Дело № 2-316/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2018 года с. Кармаскалы
Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Давыдова С.А.
при секретаре Машницкой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан к ФИО1 о взыскании субсидий,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства РБ обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании субсидий. В обоснование иска указано, что 14.05.2012 г. заключен кредитный договор <***> ИП ФИО1 и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» для закупки сельскохозяйственной техники (посевного комплекса «Agrator – 5400 М»), по которому ИП ФИО2 К(Ф)Х ФИО1 были получены денежные средства в размере 890 100 руб. сроком на 5 лет, с процентной ставкой 13% годовых. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ИП ФИО2 К(Ф)Х ФИО1 прекратил свою деятельность 20.01.2014 г. 28 апреля 2015 г. ИП ФИО2 К(Ф)Х ФИО1 обратился в Министерство сельского хозяйства РБ с заявлением на предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору от 14.05.2012 г. <***>. Ответчик не представил отчет о достижении значения целевых показателей результативности предоставления субсидии за 2015 г. Министерство сельского хозяйства РБ направило ответчику письменное требование от 03.08.2016 г. № НК-12-4408 о возврате средств в срок до 15 августа 2016 г. в бюджет РБ. Денежные средства ответчиком не возвращены. Министерство сельского хозяйства РБ просит взыскать с ФИО1 в бюджет РБ сумму субсидий в связи с не достижением целевых показателей в размере 152 400 руб.
Представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности от 11.01.2018 г., в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска, пояснил, что его уже привлекли к административной ответственности, назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб., который он оплатил, кроме того К(Ф)Х существует, он все передал сыну, денежные средства были направлены для закупки сельскохозяйственной техники (посевного комплекса «Agrator – 5400 М»).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г. № 1460 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», Правительства Республики Башкортостан от 27.02.2013 г. № 63 «Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (далее-постановление Правительства РБ от 27.02.2013 г. № 63) утвержден порядок предоставления и рассмотрения документов на предоставление субсидий из федерального бюджета Республики Башкортостан на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что 14.05.2012 г. заключен кредитный договор <***> ИП ФИО1 и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» для закупки сельскохозяйственной техники (посевного комплекса «Agrator – 5400 М»), по которому ИП ФИО2 К(Ф)Х ФИО1 были получены денежные средства в размере 890 100 руб. сроком на 5 лет, с процентной ставкой 13% годовых.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ИП ФИО2 К(Ф)Х ФИО1 прекратил свою деятельность 20.01.2014 г.
28 апреля 2015 г. ИП ФИО2 К(Ф)Х ФИО1 обратился в Министерство сельского хозяйства РБ с заявлением на предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору от 14.05.2012 г. <***>.
В заявлении на предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту (займу) ответчик своей подписью и печатью подтвердил, что в отношении него не принято решение суда об открытии конкурсного производства, и он не находится в процессе ликвидации.
В соответствии с п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять, в том числе:
- цели, условия и порядок предоставления субсидий;
- порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Между Министерством сельского хозяйства РБ и ФИО1 25.05.2015 г. заключено соглашение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам (займам) и кредитам (займам), полученным малыми формами хозяйствования (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хазяйство).
В соответствии с п. 2.1.3 соглашения, министерство просубсидировало процентные ставки ответчика за 2015 год в сумме 152 400 руб., в том числе из федерального бюджета в сумме – 144 811 руб. и бюджета РБ в сумме – 7 589 руб., что подтверждается платежными поручениями от 27.05.2015 г. № 279514, от 27.05.2015 г. № 114101.
В п. 1.3 соглашения указано, что получателем субсидии является крестьянское (фермерское) хозяйство».
П. 3.2 соглашения предусмотрена обязанность получателя субсидии, в случае недостижения показателей результативности предоставления субсидии, обеспечить возврат субсидии из расчета 1% размера полученной субсидии за каждый процентный пункт и (или) процент снижения показателей результативности предоставления субсидии.
Ответчик не предоставил отчет о достижении значения целевых показателей результативности предоставления субсидии за 2015 г. и более того, как следует из обстоятельств дела ФИО1 прекратил свою деятельность как ИП-ФИО2 КФХ 20.01.2014 г.
Таким образом, на момент подачи им заявки, ответчик не являлся и не мог являться лицом, имеющим право на получении субсидии.
В соответствии с п. 19 постановления Правительства РБ от 27.02.2013 г. № 63 получатель субсидии в течение 30 дней со дня получения письменного уведомления о возврате выделенных бюджетных средств обязан перечислить на лицевой счет Министерства указанную сумму средств.
Министерство сельского хозяйства РБ 03.08.2016 г. в адрес ФИО1 направило письменное требование о возврате средств в срок до 15.08.2016 г. в бюджет РБ.
Денежные средства ответчиком не возвращены, что ФИО1 не оспаривал в судебном заседании. Согласно п. 20 постановления Правительства РБ от 27.02.2013 г. № 63 ответственность за достоверность представленных в соответствии с п. 9 настоящего порядка документов, целевое использование кредитных ресурсов возлагается на получателя субсидии.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 1 статьи 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.
Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета.
Главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Учреждение как участник бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ним министерством задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определило необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Учитывая, что ФИО1 прекратил свою деятельность 20.01.2014 г., ответчик для получения субсидии представил в Министерство сельского хозяйства РБ недостоверную информацию, и не являлся субъектом,имеющим право на получение субсидии.
Постановлением Управления Федерального казначейства по РБ № 22-09/19 от 27.04.2017 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб., который ФИО1 оплачен 06.06.2017 г. (чек-ордер Баш. Отделения № 8598 филиал 562, операция 3078).
Расчет суммы субсидий подлежащей возврату судом проверен, признан верным.
Ответчик в нарушение ст. 56 ГПК Российской Федерации не представил суду доказательств, опровергающих исковые требования, и такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан к ФИО1 о взыскании субсидий являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 103 ГПК Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ФИО1 в доход государства подлежит взысканию сумма расходов на оплату госпошлины в размере 4 248 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан к ФИО1 о взыскании субсидий – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан сумму субсидий в размере 152 400 руб., в том числе по федеральному бюджету – 144 811 руб. и бюджету Республики Башкортостан – 7 589 руб.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину в размере 4 248 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ, путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья С.А. Давыдов