ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3172/18 от 26.07.2018 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2018 года г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Бадмаевой А.А., с участием истицы Мурзиной И.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мурзиной И. К. к ООО «Авиакомпания Победа» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд, истица Мурзина И.К. просит взыскать с ООО «Авиакомпания Победа» денежные средства в размере 6000 рублей, уплаченные за услугу сопровождающего, пени в размере 3 % цены услуги, то есть 180 рублей за каждый день просрочки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Исковые требования были увеличены. Истица Мурзина И.К. просит признать недействительными условия договора перевозки в части взимания полной стоимости тарифа за перелет ребенка <данные изъяты>, взимании сбора за сопровождение ребенка в сумме 6000 рублей, взимании комиссии за обработку платежа в размере 839 рублей 92 копейки, комиссии за обработку платежа в размере 379 рублей 92 копейки. Взыскать с ООО «Авиакомпания Победа» 4249 рублей 50 копеек за приобретение авиабилета на несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по внутреннему направлению на ДД.ММ.ГГГГ<адрес> код бронирования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика 4749 рублей 50 копеек за приобретение авиабилета на несовершеннолетнего ребенка Мурзина ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по внутреннему направлению на ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, код бронирования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика 6 000 рублей - сбор за сопровождение ребенка, 839 рублей 92 копейки комиссию за обработку платежа по коду бронирования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, 379 рублей 92 копейки комиссию за обработку платежа по коду бронирования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, пени нарушение срока возврата суммы за услугу «<данные изъяты>» в размере 3% цены услуги сопровождение ребенка, то есть 180 рублей за каждый день просрочки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судебного решения, пени за нарушение срока возврата уплаченной суммы 50% от стоимости билета в размере 3%, то есть 269 рублей 97 копеек, за каждый день просрочки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судебного решения, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, штраф в порядке, предусмотренном п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истица приобрела несовершеннолетнему ребенку ФИО1. билет на рейс <адрес> (на ДД.ММ.ГГГГ) и обратно (на ДД.ММ.ГГГГ). По правилам авиакомпании, лицам до <данные изъяты> летящим без родителей требуется сопровождающий. Данная услуга стоит 3000 рублей в одну сторону. ДД.ММ.ГГГГ истица приобрела себе билет на те же рейсы, что и у ребенка и необходимость в услуге сопровождающего отпала. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с претензией на электронный адрес авиакомпании с требованием вернуть денежные средства за услугу сопровождающего. Согласно поступившего ответа по правилам Авиакомпании, возврат денежных средств за ранее добавленные услуги, а также услуги, которыми пассажир не воспользовался, невозможен. По факту услуга не была оказана, авиакомпания никаких расходов не понесла. Поскольку ответчик в названный срок заявленное требование не удовлетворил, то в соответствии с требованиями п. 3 ст.31 и п.5 ст. 28 Закона он должен уплатить пени в размере 3% цены услуги, то есть 180 рублей, за каждый день просрочки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судебного решения. Отказ ответчика удовлетворить законные, обоснованные и справедливые требования причинили истице нравственные страдания, компенсацию морального вреда которых она оценивает в 10000 рублей.

В судебном заседании Мурзина И.К. суду пояснила, что правила авиакомпании не соответствуют закону и ухудшают уровень обслуживания пассажиров. В соответствии с п. 48 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ установленные законодательством Российской Федерации льготы при перевозке детей в возрасте до <данные изъяты>, перевозимых в сопровождении совершеннолетнего пассажира, распространяются на нормальные и специальные пассажирские тарифы соответствующего класса обслуживания. На основании п.1 ч.2 ст. 106 ВК РФ пассажир воздушного судна имеет право проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленными перевозчиком правил воздушных перевозок. Согласно ч. 3 ст. 106 ВК РФ порядок предоставления пассажирам воздушных судов услуг и льгот устанавливается федеральными авиационными правилами. При этом, согласно п. 106 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» - другие следующие с пассажиром дети в возрасте до двух лет, а также дети от двух до двенадцати лет перевозятся со скидкой в размере пятидесяти процентов от нормального или специального тарифа, если отсутствуют особые условия применения специального тарифа, с представлением им отдельных мест. В соответствии с ч. 2 ст. 102 ВК РФ перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров. Однако со стороны ответчика не был принят во внимание тот факт, что несовершеннолетнему ребенку 10 лет, и в расчет при приобретении вышеуказанных авиабилетов была применена 100% стоимость, а не 50% скидка от нормального или специального тарифа. Таким образом, ООО «Авиакомпания «Победа» самостоятельно отменила льготы. Согласно информации с официального сайта и правил авиакомпании <данные изъяты>, при регистрации на рейс необходимо заполнить заявление на перевозку несопровождаемого ребенка и заявку, в которых указываются все данные на ребенка, данные отправляющей стороны, и данные принимающей стороны. Истице не было предложено заполнить данные документы. Отсутствие данных документы подтверждает тот факт, что ответчик не пытался выполнить оплаченную услугу. Услуга не была оказана и ответчик никаких расходов не понес. Более того, ответчик в своих возражениях на исковые требования не опровергает факт не оказания услуги, а только утверждает, что услуга не подлежит возврату. Просила требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Авиакомпания Победа» Мороз М.А. в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о рассмотрении дела, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие, направил возражения на исковое заявление, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав доводы истца, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцом на сайте <данные изъяты> были забронированы и оплачены билеты на несовершеннолетнего ФИО1 билет на рейс <адрес> (на ДД.ММ.ГГГГ) и обратно (на ДД.ММ.ГГГГ), код бронирования <данные изъяты>.

В связи с тем, что ребенок не достиг возраста <данные изъяты> лет, истицей была оформлена дополнительная услуга «несопровождаемый ребенок», стоимость которой составила 6000 рублей.

На сайте ответчика, посредством которого истцом были приобретены авиабилеты, размещен текст публичной оферты, являющейся официальным договором, заключенным между потребителями и ООО «Авиакомпания Победа».

ДД.ММ.ГГГГ истица приобрела билет на те же рейсы, что и у ребенка и необходимость в услуги сопровождающего отпала.

ДД.ММ.ГГГГМурзина И.К. обратилась с претензией на электронный адрес авиакомпании с требованием вернуть денежные средства за услугу сопровождающего. В этот же день поступил ответ от специалиста по работе с клиентами о том, что по правилам Авиакомпании возврат денежных средств за ранее добавленные услуги, а также услуги, которыми пассажир не воспользовался, невозможен.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

Последствия нарушения условий договоров воздушной перевозки пассажиров установлены в соответствии с положениями ст. 39 Закона РФ «О защите прав потребителей» нормами специального законодательства, в том числе Воздушным кодексом РФ и Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденным Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 102 Воздушного Кодекса РФ перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

В соответствии с п. 105 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 82, несопровождаемые дети в возрасте от двух до двенадцати лет могут перевозиться под наблюдением перевозчика только после оформления родителями, усыновителями, опекунами или попечителями в соответствии с правилами перевозчика письменного заявления на перевозку сопровождаемого ребенка. По просьбе родителей, усыновителей, опекунов или попечителей перевозка под наблюдением перевозчика может распространяться на детей в возрасте до шестнадцати лет.

Кроме того, согласно Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов перевозчика - ООО «Авиакомпания Победа» несопровождаемые дети принимаются к перевозке только после заполнения и подписания родителями, опекунами или родственниками, попечителями соглашения на перевозку несопровождаемого ребенка.

На официальном сайте ответчика, указаны особые правила, которые действуют в отношении несопровождаемых детей. Для большего комфорта несопровождаемых детей предлагаются особые условия: 1. Работник авиакомпании или обслуживающий агент оказывает содействие ребенку в доставке багажа на борт самолета; 2. Несопровождаемый ребенок приглашается на посадку первым, до посадки остальных пассажиров; 3. После вылета рейса агент оперативно информирует родителей о посадке ребенка на борт; 4. После посадки самолета на борт поднимается агент для принятия несопровождаемого ребенка и помогает ему при прохождении послеполетных формальностей в аэропорту, в том числе с доставкой багажа до момента передачи встречающему лицу; 5. Во время полета экипаж оказывает особое внимание несопровождаемому ребенку. Специально закрепленный за ребенком бортпроводник во всем помогает маленькому пассажиру; 6. Если ребенок путешествует транзитом, в зоне транзита агент обеспечит предоставление заранее заказанного и оплаченного питания.

Оформление услуги производится в кассе аэропорта или в колл-центре авиакомпании «Победа». Новая услуга оплачивается в соответствии с установленным тарифом — 3 000 рублей за сегмент. В процессе регистрации на рейс родители должны заполнить и подписать Заявление на перевозку несопровождаемого ребенка и Заявку на несопровождаемого ребенка. Кроме того, необходимы следующие документы: документ, удостоверяющий личность заявителя; документ, удостоверяющий взаимоотношения ребенка и заявителя; загранпаспорт ребенка с визой; нотариально оформленное согласие на выезд ребенка от одного из родителей, опекунов, усыновителей или попечителей, с указанием срока выезда и страны (или нескольких стран), которую ребенок намерен посетить (при международной перевозке).

Доводы ответчика о том, что дополнительная услуга, приобретенная истцом на ДД.ММ.ГГГГ согласно тарифу не подлежит возврату, в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа не могут быть приняты во внимание судом, ввиду следующего.

Согласно преамбуле Закона РФ "О защите прав потребителей" настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Поскольку истцом был приобретен авиабилет для личных нужд, то к отношениям между истцом и ответчиком подлежат применению нормы вышеназванного закона.

С учетом вышеуказанных норм закона и в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывать факт оказания услуги по общему правилу распределения обязанностей по доказыванию возлагается на исполнителя, в данном случае указанная обязанность возложена на ответчика.

При заключении договора и взимании платы за услугу «несопровождаемый ребенок» Мурзиной И.К. не было предложено в соответствии с Правила авиакомпании оформить заявление на перевозку несопровождаемого ребенка и заявку на несопровождаемого ребенка.

Поскольку в материалы дела соглашение на перевозку несовершеннолетнего ФИО1 не представлено, как и доказательства исполнения ответчиком фактически оплаченной истцом дополнительной услуги «несопровождаемый ребенок», требования истца о взыскании денежных средств в размере 6000 рублей, уплаченных за указанную услугу подлежат удовлетворению.

Требования о возврате денежных средств, оплаченных за дополнительную услугу «несопровождаемый ребенок» были предъявлены Мурзиной И.К.ДД.ММ.ГГГГ посредством обращения на официальный сайт авиакомпании до даты вылета. Ответчиком в возврате денежных средств истице было отказано.

Поскольку Мурзина И.К., как потребитель, была вправе отказаться от дополнительной услуги по правилам ст. 32 Федерального Закона "О защите прав потребителей", ответчик был обязан в 10-дневный срок с момента предъявления требования о возврате оплаченных за дополнительную услугу средств вернуть денежные средства в сумме 6000 рублей истице.

В соответствии с правилами ст. ст. 31 и п. 5 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей", в соответствии с которыми требования потребителя о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги).

Согласно абзацу 4 пункта 5 статьи 28 Закона о защите прав потребителей сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Представленный истицей расчет неустойки является правильным. Вместе с тем, подлежащей взысканию в пользу Мурзиной И.К. по правилам абзаца 4 пункта 5 статьи 28 Закона о защите прав потребителей суд находит неустойку за нарушение сроков возврата денежных средств, оплаченных за дополнительную услуг «несопровождаемый ребенок», в размере 6000 рублей.

Истицей также заявлено требование о признании недействительным условия договора перевозки в части взимания сбора за сопровождение ребенка в сумме 6000 рублей. При этом в судебном заседании Мурзина И.К. пояснила, что на недействительности данного условия она не настаивает, просит восстановить ее права путем возврата средств, оплаченных за не оказанную ответчиком услугу.

Поскольку отказ от требований в указанной части в порядке, установленном ГПК РФ, заявлен стороной истца и принят судом не был, суд считает необходимым разрешить требование по существу, отказав в его удовлетворении ввиду недоказанности несоответствия данного условия требованиям действующего законодательства.

Разрешая требования в части взыскания половины стоимости авиабилета на ребенка, оплаченного без учета скидки в размере 50%, в размере 4249 рублей 50 копеек в одном направлении и 4749 рублей 50 копеек в обратном направлении, прихожу к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете.

Пунктом 1 ст. 784 ГК РФ установлено, что перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки.

Пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

На основании п.1 ч.2 ст. 106 ВК РФ пассажир воздушного судна имеет право проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленными перевозчиком правил воздушных перевозок.

Согласно ч. 3 ст. 106 ВК РФ порядок предоставления пассажирам воздушных судов услуг и льгот устанавливается федеральными авиационными правилами.

При этом, согласно п. 106 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» - другие следующие с пассажиром дети в возрасте до двух лет, а также дети от двух до двенадцати лет перевозятся со скидкой в размере пятидесяти процентов от нормального или специального тарифа, если отсутствуют особые условия применения специального тарифа, с представлением им отдельных мест.

В соответствии с ч. 2 ст. 102 ВК РФ перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров.

В соответствии с п. 48 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ — установленные законодательством Российской Федерации льготы при перевозке детей в возрасте до <данные изъяты> лет, перевозимых в сопровождении совершеннолетнего пассажира, распространяются на нормальные и специальные пассажирские тарифы соответствующего класса обслуживания.

Согласно п. 1.9 Правил применения невозвратных тарифов Авиакомпании «Победа», опубликованных на официальном сайте, установлены особые условия применения невозвратного тарифа – скидка от тарифа на перевозку детей в возрасте от 2 до 12 лет не применяется.

Из представленных авиабилетов следует, что Мурзина И.К. приобрела невозвратный тариф, соответственно 50% скидка от нормального или специального тарифа при наличии особого условия применения специального тарифа, применению не подлежала.

Заявленные требования в указанной части подлежат отклонению, равно как и требования о признании условия договора воздушной перевозки в части не применения 50% скидки на авиабилет для ребенка, не достигшего возраста 12 лет.

Системное толкование вышеназванных норм свидетельствует, что 50% скидка подлежит применению только при отсутствии особых условий применения специального тарифа.

Мурзина И.К. была ознакомлена с размещенными на официальном сайте ответчика особыми правилами, которые действуют в отношении несопровождаемых детей, согласилась с ними, произведя оплату по договору. Условия договора перевозки, неотъемлемой частью которых являются Правила перевозки авиакомпании «Победа», соответствуют действующему законодательству. Доводы стороны истца о том, что правила авиакомпании «Победа» противоречат положениям Воздушного Кодекса и Федеральным авиационным правилам основаны не неверном понимании закона.

Поскольку требования в части взыскания половины стоимости авиабилета на ребенка, оплаченного без учета скидки в размере 50% судом признаны необоснованными, подлежат отклонению также и требования о взыскании неустойки (пени) за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда.

Разрешая требования в части признания недействительными условий договора перевозки в части взимания комиссии за обработку платежа и требований о взыскании 839 рублей 92 копейки - комиссии за обработку платежа по коду бронирования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и 379 рублей 92 копейки - комиссии за обработку платежа по коду бронирования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, суд также находит их подлежащими отклонению, поскольку доказательств того, что данная комиссия взималась непосредственно Авиакомпанией «Победа» материалы дела не содержат. Взимание комиссии за обработку платежа осуществляется организацией (оператором), через которого производится оплата в зависимости от выбора способа оплаты договора воздушной перевозки. При этом суд принимает во внимание, что стоимость перевозки не изменялась.

Так, согласно Тарифов Авиакомпании «Победа» и договора интернет-эквайринга от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты>» предусмотрен агентский сбор за проведение операции по обработке платежа при оплате стоимости авиабилета банковской картой.

Данное условие договора требованиям действующего законодательства не противоречит, оснований для признания его недействительным у суда не имеется. В соответствии с Правилами Авиакомпании, размещенными на официальном сайте, в разделе «способы оплаты» указано, что при оплате банковской картой взимается комиссия за обработку платежа в размере 2 %. Стоимость перевозки не изменяется.

Указанная информация до потребителя Мурзиной И.В. была доведена посредством размещения на общедоступном сайте авиакомпании, последняя согласилась с данными условиями. В случае несогласия с ними, могла избрать иной способ оплаты.

Таким образом, оснований для признания недействительным условия о взимании комиссии за обработку платежа, как обуславливающего приобретение одного товара обязательным приобретением иных товаров, а также как дополнительно навязанной услуги, на что указывает Мурзина И.К., и взимания данной комиссии у суда не имеется.

Разрешая требования в части взыскания компенсации морального вреда, суд находит их подлежащими удовлетворению в части.

Согласно п. 45 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012г. , при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

На основании ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» потребитель, права которого нарушены, вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии с п. 2 ст. 1101 ГК РФ при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Суд определяет компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, принимая во внимание обстоятельства причинения морального вреда, степень нравственных страданий истца, требования разумности и справедливости.

Кроме того в силу п. 46 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012г. , при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом РФ «О защите прав истребителей», которые не были удовлетворены в добровольном порядке исполнителем (уполномоченной организацией), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду. Размер штрафа составляет 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона РФ» О защите прав потребителей»).

Установлено, что Мурзина И.К.ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с требованием о возврате денежных средств за сопровождающего, однако ее требования не были удовлетворены в добровольном порядке.

Таким образом, сумма штрафа составляет 7500 рублей (6000 + 6000 + 3000) \ 2).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ст. 103 ГПК РФ, исходя из удовлетворенной части исковых требований имущественного характера, с ответчика ООО «Авиакомпания Победа» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 780 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мурзиной И. К. к ООО «Авиакомпания Победа» о защите прав потребителей удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Авиакомпания «Победа» в пользу Мурзиной И. К. 6 000 рублей сбор за сопровождение ребенка, компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей, неустойку в размере 6 000 рублей, штраф 7500 рублей.

В остальной части исковые требования Мурзиной И. К. к ООО «Авиакомпания Победа» о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.

Взыскать с ООО «Авиакомпания «Победа» в доход муниципального образования г. Улан-Удэ госпошлину в размере 780 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья . Г.Г. Рабданова

.

.

.