ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-316/2014 от 16.01.2014 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 Дата                 Адрес

 Октябрьский районный суд Адрес в составе: председательствующего судьи Островских Я.В., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-316/2014 по иску муниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования «Адрес» к управлению Федеральной службы судебных приставов по Адрес об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

 У С Т А Н О В И Л :

 В обоснование иска указано, что Адрес отделом судебных приставов УФССП России по Адрес Дата на основании исполнительного листа № ВС №, выданного Заларинским районным судом Дата года, возбуждено исполнительное производство № №, согласно которому истец обязан предоставить ФИО1 из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма на территории Адрес, отвечающее требованиям, установленным санитарными и техническими правилами и нормами, площадью не менее 28 квадратных метров. Дата судебным приставом - исполнителем Адрес отдела судебных приставов УФССП России по Адрес в Адрес ФИО3 по исполнительному производству № вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника - гражданина и пяти тысяч рублей с должника организации, что составляет 5 000 рублей за неисполнение должником исполнительного документа в 5-дневный срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. В своем постановлении судебный пристав - исполнитель ссылается на то, что доказательств, подтверждающих уважительность причин не исполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу - исполнителю должником не представлено, надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. Однако, имеются все основания для освобождения истца от исполнительского сбора. Согласно ст.Адрес от Дата № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Адрес» финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в в закона области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органами местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством. В соответствии с ч.2 ст.169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов составляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с положениями настоящего Кодекса и принимаемыми с соблюдением его требований законами субъектов РФ. В соответствии со ст.Адрес от Дата № 55 -ОЗ «О бюджетном процессе Адрес» проект областного бюджета и проект бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляются и утверждаются сроком на три года (на очередной финансовый год и плановый период). Адрес от Дата № 139-03 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 год» указанные финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий в соответствии с Адрес № 52- не предусмотрены. В соответствии с Адрес «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от Дата № 139-оз на исполнение судебных актов, вступивших в силу до Дата, по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения муниципальному образованию «Адрес» предусмотрено ........ рублей. Истцом был сделан запрос о возможности использования указанных денежных средств на судебные решения, вступившие в законную силу после Дата, однако ответ получен отрицательный в виду точного определения целевого назначения предусмотренных в текущем году средств иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета. Согласно ст.Адрес от Дата № 50-"О дополнительных гарантиях прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Адрес" финансирование ходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством. В соответствии со ст.5 ФЗ от Дата № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" значится, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в Федеральных государственных образовательных учреждениях, являются сходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Дата вступил в силу Адрес № 164-03 от Дата «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей-оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Адрес». Со дня вступления в силу настоящего Закона признаны утратившими силу Адрес от Дата N 50-03 "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Адрес". Адрес от Дата N 52-03 "О наделении органов сетного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми смещениями по договорам социального найма в Адрес". Расходные обязательства бюджета муниципального образования "Адрес" не содержат расходных обязательств по финансированию обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, свободным муниципальным жилищным фондом, администрация муниципального образования «Адрес» не располагает. Согласно п.4 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003г № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается. Федеральные законы, законы субъектов РФ не могут содержать положений определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов. Нецелевое использование средств бюджета муниципального образования "Адрес" является нарушением бюджетного законодательства РФ, нарушает права и законные интересы населения МО "Адрес", нарушает Положение ст.1 Протокола 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации, согласно которой каждое физическое или юридическое лицо имеет право на протяжение своей собственности и ни кто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Финансовое обеспечение предоставления жилых помещений детям сиротам является расходным обязательством Адрес за счет межбюджетных трансфертов, которые в бюджет МО "Адрес" не поступили, что является объективным непредотвратимым обстоятельством и непреодолимым препятствием, находящимся вне контроля администрации МО "Адрес" при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности какая требуется в целях надлежащего исполнения. В связи, с чем администрация МО "Адрес" были сделаны неоднократные запросы о выделении денежных средств на исполнение судебного решения: письмо в министерство социального развития, опеки и попечительства от Дата № № письмо в министерство социального развития, опеки и попечительства от Дата №№ письмо в министерство социального развития, опеки и попечительства от Дата № №, письмо в министерство социального развития, опеки и попечительства от Дата №№, письмо в министерство социального развития, опеки и попечительства от 28.02.2013г. № №, письмо Уполномоченному по правам ребенка в Адрес от Дата № №, письмо в Министерство имущественных отношений Адрес от Дата № №, письмо в Министерство финансов Адрес от Дата № №, письмо Комитета по финансам администрации МО "Адрес" от Дата № 45, письмо в Законодательное собрание Адрес от Дата № №, письмо в министерство финансов Адрес от Дата № №, письмо в Министерство социального развития, опеки и попечительства от Дата № №, письмо в Министерство имущественных отношений Адрес от Дата № № Получены ответы: копия ответа с Управления президента от Дата № №, копия ответа министерства социального развития, опеки и попечительства от Дата № №. Средства, поступившие на исполнение государственных полномочий, в соответствии с Адрес № 52-ОЗ в 2012 году использованы в полном объеме (копии отчетов об использовании межбюджетных трансфертов). Дата администрация МО "Адрес" обратилась в Заларинский районный суд Адрес с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. Между тем, истец, наделённый государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с Адрес от Дата № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Адрес», принявшая все зависящие от нее меры ля исполнения решения суда, до настоящего времени не обеспечена органами государственной власти Адрес необходимыми средствами для предоставления ФИО1 жилого помещения. Однако, несмотря на то, что администрацией МО "Адрес" до возбуждения исполнительного производства принимались меры для выполнения решения суда и в настоящее время принимаются все возможные действия к выполнению требования решения суда и то обстоятельство, что по данному делу администрация МО "Адрес" принимает соответствующие меры для надлежащего исполнения обязательств, судебный пристав исполнитель ФИО3 Дата без выяснения вины должника в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа вынесла постановление о взыскании с администрации муниципального образования «Адрес» исполнительского сбора и установила новый срок для исполнения требования исполнительного документа Дата Дата Заларинским районным судом Адрес вынесено определение о предоставлении отсрочки исполнения решения суда сроком до Дата Дата ФИО1 предоставлено жилое помещение по договору социального найма, расположенное по адресу: Адрес. Истец просит суд освободить муниципальное казенное учреждение «Администрацию муниципального образования «Адрес» от взыскания исполнительство сбора по исполнительному производству № возбужденного Дата на основании исполнительного листа № ВС № от Дата о предоставлении жилого помещения в пользу взыскателя ФИО1

 Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

 Представитель ответчика УФССП России по Адрес и третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны, возражений на иск не представили.

 Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.

 Исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.

 Судом установлено, что Дата судебным приставом-исполнителем Адрес отдела судебных приставов УФССП России по Адрес ФИО3 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере ........ рублей с муниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования «Адрес» за неисполнение в срок, установленный для добровольного исполнения, решения Заларинского районного суда Адрес по делу № 2-№, вступившего в законную силу Дата года, о предоставлении ФИО1 жилого помещения по договору социального найма на территории Адрес, отвечающее требованиям, установленным санитарными и техническими правилами и нормами.

 По правилам ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор взыскивается за неисполнение должником исполнительного документа по неуважительной причине.

 В соответствии с п.6 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник праве обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

 Оценивая причины неисполнения истцом исполнительного документа, суд полагает, что неисполнение вызвано уважительными причинами.

 Согласно ст.Адрес от Дата № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Адрес» финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органами местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством.

 В соответствии с ч.2 ст.169 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов составляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с положениями настоящего Кодекса и принимаемыми с соблюдением его требований законами субъектов РФ.

 В соответствии со ст.Адрес от Дата № -ОЗ «О бюджетном процессе Адрес» проект областного бюджета и проект бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляются и утверждаются сроком на три года (на очередной финансовый год и плановый период). Адрес от Дата № «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 год» указанные финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий в соответствии с Адрес № 52- не предусмотрены.

 В соответствии с Адрес «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от Дата № 139-ОЗ на исполнение судебных актов, вступивших в силу до Дата, по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения муниципальному образованию «Адрес» предусмотрено ........ рублей.

 Истцом был сделан запрос о возможности использования указанных денежных средств на судебные решения, вступившие в законную силу после Дата, однако ответ получен отрицательный в виду точного определения целевого назначения предусмотренных в текущем году средств иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета.

 Согласно ст.Адрес от Дата № 50-"О дополнительных гарантиях прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Адрес" финансирование ходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством.

 В соответствии со ст.5 ФЗ от Дата № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" значится, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в Федеральных государственных образовательных учреждениях, являются сходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

 Согласно Адрес № от Дата «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей-оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Адрес» утратил свою силу Адрес от Дата N 50-03 "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Адрес".

 Из письма муниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования «Адрес» № от Дата следует, что истец не располагает расходными обязательствами по финансированию обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, свободным муниципальным жилищным фондом.

 Согласно п.4 ст.18 Федерального закона от Дата № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается. Федеральные законы, законы субъектов РФ не могут содержать положений определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

 Нецелевое использование средств бюджета муниципального образования "Адрес" является нарушением бюджетного законодательства РФ, нарушает права и законные интересы населения МО "Адрес", нарушает Положение ст.1 Протокола 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации, согласно которой каждое физическое или юридическое лицо имеет право на протяжение своей собственности и ни кто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Финансовое обеспечение предоставления жилых помещений детям сиротам является расходным обязательством Адрес за счет межбюджетных трансфертов, которые в бюджет МО "Адрес" не поступили, что является объективным непредотвратимым обстоятельством и непреодолимым препятствием находящимся вне контроля администрации МО "Адрес" при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности какая требуется в целях надлежащего исполнения.

 В связи, с чем администрация МО "Адрес" были сделаны неоднократные запросы о выделении денежных средств на исполнение судебного решения (письмо в министерство социального развития, опеки и попечительства от Дата № № письмо в министерство социального развития, опеки и попечительства от Дата №№ письмо в министерство социального развития, опеки и попечительства от Дата № № письмо в министерство социального развития, опеки и попечительства от Дата №№, письмо в министерство социального развития, опеки и попечительства от 28.02.2013г. № № письмо Уполномоченному по правам ребенка в Адрес от Дата № №, письмо в Министерство имущественных отношений Адрес от Дата № № письмо в Министерство финансов Адрес от Дата № № письмо Комитета по финансам администрации МО "Адрес" от Дата № № письмо в Законодательное собрание Адрес от Дата № №, письмо в министерство финансов Адрес от Дата № №, письмо в Министерство социального развития, опеки и попечительства от Дата № № письмо в Министерство имущественных отношений Адрес от Дата № №).

 Средства, поступившие на исполнение государственных полномочий, в соответствии с Адрес № 52-ОЗ в 2012 году использованы в полном объеме (копии отчетов об использовании межбюджетных трансфертов).

 Дата администрация МО "Адрес" обратилась в Заларинский районный суд Адрес с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. Между тем, истец, наделённый государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с Адрес от Дата № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Адрес», принявшая все зависящие от нее меры ля исполнения решения суда, до настоящего времени не обеспечена органами государственной власти Адрес необходимыми средствами для предоставления ФИО4 жилого помещения.

 Согласно определению Заларинского районного суда Адрес от Дата истцу предоставлена отсрочка до Дата года.

 Дата ФИО1 предоставлено жилое помещение по договору социального найма, расположенное по адресу: Адрес, мкр. Солерудник, Адрес, что подтверждено письмом истца № от Дата года, распоряжением № от Дата года, актом приема-передачи от Дата года, постановлением № от Дата года, распиской ФИО1 от Дата года, договором социального найма жилого помещения № от Дата года.

 Таким образом, ФИО1 предоставлено жилое помещение по договору социального найма на территории Адрес, отвечающее требованиям, установленным санитарными и техническими правилами и нормами. При этом, длительное исполнение администрацией МО «Адрес» судебного решения вызвано уважительными причинами.

 При таких обстоятельствах, иск муниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования «Адрес» об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Исковое требование муниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования «Адрес» - удовлетворить.

 Освободить муниципальное казенное учреждение «Администрацию муниципального образования «Адрес» от взыскания исполнительство сбора по исполнительному производству № возбужденного Дата на основании исполнительного листа № ВС № от Дата о предоставлении жилого помещения в пользу взыскателя ФИО1

 Решение может быть обжаловано в Адрес областной суд через Октябрьский районный суд Адрес в течение месяца со дня изготовления полного текста решения, который будет изготовлен Дата в 17.00 часов.

 Судья Островских Я.В.