ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3171/2021УИД от 16.12.2021 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

№ 2-3171/2021 УИД: 58RS0018-01-2021-007261-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пенза 16 декабря 2021 года

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Лидина А.В.,

при секретаре Губиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению МЧС России по Пензенской области, ФИО2 о признании права собственности на маломерное судно,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с названным иском, указав, что 8 октября 2020 года между ним и ФИО2 был заключен договор купли-продажи, согласно которому он приобрел у ФИО2 катер марки Данные изъяты года выпуска, заводской номер Данные изъяты, заводской номер Данные изъяты, двигатель 230 л.с., являющийся маломерным судном.

При заключении договора ему был передан катер и все имеющие у продавца документы на это имущество, а именно: таможенный приходный ордер № ВБ-5483365, пассажирская таможенная декларация от 18 августа 2012 года, документ о права собственности на катер на английском языке, выданный уполномоченным органом США.

От ФИО2 ему стало известно, что после ввоза катера на территорию РФ и таможенного оформления он не регистрировал в установленном законом порядке за собой право собственности на маломерное судно в уполномоченном на то органе МЧС России в связи с тем, что фактически катер представлял собой только металлический корпус (металлический лом). Двигатель находился в нерабочем состоянии, судну требовался капитальный ремонт, а запчастей для его ремонта найти было невозможно. При этой причине ранее об этом судне не было сведений в Реестре маломерных судов РФ.

После приобретения катера им был произведен его капитальный ремонт и модернизация. Была произведена замена неработающего стационарного двигателя на подвесной мотор, установлена рубка, полностью заменены сгнившая палубная обшивка, напольное покрытие, все сидения, вся электропроводка, все рулевое управление и электроприборы, элементы декора, переделан транец, произведена полная покраска всего корпуса. От старого катера фактически остались только металлические борта и днище, в которых были устранены многочисленные течи. Таким образом, это имущество фактически является вновь созданным объектом недвижимости. В результатах проведенных им работ изменились и технические характеристики катера, а именно: максимальная мощность двигателя стала 200 л.с. вместо прежней 230 л.с.

27 июля 2021 года он обратился в ГУ МЧС России по Пензенской области с заявлением о государственной регистрации права собственности в реестре маломерных судов катера CRESTLINER Данные изъятыДанные изъяты года выпуска, заводской номер Данные изъяты

30 июля 2021 года ГУ МЧС России по Пензенской области ему было отказано в регистрации права собственности, поскольку в представленных им документах отсутствовали документы, необходимые для регистрации в реестре маломерных судов.

Согласно полученным им разъяснениям от 26 августа 2021 года им не были представлена эксплуатационная документация, в которой указаны тактико-технические характеристики судна, технический паспорт, документ, выданный органами, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов или иностранными классификационными органами, а также свидетельство, удостоверяющее исключение судна из реестра судов иностранного государства, или документ, подтверждающий факт обращения собственника в орган регистрации маломерного судна иностранного государства о снятии судна с учета.

Поскольку на момент приобретения в 2012 году ФИО2 катера действующими тогда Правилами государственной регистрации маломерных судов, утвержденных приказом МЧС РФ от 29 мая 2005 года № 500, не требовалось представлять свидетельство, удостоверяющее исключение судна из реестра судов иностранного государства или документ, подтверждающий факт обращения собственника в орган регистрации маломерного судна иностранного государства о снятии судна с учета, то такого документа у него не имелось.

5 августа 2021 года он направил запрос в орган государственной регистрации маломерного судна США о предоставлении сведений об исключении судна из реестра судов США или снятии судна с учета в реестре судов США. Однако по истечении 30 дней ответ не получен.

5 августа 2021 года в адрес продавца катера ФИО2 им было направлено требование о передаче в семидневный срок документов, свидетельствующих о государственной регистрации маломерного судна, а также об исключении судна из реестра судов США либо об обращении ФИО2 в иностранный орган предыдущей регистрации судна, на который не был получен ответ в течение 30 календарных дней. Однако до настоящего времени ответ на его обращение от ФИО2 не был получен.

В связи с этим 14 сентября 2021 года он повторно обратился в ГУ МЧС России по Пензенской области с заявлением о государственной регистрации права собственности в реестре маломерных судов катера CRESTLINER Данные изъятыДанные изъяты года выпуска, заводской номер Данные изъяты, дополнительно представив к ранее поданным документам техническое заключение на катер, документ, подтверждающий факт его обращения в орган регистрации маломерного судна США.

Однако, 14 сентября 2021 года ГУ МЧС России по Пензенской области ему было отказано в регистрации права собственности, поскольку с заявлением обратилось ненадлежащее лицо; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ о судне, не уполномочено распоряжаться правами на судно; правоустанавливающий документ о судне свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на судно.

Считает, что с учетом отсутствия спора о принадлежности спорного имущества и возникновении прав на него между ним и ФИО2, уклонении последнего от действий по осуществлении регистрации судна на свое имя, отсутствия сведений о нарушении чьих-либо прав и законных интересов вследствие пользования им катером, его требования являются законными и обоснованными.

Указывает, что спорное имущество на момент заключения договора купли-продажи между ним и ФИО2 фактически не являлось судном и не могло быть использовано для судоходства в виду того, что его состояние требовало проведения такого капитального ремонта, которое позволяет признать это судно после проведения ремонта вновь построенным, вновь созданным объектом недвижимости. Также от ФИО2 ему известно, что именно в виду технического состояния катера он не эксплуатировал его в качестве судна.

Полагает, что отсутствие сведений об исключении судна из реестра судов США или снятии судна с учета в реестре судов США не является препятствием для признания за ним права собственности. Это связано с тем, что установленная законом процедура вывоза и ввоза имущества, подлежащего таможенному оформлению, предусматривает проведения законности его перемещения через границу США и России. Перед обращением в суд с настоящим иском им были предприняты все исчерпывающие меры для устранения возникшего препятствия в регистрации маломерного судна, однако иного способа, кроме обращения в суд для признания за ним права собственности и государственной регистрации маломерного судна у него не имеется.

Просил признать за ним право собственности на маломерное судно – катер марки Данные изъятыДанные изъяты года выпуска, заводской номер Данные изъяты

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Главного управления МЧС России по Пензенской области ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном законом порядке.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о праве собственности Номер от 7 июля 2010 года на катер марки Данные изъяты, Данные изъяты года выпуска, заводской номер Номер , право собственности было зарегистрировано за Д.Б.К..

4 июля 2012 года ФИО2 приобрел указанный катер, что подтверждается счетом Номер , согласно которому стоимость катера VIN: Номер , составила 1 050 долларов США, комиссия 200 долларов США. Согласно таможенному приходному ордеру № Номер ФИО2 за таможенное оформление катера VIN: Номер полежало оплатить 44 896 рублей 68 копеек.

8 октября 2020 года между ФИО2, продавцом, и ФИО4, покупателем, был заключен договор купли-продажи катера, в соответствии с которым продавец продает, принадлежащее ему плавсредство – катер марки Данные изъяты, Данные изъяты года выпуска, заводской номер Данные изъяты,. Согласно указанного договора указанный объект имеет следующие габаритные размеры: длина -640, ширина -245, пассажировместимость катера составляет 5 человек. Сведения о регистрации указанного судна в договоре отсутствуют.

При этом, как следует из свидетельства о праве собственности, договора купли-продажи катера от 8 июня 2020 года указанный объект является лодкой, катером.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством РФ, под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать 20 метров и общее количество людей на котором не должно превышать 12 (ст. 3 КВВТ РФ, ст. 11.7 КоАП РФ, п. 3 ст. 7 КТМ РФ).

27 июля 2021 года ФИО1 обратился в ГУ МЧС России по Пензенской области с заявлением о государственной регисрации права собственности в реестре маломерных судов катера марки Данные изъятыДанные изъяты года выпуска, заводской номер Номер .

30 июля 2021 года ГУ МЧС России по Пензенской области ФИО1 был дан ответ на его обращение от 27 июля 2021 года, в котором указано, что в представленных им документах, а именно: таможенный приходный ордер № Номер , пассажирская таможенная декларация, договор купли-продажи б/н от 8 октября 2020 года с ФИО2, документы на иностранном языке (без перевода) отсутствуют документы, которые в соответствии с нормативно-правовыми актами необходимы для регистрации в реестре маломерных судов. Исходя из вышеизложенного и в соответствии с п. 35 Административного регламента, в приеме документов для государственной регистрации права собственности на маломерное судно марки Данные изъятыДанные изъяты года выпуска в реестре маломерных судов ему отказано.

5 августа 2021 года ФИО1 обратился в адрес ФИО2 с заявлением, в котором указал о необходимости ответчику предоставления документов, подтверждающих государственную регистрацию маломерного судна (право собственности на недвижимое имущество) на имя ответчика, а также свидетельство, удостоверяющее исключение судна из реестра судов иностранного государства, либо документ, подтверждающий факт его обращения собственника судна в иностранный орган предыдущей регистрации, на который не был получен ответ в течение 30 календарных дней.

Ответ на указанное обращение ФИО1 от ФИО2 не поступил.

5 августа 2021 года ФИО1 направил заявление в New York State Departament of Motor Vehicles, в котором просило предоставить ему свидетельство, удостоверяющее исключение вышеуказанного судна из реестра судов США (если оно было в нем зарегистрировано) либо предоставить сведения о регистрации данного катера в иных реестрах судов, приложив копию сертификата.

11 августа 2021 года ГУ МЧС России по Пензенской области ФИО1 сообщило, что в реестре маломерных судов Центра ГИМС ГУ МЧС России по Пензенской области катер марки Данные изъяты, Данные изъяты года выпуска, заводской номер Номер на его имя не зарегистрирован.

26 августа 2021 года ГУ МЧС России по Пензенской области в ответе № 152-17-6 на обращение ФИО1 привело перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по государственной регистрации судна в реестре маломерных судов в соответствии с п. 18, 19 административного регламента МЧС России, утвержденный Приказом МЧС России от 24 июня 2016 года № 339 «Об утверждении Административного регламента МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов». Указало, что Центр ГИМС не располагает данными наименования и местонахождения регистрирующего органа в США.

ФИО1 повторно обратился в ГУ МЧС России по Пензенской области с заявлением о государственной регистрации права собственности в реестре маломерных судов катерп марки Данные изъятыДанные изъяты года выпуска, заводской номер Данные изъяты.

14 сентября 2021 года ГУ МЧС России по Пензенской области направило в адрес ФИО1 уведомление Номер об отказе в предоставлении государственной услуги по государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов, ссылаясь на то, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ о судне, не уполномочено распоряжаться правами на судно; правоустанавливающий документ о судне свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на судно.

Государственная регистрация осуществляется в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом МЧС России от 24 июня 2016 года № 339 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инструкции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий» (далее – Административный регламент).

В соответствии с п. 18 Административного регламента перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению на бумажном носителе лично заявителем или в электронном виде, подписанные электронной подписью заявителя, включает:

заявление;

документ, удостоверяющий личность;

доверенность, подтверждающая полномочия на осуществление действий от имени заявителя, оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случаях, если заявитель не является собственником).

В силу п. 19 Административного регламента для государственной регистрации судна, в дополнение к документам, указанным в п. 18 Административного регламента также представляется заявителем:

документ, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает наличие, возникновение, переход прав на судно;

документ, подтверждающий категорию сложности района плавания;

свидетельство, удостоверяющее исключение судна из реестра судов иностранного государства, либо документ, подтверждающий факт обращения собственника судна в иностранный орган предыдущей регистрации, на который не был получен ответ в течение тридцати календарных дней (в случае, если судно ранее было зарегистрировано в иных реестрах судов);

копия приказа юридического лица о назначении лица, ответственного за эксплуатацию судна (для юридических лиц);

паспорт гражданина Российской Федерации или свидетельство о регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации по месту пребывания собственника(ов) (для физических лиц).

Согласно ст. 15 ГК РФ право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.

Из ст. 130 ГК РФ следует, что к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Из ч. 1 ст. 551 ГК РФ следует, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

В силу ст. 16 КВВТ РФ под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с п. 60 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» после передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании ст. 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.

Учитывая, что ФИО2 в установленном законом порядке не осуществил государственную регистрацию судна, он не мог распоряжаться маломерным судном, то есть продавать его кому-либо, в том числе ФИО1

Согласно п. 3 ст. 35 КВВТ РФ маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства от 18 сентября 2013 года № 820 «О государственном надзоре за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, об их классификации и освидетельствовании, о государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, классификации и освидетельствовании спортивных парусных судов, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждены Правила классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее-Правила).

В соответствии с п. 2 Правил Классификация и освидетельствование проводятся территориальными органами Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в составе территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и организациями, находящимися в ведении указанного Министерства (далее - органы классификации).

Из п. 3 Правил следует, что классификация и освидетельствование проводятся в соответствии с настоящими Правилами и техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», а также с техническими требованиями, предусмотренными в отношении маломерных судов правилами, издаваемыми в соответствии с п. 2 ст.24 КТМ РФ (далее - технические требования).

В п. 11 Правил указано, что для проведения классификации орган классификации осуществляет следующие действия:

а) рассматривает представленную документацию;

б) проводит освидетельствование (на берегу и на плаву), в процессе которого определяется соответствие конструкции корпуса и характеристик маломерного судна заявленной категории сложности района плавания и техническим требованиям, а также идентифицирует материалы корпуса маломерного судна и его элементов;

в) осуществляет проверку соответствия комплектности оборудования и снабжения маломерного судна техническим требованиям.

Порядок государственной регистрации судов в реестре маломерных судов определен Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденными приказом МЧС России от 24 июня 2016 года № 340 и Административным регламентом МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденным приказом МЧС России от 24 июня 2016 года № 339 (далее – Регламент).

В соответствии с Регламентом, заявителю необходимо представить документ, подтверждающий категорию сложности плавания. Для получения указанного документа, судно индивидуальной постройки, перед государственной регистрацией должно пройти классификацию, в соответствии с Правилами.

В п.п. 6 и 7 Правил предусмотрено, что собственник маломерного судна представляет в орган классификации заявление о проведении классификации, содержащее информацию о маломерном судне (наименование, номер, присвоенный при государственной регистрации), категория сложности района плавания (при наличии), проект маломерного судна (при наличии), наименование строителя, место и год постройки, заводской номер (при наличии), материал корпуса, тип двигателя маломерного судна и его характеристики (при наличии), а также прилагает к заявлению следующую документацию:

а) конструкторская и (или) построечная документация (на русском языке) (при наличии), конструкторская документация по изменениям, внесенным в конструкцию корпуса или двигателя маломерного судна (при наличии), а также расчеты прочности, остойчивости и непотопляемости (при наличии);

б) ранее выданные акты освидетельствований (при наличии);

в) документы, удостоверяющие личность собственника маломерного судна (его доверенного лица), являющегося физическим лицом, или документы, удостоверяющие государственную регистрацию юридического лица в соответствии с законодательством РФ;

г) доверенность, подтверждающая в установленном порядке полномочия представителя собственника маломерного судна (для доверенного лица);

д) судовой билет (при наличии);

е) классификационное свидетельство или сертификат соответствия (при наличии).

Для проведения первоначального освидетельствования собственник спортивного парусного судна (его доверенное лицо) обеспечивает подъем судна из воды и (или) спуск его на воду в согласованные с органом классификации сроки (п. 10 Правил).

Таким образом, проверяется исправность и работоспособность судовых технических средств, техническая документация на судно. Устанавливаются обязательные условия, нормы и технические требования по его грозоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, допускаемой высоты волны, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным оборудованием и средствами связи. Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте) или ином документе организации-изготовителя судна, дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). По результатам первоначального освидетельствования уполномоченной лицо организации по классификации составляет акт первоначального освидетельствования, в котором дает оценку, является ли предъявленное к освидетельствованию судно спортивным парусным, маломерным или прогулочным судном, и при положительном решении присваивает судну класс или категорию.

По результатам классификации орган ГИМС МЧС России подтверждает, что предъявленное к осмотру судно является маломерным судном, и относит его к одной из категорий сложности района плавания и выдает собственнику свидетельство о классификации маломерного судна.

Для непосредственного освидетельствования маломерного судна применяется Приказ МЧС от 18 октября 2012 года № 608 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Кроме того, вышеуказанные процедуры проводятся в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 026/2012, который закрепляет требования, предъявляемые к маломерным судам.

В материалах дела имеется копия проекта Номер переоборудования катера Данные изъяты.

Истец указывает, что после приобретения им катера марки Данные изъятыДанные изъяты года выпуска, заводской номер Номер , им фактически было произведено переоборудование указанного объекта.

Вместе с тем, доказательств соответствия указанного переоборудованного катера проекту Номер , а также требованиям, предъявляемым к маломерным судам, как и доводу истца о том, что спорное судно технически является вновь созданным, им в материалы дела не представлено. В ходе рассмотрения дела ФИО1 отказался ходатайствовать о назначении по делу судебной экспертизы для установления указанных фактов.

Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, оснований для удовлетворения иска ФИО1 к Главному управлению МЧС России по Пензенской области, ФИО2 о признании права собственности на маломерное судно – катер марки Данные изъятыДанные изъяты года выпуска, заводской номер Данные изъяты, не имеется.

Довод ФИО1 о том, что между ним и ФИО2 отсутствует спор о праве на указанное судно, не может являться единственным основанием для признания за истцом права собственности на судно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к Главному управлению МЧС России по Пензенской области, ФИО2 о признании права собственности на маломерное судно – катер марки Данные изъятыДанные изъяты года выпуска, заводской номер Данные изъяты оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный г. Пензы суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2021 года.

Судья А.В. Лидин