платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и иную информацию в соответствии с запрашиваемыми формами. Руководителем управления экономики и имущественных отношении Администрации г. Минусинска 24.04.2018 года в адрес ИП Дмитриева Д.А. направлено извещение о не предоставлении последним в Администрацию города Минусинска отчета о деятельности получателя субсидии за 2017 год, а также документов, подтверждающих отсутствие задолженности по уплате налоговых и неналоговых платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. ИП Дмитриеву Д.А. было предложено в срок до 15.05.2018 года предоставить в Администрацию города Минусинска отчет о деятельности получателя субсидии за 2017 год, а также документы, подтверждающие отсутствие задолженности по уплате налоговых и неналоговых платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. До настоящего времени ИП Дмитриевым Д.А. в Администрацию города Минусинска не предоставлен отчет о деятельности получателя субсидий за 2017 год, а также документы, подтверждающие отсутствие задолженности по уплате налоговых и неналоговых платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, что является фактом предоставления недостоверных сведений при подаче документов на получение субсидий.

Постановлением Администрации г. Минусинска от 16.07.2014 № АГ-1371-п «О порядке предоставления субсидий субъектам малого и (или) среднего предпринимательства на создание (развитие) социального предпринимательства, направленного на решение социальны проблем» регламентирован порядок возврата субсидии. Так, если субъектом малого и (или) среднего предпринимательства нарушены условия, установленные при предоставлении субсидии; если субъектом малого и (или) среднего предпринимательства в установленные сроки не представлены документы, указанные в Соглашении, Управление экономики принимает решение о возврате в бюджет города полученной субсидии в полном объеме, указанном в Соглашении. Решение о возврате субсидии оформляется постановлением администрации города Минусинска. Управление экономики в течение 5 дней с даты подписания постановления о возврате субсидии и, направляет получателю субсидии уведомление о возврате субсидии. Получатель субсидии в течение 25 дней с даты отправки письменного уведомления о возврате субсидии обязан произвести возврат полученной субсидии на лицевой счет администрации города Минусинска. Администрация города возвращает указанные средства в бюджет города в течение 4 дней со дня их зачисления на лицевой счет. При отказе получателя от возврата суммы полученной субсидии в бюджет взыскание производится в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. В настоящее время ответчик уклоняется от возврата субсидии в бюджет города Минусинска. Согласно выписке из ЕГРИП, 31.05.2018 года Дмитриев Д.А. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. В настоящее время отчеты представлены, претензий к их содержанию у истца не имеется. С учетом изложенного, а также приведенных в исковом заявлении норм права, истец просит взыскать с ответчика в бюджет города Минусинска субсидию, предоставленную 23 декабря 2014 года в размере 200 000 рублей.

Ответчик Дмитриев Д.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился в полном объеме. Свою позицию мотивировал следующим. Фактические обстоятельства получения субсидии соответствуют действительности. 23.12.2014 года ИП Дмитриев Д.А. на основании Постановления главы города Минусинска получил субсидию на развитие социального предпринимательства в размере 200 000 рублей. Субсидия была выделена на развитие деятельности ответчика по работе с детьми. Так, ответчик со своей супругой проводили занятия с детьми по художественному творчеству и народному ремеслу, в связи с чем, вывод о нецелевом расходовании бюджетных средств не соответствует действительности. Необходимые отчеты своей деятельности ответчик направлял посредством электронной почты в Администрацию города Минусинска. С учетом изложенного, просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Исследовав материалы гражданского дела, а именно: протокол заседания рабочей группы от 17.12.2014 года; Постановление № АГ-2588-п от 23.12.2014 года О предоставлении субсидии субъектам малого и (или) среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования город Минусинск; Соглашение о предоставлении субсидии на создание (развитие) социального предпринимательства, направленного на решение социальных проблем от 23.12.2014 года; платежное поручение № 990 от 25.12.2014 года; уведомление о предоставлении отчета от 24.04.2018 года; копии конвертов; сведения об юридическом лице; Постановление № АГ-1453-п от 10.09.2018 года «О возврате субсидии»; уведомление о возврате субсидии от 14.09.2018 года; выписка из ЕГРИП; определение Арбитражного суда от 12.02.2019 года; адресная справка, заграничный паспорт ответчика, электронные билеты, отчеты, копию исполнительного листа, постановление о возбуждении исполнительного производства, о деятельности получателя субсидии суд установил следующее.

В соответствии с Постановлением Администрации г. Минусинска от 31.10.2013 года № АГ -2023-п «Об утверждений муниципальной программы «Социально- экономическая поддержка интересов населения города Минусинска на 2014-2016 годы» на заседании рабочей группы по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территорий муниципального образования город Минусинск, претендующих на получение поддержки в форме представления субсидий за счет бюджетных средств в 2014 году от 17 декабря 2014 года было принято решение о предоставлении субсидии ИП Дмитриеву Д.А. на создание (развитие) социального предпринимательства, направленного на решение социальных проблем после уплаты подоходного налога. Постановлением Администрации города Минусинска от 16.07.2014 № АГ-1371- п «О порядке предоставления субсидий субъектам малого и (или) среднего предпринимательства на создание (развитие) социального предпринимательства, направленного на решение социальны проблем» установлены условия, порядок предоставления субсидии, а также порядок возврата субсидии. Так, постановлением установлено, что если субъектом малого и (или) среднего предпринимательства нарушены условия, установленные при предоставлении субсидии; если субъектом малого и (или) среднего предпринимательства в установленные сроки не представлены документы, указанные в Соглашении, Управление экономики принимает решение о возврате в бюджет города полученной субсидии в полном объеме, указанном в Соглашении. Решение о возврате субсидии оформляется постановлением администрации города Минусинска. Управление экономики в течение 5 дней с даты подписания постановления о возврате субсидии и, направляет получателю субсидии уведомление о возврате субсидии. Получатель субсидии в течение 25 дней с даты отправки письменного уведомления о возврате субсидии обязан произвести возврат полученной субсидии на лицевой счет администрации города Минусинска. Администрация города возвращает указанные средства в бюджет города в течение 4 дней со дня их зачисления на лицевой счет. При отказе получателя от возврата суммы полученной субсидии в бюджет взыскание производится в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Постановлением Главы города Минусинска № АГ-2588-п от 23 декабря 2014 года о предоставлении субсидии субъектам малого и (или) среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования город Минусинск ИП Дмитриеву Д.В. предоставлена субсидия на создание (развитие) социального предпринимательства, направленного на решение социальных проблем в размере 200 000 рублей, поступивших в бюджет города Минусинска в порядке софинансирования из средств краевого бюджета и перечисленные последнему платежным поручением № 990 от 25.12.2014 года.

Соглашением от 23 декабря 2014 года о предоставлении субсидии на создание (развитие) социального предпринимательства, направленного на решение социальных проблем, на ответчика была возложена обязанность предоставлять каждые полгода в течение трех календарных лет, следующих за годом получения субсидии, и по запросу Администрации города Минусинска, информацию о показателях предпринимательской деятельности на соответствующий финансовый год, уплате налоговых и неналоговых платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и иную информацию в соответствии с запрашиваемыми формами. Руководителем управления экономики и имущественных отношении Администрации г. Минусинска 24.04.2018 года в адрес ИП Дмитриева Д.А. направлено извещение о не предоставлении последним в Администрацию города Минусинска отчета о деятельности получателя субсидии за 2017 год, а также документов, подтверждающих отсутствие задолженности по уплате налоговых и неналоговых платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. ИП Дмитриеву Д.А. было предложено в срок до 15.05.2018 года предоставить в Администрацию города Минусинска отчет о деятельности получателя субсидии за 2017 год, а также документы, подтверждающие отсутствие задолженности по уплате налоговых и неналоговых платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. К моменту предъявления настоящего иска ИП Дмитриевым Д.А. в Администрацию города Минусинска не был предоставлен отчет о деятельности получателя субсидий за 2017 год, а также документы, подтверждающие отсутствие задолженности по уплате налоговых и неналоговых платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, что является фактом предоставления недостоверных сведений при подаче документов на получение субсидий.

Постановлением Главы города Минусинска № АГ-1453-п от 10 сентября 2018 года «О возврате субсидии», постановлено: «ИП Дмитриеву Д.А. произвести возврат субсидии в полном объеме в бюджет города Минусинска, предоставленной 23.12.2014 года за счет средств краевого бюджета в размере 200 000 рублей». Уведомление о возврате субсидии направлено ответчику 14.09.2018 года. Согласно выписке из ЕГРИП, 31.05.2018 года Дмитриев Д.А. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

В настоящее время в материалы дела представлены отчеты о деятельности получателя субсидии за 2014, 2015, 2016 и 2017 гг., содержащие в себе информацию о показателях предпринимательской деятельности (л.д. 76-85). Истец указанные отчеты получил и не имеет претензий по их содержанию.

Согласно ст. 307 ГК РФ, «В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности». В качестве оснований возникновения обязательств, статья 307 ГК РФ называет договоры, причинение вреда и иные основания, указанные в ГК РФ.

Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со ст. 1 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 78 БК РФ, «Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг».

В соответствии с пп. 3 ч. 3 ст. 78 БК РФ, «Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении».

Согласно ст. 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с п. 2.4.2 Соглашения о предоставлении субсидии на создание (развитие) социального предпринимательства, направленного на решение социальных проблем от 23.12.2014 года, получатель субсидии обязан предоставлять каждые полгода в течение трех календарных лет, следующих за годом получения субсидии, и по запросу в Администрацию города Минусинска информацию о показателях предпринимательской деятельности на соответствующий финансовый год, уплате налоговых и неналоговых платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и иную информацию в соответствии с запрашиваемыми формами.

Кроме того, в соответствии с п. 2.4.3 Соглашения, получатель субсидии обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения решения о возврате субсидии произвести возврат в городской бюджет ранее полученных сумм субсидии, указанных в решении о возврате субсидии, в полном объеме, путем перечисления денежных средств на лицевой счет Администрации в случаях, установленных разделом 3 настоящего Соглашения.

Как было установлено судом, соглашением от 23 декабря 2014 года о предоставлении субсидии на создание (развитие) социального предпринимательства, направленного на решение социальных проблем, на ответчика Дмитриева Д.А. была возложена обязанность предоставлять каждые полгода в течение трех календарных лет, следующих за годом получения субсидии, и по запросу Администрации города Минусинска, информацию о показателях предпринимательской деятельности на соответствующий финансовый год, уплате налоговых и неналоговых платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы (л.д. 17). Соглашением от 23.12.2014 года также предусмотрено, что Администрация принимает решение о возврате субсидии в городской бюджет в случае непредставления получателем субсидии в установленный срок документов, указанных в п. 2.4.2 настоящего Соглашения.

В настоящее время в материалы дела представлены отчеты о деятельности получателя субсидии за 2014, 2015, 2016 и 2017 гг., содержащие в себе информацию о показателях предпринимательской деятельности (л.д. 76-85). Истец указанные отчеты получил и не имеет претензий по их содержанию. С учетом данных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истец в настоящее время не оспаривает целевое расходование ответчиком средств субсидии. В качестве основания для возврата субсидии истец в своем исковом заявлении указывает только на нарушение п. 2.4.2 Соглашения.

При разрешении заявленных исковых требований суд исходит из того, что ответчиком подтверждено целевое расходование средств субсидии, в связи с чем, несвоевременное представление отчетов получателя субсидии не может являться основанием для удовлетворения требований истца о возврате субсидии, поскольку, данное нарушение не расценивается судом как существенное, с учетом всех обстоятельств дела.

С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца и полагает необходимым отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Администрации города Минусинска к Дмитриеву Дмитрию Александровичу о возврате субсидии в городской бюджет – отказать.

Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.

Председательствующий: