РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Нижний Ингаш 3 сентября 2014 года
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующей судьи Хаятовой В.В.,
при секретаре Рулевой О.Ф.,
с участием представителя истца заместителя прокурора Нижнеингашского района Алексеевич С.В.,
представителя ответчика – администрации Нижнеингашского района Красноярского края ФИО1 (по доверенности),
третьих лиц на стороне ответчика не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО2 (по должности); ФИО3; ФИО4 (по должности);
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнеингашского района Красноярского края к администрации Нижнеингашского района Красноярского края о возложении обязанности принять меры по отстранению заместителя руководителя местной администрации района ФИО3 от исполнения обязанностей по координации деятельности управления образования администрации района,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нижнеингашского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением к администрации Нижнеингашского района в интересах Российской Федерации о возложении обязанности по принятию мер по отстранению заместителя руководителя местной администрации района ФИО3 от исполнения обязанностей по координации деятельности управления образования администрации района.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что при проведении прокуратурой района проверки по обращению граждан о конфликте интересов на муниципальной службе заместителя руководителя местной администрации района ФИО3 было установлено, что должность муниципальной службы - заместителя руководителя местной администрации Нижнеингашского района, занимает ФИО3 Её супруг - ФИО4 является директором муниципального казенного учреждения «Хозяйственно-эксплуатационный центр «Забота-2», назначенный на должность начальником управления образования, по согласованию с главой администрации Нижнеингашского района 20.05.2013г. Заместителем директора МКУ ХЭЦ «Забота-2» является О, который приходится родным братом ФИО3
В соответствии с Уставом МКУ «ХЭЦ «Забота-2», учредителем указанного учреждения является муниципальное образование Нижнеингашский район Красноярского края. Учреждение находится в ведении Управления образования администрации Нижнеингашского района.Основными видами деятельности Учреждения является оказание образовательным учреждениям подведомственным Управлению образования услуг:по материально-техническому обслуживанию;по транспортному обслуживанию; по содержанию и обслуживанию коммунального хозяйства и электрохозяйства по всем видам инженерного обеспечения.Назначение на должность директора учреждения происходит по согласованию с учредителем. Применение к Директору дисциплинарных взысканий производится на основании распоряжения начальника Управления образования по согласованию с главой администрации.
В соответствии с постановлением руководителя местной администрации района от 23.08.2013 № 934, в должностные обязанности заместителя руководителя местной администрации района ФИО3, входит, в том числе, и координация деятельности управления образования администрации района.
В соответствии с Письмом Минтруда России от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2008 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования», одним из типовых случаев конфликта интересов является, когда государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют оплачиваемую работу в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффилированной с иной организацией, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
18.04.2014 руководителю местной администрации Нижнеингашского района направлено представление о принятии мер по предотвращению (урегулированию) конфликта интересов муниципальным служащим ФИО3 Указанное представление руководителем местной администрации рассмотрено, представление признано не обоснованным, так как конфликта интересов у муниципального служащего ФИО3 не установлено, в связи с отсутствием у нее личной заинтересованности.
Считает, что у муниципального служащего ФИО3 присутствует конфликт интересов на муниципальной службе в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», где указано, что под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
В судебном заседании заместитель прокурора Нижнеингашского района Красноярского края Алексеевич С.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, считает, что в данном случаеимеет место конфликт интересов муниципальной службы, поскольку ФИО3, являясь заместителем руководителя местной администрации и координируя деятельность управления образования, в ведении которого находится МКУ «ХЭЦ «Забота-2», имея личную заинтересованность, может повлиять на мнение руководителя Управления образования о необоснованном премировании директора МКУ «ХЭЦ «Забота-2» ФИО4, являющегося её супругом, что положительно отразится на заработной плате ФИО4 и соответственно на их семейном бюджете, что приведет к получению доходов в виде материальной выгоды как непосредственно для муниципального служащего ФИО3 так и членов её семьи.
Представитель ответчика – Администрации Нижнеингашского района ФИО1 (по доверенности), в судебном заседании заявленные требованияпрокурора Нижнеингашского района Красноярского края не признал, суду пояснил, что исковое заявление прокурора Нижнеингашского района об отстранении заместителя руководителя местной администрации района ФИО3 от исполнения обязанностей по координации деятельности управления образования администрации района, является незаконным, поскольку нарушает право ФИО3 на труд, гарантированное Конституцией Российской Федерации. Учитывая, что полномочия ФИО5 по координации деятельности Управления образования, являются одними из наиболее важных, так как на территории муниципального образования имеется более сорока образовательных учреждений, а ФИО5, имея высшее педагогическое образование координирует работу Управления образования в соответствии с целями и задачами, установленными законом «Об образовании», принять решение об отстранении её деятельности по координации Управления образования путем перераспределения обязанностей между заместителями руководителя, без её увольнения, невозможно, поскольку другие заместители не являются специалистами в области образования. Никакого конфликта интересовв том, что муниципальный служащий - заместитель руководителя местной администрации района ФИО3 является супругой директора муниципального казенного учреждения «Хозяйственно-эксплуатационный центр «Забота-2» - ФИО4, не имеется, в связи с тем, что у муниципального служащего ФИО3 отсутствует обязательный признак конфликта интересов, установленный ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», - личная заинтересованность, поскольку законодатель под личной заинтересованностью муниципального служащего понимает возможность легального получения доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. Учитывая, что МКУ «ХЭЦ «Забота-2» согласно п. 1.5. Устава является некоммерческой организацией, такой возможности у ФИО3 даже теоретически не имеется, следовательно отсутствует личная заинтересованность и соответственно конфликт интересов.Координация деятельности управления образования администрации, не означает координацию деятельности муниципального казенного учреждения «Хозяйственно-эксплуатационный центр «Забота-2», которое находится в ведении управления образования.Назначение на должность директора ФИО4 осуществляется начальником управления образования по согласованию с руководителем местной администрации района. Заместитель директора МКУ «ХЭЦ «Забота-2» О, находится в подчинении директора ФИО4 ФИО3 никаких функций муниципального управления в отношении своего брата и мужа не выполняет, смысл её полномочий по координации деятельности Управления образования, состоит в контроле за исполнением Управлением постановлений и распоряжений руководителя местной администрации, согласование действий по скорейшему и результативному их исполнению. ФИО5, являясь заместителем руководителя местной администрации, не наделена полномочиями по принятию решений и распоряжений, поскольку все эти полномочия принадлежат руководителю местной администрации. Она также не уполномочена в период отсутствия руководителя местной администрации района исполнять его обязанности и поэтому к согласованиям о назначении на должность руководителей муниципальных учреждений отношения не имеет, функций муниципального управления не осуществляет. Более того, согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», под функциями муниципального управления организаций, понимаются полномочия муниципального служащего принимать как обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности. Ссылка прокурора в исковом заявлении на письмо Минтруда России от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2008 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации порядка их урегулирования», неудачна, так как МКУ «ХЭЦ «Забота-2» не является ни материнской, ни дочерней организацией администрации района, а согласно Закону РСФСР от 22.01.1991 № 948-1 (в ред. От 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», аффилированные организации - это юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. МКУ «ХЭЦ «Забота-2» таковым не является.29 апреля 2014 года состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Нижнеингашского района, на которой рассмотрено представление прокурора об отстранения муниципального служащего ФИО3 от исполнения должностных обязанностей в отношении МКУ «ХЭЦ «Забота-2». Указанной комиссией установлено и принято решение о том, что в рассматриваемом случае не содержится признаков личной заинтересованности муниципального служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Просит суд отказать прокурору в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо - ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями прокурора Нижнеингашского района Красноярского края не согласилась, суду пояснила, что её полномочия по координации деятельности Управления Образования администрации Нижнеингашского района включают в себя деятельность по контролю за исполнением постановлений и распоряжений руководителя местной администрации, согласование действий по их своевременному исполнению в соответствии с целями и задачами, установленными законом «Об образовании». Полномочиями по согласованию кандидатов на должности директоров муниципальных учреждений, она не обладает, к финансам отношения не имеет, организационно-распорядительными функциями не обладает.
Представитель третьего лица - Управления образования администрации Нижнеингашского района ФИО2 (по должности),в судебном заседании с заявленными требованиями прокурора Нижнеингашского района Красноярского края не согласилась, суду пояснила, что исполняя обязанности руководителя управления образования она наделена полномочиями по принятию на должность руководителя МКУ «ХЭЦ «Забота-2» по согласованию с руководителем местной администрации. Заместитель руководителя местной администрации ФИО3 координирует деятельность Управления Образования, а именно, осуществляет контроль за исполнением постановлений и распоряжений руководителя местной администрации по их своевременному исполнению в соответствии с целями и задачами, установленными законом «Об образовании». Вопросы поощрения либо наказания директора МКУ «ХЭЦ «Забота-2»,являются исключительной компетенцией начальника управления образования по согласованию с главой администрации.
Представитель третьего лица - МКУ «ХЭЦ «Забота-2» ФИО4 (по должности)с заявленными требованиями прокурора Нижнеингашского района Красноярского края не согласился, суду пояснил, что на работу в качестве директора МКУ «ХЭЦ «Забота-2», он принят на основании приказа руководителя управления образования по согласованию с главой администрации. В своей деятельности он подотчетен начальнику управления образования, который вправе принимать решения о его поощрении или наказании. За весь период работы с мая 2013 года, решений о его поощрении не принималось, а к дисциплинарной ответственности он привлекался.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно подпунктов «а,б» пункта 2; пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ«О противодействии коррупции», противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений.
Под функциями государственного, муниципального (административного) управления организацией понимаются полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
В соответствии со ст. 10 указанного Закона, под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Таким образом, конфликт интересов это ситуация, имеющая имущественную составляющую, при которой личные интересы муниципального служащего, не совпадают с целями государства. Как правовой институт конфликт интересов является элементом антикоррупционного механизма, цель предотвращения которого - недопущение причинения вреда интересам государства и общества.
Статьей 11Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», установлено, что государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно исследованных в судебном заседании доказательств, установлено следующее.
Распоряжением главы администрации Нижнеингашского района №31-к от 04.06.2013 года, ФИО3, принята на должность заместителя главы администрации Нижнеингашского района по социальным вопросам.
Постановлением руководителя местной администрации №934 от 23.08.2013 года, утверждено Положение «Об организации работы администрации Нижнеингашского района», в соответствии с которым распределены обязанности между заместителями руководителя местной администрации, в том числе и заместителя руководителя местной администрации по социальным вопросам- ФИО3, в число обязанностей которой среди прочих включены: обеспечение взаимодействия администрации района с Министерством образования и науки Красноярского края; координация деятельности управления образования администрации района.
Этим же Положением предусмотрено, что в период временного отсутствия руководителя местной администрации, деятельностью администрации руководит первый заместитель руководителя администрации района ФИО1
Действующее законодательство не раскрывает понятие координации деятельности.
Понятие координации содержится в «Современном экономическом словаре» (под редакцией ФИО6, ФИО7, ФИО8), где координация (от лат. coordinatio - расположение в порядке), представлена как составляющая часть процессов управления, состоящая в согласовании, упорядочении действий разных частей управляемой системы.
Исходя из изложенного, следует вывод, что при координации деятельности идет согласование и упорядочение действий с целью достижения в работе положительного результата.
Постановлением главы района №683 от 29.12.2006 года, на базе хозяйственно-эксплуатационной группы управления образования администрации Нижнеингашского района, создано муниципальное учреждение "Хозяйственно-эксплуатационный центр «Забота-2». Постановлением администрации района № 995 от 17.08.2011 года, тип данного муниципального учреждения изменен на муниципальное казенное учреждение «Хозяйственно-эксплуатационный центр «Забота-2».
Приказомначальника Управления Образования администрации Нижнеингашского района №82-к по согласованию с главой администрации, на должность директора муниципального казенного учреждения «Хозяйственно-эксплуатационный центр «Забота-2», назначен ФИО4, заработная плата которого состоит из тарифной ставки (оклада), стимулирующей надбавки, районного коэффициента, процентной надбавки за работу в местности с особыми климатическими условиями и персональной надбавки.
Согласно Устава муниципального казенного учреждения «Хозяйственно-эксплуатационный центр «Забота-2», учреждение является некоммерческой организацией (п.1.5); учредителем учреждения является муниципальное образование Нижнеингашский район Красноярского края (п.1.6). Учреждение находится в ведении Управления образования администрации Нижнеингашского района и создано в целях оказания образовательным учреждениям подведомственным Управлению образования услуг:по материально-техническому обслуживанию; по транспортному обслуживанию; по содержанию и обслуживанию коммунального хозяйства и электрохозяйства по всем видам инженерного обеспечения (п.2.1).Бухгалтерское обслуживание Учреждения осуществляет МКУпо ведению бюджетного учета «Отдел бюджетного учета и планирования (п.1.8); учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы полученные от указанной деятельности, поступают в районный бюджет (п.1.9); учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги (п.1.11); финансовое обеспечение осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы (п.3.6.).
Управление учреждением осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Администрация района осуществляет функции и полномочия Учредителя учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. К компетенции Управления образования относится назначение и освобождение от должности директора учреждения по согласованию с главой администрации. Применение к директору дисциплинарных взысканий, а также привлечение его к материальной ответственности за причиненный ущерб производится в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства на основании распоряжения начальника Управления Образования по согласованию с главой администрации (пункты 5.2; 5.3; 5.4.3 Устава).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения «Об управлении образования администрации Нижнеингашского района», утвержденного постановлением администрации Нижнеингашского района от 16.05.2011 года № 524, основной задачей Управления является реализация в соответствии со своей компетенцией принципов государственной политики в области образования.Управление осуществляет свою деятельность через подведомственные ему муниципальные образовательные учреждения.
Учитывая все вышеизложенные обстоятельства и оценив возникшую между сторонами ситуацию, суд приходит к выводу, что она не подтверждает возникновение между сторонами отношений конфликта интересов, то есть ситуации, при которой исходя из буквального смысла ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», какая либо личная заинтересованность ФИО3, влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ею должностных (служебных) обязанностей и при которой возникло противоречие между ее личной заинтересованностью, правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, обществу или государству.
Доводы прокурорао том, что ФИО3, являясь заместителем руководителя администрации районаи осуществляя полномочия по координации деятельности Управления образования администрации района, из личной заинтересованности может повлиять на мнение руководителя Управления образования о необоснованном премировании директора МКУ «ХЭЦ «Забота-2» ФИО4, являющегося супругом ФИО3, что положительно отразится на заработной плате ФИО4 и соответственно на их семейном бюджете и приведет к получению доходов в виде материальной выгоды, как непосредственно для муниципального служащего ФИО3 так и членов её семьи, не свидетельствуют о личной заинтересованности ФИО3, влияющей на объективное выполнение последней должностных обязанностей, последствием которых является возможность получения доходов при их исполнении, являются необоснованными и не нашедшими своего подтверждения в судебном заседании, поскольку ФИО3, как муниципальный служащий, осуществляющий полномочия по координации деятельности Управления Образования, не обладает организационно –распорядительными или административно- хозяйственными функциями, не наделена полномочиями принимать обязательные для исполнения решения, то есть не осуществляет функции муниципального управления; не имеет отношение к назначению или освобождению от должности директора МКУ «ХЭЦ «Забота-2», к его поощрению или наложению на него дисциплинарных взысканий, а также к финансовому обеспечению указанного учреждения, являющегося некоммерческой организацией,финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы (п.3.6.), а бухгалтерское обслуживание Учреждения осуществляет МКУ по ведению бюджетного учета «Отдел бюджетного учета и планирования (п.1.8). ФИО5 также не наделена полномочиями на исполнение обязанностей руководителя администрации района на период его отсутствия.
Кроме того, как установлено в судебном заседании,основной задачей Управления образования является реализация в соответствии со своей компетенцией принципов государственной политики в области образования. Осуществляет свою деятельность Управление через подведомственные ему муниципальные образовательные учреждения, а МКУ «ХЭЦ «Забота-2», таковым не является, что приводит суд к убеждению, что координация деятельности управления образования администрации, осуществляемая заместителем руководителя местной администрации ФИО3, не распространяется на отношения, возникающие между Управлением образования и муниципальным казенным учреждением «Хозяйственно-эксплуатационный центр «Забота-2.
Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела прокурором в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, доказательства того, что в данной ситуации может возникнуть конфликт интересов, не приведены, как не доказано и возникновение конфликта интересов муниципальной службы, в связи с чем, основания для отстранения заместителя руководителя администрации района ФИО3 отисполнения обязанностей по координации деятельности Управления Образования администрации района, отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, требования прокурора не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурору Нижнеингашского района Красноярского края, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в месячный срок через Нижнеигашский районный суд со дня постановления решения в окончательно форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 8 сентября 2014 года.
Председательствующая: