ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-316/14 от 12.03.2014 Бутырского районного суда (Город Москва)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Москва

«12» марта 2014 года

 Бутырский районный суд г. Москвы в составе

 председательствующего федерального судьи Завьяловой С.И.,

 при секретаре Галстян Н.А.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-316/14   исковое заявление Бутырского межрайонного прокурора города Москвы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, а также в интересах субъекта Российской Федерации – города Москвы к Открытому акционерному обществу «Оптовый продовольственный Рынок «Отрадное»  о признании незаконной деятельности по организации розничной торговли и запрете деятельности, суд

УСТАНОВИЛ:

 Истец – Бутырский межрайонный прокурор г. Москвы, действующий в интересах неопределенного круга лиц, а также в интересах субъекта Российской Федерации – города Москвы обратился в суд с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу «Оптовый продовольственный Рынок «Отрадное» (далее – ОАО «ОПР «Отрадное») о признании незаконной деятельности по организации розничной торговли и запрете деятельности. В обоснование своего заявления заявитель указал, что Бутырской межрайонной прокуратурой г. Москвы 07 августа и 16 октября 2013 года проведены проверки в отношении ОАО «ОПР «Отрадное», расположенного по адресу: <адрес>, с целью выявления соблюдения федерального законодательства. Московским земельным комитетом (далее – Москомзем) по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ОПР «Отрадное» предоставлен земельный участок площадью около <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, с целью размещения пилотной модели оптового продовольственного рынка, а в соответствии с дополнительным соглашением к указанному договору от ДД.ММ.ГГГГ, для эксплуатации комплекса оптового продовольственного рынка. На указанном объекте осуществляется деятельность по продаже товаров на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи цен, а также имеются торговые места. Как указывает заявитель, ОАО «ОПР «Отрадное» розничная торговля организована в нарушение ст.ст. 5, 6. Федерального закона от 30.12.2006 № 271 - ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», в частности без получения разрешения па право организации розничного рынка, выданного Департаментом торговли и услуг города Москвы в установленном постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 № 148 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка», постановлением Правительства Москвы от 17.10.2012 № 564-1111 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на право организации розничного рынка» в городе Москве», а исходя из целевого назначения земельного участка по адресу: <адрес>, разрешение на право организации розничного рынка получено быть не может.

 Кроме того, как указывает истец, в нарушение ст.ст. 12, 14 Закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», а также постановления Правительства Москвы от 22.05.2007 № 394-ПП «О мерах по реализации Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» на рынке,: не оборудовано доступное для обозрения место, на котором размещается различного рода информация; схема эвакуации при возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций; перечень отдельных категорий граждан, которым предоставлено право внеочередного обслуживания на рынке; схема размещения торговых мест на не согласована в порядке, установленном Законом, а именно отсутствует согласование с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека; схема размещения торговых мест на рынке не согласована с органом исполнительной власти в области ветеринарии (при организации торговли продуктами питания), а также префектурой административного округа; не осуществляются оформление и выдача карточек продавцов в соответствии с требованиями, установленными ст. 20 указанного ранее Закона, а также п. 19 приложения 4 Постановления, согласно которым при заключении договора управляющей рынком компанией осуществляются оформление и выдача карточки продавца. В нарушение п. 20 приложения 2 Постановления ОАО «ОПР «Оградное» не получено в соответствующих органах Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии рынка санитарным нормам и правилам, но разработана и не согласована в установленном порядке программа производственного контроля розничного рынка.

 В связи с приведенными нарушениями, которые, как указывает истец, затрагивают права свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе, участников розничной торговли, создают угрозу здоровью и безопасности лиц, Бутырский межрайонный прокурор г. Москвы просит признать деятель ОАО «ОПР «Отрадное» по организации розничной торговли на указанном выше объекте путем сдачи в аренду юридическим, физическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям нежилых помещений и иных площадей для осуществления розничной торговли – незаконной, а также запретить указанную деятельность.

 Представитель истца – помощник Бутырского межрайонного прокурора г. Москвы Килина С.Я., в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

 Представители ответчика ОАО «ОПР «Оградное» по доверенности Попов А.А., Дзивин В.К. - в судебное заседание явились, с приведением соответствующего обоснования возражали против удовлетворения иска.

 Представитель третьего лица Департамента торговли и услуг города Москвы в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дате и месте проведения судебного заседания, ранее был предоставлен суду отзыв на исковое заявление, который приобщен к материалам дела (л.д. 218-221).

 Представитель третьего лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в СВАО г. Москвы в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дате и месте проведения судебного заседания, ранее был предоставлен суду отзыв на исковое заявление, который приобщен к материалам дела (л.д. 210-213).

 Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела и оценив их в совокупности и взаимосвязи, установив значимые по делу обстоятельства, приходит к следующим выводам.

 Прокурор, руководствуясь положениями ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», вправе предъявить иск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

 Судом, на основании исследованных материалов дела установлено, что 18 августа 1997 года между Московским земельным комитетом (далее – Москомзем) и ОАО «ОПР «Отрадное» заключен договор № аренды земельного участка площадью около <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, для размещения пилотной модели оптового продовольственного рынка, сроком на 49 лет (л.д. 15-35).

 07 августа и 16 октября 2013 года помощниками Бутырского межрайонного прокурора г. Москвы совместно с представителями 4 РОНД Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве, инспекторами УФМС России по г. Москве в СВАО, представителей Роспотребнадзора г. Москвы и ОМВД России по району Отрадное г. Москвы в отношении ОАО «ОПР «Отрадное» проведена проверка на соблюдение федерального законодательства, что подтверждается актом проверки от 07 августа 2013 года (л.д. 7-9) и Актом проверки от 16 октября 2013 года (л.д. 68-71). В ходе проверки осуществлялась фото фиксация ОАО «ОПР «Отрадное», о чем составлен Акт от 31 октября 2013 года с приложением в виде фото таблицы территории указанного объекта (л.д. 222-284).

 По результатам проведения указанных проверок уполномоченным должностным лицом отобраны объяснения у первого заместителя генерального директора ОАО «ОПР «Отрадное» Дзивина В.К. от 16 сентября 2013 года (л.д. 10-14); ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 от 16 октября 2013 года (л.д. 161-207).

 Судом исследовались: приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, генеральным директором ОАО «ОПР «Отрадное» является ФИО18, избранный решением внеочередного собрания акционеров (л.д. 36-40); учредительные документы ОАО «ОПР «Отрадное» (л.д. 40-57, 62-67); паспорт безопасности ОАО «ОПР «Отрадное», согласованный в 2009 году с начальником Управления СВАО ГУ МЧС по г. Москве, начальником отдела по СВАО УФСБ РФ по г. Москве и Московской области и начальником УВД СВАО г. Москвы (л.д. 72-159); инструкция для сотрудников охраны <данные изъяты> выполняющих задачи по охране объекта ОАО «ОПР «Отрадное», утвержденной генеральным директором ОАО «ОПР «Отрадное» совместно с генеральным директором <данные изъяты> (л.д. 160-180); а также приобщенные к материалам дела в ходе судебного разбирательства: Свидетельство о внесении ОАО «ОПР «Отрадное» в реестр складских помещений г. Москвы по хранению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров, выданное в 2005 году; договор № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении <данные изъяты> в ОАО «ОПР «Отрадное» работ по техническому обслуживанию систем: автоматической пожарной сигнализации; систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; санитарно-эпидемиологическое заключение от 2006 года в отношении ОАО «ОПР «Отрадное»; программа организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий от 15 октября 2013 года.

 Также судом исследовалась переписка между прокурором Бутырской межрайонной прокуратуры г. Москвы и ОАО «ОПР «Отрадное» (л.д. 58-61); ответ Управы района Отрадное г. Москвы на имя первого заместителя Бутырской межрайонной прокуратуры о том, что ОАО «ОПР «Отрадное» создан по распоряжению Мэра г. Москвы от 28.04.1997 года в качестве пилотной модели в отработке концепции формирования системы оптовых продовольственных рынков.

 В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Прокурор, по смыслу действующего законодательства выступает в защиту санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных прав неопределенного круга лиц, являющихся потребителями и посещающих организованный кем-либо, в данном случае, ответчиком, оптово-розничный рынок, а также в защиту базовых основ конституционного строя Российской Федерации.

 Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), вовлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

 При этом, нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности их жизни, здоровья и среду обитания, гарантированные каждому гражданину Конституцией РФ, происходит в том случае, когда деятельность юридического лица организована с нарушениями требований Федерального закона, регулирующего данные правоотношения, нормативных и ненормативных актов; при самовольной организации указанной деятельности без согласования с администрацией города и иными органами, согласование с которыми требуется в силу закона; при продаже продовольственных и непродовольственных товаров с несоблюдением санитарных правил и норм, требований пожарной безопасности и иных случаях.

 Как установлено в судебном заседании, с 1997 года ОАО «ОПР «Отрадное» арендовало земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью около <данные изъяты> сроком на 49 лет. Назначение данного земельного участка – размещение пилотной модели оптового продовольственного рынка.

 Также, как усматривается из свидетельств о государственной регистрации права, выданных Московским городским комитетом по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в 2000 году, здания дома № стр. 3 площадью <данные изъяты> стр. 4 площадью <данные изъяты> стр. 34 площадью <данные изъяты> расположенные по адресу: <адрес>, на основании Акта государственной приемочной комиссии «О приеме в эксплуатацию законченного строительством объекта» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный распоряжением первого заместителя Премьера правительства города Москвы № от ДД.ММ.ГГГГ, переданы ОАО «ОПР «Отрадное» в собственность, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сделана соответствующая запись регистрации (л.д. 62-67).

 На территории указанного спорного земельного участка расположены строения, а также торговые места, предназначенные для осуществления оптовой и розничной торговли.

 Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, в настоящее время регулирует Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

 Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.

 Согласно статье 4 Федерального закона от 30 декабря 2006 года №271- ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.

 Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.

 Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования.

 Вместе с тем, суд обращает внимание на то, что во исполнение постановлений Правительства Москвы от 07 февраля 1995 года № 106 «О создании Московского оптового продовольственного рынка» и от 27 июня 1995 года № 568 «О плане организационно - технических и финансовых мероприятий по созданию в Москве системы продовольственных оптовых рынков», распоряжения Мэра Москвы от 13 сентября 1995 г. «483-РМ и в целях отработки и реализации концепции распределения продовольственных ресурсов в Москве, разработанной в рамках проекта технической помощи Европейского Союза ТАСИС-91 ФД 034 экспертами Комиссии Европейских сообществ и Департаментом продовольственных ресурсов, предусматривающей создание пилотной модели оптового продовольственного рынка, распоряжением мэра Москвы Ю.М. Лужкова № 134-РМ от 19 июля 1996 года, принято предложение префектуры Северо - Восточного административного округа, Департамента продовольственных ресурсов и АОЗТ «Отрадное» об образовании открытого акционерного общества «Отрадное» для создания и эксплуатации оптового продовольственного рынка, а распоряжением от 28 апреля 1997 г. № 331-РМ «О формировании открытого акционерного общества «Оптовый продовольственный рынок «Отрадное» принято решение уже о создании пилотной модели оптовых продовольственных рынков нового типа – ОАО «Рынок «Отрадное».

 Как следует из содержания приведенных выше нормативно-правовых актов, создание ОПР, в частности ОАО «ОПР «Отрадное», инициировано префектурой Северо - Восточного административного округа, Департаментом продовольственных ресурсов, и согласовано со всеми заинтересованными на тот момент сторонами – Москомземом, Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, Москомимуществом.

 Таким образом, Открытое акционерное общество «Оптовый продовольственный Рынок «Отрадное» (ОАО «ОПР «Отрадное») был создано до введение в действие Федерального закона от 30.12.2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», который в настоящее время регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, однако Бутырской межрайонной прокуратурой г. Москвы предписание в адрес ОАО «ОПР «Отрадное» о получении разрешения на право организации розничного рынка в установленном законом порядке не направлялось.

 В этой связи, также являются несостоятельными доводы истца – Бутырского межрайонного прокурора г. Москвы о том, что исходя из целевого назначения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, разрешение на право организации розничного рынка в установленном законом порядке ОАО «ОПР «Отрадное» получено быть не может.

 Так, из буквального толкования положений, содержащихся в приложении № 1 к Постановлению от 25 июня 1996 года № 542, утвержденным Правительством города Москвы и подписанным Премьером Правительства «О ходе работ по созданию системы Московских оптовых продовольственных рынков», следует, что концепция системной организации оптовых рынков преследует цель создания не изолированной сети рынков, а их хорошо скоординированной системы, размещение которой учитывает роль Москвы как крупного центра потребления и перераспределения продовольственных ресурсов, специфику территориальной организации города, состояние и тенденции развития рыночной и дорожно - транспортной инфраструктуры в столице и в радиусе 50-60 км от ее центра. В связи с названными нормами можно выделить два уровня оптовых продовольственных рынков:

 а) крупные региональные оптовые рынки, ориентированные на обслуживание преимущественно Москвы и Московской области. Для этих рынков потребуются значительные площади, которые возможно выделить в зоне МКАД по ее внешнему периметру;

 б)   средние внутригородские оптовые рынки, обслуживающие преимущественно определенные зоны внутри города. Эти рынки в большей мере будут характеризоваться развитием на них мелкооптовой и, возможно, оптово - розничной торговли.

 То есть, еще при разработке проекта по созданию пилотной модели оптового продовольственного рынка в 1996 году, в данном случае ОАО «ОПР «Отрадное», законодателями подразумевалось то, что на данном рынке будет развиваться не только оптовая торговля, но и розничная.

 В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.12.2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее 1 августа 2007 года.

 Так, ОАО «ОПР «Отрадное», на территории которого ведется оптово-розничная торговля, создано до введение в действие Федерального закона от 30.12.2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», Обществом соблюдены требования, предъявляемые к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках в связи с введением в действие указанного ФЗ.

 Так, например:

 -в 2009 году ОАО «ОПР «Отрадное» разработан и утвержден паспорт безопасности, согласованный с начальником Управления СВАО ГУ МЧС по г. Москве, начальником отдела по СВАО УФСБ РФ по г. Москве и Московской области и начальником УВД СВАО г. Москвы, который является документом, подтверждающим соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности, в том числе антитеррористической безопасности, что согласуется с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;

 -разработана и утверждается схема размещения торговых мест, что и также является одним из требований, установленным Законом №271-ФЗ;

 -организована охрана рынка, которая участвует в поддержании общественного порядка, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела Инструкция для сотрудников охраны <данные изъяты> выполняющих задачи по охране указанного объекта;

 -соблюдены требования ст. 18-19 ФЗ №271 о формировании и ведении реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торговых мест, что подтверждается списком арендаторов ОАО «ОПР «Отрадное» имеющимся в материалах гражданского дела.

 Таким образом, у суда не имеется оснований для вывода о том, что ОАО «ОПР «Отрадное» сдаются в аренду торговые места, не соответствующие заявленным целям, которые не могут быть использованы для розничной торговли, то есть организация рынка осуществляется в нарушение разрешенного использования земельного участка. Назначение данного земельного участка - размещения пилотной модели оптового продовольственного рынка.

 При этом, доказательств того, что ОАО «ОПР «Отрадное» деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке не привело в соответствие с требованиями ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.12.2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», суду не представлено.

 Согласно п. 3.4 Устава ОАО «ОПР «Отрадное» - Общество осуществляет в том числе хозяйственное управление оптовой и розничной торговли и общественного питания на территории ОАО «ОПР «Отрадное».

   Кроме того, суд полагает необходимым отметить, следующее.

 Как ранее было указано, прокурор, по смыслу действующего законодательства выступает в защиту санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных прав неопределенного круга лиц, являющихся потребителями, в связи с чем и наделен правом на обращение в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением.

 Сам по себе оптово – продовольственный рынок «Отрадное» не нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности их жизни, здоровья и среду обитания, гарантированные каждому гражданину Конституцией РФ, поскольку является, предполагаемым местом для расположения на нем объекта для осуществления торговли.

 Нарушение может быть выражено, например, при продаже продовольственных и непродовольственных товаров с несоблюдением санитарных правил и норм, требований пожарной безопасности и иных случаях, однако заявитель вправе возложить обязанность об устранении выявленных нарушений путем выдачи предписания.

 В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

 При таких обстоятельствах, учитывая назначение земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, - размещение пилотной модели оптового продовольственного рынка, принимая во внимание отсутствие прямых запретов на осуществление на данном оптовом продовольственном рынке розничной торговли как в договоре аренде указанного замеленного участка, так и в нормативно-правовых Актах, действующих при создании Открытого акционерного общества «Оптовый продовольственный Рынок «Отрадное», а также то, что ОАО «ОПР «Отрадное» выполнены требования ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.12.2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» о приведении деятельности по продаже товаров на розничном рынке в соответствие с указанным ФЗ, удовлетворение требований о запрете деятельности указанного Общества, по мнению суда, ограничит права ОАО «ОПР «Отрадное» как арендатора по владению, пользованию данным земельным участком. В случае удовлетворения требований Бутырского межрайонного прокурора города Москвы ОАО «ОПР «Отрадное» может понести убытки в виде упущенной выгоды.

 Ограничения гражданских прав, могут вводиться только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

 Земельный участок, находящийся в аренде у ОАО «ОПР «Отрадное», а также иные земельные участки, находящиеся в собственности, по мнению суда, предназначены для осуществления деятельности в сфере торговли. Следовательно, требования межрайонного Бутырского прокурора города Москвы о запрете указанной деятельности и признании её незаконной – незаконно.

 Запрет деятельности ОАО «ОПР «Отрадное» – это прекращение деятельности.

 Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», судам следует иметь в виду, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем может являться основанием к запрещению деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ).

 Суд вправе отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности при условии, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (абз. 2 пункта 2 статьи 1065 ГК РФ).

 Ни заявитель, в частности Бутырский межрайонный прокурор города Москвы в заявлении, ни его представитель в ходе судебного разбирательства, не привели ни одного довода, почему арендодатель земельного участка, которому этот участок предоставлен для размещения пилотной модели оптового продовольственного рынка и эксплуатации указанного комплекса не имеет право осуществлять розничную торговлю, а также, чьи интересы нарушит розничная торговля, организованная на оптово – продовольственном рынке «Отрадное».

 Также, истец не представил доказательств причинения ответчиком вреда при осуществлении деятельности по организации розничного рынка или создания угрозы причинения вреда в будущем.

 При таких обстоятельствах, проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности и каждое в отдельности по правилам ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, учитывая установленные в судебном заседании юридически значимые для дела обстоятельства, исходя из требований закона, нормативно-правовых Актов, регулирующих правоотношения сторон при создании оптово – продовольственного рынка «Отрадное», принимая во внимание наличие у ответчика соответствующих правоустанавливающих документов на размещение оптово – продовольственного рынка и цель его создания, суд приходит к выводу, что заявление Бутырского межрайонного прокурора города Москвы о признании деятельности Открытого акционерного общества «Оптовый продовольственный Рынок «Отрадное»  по организации розничной торговли и её запрете, не подлежит удовлетворению, поскольку соответствующая деятельность не нарушает права неопределенного круга лиц.

 Оснований для иного вывода у суда не имеется.

 Помимо того, суд отмечает, что Бутырский межрайонный прокурор г. Москвы, как заявитель, просит признать незаконной деятельность ОАО «ОПР «Отрадное» по организации розничной торговли путем сдачи в аренду юридическим, физическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям площадей для осуществления розничной торговли.

 Вместе с тем, истец не указывает этих лиц, не предоставляет сведений о них, не указывает конкретно их место нахождения. Суд полагает, что запретительные меры не могут применяться в отношении неограниченного круга лиц.

 При исполнении решения суда должно быть установлено конкретное лицо, права которого, фактически, ограничиваются в связи с запретом деятельности. Запрет деятельности не может носить произвольный характер, принятие таких мер не должно наносить ущерб иным лицам.

 Указанные требования Бутырского межрайонного прокурора г. Москвы о запрете сдачи в аренду торговых мест, расположенных на земельном участке, имеющем адресные ориентиры: <адрес>, юридическим, физическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям для осуществления ими розничной торговли, не имеют персонифицированного субъекта материально-правовых притязаний заявителя, в силу чего, без установления обстоятельств нарушения прав заявителя или иных лиц (неопределенного круга лиц) со стороны конкретных лиц, их удовлетворение невозможно.

 Доказательств обоснования заявленных требований о признании незаконной деятельности ОАО «ОПР «Отрадное» по сдаче в аренду юридическим, физическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям (адреса, фамилии и имена которых у суда отсутствуют) нежилых помещений и иных площадей для осуществления розничной торговли и её запрете, Бутырским межрайонным прокурором г. Москвы не представлено, судом не добыто.

 В связи с этим, в удовлетворении указанного искового заявления о запрете осуществления розничной торговли ОАО «ОПР «Отрадное» посредством сдачи в аренду юридическим, физическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям (адреса, фамилии и имена которых у суда отсутствуют), необходимо отказать.

 С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований Бутырского межрайонного прокурора города Москвы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, а также в интересах субъекта Российской Федерации – города Москвы к Открытому акционерному обществу «Оптовый продовольственный Рынок «Отрадное» о признании незаконной деятельности по организации розничной торговли и запрете деятельности - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, через Бутырский районный суд города Москвы.

Федеральный судья С.И. Завьялова