№ 2-3173/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 24 декабря 2013 года
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Чукановой Л.М.
при секретаре Минибаевой З.Н.
с участием представителя истца ФИО1
представителя ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> к <данные изъяты> об уменьшении размера исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
<данные изъяты> (далее <данные изъяты>) обратилась в <данные изъяты> районный суд <данные изъяты> с иском к <данные изъяты> об уменьшении размера исполнительского сбора, указав, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> было вынесено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № в размере <данные изъяты> руб.
В соответствии с Законом Оренбургской области от 29.12.2007 г. № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отделенными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» отдельными государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов.
В силу ст.6 Закона органы государственной власти Оренбургской области обязаны ежегодно планировать и обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и при необходимости материальных ресурсов для осуществления государственных полномочий Оренбургской области.
Учитывая указанное положение Закона Оренбургской области, действия <данные изъяты> по исполнению отдельных государственных полномочий ставятся в прямую зависимость не только от решения Законодательного собрания Оренбургской области, которое определяет суммы субвенций отдельно по каждому муниципальному образованию на реализацию передаваемых государственных полномочий, но и от деятельности областного финансового органа, который не может контролироваться <данные изъяты> и эффективность работы которого от Администрации не зависит.
Согласно уведомлению № по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам от ДД.ММ.ГГГГ г., выданному Министерством социального развития в финансовый отдел <данные изъяты> из областного бюджета <данные изъяты> на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей в 2013 года утверждено в размере <данные изъяты> руб. То есть до поступления данного уведомления ранее ДД.ММ.ГГГГ Администрация не могла начинать процедуру размещения муниципального заказа на проведение аукциона на приобретение жилых помещений данной категории граждан.
Таким образом, имеются доказательства уважительности и невозможности исполнения постановлений судебного пристава-исполнителя в установленный срок.
Учитывая положения ст.10 Закона Оренбургской области «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального отдельных категорий граждан» и то, что денежные средства из областного бюджета Оренбургской области на приобретение жилых помещений для последующего предоставления по договорам социального найма детям-сиротам до ДД.ММ.ГГГГ в адрес <данные изъяты> не поступали, вина <данные изъяты> по неисполнению исполнительного документа в срок отсутствует.
Просили уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя <данные изъяты> к исполнительному производству № и приостановить исполнительное производство № №.
На основании определений <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части приостановления исполнительного производства прекращено в связи с отказом истца от иска и данное гражданское дело передано на рассмотрение по подсудности в <данные изъяты> районный суд <данные изъяты>
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика <данные изъяты> надлежащим – <данные изъяты>
В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г., исковые требования поддержала и пояснила, что согласно решению <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал <данные изъяты> предоставить ФИО3 жилое помещение по договору социального найма. Указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Администрация заключила договор на участие в долевом строительстве, и одна из квартир предназначалась ФИО3ДД.ММ.ГГГГ судом было утверждено мировое соглашение между ФИО3 и <данные изъяты> в соответствии с которым срок предоставления квартиры установлен ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время исполнительное производство прекращено, т.к. жильё предоставлено, но судебный пристав-исполнитель вынесла постановление о взыскании с МО исполнительского сбора по исполнительному производству. Считает, что основания для уменьшения исполнительского сбора имеются, поскольку денежные средства из областного бюджета <данные изъяты> на приобретение жилых помещений для последующего предоставления по договорам социального найма детям-сиротам до ДД.ММ.ГГГГ в адрес <данные изъяты> не поступали, вина <данные изъяты> по неисполнению исполнительного документа в срок отсутствует. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика <данные изъяты> судебный пристав – исполнитель ФИО2, с исковыми требованиями не согласилась, и пояснила, что в <данные изъяты> области на исполнении находилось исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> о предоставлении ФИО3 вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенного жилого помещения. В установленный срок исполнительный документ не исполнен. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с истца исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб., в котором разъяснены последствия неисполнения в установленный срок требований исполнительного документа. Должник предупреждён о том, что с него будет взыскан исполнительский сбор. Кроме того, решение суда о предоставлении жилья по договору социального найму ФИО3 вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Действия, направленные на исполнение решения суда, должником не предпринимались, с заявлением об отсрочке исполнения решения суда должник в суд не обращался. Доводы о том, что в соответствии с положениями Закона Оренбургской области действия <данные изъяты> по исполнению отдельных государственных полномочий ставятся в прямую зависимость не только от решения Законодательного собрания Оренбургской области, которое определяет суммы субвенций отдельно по каждому муниципальному образованию на реализацию передаваемых государственных полномочий, но и от деятельности областного финансового органа, который не может контролироваться <данные изъяты>, и эффективность работы которого не зависит от <данные изъяты><данные изъяты>, считает несостоятельными, поскольку именно на <данные изъяты> возложена обязанность по обеспечению жилым помещением ФИО3 Данная категория является социально-значимой, должником не принят весь комплекс мер для исполнения требований исполнительного документа, а потому просила в иске <данные изъяты> отказать.
Выслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. (далее Закона) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 3 данной статьи предусмотрено в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
В силу ч.6 ст.112 Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 77 ст.112 Закона установлено, что суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что решением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ администрацию <данные изъяты> обязали предоставить ФИО7 жилое помещение в г. <данные изъяты> по договору социального найма не ниже установленных социальных норм вне очереди за счёт средств субъекта РФ - <данные изъяты>, выделенных на эти цели.
На основании исполнительного листа, выданного <данные изъяты> районным судом, <данные изъяты>, судебным приставом–исполнителем <данные изъяты> ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство № №, предметом которого является: обязать <данные изъяты> предоставить ФИО3 жилое помещение в <данные изъяты> по договору социального найма не ниже установленных социальных норм вне очереди за счёт средств субъекта <данные изъяты> – <данные изъяты>, выделенных на эти цели.
Согласно п.11, 12 ст.30 Закона должнику устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, – 5 дней.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем по указанному исполнительному производству вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора за несвоевременное исполнение решения суда.
В соответствии с законом жилые помещения подлежат предоставлению отдельным категориям граждан вне очереди за счёт средств субъекта Российской Федерации, в данном случае за счёт средств бюджета <данные изъяты>.
Истец представил документы подтверждающие, что денежные средства на приобретение жилых помещений для детей сирот по решениям суда, были предоставлены истцу из бюджета области в июне 2013 года.
Федеральный Закон от 21.07.2005 года «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» устанавливает порядок, согласно которому жилые помещения могут приобретаться в муниципальную собственность только посредством аукциона.
Правилами расходования и учёта субвенций, предоставляемых на обеспечение жильём по договору социального найма отдельных категорий граждан, утверждёнными Постановлением Правительства Оренбургской области от 19.10.2011 г., также определён порядок приобретения жилых помещений в муниципальную собственность для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно установленному порядку после поступления денежных средств из бюджета области объявляется аукцион в электронной форме на приобретение жилых помещений по средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Оренбургской области, установленной Мирегионразвития. В случае, если указанный аукцион признан несостоявшимся, объявляется аукцион на приобретение жилых помещений по средней рыночной стоимости 1 кв.м. площади жилья по муниципальному образованию, установленной органом местного самоуправления в квартале, предшествовавшем месяцу размещения муниципального заказа, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, сложившейся в Оренбургской области согласно данным Федеральной службы государственной статистики в квартале, предшествующем размещению заказа. По результатам проведённого аукциона заключается муниципальный контракт на приобретение жилого помещения. После регистрации муниципального контракта в Росреестре жилое помещение предоставляется по договору социального найма.
Таким образом, сама процедура приобретения жилых помещений в муниципальную собственность для предоставления отдельным категориям граждан по договорам социального найма исключает возможность исполнения требований исполнительного документа в 5-дневный срок.
При таких обстоятельствах суд считает возможным уменьшить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с <данные изъяты>, на ? часть, т.е. на <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования <данные изъяты> удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора на ? часть – <данные изъяты> руб. в отношении должника <данные изъяты> по исполнительному производству <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Чуканова Л.М.
Решение суда в окончательной форме принято 30.12.2013 года.
Судья -
Решение вступило в законную силу 31.01.2014 года.