Дело № 2-316/2017РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2017 года с. Летняя Ставка
Туркменский районный суд Ставропольского края
в составе: председательствующего судьи Яроцкого А.Д..
при секретаре Миненко В.А.,
с участием:
помощника прокурора Туркменского района Ставропольского края Басовой Д.В.,
представителя ответчика главы Летнеставочного сельсовета Туркменского района Ставропольского края Шатского Ю.Н.,
представителя третьего лица администрации Туркменского муниципального района <адрес>Шаблиенко В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к администрации Летнеставочного сельсовета <адрес> о возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из правил землепользования и застройки муниципального образования Летнеставочного сельсовета»
установил:
Прокурор Туркменского района Ставропольского края в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Летнеставочного сельсовета Туркменского района Ставропольского края о возложении обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из правил землепользования и застройки муниципального образования Летнеставочного сельсовета», в котором указал, что прокуратурой Туркменского района Ставропольского края проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления градостроительного и земельного законодательства при предоставлении муниципальных услуг. Проверкой установлено, что на территории муниципального образования Летнеставочного сельсовета действуют Правила землепользования и застройки муниципального образования Летнеставочного сельсовета <адрес>, утвержденные Решением Совета Туркменского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 32 ГК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку. Для получения физическими и юридическими лицами информации о границах и содержании территориальных зон, перечне координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также о перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден, для получения информация применительно к конкретному земельному участку, о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении его строительных ограничениях, органы местного самоуправления вправе предоставлять муниципальную услугу в виде выдачи выписок из правил землепользования и застройки соответствующих муниципальных образований. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. На основании ч. 1 ст. 12 Закона № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Вместе с тем, по результатам осуществления мониторинга направленных на антикоррупционную экспертизу в прокуратуру района нормативных правовых актов и мониторинга официального сайта органа местного самоуправления, на котором размещен перечень действующих административных регламентов, установлено, что администрацией Летнеставочного сельсовета административный регламент представления муниципальной услуги «Выдача выписок из правил землепользования и застройки муниципального образования Летнеставочного сельсовета» не разработан и не утвержден. Непринятие органами местного самоуправления мер к разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги, принятие которого обусловлено Федеральным законодательством, нарушает положения п. 1 ч. 1 ст. 6, ч.1 ст. 12 Закона № 210-ФЗ и препятствует эффективной реализации полномочий в сфере земельных и градостроительных правоотношений, значительно снижает эффективность и результативность правового регулирования в указанной сфере, препятствует надлежащему исполнению муниципальной услуги и ущемляет права юридических и физических лиц. Поэтому просит обязать администрацию Летнеставочного сельсовета <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить в установленном законом порядке административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из правил землепользования и застройки муниципального образования Летнеставочного сельсовета».
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>Басова Д.В. просила суд удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и обязать администрацию Летнеставочного сельсовета <адрес> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить в установленном законом порядке административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из правил землепользования и застройки муниципального образования Летнеставочного сельсовета».
Представитель ответчика администрации Летнеставочного сельсовета <адрес>Шатский Ю.Н. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении искового заявления прокурора <адрес> по основаниям, изложенным в представленном им в судебное заседание письменном возражении
В представленном ответчиком возражении указано, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер. Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-кз «Об административно-территориальном устройстве <адрес>»: район <адрес> - территориальная единица, в границах территории которой расположены населенные пункты, экономически, территориально и административно связанные друг с другом; сельсовет - сельское поселение в границах территории района <адрес>, состоящее из одного или нескольких экономически и территориально связанных между собой сельских населенных пунктов и имеющее единый административный центр. В соответствии со статьями 45, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-кз «Устав (Основной Закон) <адрес>» местное самоуправление в <адрес> осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, предметы ведения местного самоуправления определяются федеральными законами. Статьей 6 Устава Туркменского муниципального района <адрес> определено, что местное самоуправление в муниципальном районе - форма осуществления населением муниципального района своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами <адрес>, самостоятельное и под свою ответственность решение населением муниципального района непосредственно и (или) через органы местного самоуправления муниципального района вопросов местного значения муниципального района, исходя из интересов населения муниципального района, с учетом исторических и иных местных традиций. Статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения городского, сельского поселения. Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории не отнесено к вопросам местного значения сельского поселения, что также не утверждено Уставом муниципального образования Летнеставочный сельсовет <адрес>. В силу требований ч. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 ст. 14 для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. Согласно п. 41 ч. 1 ст. 7 Устава Туркменского муниципального района <адрес> утверждение генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселений документации по планировке территории, отнесено к вопросам местного значения муниципального района. В соответствии с п. 3 порядка рассмотрения советом Туркменского муниципального района <адрес> проектов генеральных планов, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования сельских поселений <адрес> и изменений в них, утвержденного решением Совета Туркменского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, генеральные планы, правила землепользования и застройки, местные нормативы градостроительного проектирования сельских поселений <адрес> и изменения в них утверждаются решениями совета Туркменского муниципального района. Руководствуясь ч. 2 ст. 14 Устава Туркменского муниципального района <адрес>, администрация Летнеставочного сельсовета в порядке реализации правотворческой инициативы направила в Совет Туркменского муниципального района <адрес> (орган местного самоуправления к компетенции которого относится принятие соответствующего акта) проект решения Совета «Об утверждении правил землепользования и застройки селе Летняя <адрес>» (далее - проект решения Совета). Правила землепользования и застройки муниципального образования Летнеставочный сельсовет <адрес> были утверждены решением Совета Туркменского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (с внесенными изменениями от ДД.ММ.ГГГГ№) (далее - решение Совета). Статьей 22 Устава муниципального образования Летнеставочного сельсовета <адрес> определена структура органов местного самоуправления поселения, в которую входят представительный орган муниципального образования - Дума Летнеставочного сельсовета <адрес>, глава муниципального образования - глава Летнеставочного сельсовета <адрес>, местная администрация. Государственная система документированного обеспечения управления, ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело.» (далее - ГОСТ Р 7.0.8-2013) устанавливают основные и единые правила организации делопроизводства. ГОСТ Р 7.0.8-2013 трактует следующие понятия: управление документами - деятельность, обеспечивающая реализацию единой политики, стандартов по отношению к документарному фонду организации; официальный документ - документ, созданный организацией, должностным лицом или гражданином, оформленный в установленном порядке; автор документа - организация, должностное лицо или гражданин, создавший документ; подлинник документа - первый или единственный экземпляр документа; выписка из документа - копия части документа, заверенная в установленном порядке. Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ№-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» установлен порядок выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан. Согласно названного документа государственные и общественные предприятия, учреждения и организации выдают по заявлениям граждан копии документов, исходящих от этих предприятий, учреждений и организаций, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан. Копии документов выдаются на бланках предприятий, учреждений и организаций. Верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации. Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, учитывая, что правила землепользования и застройки муниципального образования Летнеставочный сельсовет <адрес> утверждены решением Совета Туркменского муниципального района <адрес>, предоставление администрацией Летнеставочного сельсовета муниципальной услуги «Выдача выписок из правил землепользования и застройки муниципального образования Летнеставочный сельсовет <адрес>» не представляется возможным, так как у администрации Летнеставочного сельсовета отсутствуют полномочия по заверению должным образом выписок из нормативного правового акта, органа местного самоуправления Туркменского муниципального района <адрес>. На основании вышеизложенного, администрация Летнеставочного сельсовета считает, что разработка и утверждение административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из правил землепользования и застройки муниципального образования Летнеставочный сельсовет <адрес>» относится к компетенции администрации Туркменского муниципального района <адрес>.
Представитель третьего лица – администрации Туркменского муниципального района <адрес>Шаблиенко В.И. поддержала доводы возражения представителя ответчика, пояснив, что Правила землепользования и застройки муниципального образования Летнеставочного сельсовета <адрес> утверждены решением Совета Туркменского муниципального района <адрес>. В связи с этим, по ее мнению, разработка и утверждение административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из правил землепользования и застройки муниципального образования Летнеставочного сельсовета <адрес>» относится к компетенции администрации Туркменского муниципального района <адрес> и муниципальная услуга по выдаче данных выписок должна осуществляться непосредственно администрацией Туркменского муниципального района <адрес>, а не администрацией Летнеставочного сельсовета <адрес>. В настоящее время в администрации Туркменского муниципального района <адрес> отсутствует соответствующий регламент по предоставлению муниципальной услуги по выдаче выписок из правил землепользования и застройки муниципальных образований <адрес>, в том числе муниципального образования Летнеставочного сельсовета». Такой регламент администрацией Туркменского муниципального района еще не разработан. В то же время никаких препятствий для разработки регламента Летнеставочным сельсоветом не имеется.
Суд, выслушав представителей заявителя, ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) муниципальная услуга - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
На основании ч. 1 ст. 12 Закона № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
На основании п.п. 1, 5 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов. Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 32 ГК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку. Для получения физическими и юридическими лицами информации о границах и содержании территориальных зон, перечне координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также о перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден, для получения информация применительно к конкретному земельному участку, о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении его строительных ограничениях, органы местного самоуправления вправе предоставлять муниципальную услугу в виде выдачи выписок из правил землепользования и застройки соответствующих муниципальных образований.
Из представленных в суд письменных доказательств, а также из пояснений сторон известно, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки соблюдения органом местного самоуправления – Летнеставочным сельсоветом <адрес> градостроительного и земельного законодательства при предоставлении муниципальных услуг установлено, что на территории муниципального образования Летнеставочного сельсовета действуют Правила землепользования и застройки муниципального образования Летнеставочного сельсовета <адрес>, утвержденные Решением Совета Туркменского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Вместе с тем, административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из правил землепользования и застройки муниципального образования Летнеставочного сельсовета» администрацией сельсовета <адрес> не разработан и не утвержден в установленном законом порядке.
Кроме того, в администрации Туркменского муниципального района <адрес> также отсутствует регламент предоставления муниципальной услуги о выдаче выписок из правил землепользования и застройки муниципальных образований <адрес>, что свидетельствует о нарушениях статей 6 и 12 Закона № 210-ФЗ.
Доводы ответчика о том, что разработка и утверждение административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из правил землепользования и застройки муниципального образования Летнеставочного сельсовета» относится только к компетенции администрации Туркменского муниципального района <адрес>, суд находит несостоятельными, так как не имеется никаких препятствий для разработки такого регламента в каждом сельсовете на территории <адрес>, так как, прежде всего, в каждом сельсовете имеется Правила землепользования и застройки каждого муниципального образования, в том числе имеется такой план и в Летнеставочном сельсовете <адрес>. То обстоятельство, что указанные Правила землепользования утверждены решением Совета Туркменского муниципального района <адрес> не означает, что муниципальное образование, в том числе и Летнеставочный сельсовет <адрес>, не могут принять необходимый регламент предоставления муниципальной услуги, в том числе предусмотреть в этом регламенте то обстоятельство, что утверждаться необходимые сведения будут администрацией Туркменского муниципального района.
В то же время в настоящее время ни в администрации Туркменского муниципального района <адрес>, ни в соответствующих сельсоветах необходимый административный регламент о предоставлении муниципальной услуги «Выдача выписок из правил землепользования и застройки муниципального образования Летнеставочного сельсовета отсутствует.
Суд считает, что выявленные прокуратурой <адрес> нарушения требований указанного Закона № 210-ФЗ, допущенные администрацией Летнеставочного сельсовета <адрес> указывают на ненадлежащее исполнение муниципальным органом своих обязанностей по предоставлению муниципальной услуги, что свою очередь ущемляет права физических и юридических лиц на получение информации о границах и содержании территориальных зон, перечне координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также о перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден, для получения информация применительно к конкретному земельному участку, о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении его строительных ограничениях и затрагивают права и законные интересы лиц, круг которых не определен.
Иск подан прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В силу указанного, иск прокурора <адрес> подлежит удовлетворению.
Кроме того, суд считает необходимым обязать ответчика разработать и утвердить в установленном законом порядке административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из правил землепользования и застройки муниципального образования Летнеставочного сельсовета» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок, по мнению суда, достаточен для исполнения администрацией Летнеставочного сельсовета <адрес> возложенного обязательства.
На основании п. 9 ст. 333.36 НК РФ, прокуроры по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образования освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
обязать администрацию Летнеставочного сельсовета <адрес> (ИНН 2622003392) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить в установленном законом порядке административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из правил землепользования и застройки муниципального образования Летнеставочного сельсовета».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Ставропольский краевой суд через Туркменский районный суд.
Судья подпись А.Д. Яроцкий
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-316/2017 Туркменского районного суда Ставропольского края.