ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-316/19 от 08.04.2019 Приволжского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 апреля 2019 года с. Началово

Приволжский районный суд Астраханской области в составе судьи Бавиевой Л.И., при секретаре Кусамановой Д.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Службе государственного технического надзора Астраханской области о возложении обязанности произвести регистрацию прицепа транспортного средства,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что ей был приобретен пчелопавильон (технический паспорт ВА 002354, 04.10.1988 г. выпуска, б/н, государственный номерной знак <***>, ранее принадлежавший ФИО2. В ответ на её заявление от 12.08.2016 Астраханской таможней в выдаче ПТС на указанный прицеп ей было отказано, в связи с отсутствием идентификационных номеров на данное транспортное средство, а также с учетом того, что в его конструкцию были внесены изменения. В ответ на её заявление Службой государственного технического надзора Астраханской области ей было отказано в постановке на учет ввиду отсутствия документов, предусмотренных пунктами 2.1 и 2.8.6. «Правил регистрации техники», зарегистрированных в Минюсте России 27.01.1995 за №7885. С данными ответами она не согласна, считает их нарушающими её конституционные права и интересы. В связи с чем, с учетом уточнений, просила обязать Службу государственного технического надзора Астраханской области произвести регистрацию прицепа транспортного средства: наименование – пчелопавильон, АТ 000023 от 30.05.1994, государственный номерной знак <***>, 04.10.1988 года выпуска, заводской номер машины б/н, владелец ФИО1 .

В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснила, что принадлежность ей пчелопавильона подтверждается техническим паспортом ВА 002354, выданным в Кыргызской Республике. С 1999 по 2009 пчелопавильон проходил технический осмотр органом Главгостехинспекции Кыргызской Республики. Впоследствии она с мужем сменила место жительства. Пчелопавельон оставался в Кыргызской Республике. Раньше это был прицеп. Она с мужем произвели изменения в конфегурации, сами сделали из него пчелопавильон. Когда она приобрела гражданство Российской Федерации, 24.06.2016 сняла с учета вследствие изменения места жительства, ей были выданы транзитные номера, по которым она пчелоповельон перевезла в Российскую Федерацию. Однако, на территории Российской Федерации ей в выдаче ПТС и регистрации пчелопавильона отказано, в связи с чем, она не имеет возможности использовать свое имущество по назначению.

Представитель ответчика Службы государственного технического надзора Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Астраханской таможни ФИО3, действующая на основании доверенности от 14.01.2019 и ФИО4, действующая на основании доверенности от 05.04.2019, возражали против удовлетворения исковых требований. Поскольку в конструкцию прицепа были внесены конструктивные изменения, выдача ПТС на пчлопавильон может быть осуществлена после представления Свидетельства безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), о чем ими сообщалось ФИО1. По представлению СБКТС вопрос о выдаче ПТС может быть решен положительно.

Суд, выслушав истца, представителей третьего лица – Астраханской таможни, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ч.3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.04.2011 N 5-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в связи с жалобой гражданки ФИО5" положение пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" о запрете регистрации транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности; именно поэтому пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан (определения от 27.03.2018 №632-О, от 22 апреля 2014 года N 764-О, от 29 января 2015 года N 76-О, от 23 апреля 2015 года N 766-О, от 23 июня 2015 года N 1238-О, от 19 июля 2016 года N 1474-О, от 28 сентября 2017 года N 1861-О и др.).

Согласно ч.4 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.

Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001 (далее - Правила).

В соответствии с п. 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 877 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) (далее - Технический регламент, ТР ТС 018/2011), который устанавливает требования к колесным транспортным средствам в соответствии с пунктом 16, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза.

В рамках технического регламента документом, идентифицирующим транспортное средство (шасси) является документ, выпускаемый уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза на каждое транспортное средство (шасси) и содержащий сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (шасси), экологическом классе транспортного средства (шасси) и о документе, удостоверяющем соответствие транспортного средства (шасси) требованиям настоящего технического регламента.

Документы, удостоверяющие соответствие требованиям настоящего технического регламента, в структуре своего регистрационного номера имеют единое обозначение, подтверждающее их действительность на единой таможенной территории Таможенного союза, а также отличительное обозначение государства, в котором они были оформлены.

Документы, оформленные по результатам оценки соответствия продукции, проведенной в установленном настоящим техническим регламентом порядке в одном из государств - членов Таможенного союза, действуют во всех государствах - членах Таможенного союза (пункт 9 Технического регламента).

Таким образом, для выпуска в обращение и нахождения в эксплуатации транспортного средства на единой таможенной территории Таможенного союза должен быть оформлен документ, удостоверяющий его соответствие требованиям технического регламента, сведения о котором должны быть внесены в документ, идентифицирующий транспортное средство.

На территории Российской Федерации документом, идентифицирующим транспортное средство (шасси) является паспорт транспортного средства.

Выдача таможенными органами Российской Федерации паспортов транспортных средств (далее - ПТС) является дополнительной функцией, возложенной на них постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года N 477 "О введении паспортов транспортных средств" в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.

В соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации N 192, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 134 от 23 июня 2005 года (далее - Положение), таможенными органами ПТС выдаются на все транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации, как из иностранных государств, так и из государств - членов Евразийского экономического союза.

Согласно пункту 57 названного Положения паспорта выдаются таможенными органами: после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза; в иных случаях ввоза в Российскую Федерацию транспортных средств и (или) шасси, являющихся товарами Таможенного союза.Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии ОТТС, ОТШ или Свидетельств, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.

Выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси.

В соответствии с абзацем 4 п. 8 раздела 3 Технического регламента документами, удостоверяющими соответствие требованиям настоящего Технического регламента при выпуске в обращение для единичных транспортных средств, является свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.

В силу с п. 68 Технического регламента проверка выполнения требований к единичным транспортным средствам перед их выпуском в обращение осуществляется аккредитованной испытательной лабораторией, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, после идентификации каждого транспортного средства в формах технической экспертизы конструкции, проведения необходимых испытаний и измерений. Согласно п. 69 Технического регламента, в качестве заявителя выступает изготовитель транспортного средства или его уполномоченный представитель, действующий от его имени, либо лицо, осуществляющее ввоз транспортного средства на единую таможенную территорию Таможенного союза, или его представитель.

В соответствии с пунктом 70 и приложением N 12 к ТР ТС 018/2011 с целью получения свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) заявитель представляет в аккредитованную испытательную лабораторию:

1) заявку на проведение оценки соответствия по форме, установленной аккредитованной испытательной лабораторией, в которой должны быть указаны: наименование заявителя, сведения, необходимые для заключения с ним договора на проведение работ по оценке соответствия, название и условное обозначение транспортного средства, идентификационный номер транспортного средства, название изготовителя транспортного средства;

2) документ, удостоверяющий личность заявителя;

3) документ, подтверждающий право владения, или пользования и (или) распоряжения транспортным средством;

4) для транспортных средств, являющихся результатом индивидуального технического творчества, документ о присвоении идентификационного номера транспортного средства;

5) общее техническое описание транспортного средства в объеме, достаточном для оформления СБКТС в соответствии с формой, приведенной в приложении N 17 к ТР ТС 018/2011;

6) доказательственные материалы (при наличии), которые подтверждают соответствие требованиям ТР ТС 018/2011.

Аккредитованная испытательная лаборатория выдает СБКТС по результатам проведения технической экспертизы конструкции транспортного средства на основании контроля имеющейся документации, в том числе копии вышеуказанного договора.

Согласно пункту 1 статьи 2 Таможенного кодекса Таможенного союза единую таможенную территорию таможенного союза (далее - таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

08 мая 2015 года в г. Москве подписан Протокол об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Согласно пункту 56 названного Протокола Кыргызская Республика в соответствии с законодательством Кыргызской Республики принимает меры по недопущению ввоза со своей территории на территории других государств - членов Евразийского экономического союза продукции, не соответствующей требованиям вступивших в силу технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), не прошедшей процедуры оценки соответствия, установленные техническими регламентами Евразийского экономического союза (Таможенного союза), не имеющей документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) и маркировки единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, и информирует Евразийскую экономическую комиссию о принятых мерах.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 января 2016 года N 11 утвержден Порядок введения в действие технических регламентов Таможенного союза в Кыргызской Республике, в числе которых технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011).

Разделом I данного документа установлен порядок применения для технических регламентов Таможенного союза, в том числе для ТР ТС 018/2011, согласно которому документы об оценке соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования указанных технических регламентов Таможенного союза, до 12 февраля 2016 года, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 12 февраля 2018 года; с 12 февраля 2016 года выдача или принятие документов об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным законодательством Кыргызской Республики, не допускается.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что на транспортное средство, ввезенное с одной части таможенной территории Таможенного союза (из Республики Кыргызстан) на другую часть таможенной территории союза (в Российскую Федерацию) паспорт транспортного средства выдается таможенными органами при наличии документов об оценке соответствия такого транспортного средства требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), за исключением указанных в Положении о паспортах транспортных средств случаев, когда допускается отсутствие сведений о таких документах.

Как следует из материалов дела и технического паспорта прицепа – пчелопавильона ВА 002354, выданного 01.07.1994 Аламединской районной Гостехинспекции Кыргызской Республики, истец является владельцем пчелопавильона АТ000023 от 30.05.1994, 04.10.1988 г. выпуска, заводской номер машины б/н, марка, модель и номер двигателя отсутствуют, государственный номерной знак <***>. Пчелопавильон перерегистрирован на ФИО1 13.05.2010, как следует из пояснений истца, в порядке наследования по закону после смерти прежнего собственника – её супруга ФИО1 .

В техническом паспорте прицепа в сведениях Результаты технического осмотра органом Главгостехинспекции Кыргызской Республики имеются сведения о ежегодном прохождении в период с 1999 по 2009 технического осмотра.

24.06.2016 данный пчелопавильон был снят с учета в ГТИ Аламудунского района, в связи с изменением места жительства владельца. И с транзитными номерами 16-65 ТРКР был ввезен на территорию Российской Федерации.

Из пояснений истца, а также из заявления ФИО1 в адрес начальника Астраханского таможенного поста с просьбой рассмотреть вопрос по выдаче ПТС на принадлежащий ей пчелопавильон, прибывший из Кыргызской Республики от 12.08.2016 следует, что пчелопавильон самодельный.

Таким образом, в силу того, что пчелопавильон самодельный, он является единичным транспортным средством, в силу абз4 п.8 раздела 3, п.п. п. 68-70 Технического регламента на него необходимо свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.

Письмом Астраханской таможни от 02 сентября 2016 года N35-09/571 ФИО1 разъяснено, что в связи с отсутствием идентификационных номеров на данное транспортное средство, а также учитывая, что в его конструкцию были внесены конструктивные изменения, выдача на прицеп (пчелопавильон) может быть осуществлена после представления Свидетельства безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

Суд, установив, что ФИО1 свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства в аккредитованной испытательной лаборатории по результатам проведения технической экспертизы конструкции транспортного средства на основании контроля имеющейся документации до настоящего времени не получено; акт проведения сверки номерных узлов и агрегатов самоходной машины от 13.12.2018, выданный государственным инженером-инспектором гостехнадзора по городу Астрахани, согласно которому дано заключение об исправности машины, является недостаточным для подтверждения соответствия транспортного средства с измененными характеристиками его конструктивных частей требованиям в области обеспечения безопасности дорожного движения; учитывая, что в силу ч.3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается; суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска ФИО1 о возложении обязанности на Службу гостехнадзора Астраханской области произвести регистрацию прицепа транспортного средства – пчелопавильона.

Регистрация прицепа - пчелопавильона в уполномоченном органе Республики Кыргызстан, а также то, что он является технически исправным, не могут служить основанием для возложения обязанности на государственный орган произвести регистрацию пчелопавильона, поскольку документ, подтверждающий безопасность конструкции транспортного средства, оценку соответствия прицепа (пчелопавильона) требованиям технических регламентов Таможенного союза, в нарушение ст. 56 ГПК Российской Федерации истец не представил.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Службе государственного технического надзора Астраханской области о возложении обязанности произвести регистрацию прицепа транспортного средства: наименование – пчелопавильон, АТ 000023 от 30.05.1994, государственный номерной знак 18524ТМ, 04.10.1988 года выпуска, заводской номер машины б/н, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Резолютивная часть решения вынесена и отпечатана в совещательной комнате. Решение в окончательной форме изготовлено 12 апреля 2019 г.

Судья Л.И. Бавиева