УИД 35RS0017-01-2019-000425-06 Дело № 2-316/19г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Никольск 14 августа 2019 года
Никольский районный суд Вологодской области в составе судьи Шмаковой О.А., при секретаре Куклиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозовой В.В. к администрации МО город Никольск, администрации Никольского муниципального района, Департаменту строительства Вологодской области о предоставлении жилого помещения, как члену семьи погибшего ветерана боевых действий,
Установил:
Морозова В.В. обратилась в суд с иском к администрации МО город Никольск и Департаменту строительства Вологодской области о включении ее в сводный список граждан, имеющих право на предоставление единовременной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, с датой постановки на учет 12 апреля 2004 года, взамен умершего супруга И.Г..
В судебном заседании истец Морозова В.В. поддержала заявленные исковые требования, просила суд обязать ответчиков передать документы для включения ее в сводный список на предоставление жилья взамен умершего супруга.
Представитель истца Кокшарова Т.И. исковые требования поддержала, просила суд обязать ответчиков включить Морозову В.В., как члена в сводный список граждан, имеющих право на предоставление единовременной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, с датой постановки на учет 12 апреля 2004 года, вместо умершего супруга И.Г., предоставить ей в порядке, установленным действующим законодательством, единовременную денежную выплату на приобретение благоустроенного жилья на территории города Никольска, отвечающего техническим и санитарным требованиям, по нормам, установленным законодательством.
В обоснование иска показала, что в 1995 году при исполнении гражданского долга погиб сын истицы А.И.ХХ.ХХ.ХХХХ года рождения, проходивший военную службу по призыву в республике Чечня. В 1997 году И.Г., как член семьи погибшего ветерана боевых действий, был поставлен администрацией Краснополянского сельского поселения на льготную очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий совместно с членом своей семьи, супругой Морозовой В.В. В 2004 году он узнал, что его необоснованно сняли с очереди, но он в ней восстановился с 12 апреля 2004 года. В 2014 году И.Г. администрацией Краснополянского сельского поселения был вновь снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако об этом не был уведомлен надлежащим образом и своевременно. Он обратился в администрацию МО город Никольск с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий только в начале 2018 года, поскольку до этого не знал, что на таком учете не состоит. Решением Никольского районного суда Вологодской области от 25 июля 2018 года, вступившим в законную силу, на ответчиков возложена обязанность включить И.Г. в сводный список граждан, имеющих право на предоставление единовременной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета датой постановки до 01 января 2005 года и предоставить ему указанную выплату в порядке очередности в установленном законом порядке. И.Г. умер ХХ.ХХ.ХХХХ. На момент его смерти И.Г. не был включен в сводный список. Морозова В.В. является супругой умершего И.Г., также как и умерший, имеет удостоверение члена семьи умершего ветерана боевых действий. На момент смерти супруга, являлась членом его семьи, проживала с ним совместно в зарегистрированном браке, фактически приняла наследство после его смерти.
Представитель ответчика администрации МО город Никольск, по доверенности Карачева Т.В. в судебном заседании исковые требования Морозовой В.В. признала, считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению. Показала, что в исполнение решения Никольского районного суда от ХХ.ХХ.ХХХХ администрацией МО хххххх были переданы в администрацию Никольского муниципального района все необходимые документы для постановки И.Г.. в сводный список. Морозова В.В. является членом семьи умершего И.Г. и имеет право на включение в сводный список взамен умершего супруга. На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий И.Г. был поставлен совместно с членом своей семьи супругой Морозовой В.В.
Представитель администрации Никольского муниципального района по доверенности Мишенев Д.Н. исковые требования Морозовой В.В. признал, считает их законными и обоснованными. Показал, что И.Г. был включен в списках граждан по Никольскому муниципальному району, указанных в части 3 статьи 2 закона Вологодской области № 1985 ОЗ от 06.04.2009г. Сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года был направлен в Департамент строительства Вологодской области 16 августа 2018 года, однако И.Г. не был включен в сводный список по причине отсутствия в решении суда конкретной даты постановки на учет, а в последующем его смерти.
Представитель Департамента строительства Вологодской области по доверенности Загляда Ю.В. в судебное заседание не явилась, просила суд рассмотреть дело без ее участия. В письменном отзыве на исковое заявление указала, что законом Вологодской области № 1985-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан установленных федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления в целях обеспечения реализации отдельных государственных полномочий в отношении ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляют в том числе сбор и проверку документов, необходимых для получения субвенции на реализацию передаваемых отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем граждан, формирование списка граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки. Органы местного самоуправления муниципальных районов ежегодно формируют сводные по району списки граждан, в срок до 1 июля года, предшествующего планируемому, предоставляют указанные списки в КУ ВО «Центр социальных выплат». Сводные списки и списки граждан формируются отдельно по каждой категории граждан в хронологической последовательности по дате постановки граждан на учет. КУ ВО «Центр социальных выплат» сверяет данные о лицах, и в срок до 1 августа года, предшествующего планируемому, направляет сводные списки, а также сведения о результатах сверки в органы местного самоуправления, из которых сводные списки поступили. Орган местного самоуправления в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемом, проводят актуализацию списков и направляют их в Департамент строительства области для распределения по муниципальным образованиям поступивших в областной бюджет федеральных средств. Принимая во внимание, что решением суда, вступившим в законную силу, признано право И.Г., мужа истца, на включение в сводный список граждан, имеющих право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, требования Морозовой В.В. о включении ее в сводный список на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения с 12 апреля 2004 года оставляет на усмотрение суда.
Представитель КУ ВО «Центр социальных выплат» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив отзывы ответчиков и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40 часть 1). Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 части 2 и3). Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон «О ветеранах»).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе предоставление жилых помещений.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, в качестве меры социальной поддержки предусмотрено подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах». Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10).
Согласно пункту 1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению определенных мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем членов семьи погибших (умерших) ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению этих мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 2, подпункт 3 пункта 3, пункты 4 - 6 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).
Законом Вологодской области от 12 апреля 2010 г. № 2263-ОЗ "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий в соответствии со статьями 14, 16, 21 ФЗ «О ветеранах» является предоставление им единовременной денежной выплаты на строительства или приобретение жилого помещения.
Пунктом 12 статьи 23.2 указанного закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов РФ органы местного самоуправления полномочиями, указанными в настоящей статье.
Так Законом Вологодской области от 06.04.2009г № 1985-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" предусмотрено, что органы местного самоуправления в целях обеспечения реализации отдельных государственных полномочий в отношении ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляют предоставление жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета для приобретения или строительства жилых помещений исходя из общей площади жилья на одного человека 18 кв. м (пункт 4 части 1 статьи 2).
В соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 22 июня 2009 года № 945 утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в рамках осуществления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно указанного Порядка органы местного самоуправления муниципальных районов, ведущие учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом списков, составленных органами местного самоуправления городских поселений, ведущими учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, ежегодно формируют сводные по району списки граждан, указанных в п.п. 1, 2 п. 1 данного Порядка, и в срок до 1 июля года, предшествующего планируемому, предоставляют указанные списки в КУ ВО «Центр социальных выплат». Органы местного самоуправления городских округов, ведущие учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, ежегодно формируют списки граждан, указанных в п.п. 1, 2 п. 1 настоящего Порядка, и в срок до 1 июля, предшествующего планируемому, представляют указанные списки в КУ ВО «Центр социальных выплат». При этом сводные списки и списки граждан формируются отдельно по каждой категории граждан в хронологической последовательности по дате постановки граждан на учет.
КУ ВО «Центр социальных выплат» сверяет данные о лицах и делает отметку о совпадении либо несовпадении данных либо об отсутствии сведений о гражданине. В срок до 1 августа года, предшествующего планируемому, КУ ВО «Центр социальных выплат» направляет сводные списки, а также сведения о результатах проверки, в органы местного самоуправления, из которых сводные списки поступили.
В последующем органы местного самоуправления ежегодно в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проводят актуализацию списков и направляют их в Департамент строительства Вологодской области для распределения по муниципальным образованиям области поступивших в областной бюджет федеральных средств.
Законом Вологодской области от 6 апреля 2009 года № 1985-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральными законами «О ветеранах » и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) полномочиями по формированию списка граждан, являющихся членами семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, а также формирование информации о гражданах, которым предоставлены меры социальной поддержки, наделены органы местного самоуправления.
В соответствии с требованиями статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно статье 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Решением Никольского районного суда Вологодской области от 25 июля 2018 года, вступившим в законную силу, признано право И.Г. нарушенным и возложена обязанность на администрацию МО город Никольск передать в администрацию Никольского муниципального района Вологодской области необходимые документы для включения И.Г. в сводный список граждан, имеющих право на предоставление единовременной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета датой постановки до 01 января 2005 года; на администрацию Никольского муниципального района - включить И.Г. в сводный список граждан, имеющих право на предоставление единовременной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета датой постановки до 01 января 2005 года и предоставить ему данную выплату в порядке очередности в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в установленном законом порядке.
ХХ.ХХ.ХХХХИ.Г. умер. На момент его смерти решение суда не исполнено.
Как следует из материалов дела, Морозова В.В. является матерью погибшего при исполнении служебных обязанностей в рядах Вооруженных сил РФ ХХ.ХХ.ХХХХА.И..
А.И. проходил военную службу в Чеченской республике, являлся ветераном боевых действий.
Морозова В.В. имеет удостоверение члена семьи умершего ветерана боевых действий и право на меры социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» бессрочно.
12 апреля 2004 года И.Г. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен в сводный список ветеранов. При постановке на учет он указывал Морозову В.В. в качестве члена его семьи. На момент смерти Морозова В.В. проживала совместно с И.Г., находилась с ним в зарегистрированном браке.
Согласно заключению межведомственной комиссии администрации Никольского муниципального района № ХХ от 25 апреля 2017 года жилое помещение, принадлежащее истцу, расположенное по адресу: хххххх признано непригодным для проживания.
Постановлением администрации МО город Никольск № ХХ от 22 мая 2018 года И.Г. и его супруга Морозова В.В. в составе семьи приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, как член семьи погибшего военнослужащего.
Учитывая, что вступившим в законную силу решением суда было признано право за И.Г. на включение в сводный список граждан, имеющих право на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, а истец Морозова В.В. является его супругой, следовательно также имеет право на включение в сводный список с датой постановки на учет с 12 апреля 2004 года.
На основании установленного, суд приходит к выводу, что на администрацию МО город Никольск должна быть возложена обязанность передать в администрацию Никольского муниципального района документы на включение Морозову В.В. в сводный список граждан на получение единовременной денежной выплаты по категории член семьи погибшего ветерана боевых действий, на администрацию Никольского муниципального района – обязанность включить истца в сводный список, предоставить Морозовой В.В. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в порядке очередности в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах». Указанная выплата предоставляется в порядке очередности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 21 ФЗ «О ветеранах», ст.ст.192-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Морозовой В.В. удовлетворить.
Обязать администрацию МО город Никольск передать в администрацию Никольского муниципального района Вологодской области необходимые документы для включения Морозовой В.В. в сводный список граждан, имеющих право на предоставление единовременной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета с датой постановки 14 апреля 2004 года; обязать администрацию Никольского муниципального района включить Морозову В.В. в сводный список граждан, имеющих право на предоставление единовременной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета с датой постановки 14 апреля 2004 года и предоставить ей данную выплату в порядке очередности в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Никольский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья - О.А. Шмакова