Дело №2-3171/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2016 года г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Устьянцевой-Мишневой О.О.,
при секретаре судебного заседания Самсоновой В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в своих интересах, а также интересах несовершеннолетней дочери ФИО2, к МО УФМС по Хабаровскому краю в г.Комсомольске-на-Амуре, УФМС России по Хабаровскому краю, об отказе в принятии документов о выплате единовременного пособия на обустройство участникам государственной программы по оказанию содействия в добровольном переселении в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, о признании права на получение пособия,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. (дата) истец, являясь нетрудоспособным выходцем из государства, образовавшегося в результате распада СССР, прошла процедуру постоянной регистрации и обратилась в МО УФМС России по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, предоставив пакет документов для получения паспорта гражданина Российской Федерации. Кроме того, 29.10.2015г. истцом в МО УФМС России по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре было подано заявление на русском языке по утвержденной УФМС форме о выплате ей единовременного пособия на обустройство («подъемных») порядок выплаты которых определен Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата), с приложением всех необходимых документов. Решением начальника МО УФМС России по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре от 23.12.2015г., истцу и ее несовершеннолетней дочери (члену семьи) ФИО2(дата) г.р. в получении гражданства Российской Федерации, а также в выплате единовременного пособия отказано, в связи с тем, что (дата) истцом в Консульском отделе Посольства России в Узбекистане получено Свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия по добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников и членов их семей, проживающих за рубежом и срок действия указанного свидетельства истек 01.01.2015г. в связи с тем, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации (№) от 14.06.2013г., за участниками Государственной программы, которым свидетельство было выдано до (дата) и членам их семей сохраняется право на получение государственных гарантий и социальной поддержки до 01.01.2015г. Считает данное решение незаконным. Просит суд: признать незаконным решение начальника МО УФМС России по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре от 23.12.2015г. Признатьза ФИО1 право на получение единовременного пособия на обустройство участникам государственной Программы по оказанию содействия в добровольном переселении в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. А отказ в оформлении гражданства Российской Федерации, а также отказ в оформлении документов для получения единовременного пособия является незаконным, т.к. ее вины в том, что разрешение было получено лишь (дата), нет. Просит суд признать за несовершеннолетней ФИО2(дата) г.р. (членом семьи ФИО1) право на получение единовременного пособия на обустройство участникам государственной Программы по оказанию содействия в добровольном переселении в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Заявитель ФИО1 в ходе судебного разбирательства настаивала на удовлетворении заявленных требований. Дополнительно суду пояснила, что по приезду сразу обратилась в УФМС. Сотрудник УФМС ФИО3, изучив ее свидетельство участника программы сказала, что программа для нее действует три года, поэтому у нее есть в запасе год для оформления всех необходимых документов по программе. Кроме того, она неоднократно приходила в УФМС, где ей говорили, что не хватает то одного документа, то другого.
Представитель истца ФИО4 настаивала на удовлетворении заявленных требований. Дополнительно суду пояснила, что программа рассчитана на три года, что четко указано в нормативных документах.
Представитель УФМС России по Хабаровскому краю в г.Комсомольске-на-Амуре – ФИО5 требования не признала. Суду пояснила следующее. Согласно п. 18 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной указом Президента от (дата)(№) участнику Государственной программы выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца сроком на три года. По истечении срока действия свидетельства соотечественник теряет статус участника Госпрограммы, а члены его семьи, указанные в свидетельстве, - статус членов семьи участника Государственной программы. Следует отметить, что согласно п. 15 Государственной программы соотечественник, принявший решение об участии в Государственной программе одновременно при подаче личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания для участия в Государственной программе подают в установленном порядке заявление о выдаче разрешения на временное проживание. По сведениям СПО «Мигрант» ФМС России ФИО1 в период с (дата) по (дата) находилась на территории Российской Федерации, имела миграционный учет по адресу: (адрес). Хабаровский край, как субъект Российской Федерации, выбранный заявителем, ФИО1 для постоянного проживания (указано в свидетельстве участника Госпрограммы) указанное лицо прибыло вместе с дочерью, ФИО2(дата) (имеется ввиду факт обращения для постановки на миграционный учет в (адрес)). Как участник Государственной программы ФИО1 зарегистрирована в УФМС России по Хабаровскому краю (дата). В соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. № 270 «О порядке осуществления выплаты пособия на обустройство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей» участникам Государственной программы и членам их семей, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории приоритетного заселения, пособие выплачивается в 2 этапа: а) первый этап -после прибытия на территорию приоритетного заселения и постановки на учет по месту пребывания (регистрации по месту пребывания либо регистрации по месту жительства; б) второй этап - по истечении 18 месяцев со дня постановки на учет по месту пребывания (регистрации по месту пребывания) либо регистрации по месту жительства на территории приоритетного заселения и фактического проживания на ней в течение указанного периода в качестве участника Государственной программы или члена его семьи. Согласно п.9 указанного Постановления Правительства Российской Федерации для получения пособия участник Госпрограммы подает в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту регистрации заявление о выплате ему и (или) членам его семьи пособия. В заявлении указываются реквизиты счета, открытого получателем пособия в кредитной организации. Вместе с заявлением представляется свидетельство участника Госпрограммы, документ, удостоверяющий личность участника Государственной программы и личность членов его семьи. Датой подачи заявления считается дата его регистрации в территориальном органе Федеральной миграционной службы по месту регистрации участника Государственной программы. ФИО1 обратилась в межрайонный отдел УФМС России по Хабаровскому краю в гор. Комсомольске-на-Амуре с заявлением о выплате пособия на обустройство (дата). При этом ФИО1 на этот момент было уже оформлено разрешение на временное проживание, по которому она проживала 8 месяцев. На основании Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» в целях повышения эффективности реализации Государственной программы и создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом было установлено, что свидетельства участников Государственной программы, выданные до (дата), действительны до (дата). За участниками Государственной программы, которым свидетельство выдано до (дата), и членам их семей, на период с (дата) до (дата) сохраняется право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной категории территории вселения и в объемах, установленных Государственной программой по состоянию на (дата). В результате позднего обращения с заявлением о выплате пособия на обустройство со стороны ФИО1 ей было отказано. На основании вышеизложенного, считают, что обжалуемое решение МО УФМС России по Хабаровскому краю в гор. Комсомольске-на-Амуре об отказе в принятии заявления и пакета документов о выплате единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия в добровольном переселении в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, о признании права на получение пособия на обустройство у ФИО1 принято в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в связи с чем, просит суд в удовлетворении заявления ФИО1 отказать.
Свидетель ФИО6 суду пояснила, что является старшей сестрой ФИО1 Они в (адрес) практически одновременно получили свидетельства участников программы переселения соотечественников, с разницей в несколько дней. Она со своей семьей сразу приехала в Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре. Практически одновременно с сестрой ФИО1 Поскольку у нее свидетельство пришло в негодность, она была вынуждена срочно поехать в г.Хабаровск, где ей заменили свидетельство, в котором сразу указали дату начала и окончания действия программы. Она ходила вместе с сестрой в УФМС, но сестре сотрудник УФМС ФИО3 сказала, что для ФИО1 программа заканчивается в конце 2015 года. Хотя она (свидетель) спрашивала, почему такая разница в ее свидетельстве и в свидетельстве ФИО1 На что ответа не получили.
Суд, выслушав пояснения истца, его представителя, представителя УФМС, заслушав свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему.
(дата) Консульским отделом Посольства России в Узбекистане ФИО1 было выдано Свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом с номером (№). Субъектом Российской Федерации, для постоянного места жительства истцу и ее несовершеннолетней дочери ФИО2 выбран Хабаровский край.
(дата) истец со своим несовершеннолетним ребенком ФИО2(дата) г.р. прибыли в г.Комсомольск-на-Амуре и (дата) были зарегистрированы в У. Р. по Хабаровскому краю, о чем имеется отметка о регистрации в Свидетельстве участника государственной программы.
В период с (дата) по (дата) истец со своей несовершеннолетней дочерью не могли осуществить переезд из Узбекистана в Хабаровский край по причине отсутствия денежных средств, т.к. согласно указанной Программе компенсация расходов за проезд, провоз багажа, уплату таможенных платежей (транспортные расходы) она могла получить только лишь после того, как осуществит переезд и выполнит ряд условий, а именно: истец и ее несовершеннолетняя дочь получат разрешение на временное проживание на территории Хабаровского края. По прибытии в г.Комсомольск-на-Амуре и регистрации в УФМС России по Хабаровскому краю.
По прибытии истец со всеми имеющимися документами обратилась в УФМС России по Хабаровскому краю для получения разрешения на временное проживание на территории Хабаровского края в г.Комсомольске-на-Амуре, которое рассмотрено решением УФМС России по Хабаровскому краю № 32 только лишь 16.01.2015г., согласно которому истцу и ее несовершеннолетней дочери, было выдано разрешение на временное проживание на территории Хабаровского края, т.е. уже по истечении срока действия Свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, выданного истцу 26.12.2012 г. В связи с чем воспользоваться своим правом на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной категории территории вселения и в объемах, установленных Государственной программой по состоянию на 30 декабря 2012 г., она и ее несовершеннолетняя дочь уже не могут.
С 20.03.2015 г. МО УФМС России по Хабаровскому краю в г.Комсомольске-на-Амуре истец с дочерью были зарегистрированы по месту жительства: (адрес). (дата) истцом было составлено заявление об отказе от гражданства Республики Узбекистан и принятии гражданства Российской Федерации. Данное заявление было заверено нотариусом нотариального округа г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края РФ ФИО7. (дата) была уплачена госпошлина в размере 3500 рублей для получения гражданства РФ и получения Российского паспорта. (дата) истец, являясь нетрудоспособным выходцем из государства, образовавшегося в результате распада СССР, прошла процедуру постоянной регистрации и обратилась в МО УФМС России по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, предоставив пакет документов для получения паспорта гражданина Российской Федерации, но (дата) ей был дан отрицательный ответ, как в получении гражданства РФ, получении Российского паспорта, а также в оформлении единовременного пособия.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации определены цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации.
Согласно вышеуказанной концепции, одной из целей государственной миграционной политики Российской Федерации, является стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации.
Основными принципами государственной миграционной политики Российской Федерации являются: а) обеспечение прав и свобод человека и гражданина; б) недопустимость любых форм дискриминации; в) соблюдение норм национального и международного права; г) гармонизация интересов личности, общества и государства; д) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества; е) защита национального рынка труда; ж) дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально- демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов; з) учет особенностей регионального развития; и) открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации государственной миграционной политики Российской Федерации; к) научная обоснованность принимаемых решений.
Более того, в соответствии с Государственной программой Хабаровского края "Оказание содействия добровольному переселению в Хабаровский край соотечественников, проживающих за рубежом", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края № 355-пр от 25 октября 2013 года, сроки и этапы реализации указанной программы определены в 2 этапа: 1 этап - с 2013 года по 2015 год, 2 этап - с 2016 года по 2020 год.
Одним из основных мероприятий по реализации указанной Программы является: оказание социальной и иных видов помощи участникам Программы.
Вместо оказания социальной и иных видов помощи участникам Программы, истцу и ее несовершеннолетней дочери предложено оформить вид на жительство, а уже в последующем оформить гражданство Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истец обратилась в УФМС России по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре в октябре 2014 года для оформления разрешения на временное проживание на территории Хабаровского края своевременно в период действия Свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Кроме того, с учетом того, что она как соотечественник, переселяющийся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном законом порядке включена в число участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и ФИО2(дата) г.р., признанная компетентным органом членом семьи и включенная в этом качестве в выданное свидетельство участника Государственной программы, также имеет право на получение за счет средств федерального бюджета пособия на обустройство, выплата которого не зависит от того, находятся ли такие лица в процессе переселения или нет, так как каких-либо исключений в реализации предусмотренного Государственной программой права на получение данного пособия, в том числе связанных с давностью въезда участника программы или членов его семьи на территорию РФ, длительностью их проживания в РФ, а также получением ими вида на жительство и т.п., Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и другие изданные в соответствии с ней нормативные правовые акты не содержат.
Согласно свидетельству участника программы серии (№), указана дата выдачи свидетельства (дата). Учитывая, что ФИО1 обратилась в МО УФМС России по Хабаровскому краю в г.Комсомольске-на-Амуре до истечения срока программы, суд полагает, что ее требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1, действующей в своих интересах, а также интересах несовершеннолетней дочери ФИО2, к МО УФМС по Хабаровскому краю в г.Комсомольске-на-Амуре, УФМС России по Хабаровскому краю об отказе в принятии документов о выплате единовременного пособия на обустройство участникам государственной программы по оказанию содействия в добровольном переселении в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, о признании права на получение пособия, - удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника МО УФМС России по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре от (дата).
Признать за ФИО1 право на получение единовременного пособия на обустройство участникам государственной Программы по оказанию содействия в добровольном переселении в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Признать за несовершеннолетней ФИО2(дата) г.р. (членом семьи ФИО1) право на получение единовременного пособия на обустройство участникам государственной Программы по оказанию содействия в добровольном переселении в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.
Судья О.О.Устьянцева-Мишнева