ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-316/20 от 23.12.2020 Архаринского районного суда (Амурская область)

года

УИД: 28RS0-88

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 декабря 2020 года <адрес>

Архаринский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Дьячковой Н.С.,

секретаря судебного заседания ФИО2,

с участием прокурора <адрес>ФИО3,

ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов муниципального образования «<адрес>» <адрес> в лице администрации <адрес> к ФИО1 о взыскании в доход муниципального образования «<адрес>» <адрес> убытков,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд в защиту интересов муниципального образования «<адрес>» <адрес> с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании в доход муниципального образования «<адрес>» <адрес> убытков.

В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал, в их обоснование в заявлении указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства при распоряжении муниципальной собственностью, требований антимонопольного законодательства, по результатам которой установлено, что объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории муниципального образования «<адрес>» <адрес>, а именно, в <адрес> являются муниципальной собственностью МО «<адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным учреждением отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> в лице начальника отдела ФИО1 и обществом с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» заключен договор аренды муниципального имущества .

В соответствии с договором аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом – арендодатель предоставляет ООО «Архаринская коммунальная компания» – арендатору за плату во временное пользование и владение имущество, указанное в приложении к данному договору – объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в целях производства тепловой энергии, передачи тепловой энергии, теплоносителя, оказания услуг по поддержанию резервное тепловой мощности, подключения системы теплоснабжения потребителей.

Договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 7.3 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, если арендатор продолжает пользоваться арендуемым имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за 1 месяц.

Договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между муниципальным учреждением отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> и обществом с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания», заключен и действовал с нарушением требований федерального законодательства.

Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А04-2097/2020 договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между муниципальным учреждением отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> и обществом с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» признан недействительным (ничтожным).

ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным учреждением отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> и ООО «Архаринская коммунальная компания» заключено соглашение об осуществлении производственной деятельности на вышеуказанных объектах и о выполнении комплекса мероприятий, обеспечивающих производственную деятельность. По данному соглашению ООО «Архаринской коммунальной компании» переданы вышеуказанные объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения согласно перечню, изложенному в приложении к соглашению.

В ответах от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на соответствующие требования прокурора района о предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об основаниях фактического пользования вышеуказанными объектами муниципального имущества глава администрации <адрес> сообщала, что вышеуказанные объекты муниципального имущества переданы ООО «Архаринской коммунальной компании» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района предоставлено не было, в ответах на требования оно не упоминалось.

Аналогичную информацию предоставлял директор ООО «Архаринская коммунальная компания» в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ не прекратило обязательств сторон по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, являющемуся на момент заключения соглашения возобновленным на неопределенный срок, так как стороны продолжили исполнение условий договора аренды, в частности пользование арендованным имуществом. Кроме того, имущество, переданное по договору аренды ДД.ММ.ГГГГ, по акту приема-передачи не передавалось от ООО «АКК» собственнику.

Считает, что данное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ носит характер притворной сделки, согласно ч. 2 ст. 170 ГК РФ, направленной на сокрытие фактически сохранившего силу договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный вывод подтверждается заключением Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>.

Считает, что договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, а также соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о передаче вышеуказанных объектов муниципального имущества в целях осуществления производственной деятельности, заключенные между муниципальным учреждением отделом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и обществом с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания», являются ничтожными.

ДД.ММ.ГГГГ объекты теплоснабжения, расположенные в <адрес>, переданы обществу с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» по концессионному соглашению .

ДД.ММ.ГГГГ объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные в <адрес>, переданы обществу с ограниченно ответственностью «Архаринская коммунальная компания» по концессионном соглашению .

ДД.ММ.ГГГГ объекты теплоснабжения, расположенные в <адрес>, переданы обществу с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» п концессионному соглашению .

Таким образом, с момента заключения указанных концессионных соглашений вышеуказанные объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения находятся в пользовании ООО «Архаринская коммунальная компании» на законных основаниях.

Соответственно в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ объекты теплоснабжения (за исключением объектов теплоснабжения <адрес>) находились в пользовании у ООО «Архаринская коммунальная компания» незаконно.

Объекты водоснабжения и водоотведения находились незаконно в пользовании ООО «Архаринская коммунальная компания» в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; объект теплоснабжения <адрес> – в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Фактически услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению потребителям на территории сельских поселений <адрес> в указанные периоды времени предоставлялись ООО «Архаринская коммунальная компания», поскольку не были заключены в установленном порядке концессионные соглашения.

Считает, что незаконная передача муниципального имущества – объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения обществу с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» по договору аренды явилась результатом ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей начальником муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом <адрес>, нарушения им положений законов вопреки требованиям Положения об отделе и должностной инструкции.

В отношении вышеуказанного имущества действовало концессионное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между МО «<адрес>», от имени которого выступает муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес>, и ООО «Архаринская теплоснабжающая компания ».

ДД.ММ.ГГГГ между МО «<адрес>», от имени которого выступает муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес>, и конкурсным управляющим ООО «Архаринская теплоснабжающая компания » в лице арбитражного управляющего ФИО4 заключено соглашение о расторжении концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

С момента заключения данного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела ФИО1 не было принято надлежащих мер по своевременному заключению нового концессионного соглашения в отношении указанного муниципального имущества в установленном законом порядке, конкурс на право заключения данного концессионного соглашения не был проведен, новое концессионное соглашение не было заключено до наступления отопительного периода 2019-2020 годов (согласно постановления главы района отопительный сезон начат с ДД.ММ.ГГГГ), в результате чего, в нарушение закона были заключены договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, а также соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о передаче вышеуказанных объектов муниципального имущества в целях осуществления производственной деятельности.

Согласно положениям договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, арендатор – ООО «Архаринская коммунальная компания» обязан нести расходы, связанные с эксплуатацией арендуемого имущества; после подписания договора в десятидневный срок заключить в обязательном порядке договоры на эксплуатационные, коммунальные и хозяйственные услуги (п. 2.2.3 договора); оплачивать коммунальные и прочие целевые услуги по отдельному договору с поставщиками услуг (п. 2.2.4 Договора).

ДД.ММ.ГГГГ публичным акционерным обществом «Дальневосточная энергетическая компания» в адрес муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом <адрес> направлено письмо о том, что договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между муниципальным учреждением отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> и ООО «Архаринская коммунальная компания», противоречит действующему законодательству. Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, если срок эксплуатации объекта превышает пять лет, осуществляется только по концессионным соглашениям на основании результатов конкурса. До момента подтверждения надлежащей передачи права пользования энергопринимающим имуществом, объем потребления электроэнергии с сентября 2019 года будет предъявляться собственнику. Вместе с письмом для подписания направлен муниципальный контракт. ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» и муниципальным учреждением отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> в лице начальника отдела ФИО1 заключен муниципальный контракт № РААР1280. Предметом данного контракта является оказание услуг по передаче электрической энергии на объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, указанные выше.

В силу условий контракта муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> обязано оплачивать приобретаемую электрическую энергию. В соответствии с п. 9.1 данного контракта контракт вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действует по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 5.1 цена контракта составляет 726 821,76 рублей на весь период его исполнения.

Согласно ответу ПАО «ДЭК» от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ оплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производило муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом за счет средств бюджета <адрес>.

В общей сложности за счет средств районного бюджета по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № РААР1280 оплачено 726 821 рубль 76 копеек, что подтверждается следующими платежными поручениями:

- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 311,06 рублей;

- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 27 098,33 рублей;

- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 283 471,04 рубля;

- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 289 619,57 рублей;

- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 125 321,76 рубля.

В случае своевременного заключения концессионного соглашения в отношении вышеуказанных объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в установленном законом порядке, обязанность по оплате электрической энергии, поставляемой на данные объекты, была бы возложена на концессионеров – пользователей имущества.

Ввиду ненадлежащего исполнения должностных обязанностей начальником муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом ФИО1 муниципальное образование «<адрес>» <адрес> понесло убытки.

<адрес> является высокодотационным. Доля налоговых и неналоговых доходов бюджета в общем объеме доходов составляет всего 18%, удельный вес финансовой помощи в доходах бюджета составляет свыше 80%. Доходы бюджета <адрес> не позволяют в полном объеме осуществлять весь комплекс возложенных обязанностей и полномочий.

В связи с выявленными нарушениями, в том числе в связи с не проведением претензионно-исковой работы прокурором района в адрес начальника муниципального учреждения отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, а также в адрес главы <адрес>ДД.ММ.ГГГГ были внесены представления об устранении нарушений законодательства, которые признаны обоснованными, однако по результатам рассмотрения которых нарушения законодательства в полном объеме не устранены.

Поскольку в связи с неправомерными действиями начальника муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом <адрес> бюджет <адрес> понес убытки в размере 726 821 рубля 76 копеек, эта сумма подлежит возмещению в полном объеме.

Просит взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования <адрес> убытки – стоимость предоставленных услуг по передаче электрической энергии на объекты муниципального имущества <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 726 821 рубля 76 копеек.

Представитель истца – муниципального образования «<адрес>» <адрес> в лице администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен своевременно надлежащим образом, предоставил суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории муниципального образования «<адрес>» <адрес>, а именно, <адрес> являются муниципальной собственностью МО «<адрес>».

От имени муниципального образования полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом осуществляет администрация муниципального образования, в данном случае администрация <адрес>.

Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы отдела по управлению муниципальным имуществом» утверждено положение о муниципальном учреждении отделе по управлению муниципальным имуществом <адрес>, согласно которому муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> входит в структуру администрации <адрес> и является функциональным исполнительно-распорядительным органом в области приватизации, управления и распоряжения муниципальным имуществом, осуществляет в пределах своих функций от имени муниципального образования «<адрес>» права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности. Отдел имеет статус юридического лица.

Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ). Бремя содержания имущества означает, что именно собственник несет риск негативных последствий ненадлежащего обращения с вещью. Именно собственник обязан заботиться о сохранности своего имущества, осуществлять уход за ним, но если достаточное количество мер не было принято, то именно собственник понесет все возможные имущественные риски, кроме того собственник также не сможет потребовать возмещения за возможные убытки.

Плата за предоставление услуг по передаче электрической энергии на объекты муниципального имущества <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 726 821,76 рубля была произведена именно собственником помещения. Договором между собственником и арендатором бремя несения данных расходов не может быть перемещено с собственника на арендатора. Эта позиция подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ ДД.ММ.ГГГГ.

Нельзя согласиться с выводом прокурора, что в случае своевременного заключения концессионного соглашения в отношении вышеуказанных объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в установленном законом порядке, обязанность по оплате электрической энергии, поставляемой на данные объекты, была бы возложена на концессионеров-пользователей имущества. И в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей начальником муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом ФИО1 по своевременному заключению концессионных соглашений муниципальное образование <адрес> понесло убытки.

ДД.ММ.ГГГГ между МО <адрес> в лице муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом <адрес> и конкурсным управляющим ООО «Архаринская теплоснабжающая компания » в лице арбитражного управляющего ФИО4 заключено соглашение о расторжении концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, процесс заключения концессионного соглашения длительный, при котором необходимо согласование проекта концессионного соглашения с субъектом РФ, получение утвержденных управлением государственного регулирования цен и тарифов <адрес> параметров теплоснабжения по объекта концессионного соглашения и размещение закупочных процедур на соответствующем сайте.

Решение о возможности заключения концессионного соглашения с потенциальным инвестором возможно только по истечению 45 дней с момента размещения Предложения о заключении данного концессионного соглашения на сайте torgi.gov.ru.

Муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> лишено возможности опубликовать открытый конкурс без получения положительного заключения министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> на проект концессионного соглашения и принятия последним управленческого решения о возмещении выпадающих доходов концессионеру в полном объеме за счет бюджета <адрес>.

Срок согласования проекта концессионного соглашения не зависит от воли администрации и отдела по управлению муниципальным имуществом <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ управлением государственного регулирования цен и тарифов <адрес> направлены значения долгосрочных параметров регулирования на первый долгосрочный период регулирования.

ДД.ММ.ГГГГ проект концессионного соглашения согласован с министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

Считает, что муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> предпринимал все необходимые меры на право заключения концессионного соглашения.

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ было размещено предложение о заключении концессионного соглашения на сайте torgi.gov.ru на объекты теплоснабжения, находящиеся в собственности муниципального образования <адрес>, расположенные на территории сельских поселений, входящих в состав <адрес>: <адрес>).

Однако, ДД.ММ.ГГГГ были подведены итоги конкурса, в связи с чем на сайте torgi.gov.ru был размещен протокол о том, что не подано ни одной заявки.

ДД.ММ.ГГГГ было размещено предложение о заключении концессионного соглашения на сайте torgi.gov.ru на объекты теплоснабжения, находящиеся в собственности муниципального образования <адрес>, расположенные на территории сельских поселений, входящих в состав <адрес>: <адрес>. (

Были также подведены итоги данного конкурса, в связи с чем на сайте torgi.gov.ru был размещен протокол о том, что не подано ни одной заявки.

В настоящее время заключены все необходимые концессионные соглашения в установленном законом порядке.

Считает, что прокурор <адрес> в исковом заявлении не представил наличие таких обстоятельств.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, и суду пояснил, что объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории муниципального образования «<адрес>» <адрес>, а именно, <адрес> являются муниципальной собственностью МО «<адрес>».

От имени муниципального образования полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, осуществляет администрация муниципального образования, в данном случае администрация <адрес>.

Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы отдела по управлению муниципальным имуществом» утверждено положение о муниципальном учреждении отделе по управлению муниципальным имуществом <адрес>, согласно которому муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> входит в структуру администрации <адрес> и является функциональным исполнительно-распорядительным органом в области приватизации, управления и распоряжения муниципальным имуществом, осуществляет в пределах своих функций от имени муниципального образования «<адрес>» права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности. Отдел имеет статус юридического лица.

Плата за предоставление услуг по передаче электрической энергии на объекты муниципального имущества <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 726 821,76 рублей была произведена именно собственником помещения. Договором между собственником и арендатором бремя несения данных расходов не может быть перемещено с собственника на арендатора. Эта позиция подтверждается постановлением ФИО6 АС РФ ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласен с выводом прокурора, что в случае своевременного заключения концессионного соглашения в отношении вышеуказанных объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в установленном законом порядке, обязанность по оплате электрической энергии, поставляемой на данные объекты, была бы возложена на концессионеров –пользователей имущества. И в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей им по своевременному заключению концессионных соглашений муниципальное образование <адрес> понесло убытки.

ДД.ММ.ГГГГ между МО <адрес> в лице муниципального учреждения отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> и конкурсным управляющим ООО «Архаринская теплоснабжающая компания » в лице арбитражного управляющего ФИО4 заключено соглашение о расторжении концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

В тоже время, процесс заключения концессионного соглашения длительный, при котором необходимо согласование проекта концессионного соглашения с субъектом РФ, получение утвержденных управлением государственного регулирования цен и тарифов <адрес> параметров теплоснабжения по объектам концессионного соглашения и размещение закупочных процедур на соответствующем сайте.

Решение о возможности заключения концессионного соглашения с потенциальным инвестором возможно только по истечению 45 дней с момента размещения Предложения о заключении данного концессионного соглашения на сайте torgi.gov.ru.

Срок согласования проекта концессионного соглашения не зависит от воли администрации и отдела по управлению муниципальным имуществом <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ управлением государственного регулирования цен и тарифов <адрес> направлены значения долгосрочных параметров регулирования на первый долгосрочный период регулирования.

ДД.ММ.ГГГГ проект концессионного соглашения согласован с министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

Считает, что им были предприняты все необходимые меры для заключения концессионного соглашения.

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ было размещено предложение о заключении концессионного соглашения на сайте torgi.gov.ru на объекты теплоснабжения, находящиеся в собственности муниципального образования <адрес>, расположенные на территории сельских поселений, входящих в состав <адрес>: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГда были подведены итоги конкурса, в связи с чем на сайте torgi.gov.ru был размещен протокол о том, что не подано ни одной заявки.

ДД.ММ.ГГГГ было размещено предложение о заключении концессионного соглашения на сайте torgi.gov.ru на объекты теплоснабжения, находящиеся в собственности муниципального образования <адрес>, расположенные на территории сельских поселений, входящих в состав <адрес>: <адрес>.

Были также подведены итоги данного конкурса, в связи с чем на сайте torgi.gov.ru был размещен протокол о том, что не подано ни одной заявки.

В настоящее время заключены все концессионные соглашения в установленном законом порядке.

Поскольку убытки являются мерой ответственности, по делам о взыскании убытков, возникших как в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств, так и в случае причинения вреда, истец должен доказать наличие таких обстоятельств как противоправность действий (бездействия) ответчика; факт и размер понесенного ущерба; причинную связь между действиями (бездействием) ответчика и возникшими убытками; наличие вины.

<адрес>, в интересах которой подано исковое заявление, в своем отзыве не говорит о причинении каких-либо убытков его действиями.

Также указывает, что в настоящее время между администрацией <адрес>, МУ отделом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и ООО «Архаринская коммунальная компания» заключено соглашение о погашении затрат, понесенных отделом имущества по оплате электроэнергии.

Считает, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат.

Представители третьих лиц – муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом <адрес>, ООО «Архаринская коммунальная компания», ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом.

Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц..

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дел, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Данное исковое заявление подано прокурором в защиту интересов муниципального образования «<адрес>», правоотношения являются гражданскими, поскольку предметом рассмотрения являются права муниципального образования на эффективное использование муниципального имущества, получение бюджетных средств за его использование, а также на осуществление им полномочий теплоснабжения.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Поскольку убытки являются мерой ответственности, по делам о взыскании убытков, возникших как в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств, так и в случае причинения вреда, истец должен доказать наличие таких обстоятельств как противоправность действий (бездействия) ответчика; факт и размер понесенного ущерба; причинную связь между действиями (бездействием) ответчика и возникшими убытками; наличие вины.

Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела (свидетельствами о государственной регистрации права), объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории муниципального образования «<адрес>» <адрес>, а именно, <адрес> являются муниципальной собственностью МО «<адрес>».

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ).

В соответствии со ст. 215 ГК РФ права собственника муниципального имущества принадлежат муниципальному образованию. От его имени эти права реализуют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, непосредственно само население.

Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части: одна, часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а другая (средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями) составляет, согласно ст. 215 ГК РФ, муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Управление муниципальным имуществом – организованный процесс принятия и исполнения решений, осуществляемых органами местного самоуправления муниципального образования в области учета муниципального имущества, контроля за его сохранностью и использованием по назначению, по обеспечению надлежащего содержания муниципального имущества, а также по вопросам, связанным с участием муниципального образования муниципальное образование в создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, обеспечением эффективной координации, регулирования и контроля за их деятельностью.

Распоряжение муниципальным имуществом – действия органов местного самоуправления муниципального образования по определению юридической судьбы муниципального имущества, в том числе передачу его третьим лицам в собственность, на ином вещном праве, аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, залог.

От имени муниципального образования полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом осуществляет администрация муниципального образования, в данном случае администрация <адрес>.

Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы отдела по управлению муниципальным имуществом» утверждено Положение о муниципальном учреждении отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес>.

Согласно п. 1.1 указанного Положения муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> входит в структуру администрации <адрес> и является функциональным исполнительно-распорядительным органом в области приватизации, управления и распоряжения муниципальным имуществом, осуществляет в пределах своих функций от имени муниципального образования «<адрес>» права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности.

На основании п. 1.2 Положения Отдел имеет статус юридического лица.

В соответствии с п. 1.7 Положения Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, <адрес>, законами и нормативными правовыми актами <адрес>. Уставом муниципального образования «<адрес>», распоряжениями и постановлениями главы и решениями Совета депутатов <адрес>, Положением об Отделе.

Согласно п. 1.8 Положения Отдел в своей деятельности подчинен главе района, непосредственно подчинен первому заместителю главы района.

На основании раздела 2 Положения Отдел полномочен управлять муниципальной собственностью <адрес> в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления района (п. 2.1 Положения); обеспечивать экономически эффективное использование и распоряжение муниципальным и государственным имуществом в пределах полномочий, определенных законодательством и настоящим Положением (п. 2.2 Положения); контролировать надлежащее использование и сохранность муниципального имущества (п. 2.4 Положения); от имени муниципального образования «<адрес>» в порядке, установленном Советом депутатов <адрес>, управлять и распоряжаться муниципальным имуществом (п. 2.5 Положения); в рамках бюджетного процесса осуществляет мониторинг, анализ и прогнозирование поступлений средств в бюджет от аренды имущества на очередной финансовый год, принимает меры для обеспечения поступлений в бюджет от аренды и приватизации имущества (п. 2.8.1 Положения).

В соответствии с п. 4.1 Положения Отдел возглавляет начальник, замещающий главную должность муниципальной службы категории «Руководители», который назначается и увольняется с должности распоряжением главы района.

На основании Положения начальник Отдела организует подготовку проектов постановлений главы района, решений Совета депутатов района по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом и представляет их на заседание Совета депутатов (п. 4.2.1 Положения); визирует и согласовывает проекты постановлений главы района, а также других проектов нормативных документов по вопросам управления муниципальным имуществом (п. 4.2.2 Положения); принимает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения решения по вопросам надлежащего использования муниципального имущества лицами, независимо от организационно-правовой формы, обладающими правами пользования и владения муниципальным имуществом (п. 4.2.3 Положения); открывает лицевой счет Отдела, распоряжается средствами, находящимися на этом счете (п. 4.2.7 Положения); в соответствии с законодательными и нормативными актами направляет запросы и обращения к юридическим и физическим лицам по вопросам, связанным с деятельностью Отдела (п. ДД.ММ.ГГГГ Положения); осуществляет обработку запросов и обращений от юридических и физических лиц и обеспечивает их разрешение (п. ДД.ММ.ГГГГ Положения).

Согласно распоряжению о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принят на главную должность муниципальной службы категории «Руководители» – начальника муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом <адрес>.

В соответствии с п. 1.1 должностной инструкции начальника муниципального учреждения отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес>, начальник отдела в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, <адрес>, законами и нормативными правовыми актами <адрес>, Уставом муниципального образования «<адрес>», распоряжениями и постановлениями главы и решениями Совета депутатов <адрес>.

Согласно п. 1.3 должностной инструкции основной целью деятельности начальника отдела является организация управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

На основании п. 2.5 должностной инструкции начальник отдела должен уметь организовать и контролировать работу отдела по выполнению нормативных правовых актов органов государственной власти и муниципальных правовых актов по вопросам приватизации и управления собственностью.

Пунктом 3.2 должностной инструкции установлены обязанности начальника Отдела, в числе которых: вносить предложения по вопросам эффективного управления и распоряжения объектами муниципальной собственности; осуществлять контроль за своевременным внесением платежей от приватизации и использования муниципального имущества, земельных участков, обеспечивать своевременное поступление доходов в районный бюджет; осуществлять контроль, мониторинг, анализ и прогноз поступлений средств в районный бюджет от использования муниципального имущества.

Согласно п. 3.4 должностной инструкции начальник отдела вправе распоряжаться в соответствии с действующим законодательством муниципальным имуществом и средствами, закрепленными за отделом.

В силу п. 4.1 должностной инструкции начальник отдела несет персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение отделом возложенных на него функций, не использование предоставленных отделу прав. Согласно п. 4.2 указанной инструкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей, несоблюдение установленных законодательством Российской Федерации ограничений начальник отдела может привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности на основе действующих законов.

Начальник отдела несет предусмотренную законодательством ответственность за нарушение сроков исполнения или неисполнения распорядительных документов, иных документов, а также указаний и распоряжений главы района, первого заместителя главы района, неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией (п. 4.3 должностной инструкции).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. При этом в силу ч. 1.1 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Согласно ч. 2 ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» осуществление полномочий по организации в границах поселения теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В силу ч. 3 ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Аналогичные положения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения закреплены статьями 6, 41.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения в числе прочих являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В соответствии со ст. ст. 13, 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «С концессионных соглашениях» в целях эффективного использования объектов теплоснабжения, в том числе централизованной системы горячего водоснабжения холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных систем этих объектов находящихся в муниципальной собственности, заключается концессионное соглашение путем проведения конкурса на право заключения такого соглашения с размещением информации и протоколов конкурсной комиссии на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса случаях, указанных в ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на прав хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлен только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории <адрес>, с Ленинское, <адрес>, с Кундур, <адрес>, являющиеся муниципальным имуществом, введены в эксплуатацию более пяти лет назад.

Исходя из вышеприведенных положений законодательства, права владения и (или) пользования в отношении вышеуказанного муниципального имущества – объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения могут быть предоставлены только на основании концессионного соглашения, заключенного по результатам конкурсных процедур.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным учреждением отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> в лице начальника отдела ФИО1 и обществом с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» заключен договор аренды муниципального имущества .

В соответствии с договором аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом – арендодатель предоставляет ООО «Архаринская коммунальная компания» – арендатору за плату во временное пользование и владение имущество, указанное в приложении к данному договору – объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в целях производства тепловой энергии, передачи тепловой энергии, теплоносителя, оказания услуг по поддержанию резервное тепловой мощности, подключения системы теплоснабжения потребителей.

Договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 7.3 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, если арендатор продолжает пользоваться арендуемым имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за 1 месяц.

Договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между муниципальным учреждением отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> и обществом с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания», заключен и действовал с нарушением требований федерального законодательства.

Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А04-2097/2020 договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между муниципальным учреждением отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> и обществом с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» признан недействительным (ничтожным).

ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным учреждением отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> и ООО «Архаринская коммунальная компания» заключено соглашение об осуществлении производственной деятельности на вышеуказанных объектах и о выполнении комплекса мероприятий, обеспечивающих производственную деятельность. По данному соглашению ООО «Архаринской коммунальной компании» переданы вышеуказанные объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения согласно перечню, изложенному в приложении к соглашению.

В ответах от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на соответствующие требования прокурора района о предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об основаниях фактического пользования вышеуказанными объектами муниципального имущества глава администрации <адрес> сообщала, что вышеуказанные объекты муниципального имущества переданы ООО «Архаринской коммунальной компании» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района предоставлено не было, в ответах на требования оно не упоминалось.

Аналогичную информацию предоставлял директор ООО «Архаринская коммунальная компания» в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем, суд находит обоснованным довод прокурора <адрес> о том, что указанное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ не прекратило обязательств сторон по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, являющемуся на момент заключения соглашения возобновленным на неопределенный срок, так как стороны продолжили исполнение условий договора аренды, в частности пользование арендованным имуществом, а также, что соглашение от ДД.ММ.ГГГГ носит характер притворной сделки, направленной на сокрытие фактически сохранившего силу договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 2 ст. 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.

Указанный вывод подтверждается заключением управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>, согласно которому соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между муниципальным учреждением отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> и обществом с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» не может быть принято во внимание, так как:

- заключено в отсутствие правовых оснований. Пункт 3 статьи 432 ГК РФ, предусматривающий, что сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности, не может являться таким основанием;

- указанное соглашение не прекращает обязательства сторон по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, являющемуся на момент заключения соглашения возобновленным на неопределенный срок, новацией в порядке, предусмотренном статьей 414 ГК РФ, так как стороны продолжили исполнение условий договора аренды, в частности, пользование арендованным имуществом и внесение арендной платы со стороны арендатора;

- указанное соглашение носит характер притворной сделки согласно пункту 2 статьи 170 ПС РФ, направленной на сокрытие фактически сохранившего силу договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

Также суд находит обоснованным довод прокурора <адрес> о том, что незаконная передача муниципального имущества – объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения обществу с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» по договору аренды явилась результатом ненадлежащего исполнения ответчиком своих должностных обязанностей как начальника муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом <адрес>, нарушения им положений законов вопреки требованиям Положения об отделе и должностной инструкции.

В отношении вышеуказанного имущества действовало концессионное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между МО «<адрес>», от имени которого выступает муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес>, и ООО «Архаринская теплоснабжающая компания ».

ДД.ММ.ГГГГ между МО «<адрес>», от имени которого выступает муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес>, и конкурсным управляющим ООО «Архаринская теплоснабжающая компания » в лице арбитражного управляющего ФИО4 заключено соглашение о расторжении концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

С момента заключения данного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела ФИО1 не было принято надлежащих мер по своевременному заключению нового концессионного соглашения в отношении указанного муниципального имущества в установленном законом порядке, конкурс на право заключения данного концессионного соглашения не был проведен, новое концессионное соглашение не было заключено до наступления отопительного периода 2019-2020 годов (согласно постановления главы района отопительный сезон начат с ДД.ММ.ГГГГ), в результате чего, в нарушение закона были заключены договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, а также соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о передаче вышеуказанных объектов муниципального имущества в целях осуществления производственной деятельности.

Довод ответчика о том, что им были предприняты все необходимые меры для заключения концессионного соглашения является необоснованным.

Так в обоснование данного довода ответчик приводит доказательства того, что ДД.ММ.ГГГГ было размещено предложение о заключении концессионного соглашения на сайте torgi.gov.ru на объекты теплоснабжения, находящиеся в собственности муниципального образования <адрес>, расположенные на территории сельских поселений, входящих в состав <адрес>: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГда были подведены итоги конкурса, в связи с чем на сайте torgi.gov.ru был размещен протокол о том, что не подано ни одной заявки.

ДД.ММ.ГГГГ было размещено предложение о заключении концессионного соглашения на сайте torgi.gov.ru на объекты теплоснабжения, находящиеся в собственности муниципального образования <адрес>, расположенные на территории сельских поселений, входящих в состав <адрес>: <адрес>. Были также подведены итоги данного конкурса, в связи с чем на сайте torgi.gov.ru был размещен протокол о том, что не подано ни одной заявки.

В настоящее время заключены все концессионные соглашения в установленном законом порядке.

Однако судом было установлено, что данные действия ответчика были проведены после наступления отопительного периода 2019-2020 годов (согласно постановления главы района отопительный сезон начат с ДД.ММ.ГГГГ), в результате чего, в нарушение закона были заключены договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, а также соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о передаче вышеуказанных объектов муниципального имущества в целях осуществления производственной деятельности.

При этом, сведений о сроках согласования проекта концессионного соглашения с субъектом РФ ответчиком суду не представлено и материалы дела не содержат.

Согласно положениям договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, арендатор – ООО «Архаринская коммунальная компания» обязан нести расходы, связанные с эксплуатацией арендуемого имущества; после подписания договора в десятидневный срок заключить в обязательном порядке договоры на эксплуатационные, коммунальные и хозяйственные услуги (п. 2.2.3 договора); оплачивать коммунальные и прочие целевые услуги по отдельному договору с поставщиками услуг (п. 2.2.4 Договора).

ДД.ММ.ГГГГ публичным акционерным обществом «Дальневосточная энергетическая компания» в адрес муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом <адрес> направлено письмо о том, что договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между муниципальным учреждением отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> и ООО «Архаринская коммунальная компания», противоречит действующему законодательству. Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, если срок эксплуатации объекта превышает пять лет, осуществляется только по концессионным соглашениям на основании результатов конкурса. До момента подтверждения надлежащей передачи права пользования энергопринимающим имуществом, объем потребления электроэнергии с сентября 2019 года будет предъявляться собственнику. Вместе с письмом для подписания направлен муниципальный контракт. ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» и муниципальным учреждением отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> в лице начальника отдела ФИО1 заключен муниципальный контракт № РААР1280. Предметом данного контракта является оказание услуг по передаче электрической энергии на объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, указанные выше.

В силу условий контракта муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> обязано оплачивать приобретаемую электрическую энергию. В соответствии с п. 9.1 данного контракта контракт вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действует по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 5.1 цена контракта составляет 726 821,76 рублей на весь период его исполнения.

Согласно ответу ПАО «ДЭК» от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ оплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производило муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом за счет средств бюджета <адрес>.

В общей сложности за счет средств районного бюджета по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № РААР1280 оплачено 726 821 рубль 76 копеек, что подтверждается следующими платежными поручениями:

- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 311,06 рублей;

- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 27 098,33 рублей;

- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 283 471,04 рубля;

- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 289 619,57 рублей;

- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 125 321,76 рубля.

Таким образом, ввиду ненадлежащего исполнения должностных обязанностей ответчиком, как начальником муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом <адрес> муниципальное образование «<адрес>» <адрес> понесло убытки.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета. Согласно пункту 1 статьи 41 этого же Кодекса доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также поступлений.

Статьей 49 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

А статья 50 указанного Федерального закона предусматривает, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, поступают в местный бюджет.

С соответствии с ч. 1 ст. <адрес>, принятого решением <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным постановлением <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, администрация района – орган местного самоуправления <адрес>, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции. <адрес> является администратором доходов, зачисляемых в районный бюджет.

<адрес> является высокодотационным. Доля налоговых и неналоговых доходов бюджета в общем объеме доходов составляет всего 18%, удельный вес финансовой помощи в доходах бюджета составляет свыше 80%. Доходы бюджета <адрес> не позволяют в полном объеме осуществлять весь комплекс возложенных обязанностей и полномочий.

Согласно материалам дела, в связи с выявленными нарушениями, в том числе в связи с не проведением претензионно-исковой работы прокурором <адрес> в адрес начальника муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, а также в адрес главы <адрес>ДД.ММ.ГГГГ были внесены представления об устранении нарушений законодательства, которые признаны обоснованными, однако по результатам рассмотрения которых нарушения законодательства в полном объеме не устранены.

В подтверждение чего ответчиком представлено в суд аключенное между администрацией <адрес>, МУ отделом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и ООО «Архаринская коммунальная компания» соглашение о погашении затрат, понесенных отделом имущества по оплате электроэнергии, однако до настоящего времени данные убытки не погашены.

Исходя из вышеизложенного и конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований, правовых норм, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 10 468 22 копеек в доход местного бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора <адрес> в защиту интересов муниципального образования «<адрес>» <адрес> в лице администрации <адрес> к ФИО1 о взыскании в доход муниципального образования «<адрес>» <адрес> убытков, удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования «<адрес>» <адрес> убытки – стоимость предоставленных услуг по передаче электрической энергии на объекты муниципального имущества <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 726 821 (семисот двадцати шести тысяч восьмисот двадцати одного) рубля 76 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования «<адрес>» <адрес> государственную пошлину в размере 10 468 (десяти тысяч четырехсот шестидесяти восьми) рублей 22 копеек

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятии решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись) Н.С. Дьячкова

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Подлинный документ находится в деле в Архаринском районном суде <адрес>.