Дело № 2-3172/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Липецк 20 ноября 2017 г.
Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Коровкиной А.В.
при секретаре Губиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к МБУ «Ритуальные услуги» г. Липецка, ФИО7 о признании незаконным захоронения,
установил:
ФИО6 обратился в суд с указанным иском к МБУ «Ритуальные услуги» г. Липецка, ФИО7, ссылаясь на, что в июне 1999 г. администрацией старого Косыревского кладбища ему было выдано разрешение на захоронение (на два места) в могиле № его матери ФИО1, второе место после смерти предназначалось для него. Будучи лицом, ответственным за могилу, истец установил гранитный памятник, ограду, поминальный столик и скамейку. Ссылаясь на то, что 27 мая 2017 г. ответчик ФИО7 с согласия смотрителя кладбища произвел захоронение в указанную могилу своего отца ФИО2, доводящегося истцу сводным братом, истец просит обязать ответчиков восстановить в первоначальном состоянии могилу ФИО1, включая перезахоронение ФИО2
В судебном заседании ФИО6 заявленный иск поддержал.
Представители ответчика МБУ «Ритуальные услуги» г. Липецка ФИО8, ФИО9 иск не признали, в возражениях указывая, что требования истца являются необоснованными, так как подзахоронение в родственную могилу производилось на основании представленных ответчиком ФИО7 оригиналов свидетельств о смерти, в журнале регистраций истец ФИО6 как ответственное лицо за захоронение матери ФИО1 не указан.
Ответчик ФИО7 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения истца, представителей ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Из материалов дела следует, что 26 мая 2017 г. умер ФИО2, был похоронен на Косыревском кладбище рядом с могилой матери – ФИО1, умершей 16 июня 1999 г.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 25 Федерального закона N 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения.
Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области погребения и похоронного дела, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решением Липецкого городского Совета депутатов от 3 сентября 2009 г. N 1125 принято положение «Об организации ритуальных услуг и порядке деятельности общественных кладбищ в городе Липецке».
Согласно п.п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее – волеизъявление умершего) – пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме: о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию; о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела; быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими; быть подвергнутым кремации; о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.
Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ).
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 7 названного Федерального закона на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.
Согласно п.п. 1, 4 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.
В разработанном в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 12 января 1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Уставом города Липецка, СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», положении «Об организации ритуальных услуг и порядке деятельности общественных кладбищ в городе Липецке» (далее – Положение) приведены следующие термины:
надмогильные сооружения (надгробия) – памятные сооружения, устанавливаемые на могилах: памятники, стелы, обелиски, кресты и т.п.;
общественное кладбище – градостроительный комплекс или объект на территории города Липецка, содержащий места (территории) для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела;
родственная могила – могила, в которой уже захоронен родственник умершего;
семейные (родовые) захоронения – участки земли на общественных кладбищах, предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и Липецкой области для семейных (родовых) захоронений;
участок для захоронения – территория общественного кладбища, предназначенная для размещения на ней могилы либо семейного (родового) захоронения.
Как следует из п. 3.5.1. Положения, на закрытых общественных кладбищах (существующее на территории города Липецка общественное кладбище – Косыревское кладбище является закрытым) запрещено производить захоронения, за исключением захоронений в родственные могилы и семейные (родовые) захоронения.
Согласно п. 4.8. Положения каждое захоронение регистрируется МУ «Управление главного смотрителя города Липецка» в книге регистрации захоронений. Книга регистрации захоронений является документом строгой отчетности и подлежит передаче на постоянное хранение в установленном законом порядке. На основании регистрационной записи родственнику умершего (или иному лицу, взявшему на себя обязанности по погребению умершего) выдается удостоверение, содержащее фамилию, имя, отчество умершего, дату смерти, номер свидетельства о смерти, дату захоронения, наименование кладбища, номера сектора и участка (могилы).
В соответствии с п. 4.9. Положения погребение в родственную могилу производится на основании разрешения, выданного МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка».
Разрешение выдается при наличии у родственника умершего (или лица, взявшего на себя обязанности по погребению умершего) следующих документов:
- свидетельства о смерти;
- подлинного свидетельства о смерти лица, захороненного в родственной могиле, либо удостоверения, указанного в пункте 4.8 настоящего Положения;
- подтверждающих факт родственных отношений между умершим и лицом, захороненным в родственной могиле.
Использование родственной могилы для повторного погребения допускается по истечении полного периода минерализации (более 15 лет после погребения).
До истечения периода полной минерализации допускается производить погребение тел (останков) умерших на участках в пределах оград родственных могил вплотную к ранее погребенному без увеличения размеров существующего захоронения.
Согласно постановлению администрации города Липецка от 31 октября 2013 г. N 2501 полномочия по выполнению функций по содержанию мест захоронения, по осуществлению контрольно-распорядительных мероприятий при захоронении умерших (погибших) на кладбищах города Липецка с 10 января 2014 г. от муниципального учреждения «Управление главного смотрителя г. Липецка» (ФИО3) переданы муниципальному бюджетному учреждению «Ритуальные услуги г. Липецка» (ФИО4).
26 мая 2017 г. в МБУ «Ритуальные услуги г. Липецка» поступило заявление ответчика ФИО7 о разрешении на подзахоронение его умершего отца ФИО2 «в ограду на свободное место», где ранее захоронена его умершая ДД.ММ.ГГГГ бабушка ФИО1 – на секторе №, ряд №, место №.
Ответчиком МБУ «Ритуальные услуги г. Липецка» представлены суду заверенные копии приложенных к заявлению ФИО7 свидетельства о смерти ФИО2, свидетельства о смерти лица, захороненного ранее, – ФИО1 свидетельства о рождении ФИО2, паспорта ФИО7
На основании указанных свидетельств о смерти родственников (умершего 26 мая 2017 г. ФИО2 и умершей 16 июня 1999 г. его матери ФИО1), свидетельства о рождении ФИО2, подтверждающего, что он является сыном ФИО1, заявления сына ФИО2 и внука ФИО1 – ФИО7 смотрителем кладбища ФИО5 26 мая 2017 г. дано заключение о разрешении «подзахоронения в ограду на свободное место №» – ФИО2
Поскольку волеизъявление умершего ФИО2 о погребении неизвестно, то в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» право на разрешение действий по его погребению рядом с ранее умершей матерью ФИО1 имеет сын умершего – ФИО7
Процедура получения разрешения на захоронение в соответствии с требованиями Положения «Об организации ритуальных услуг и порядке деятельности общественных кладбищ в городе Липецке» не нарушена. Самовольное погребение не допущено.
Никем из сторон не оспаривалось, что захоронение умершего ФИО2 произведено на участке в пределах ограды родственной могилы ранее погребенной его матери ФИО1
Установлено и истцом не оспаривалось, что им удостоверение о захоронении его матери ФИО1 (документа, содержащего сведения о захоронении и лице, ответственном за место захоронения, и подтверждающего его право дальнейшего использования места захоронения) не получалось. Истец в судебном заседании признавал, что не обращался в МБУ «Ритуальные услуги г. Липецка» с заявлением о признании его ответственным за спорное место захоронения и получении удостоверения ответственного за захоронение.
Несогласие истца с захоронением его умершего сводного брата в пределах ограды родственной могилы рядом с ранее погребенной их умершей матерью не может служить основанием к удовлетворению заявленных требований, поскольку законом установлен соответствующий основам нравственности принцип достойного отношения к умершим, при этом возможность эксгумации останков захороненных ранее лиц и их последующего перезахоронения в другое место действующим законодательством строго ограничена и в данном конкретном случае не предусмотрена, а заявленные требования касаются именно перезахоронения ФИО2 и восстановления места захоронения ФИО1 в первоначальное состояние.
Согласно СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» эксгумация и перезахоронение останков умерших производится в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.
Соответствующие случаи перезахоронения предусмотрены статьей 4 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и статьей 22 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (при обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших).
Доказательств тому, что на участке с могилой ФИО1 имеются какие-либо нарушения (повреждения), истцом суду не представлено. Напротив, из объяснений истца следует, что намогильное сооружение (надгробие) на месте захоронения ФИО1, могильная ограда имеются.
На основании изложенного, требования истца о перезахоронении ФИО2, восстановлении в первоначальном состоянии могилы ФИО1 не подлежат удовлетворению.
Доводы истца о том, что в 1999 г. администрацией Косыревского кладбища ему было выдано разрешение на захоронение (на два места) в могиле № его матери ФИО1, и второе место после смерти предназначалось для него, ничем не подтверждены. Более того, приведенные выше нормы права, регулирующие отношения, связанные с погребением умерших в городе Липецке, не предусматривают возможности резервации земельных участков родственниками умершего рядом с местом родственного захоронения.
Само по себе захоронение умершего 26 мая 2017 г. ФИО2 на свободное место рядом с могилой ранее умершей матери ФИО1 в пределах одной ограды не препятствует истцу посещать могилу матери и осуществлять за ней уход.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска ФИО6 к МБУ «Ритуальные услуги» г. Липецка, ФИО7 о перезахоронении ФИО2, восстановлении в первоначальном состоянии могилы ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 27 ноября 2017 г.