ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-316/2021 от 08.02.2021 Тобольского городского суда (Тюменская область)

№ 2-316/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Тобольск 08 февраля 2021 года

Тобольский городской суд Тюменской области

в составе: председательствующего судьи Свистельниковой Н.А.,

при секретаре Вафеевой З.Р.,

с участием прокурора Янсуфиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.о. Тобольского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Исток+» о возложении обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Тобольского межрайонного прокурора обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц с требованиями обязать ООО «Исток+» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять меры по предупреждению коррупции в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой в рамках надзорных мероприятий проведена проверка исполнения ООО «Исток+» законодательства о противодействии коррупции. В ходе ранее проведённой проверки установлено, что указанные требования ООО «Исток+» не соблюдаются, меры по предупреждению коррупции не принимаются. Обществом не были определены подразделения или должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не разработаны и не внедрены в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, не принят кодекс этики и служебного поведения работников организации, не разработаны и не приняты какие-либо иные меры по предупреждению коррупции. В целях устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ООО «Исток+» вынесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения вынесенного акта прокурорского реагирования директором общества утверждено Положение о мерах по предупреждению и противодействию коррупции, однако иные меры, направленные на реальное предупреждение коррупции, обществом не приняты. Анализ поступившего ответа от ДД.ММ.ГГГГ на указанное представление показал, что рассмотрение внесенного акта прокурорского реагирования носило формальный характер, надлежащая организация работы по профилактике и противодействию коррупции в обществе не налажена, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Исток+» внесено повторное представление об устранении нарушений закона. В частности, Обществом по-прежнему не были определены подразделения или должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не разработана и не утверждена антикоррупционная политики общества, включающая перечень конкретных мероприятий, планируемых к реализации в целях предупреждения и противодействия коррупции в зависимости от конкретных потребностей и возможностей организации, не определен порядок взаимодействия общества с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции. Согласно поступившему ответу от ДД.ММ.ГГГГ на указанное представление обществом в целях устранения выявленных нарушений приказом от ДД.ММ.ГГГГ назначено должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений. Антикоррупционная политика общества и порядок взаимодействия общества с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции, находятся в стадии разработки. Приказом генерального директора общества от ДД.ММ.ГГГГ в новой редакции утверждено Положение о противодействии коррупции, а также утверждено Положение о порядке информирования в случаях склонения к совершению коррупционных нарушений, Положение об антикоррупционной политике в организации с Порядком взаимодействия по вопросам противодействия коррупции с государственными органами, организациями, а также с гражданами и институтами гражданского общества. Вместе с тем, о настоящего времени ООО «Исток+» не введена в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартная антикоррупционная оговорка, не определена процедура информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и порядок рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации.

Прокурор в судебном заседании на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Исток+» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.

Заслушав прокурора, проверив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.6 ст.5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Согласно п.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается одними из основных принципов противодействия коррупции являются комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Согласно ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Как усматривается из представления Тобольской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений закона, в том числе нарушений ст.13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции». По поручению прокуратуры Тюменской области в отношении ООО «Исток+» проведена проверка соблюдения законодательства о недрах, в ходе которой выявлены нарушения, которые свидетельствуют о полном самоустранении Общества от выполнения обязанностей в сфере противодействия коррупции, о низком уровне знаний антикоррупционного законодательства, что создает условия для коррупционных проявлений и злоупотреблений со стороны должностных лиц Общества. Обществом не определены подразделения или должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не разработаны и не внедрены в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, не принят кодекс этики и служебного поведения работников организации, не разработаны и не приняты какие-либо иные меры по предупреждению коррупции (л.д.10-12).

Как следует из сообщения ООО «Исток+» от ДД.ММ.ГГГГ, исх. в ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Исток+» проведены следующие мероприятия: отчет по форме подготовлен и направлен в Департамент недропользования и экологии ДД.ММ.ГГГГ; разработано и утверждено Положение ООО «Исток+» о мерах по предупреждению и противодействию коррупции (л.д.13-14).

Приказом генерального директора от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о мерах по противодействию коррупции в ООО «Исток+» (л.д.16-24).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Исток+» межрайонной прокуратурой внесено повторное представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, поскольку анализ поступившего ответа от ДД.ММ.ГГГГ на представление от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что рассмотрение внесенного акта прокурорского реагирования носило формальный характер, надлежащая организация работы по профилактике и противодействию коррупции не налажена. Помимо разработки и утверждения Положения о мерах по предупреждению и противодействию коррупции в ООО «Исток+» иные меры, направленные на предупреждение коррупции, обществом не приняты, при этом нормы самого Положения требуют доработки и дополнений, а сама работа по профилактике коррупционных проявлений подлежит активизации. Не определены подразделения или должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не разработана и не утверждена антикоррупционная политика организации, включающая перечень конкретных мероприятий, планируемых к реализации в целях предупреждения и противодействия коррупции в зависимости от конкретных потребностей и возможностей организации, не определен порядок взаимодействия организации с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции. Изучение самого Положения показало, что при его разработке не учтены разработанные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации Методические рекомендации (л.д.25-27).

Согласно поступившему ответу от ДД.ММ.ГГГГ, исх. на представление от ДД.ММ.ГГГГ, Обществом в целях устранения выявленных нарушений приказом от ДД.ММ.ГГГГ назначено должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений. Антикоррупционная политика общества и порядок взаимодействия общества с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции, находятся в стадии разработки.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о мерах по предупреждению и противодействию коррупции в новой редакции от ДД.ММ.ГГГГ, а также утверждено Положение о порядке информирования о случаях склонения к совершению коррупционных нарушений, Положение об антикоррупционной политике в организации с Порядком взаимодействия по вопросам противодействия коррупции с государственными органами, организациями, а также с гражданами и институтами гражданского общества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32).

Доказательств того, что ответчиком введена в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартная антикоррупционная оговорка, определена процедура информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и порядок рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации, суду, как и Тобольской межрайонной прокуратуре, не представлено.

На основании изложенного, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Другие доказательства суду не представлены.

Руководствуясь ст.ст.12, 55, 56, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Исток+», ИНН , ОГРН , юридический адрес: <адрес>, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять меры по предупреждению коррупции в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно: определить процедуру информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и порядок рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации, ввести в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартную антикоррупционную оговорку.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.А. Свистельникова

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.