ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-316/17 от 29.06.2017 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-316/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«29» июня 2017 года г. Чита

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Аксаненко Р.Т.,

при секретаре Бронниковой А.В.,

с участием прокурора Таушкановой Е.В., материального истца ФИО1, представителя ответчика- Правительства Забайкальского края и Министерства Территориального развития Забайкальского края ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Центрального района г.Читы в интересах ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к Правительству Забайкальского края, Министерству территориального развития Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор, действующий в интересах ФИО7 обратился в суд с вышеназванным иском к Правительству Забайкальского края. В последующем в результате изменения иска требования предъявлены к Министерству территориального развития Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края. Заявленные исковые требования прокурора обоснованы следующим.

ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>., общей площадью 53,6 кв.м.. Квартира находится в собственности Забайкальского края, передана во владение и пользование на праве оперативного управления в 2007 году Комитету образования, науки и молодежной политики Читинской области преобразованному в настоящее время в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. В соответствии с домовой книгой в указанном жилом помещении зарегистрирована ФИО1.

Решение межведомственной комиссии, утвержденной распоряжением министра территориального развития Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ-р, указанная выше квартира признана непригодной для проживания. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма вне очереди шутовой Т.М. не предоставлено.

На основании изложенного прокурор с учетом изменений на 29.06.2017 г. просит обязать Правительство Забайкальского края предоставить ФИО1 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, находящееся в границах городского округа «Город Чита», общей площадью не менее 53,6 кв.м.;

обязать Министерство территориального развития Забайкальского края после принятия Правительством Забайкальского края решения о предоставлении жилого помещения заключить с ФИО1договор социального найма на предоставленное взамен непригодного для проживания жилое помещение.

В ходе рассмотрения дела прокурор и материальный истец ФИО1 измененные 29.06.2017 г. исковые требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.

ФИО8, представляя интересы ответчиков: Правительства Забайкальского края и Министерства территориального развития Забайкальского (далее Министерство) края, исковые требования не признала, считает, что Правительство Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком, просила в иске отказать. В части требований к Министерству пояснила, что заключение договора социального найма возможно после предоставления жилого помещения департаментом государственного имущества Забайкальского края (далее - Департамент).

Соответчик Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края извещен надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела своего представителя в суд не направил. Представитель ФИО9 просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее в представленном суду отзыве изложена письменная позиция об отсутствии оснований для удовлетворения иска к Департаменту, поскольку в соответствии с п.7 Порядка принятия решений о приобретении имущества в государственную собственность Забайкальского края, утв. Постановления правительства Забайкальского края от 5.10.2010 г. № 399 самостоятельно осуществить приобретение жилого помещения Департамент не вправе.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>., что подтверждается ордером от ДД.ММ.ГГГГ, справкой с места жительства, домовой книгой.

На основании распоряжения /р от ДД.ММ.ГГГГ Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области. распоряжения /р от ДД.ММ.ГГГГ того же Комитета спорная квартира находится в оперативном управлении Комитета образования, науки и молодежной политики Читинской области, преобразованной в Министерство образования, науки и молодежной политики. что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной распоряжением Министра территориального развития Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ-р, указанная выше квартира признана непригодной для проживания.

До настоящего времени решение о дальнейшем использовании помещения дома не принято, меры к расселению граждан из непригодного для проживания жилья не приняты.

Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-р. ФИО1 принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Забайкальского края, предоставляемых по договорам социального найма и относится к категории граждан, проживающих в жилищном фонде Забайкальского края, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежа. В списке граждан, нуждающихся в жилом помещении, очередность ФИО1 .

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, ФИО1 имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, при этом до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Порядок предоставления определенным категориям граждан жилых помещений жилищного фонда Забайкальского края по договорам социального найма предусмотрен Законом Забайкальского края от 18.12.2009 г. № 298-ЗЗК

«О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Забайкальского края по договорам социального найма» (далее закон № 298-ЗЗК).

В соответствии со ст.1 и ст.3 Закона № 298-ЗЗК жилые помещения жилищного фонда Забайкальского края по договорам социального найма (далее-жилые помещения по договорам социального найма) предоставляются гражданам, проживающим в жилищном фонде Забайкальского края, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат на основании решения правительства Забайкальского края. решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требования настоящего закона края является основанием для заключения соответствующего договора социального найма жилого помещения в срок, установленный указанным решением. Заключение договоров социального найма жилых помещений осуществляется исполнительным органом государственной власти, уполномоченным Правительством Забайкальского края.

Таким уполномоченным органом правительства Забайкальского края является Министерство территориального развития Забайкальского края в соответствии с п.9.8.2 Положения о Министерстве, утверждённого Постановлением правительства Забайкальского края от 27.05.2014 г. № 283.

На основании п.9.5.6 Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее –Департамент), утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 г. № 95, Департамент осуществляет организацию учета объектов государственной собственности края и ведение реестра государственного имущества края.

При таком положении, после принятия решения Правительства Забайкальского края у Министерства возникает обязанность по заключению с ФИО1 договора социального найма на предоставленное жилое помещение.

Жилое помещение по договору социального найма предоставляется одиноко проживающим гражданам, указанным в п.1 ст.1 Закона № 298-ЗЗК по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта), не менее 33 кв.м. общей площади (п.1 и п.4 ст.4 Закона № 298-ЗЗК).

Из материалов дела следует, что занимаемая ФИО10 общая площадь жилого помещения составляет 53,6 кв.м..

При таком положении ФИО1 имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам, находящихся в границах городского округа «Город Чита», общей площадью не менее 53,6 кв.м..

С учетом приведенных положений нормативно-правовых актов являются несостоятельными доводы доводы представителя ФИО8 о том, что в силу Закона Забайкальского края от 05.10.2009 г. № 226-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края» Правительство Забайкальского края является постоянно действующим высшим исполнительным органном государственной власти Забайкальского края, является коллегиальным органом и возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, соответственно не может являться надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Законом № 298-ЗЗК установлен порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма категории граждан, к которым относится ФИО10 именно на основании решения Правительства Забайкальского края.

В свою очередь, решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием для заключения соответствующего договора социального найма жилого помещения в срок, установленный указанным решением.

Учитывая, что жилое помещение в котором проживает ФИО1 по договору социального найма находится в жилищном фонде Забайкальского края и признано непригодным для проживания, что шутова Т.М. принята на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении жилищного фонда Забайкальского края, следовательно, ей подлежит предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, находящееся в границах городского округа «Город Чита», общей площадью не менее 53,6 кв.м.. Обязанность по исполнению требований в указанной части возлагаются на Правительство субъекта. После принятия Правительством Забайкальского края решения о предоставлении жилого помещения Министерство территориального развития Забайкальского края обязано заключить с ФИО1 договор социального найма на предоставленное взамен непригодного для проживания жилое помещение.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя прокурора Центрального района г.Читы в интересах ФИО1к Правительству Забайкальского края, Министерству территориального развития Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

Обязать Правительство Забайкальского края предоставить ФИО1вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, находящееся в границах городского округа «Город Чита», общей площадью не менее 53,6 кв.м..

Обязать Министерство территориального развития Забайкальского края после принятия Правительством Забайкальского края решения о предоставлении жилого помещения заключить с ФИО1договор социального найма на предоставленное взамен непригодного для проживания жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Решение изготовлено в окончательной форме 5 июля 2017 г.

Судья Р.Т. Аксаненко