ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3173/20 от 03.12.2020 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2-3173/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Петропавловск – Камчатский 03 декабря 2020 года

Петропавловск – Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи С.Н. Васильевой,

при помощнике судьи Н.А. Сухоруковой,

с участием представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к АО «Янтарьэнергосбыт» о возложении обязанности произвести демонтаж и установку электросчетчика, перерасчет за потребленный коммунальный ресурс, компенсации морального вреда, взыскании штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально ФИО2 обратилась в суд с иском к ОАО «Янтарьэнергосбыт» о возложении обязанности восстановить электроснабжение индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 №424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов», произвести демонтаж электросчетчика «Энергомера» с заводским номером №ДД.ММ.ГГГГ выпуска, установленного на имуществе истца, и установить электросчетчик типа «Нева 303» в соответствии с согласованным Рабочим проектом 2014 года, произвести перерасчет за потребленный коммунальный ресурс за октябрь 2019 года в размере 151158,95 руб., взыскать штраф в размере 50% от суммы присужденной судом за нарушение прав потребителя и компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. требования мотивированы тем, что в 2012 году ею приобретен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. С целью учета объема потребления электрической энергии и проведения расчетов за поставленный коммунальный ресурс ОАО «Янтарьэнерго» (гарантирующий поставщик) открыл на ее имя лицевой счет . 12.11.2014 ОАО «Янтарьэнерго» поставило на коммерческий учет и допустило в эксплуатацию индивидуальный прибор учета (далее – ИПУ) «Нева 303» с заводским номером с показаниями «000000». В последующем расчеты производились по указанному ИПУ. С 01.01.2017 гарантирующим поставщиком определено ОАО «Янтарьэнергосбыт». В сентябре 2018 года истец обнаружила, что в квитанции по оплате электроэнергии за август 2018 года указан несогласованный ею ИПУ «Энергомера» с заводским номером 01506101736297. Полагает, что ответчиком нарушен порядок передачи ИПУ в собственность истца, не проведено согласование изменений в Рабочий проект от 2014 года. Также истец указала, что начисление платы за электроэнергию до августа 2018 года производилось на основании ИПУ «Нева 303», а в октябре 2019 года произведен перерасчет на сумму 129465,12 руб., причины данного перерасчета ей не известны. 19.02.2020 жилой дом был отключен от поставки электрической энергии сотрудниками гарантирующей организации. Полагала, что начисление платы за электроэнергию должно производиться по нормативу в связи с не принятием нового ИПУ на коммерческий учет. Требование о компенсации морального вреда мотивированы отказом ответчика добровольно устранить допущенные нарушения.

Истец участие в суде не принимала.

Представитель истца ФИО1, действующий по доверенности, в состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ судебном заседании отказался от исковых требований в части возложения обязанности на ответчика восстановить электроснабжение индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 №424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов».

Определением Петропавловск – Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску ФИО2 к АО «Янтарьэнергосбыт» в указанной части прекращено.

В ходе разбирательства по делу ФИО1 исковые требования в оставшейся части поддержал по доводам, изложенным в заявлении. Уточнил наименование ответчика – АО «Янтарьэнергосбыт». Полагал, что АО «Янтарьэнергосбыт» является надлежащим ответчиком по всем заявленным требованиям. Относительно требования произвести перерасчет за потребленный коммунальный ресурс за октябрь 2019 года пояснил, что расчет должен производиться исходя из норматива потребления электроэнергии, поскольку новый ИПУ не был допущен к эксплуатации и не принят на коммерческий учет. Указание конкретного месяца для перерасчета мотивировано образованием задолженности по оплате за электроэнергию именно в квитанции за октябрь 2019 года. Дополнительно указал, что моральный вред причинен истцу в том числе, незаконным изъятием ответчиком имущества истца (ИПУ «Нева 303»), установкой нового ИПУ без согласования с истцом и без внесения изменений в Рабочий проект.

Ответчик АО «Янтарьэнергосбыт» о времени и месте рассмотрения дела извещен, для участия в судебном заседании своего представителя в суд не направил. Согласно представленным письменным возражениям на иск полагал, что предъявленные ответчику исковые требования не подлежат удовлетворению. Указал, что АО «Янтарьэнергосбыт» приобрело статус гарантирующего поставщика ДД.ММ.ГГГГ, стороной договора об осуществлении технологического присоединения является сетевая организация АО «Янтарьэнерго». Замена прибора учета производилась сетевой организацией в рамках реализации проекта «Строительство «интеллектуальных сетей». Полагал, что является ненадлежащим ответчиком по требованиям о возложении обязанности произвести демонтаж электросчетчика «Энергомера» с заводским номером года выпуска и установить электросчетчик типа «Нева 303» в соответствии с согласованным Рабочим проектом 2014 года. Относительно требования о перерасчете укал, что начисления произведены в соответствии с показаниями ИПУ «Энергомера».

Привлеченные к участию в деле третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Янтарьэнерго» и АО «Электротехнические заводы «Энергомера» о времени и месте рассмотрения дела извещены, для участия в судебном заседании своих представителей в суд не направили, заявлений, ходатайств не представили.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав мнение представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 539–544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст.546 ГК РФ.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Как следует из п.п.1,2,9 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. С 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно п.1.8.1 приказа Минэнерго России от 19.06.2003 №229 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации» автоматизированные системы управления (АСУ) должны обеспечивать решение задач производственно-технологического, оперативно-диспетчерского и организационно-экономического управления энергопроизводством.

Из п.6.12.1 вышеприведенного приказ следует, что в целях обеспечения эффективности оперативно-технологического и оперативно-коммерческого управления режимами работы единой, объединенных энергосистем и энергосистем должны максимально использоваться АСКУЭ.

Согласно п.152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее – Основные положения), утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в установленном порядке. Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Согласно п.154 Основных положений, процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: дата, время и адрес проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, фамилия, имя и отчество уполномоченных представителей лиц, которые в соответствии с п.152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию и явились для участия в указанной процедуре, лица, которые в соответствии с п. 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, но не принявшие в ней участие, характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), заводской номер и состояние прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), допуск которого в эксплуатацию осуществляется, его показания на момент завершения процедуры допуска, решение о допуске прибора учета в эксплуатацию или об отказе в допуске прибора учета в эксплуатацию с указанием причин такого отказа.

Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Пунктами 80, 81, 81(3) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) регламентировано, что к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО2 на праве собственности принадлежит жилой дом, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 55, 170-173).

Передача электроэнергии абоненту осуществляется гарантирующим поставщиком по сетям АО «Янтарьэнерго», которое в свою очередь проводит контрольные проверки технического состояния приборов учета потребителей на сетях и снятие показаний приборов учета.

24.12.2013 между ФИО2 и открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Янтарьэнерго» заключено дополнительное соглашение к договору об осуществлении технологического присоединения (ЗПЭС) от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому к ФИО2 перешли все права и обязанности по договору в связи с переходом к ней прав на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 63-65, 69-72).

В соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным инженером Гурьевского РЭС ОАО «Янтарьэнерго», проведена проверка готовности объекта к подключению перед вводом его в эксплуатацию; однофазный прибор учета , СЕ101 отключен с показаниями «03391,7»; установлен прибор учета , НЕВА 303, показания «000000,1» (том 2 л.д. 80).

29.03.2018 АО «Янтарьэнерго» в рамках реализации проекта «Строительство «интеллектуальных сетей» (проект Российского Фонда Прямых Инвестиций) произведена замена ИПУ с показаниями «086792,7» и установлен прибор учета с показаниями «00000,00», что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным с указанием всех необходимых реквизитов – даты, времени, адреса проведения данной процедуры, фамилии и имени уполномоченного представителя АО «Янтарьэнерго», характеристик прибора учета (том 1 л.д. 213).

При этом установка данного индивидуального прибора учета произведена в соответствии с действующим законодательством и соблюдением технических условий его эксплуатации и установки.

Довод представителя истца о том, что установка прибора учета произведена без внесения соответствующих изменений в Рабочий проект от 2014 года и не согласована с истцом, отклоняется судом по следующим основаниям.

Так, в соответствии с ч.1 ст.26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон «Об электроэнергетике») технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

В соответствии с п.18 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее – Правила присоединения к электрическим сетям), мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

- подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором и со смежными сетевыми организациями;

- разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

- разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

- выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий;

- проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий;

- выполнение мероприятий по вводу объектов электроэнергетики заявителя, сетевой организации и иных лиц, построенных (реконструированных, модернизированных) в рамках выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а также входящих в их состав оборудования, комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления в работу в составе электроэнергетической системы.

Стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения не позднее 3 рабочих дней после осуществления сетевой организацией фактического присоединения объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности (п.19 Правил присоединения к электрическим сетям).

Действие Правил присоединения к электрическим сетям распространяется на случаи: присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств; увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств; изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств и др.

Поскольку 20.12.2011 изменился собственник спорного индивидуального жилого дома, которым принято решение о необходимости увеличения максимальной мощности энергопринимающих устройств, ОАО «Янтарьэнерго» и ФИО2 заключено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору об осуществлении технологического присоединения (ЗПЭС) от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 211).

В соответствии с дополнительным соглашением ФИО2 выданы технические условия от ДД.ММ.ГГГГ, которыми регламентированы мощность и категория надежности присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя, класс напряжения электрической сети в точке присоединения, основной источник питания (том 1 л.д. 212).

На основании указанных технических условий и задания заказчика (ФИО2) разработан Рабочий проект 2014 года, который содержит сведения относительно плана прокладки внешних сетей и схему электроснабжения индивидуального жилого дома (том 1 л.д. 73-76).

Актом ОАО «Янтарьэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка готовности объекта к подключению перед вводом его в эксплуатацию; однофазный прибор учета , СЕ101 отключен с показаниями «03391,7»; установлен прибор учета , НЕВА 303, показания «000000,1» (том 2 л.д. 80).

Таким образом, ОАО «Янтарьэнерго» выполнены мероприятия по технологическому присоединению индивидуального жилого дома, принадлежащего истцу на праве собственности к электрическим сетям.

Правилами присоединения к электрическим сетям установлен ограниченный перечень ситуаций, когда необходимо получение новых технических условий с внесением изменений в рабочий проект или необходимостью изготовления нового рабочего проекта; внесение изменений в рабочий проект при замене ИПУ нормами действующего законодательства не предусмотрено.

Ссылка представителя истца на нарушение порядка передачи новый прибор учета в собственность истца, безосновательна, исходя из следующего.

Как установлено в судебном заседании оснащение спорного жилого дома ИПУ производилось за счет средств АО «Янтарьэнерго» в целях развития коммерческих систем учета электрической энергии на территории Калининградской области в соответствии с инвестиционной программой ОАО «Янтарьэнерго» на 2012 - 2017 гг., утвержденной приказом Минэнерго РФ от 05.05.2012 № 231, приказом Минэнерго РФ от 14.06.2013 № 300, приказом Минэнерго РФ от 25.09.2014 №643 «Об утверждении инвестиционной программы ОАО «Янтарьэнерго» на 2015-2019 г.г.», приказом от 25.09.2014 №645, приказом Минэнерго РФ от 25.12.2015 № 1036 «Об утверждении инвестиционной программы ОАО «Янтарьэнерго» на 2016-2020 г.г.» и паспортом инвестиционного проекта «Строительство «интеллектуальных сетей», утвержденным распоряжением Правительства РФ от 16.06.2014 № 1059-р.

Оснований для передачи АО «Янтарьэнергосбыт» в собственность истца прибора учета , находящегося на балансе АО «Янтарьэнерго» суду не представлено.

Установленный Прокуратурой Калининградской области при рассмотрении заявления ФИО2 факт не передачи АО «Янтарьэнерго» истцу принадлежащего ей демонтированного прибора учета «Нева 303» (том 2 л.д.37-39) для рассмотрения настоящего спора правового значения не имеет.

Установка прибора учета, как следует из письменных пояснений ответчика, производилась сетевой организацией АО «Янтарьэнерго» силами подрядной организации АО «Энергомера».

В силу положений ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Вместе с тем стороной истца не представлено доказательств осуществления ответчиком АО «Янтарьэнергосбыт», либо по его указанию иной организацией, демонтажа прибора учета «Нева 303» и установки прибора учета .

Напротив, актом АО «Янтарьэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что установка прибора учета произведена представителем АО «Янтарьэнерго» в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности, прибор учета введен в эксплуатацию (том 1 л.д. 213).

При вынесения решения суд учитывает, что в адрес истца информация о замене ИПУ надлежащим образом направлена не была, вместе с тем положения Правил предоставления коммунальных услуг не устанавливают возможность признания недействительным акта ввода прибора учета в эксплуатацию в случае отсутствия потребителя при вводе прибора учета в эксплуатацию.

Кроме того, сама по себе установка спорного прибора учета, направленная на осуществление контроля за потреблением электроэнергии, права ФИО2 каким-либо образом не ущемляет и не создает ей препятствий в пользовании электрической энергией.

В соответствии с нормами ст.41 ГПК РФ суд при разбирательстве дела может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. В случае если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2019 N 3488-О разъяснено, что в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (ч.1 ст.4 ГПК РФ), к кому предъявлять иск (п.3 ч.2 ст.131 ГПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (ч.3 ст.196 ГПК РФ). Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе. Поэтому, если суд придет к выводу о том, что выбранное истцом в качестве ответчика лицо не является субъектом спорного материального правоотношения, обязанным удовлетворить право требования истца, принудительной реализации которого тот добивается в суде, суд обязан отказать в удовлетворении иска.

Оценив все исследованные по делу доказательства в совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств, а также недоказанности выполнения работ по замене ИПУ АО «Янтарьэнергосбыт», суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ФИО2 к АО «Янтарьэнергосбыт» о возложении обязанности произвести демонтаж электросчетчика «Энергомера» с заводским номером года выпуска, установленного на имуществе истца, и установить электросчетчик типа «Нева 303» в соответствии с согласованным Рабочим проектом 2014 года.

Рассматривая требование истца о возложении на АО «Янтарьэнергосбыт» обязанности произвести перерасчет за потребленный коммунальный ресурс за октябрь 2019 года в размере 151158,95 руб. суд приходит к следующему.

На основании ч.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии со ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

В силу п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно положениям ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Собственники жилого помещения на основании ст.ст.155 - 157 ЖК РФ обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании приборов учета и по утвержденным в установленном порядке тарифам.

В соответствии с п.п.1,2 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно п.9 Основных положений гарантирующий поставщик обязан заключать договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 25.01.2012 № 16-э «О внесении изменений в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности» ОАО «Янтарьэнергосбыт» включено в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности (Калининградская область).

С 01.01.2012 деятельность по выполнению функций гарантирующего поставщика и сбыту электрической энергии (энергоснабжению) на территории Калининградской области, осуществляет ОАО «Янтарьэнергосбыт» (после приведения наименования в соответствие с требованиями действующего законодательства – АО «Янтарьэнергосбыт»), ОАО «Янтарьэнерго» (после приведения наименования в соответствие с требованиями действующего законодательства – АО «Янтарьэнерго») с указанной даты не является стороной договоров энергоснабжения, заключенных с физическими и юридическими лицами - потребителями электрической энергии начислений и расчетов не производит. АО «Янтарьэнерго» является сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии.

Согласно положениям п.п.6,7,42 Правил предоставления коммунальных услуг предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

В силу положений п.п.80,81 вышеприведенных Правил предоставления коммунальных услуг учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства РФ об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

В соответствии с подп.«б» п.82 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители). Проверки должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.

В силу п.61 Правил предоставления коммунальных услуг, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.

При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.

В процессе рассмотрения дела установлено, что ФИО2 является собственником индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, в жилой дом поставляется электрическая энергия для бытовых нужд, в АО «Янтарьэнергосбыт» открыт лицевой счет .

В связи отсутствием сведений о показаниях ИПУ с января 2017 года по октябрь 2018 года объем потребленной электроэнергии определен исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса и утвержденных нормативов потребления коммунальной услуги, в соответствии с п.п.«б» п.59, п.61 Правил предоставления коммунальных услуг (том 1 л.д. 84-93, 218-221). Данные обстоятельства стороной истца не оспаривались.

Прибор учета , ранее учитывающий электроэнергию, потребленную в жилом доме истца, был выведен из расчетов с показаниями «086792,7» в связи с установкой нового прибора учета и допуска его в эксплуатацию (том 1 л.д. 213).

Акт от ДД.ММ.ГГГГ получен АО «Янтарьэнергосбыт» от сетевой организации в октябре 2018 года, что подтверждается произведенным в октябре 2018 года перерасчетом, согласно которому расчет ранее произведенных начислений приведен в соответствие с полученными данными о показаниях прибора учета .

При этом судом установлено и подтверждается, в частности, ответом Прокуратуры Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 37), что в период с апреля 2018 года по октябрь 2019 года начисление платы за электроэнергию производилось исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, несмотря на принятие к учету ИПУ .

В расчетном периоде – октябрь 2019 года исходя из фактически снятых ДД.ММ.ГГГГ показаний «051177» с использованием системы автоматизированного дистанционного доступа АСКУЭ произведен перерасчет размера платы за потребленную электроэнергию с учетом потерь и действовавших тарифов, в связи с чем, на лицевом счете образовалась задолженность, которая с учетом переплаты составила 129465,12 руб.

18.12.2018 представителем АО «Янтарьэнерго» в присутствии представителя потребителя ФИО6 составлен акт инструментальной проверки прибора учета электроэнергии прямого включения, согласно которому электросчетчик с заводским номером пригоден для коммерческих расчетов, зафиксированы показания «032529,19» (том 2 л.д. 83).

20.11.2019 представителем АО «Янтарьэнерго» составлен акт проверки прибора учета, согласно которому электросчетчик с заводским номером пригоден для коммерческих расчетов, зафиксированы показания «052652,13» (том 2 л.д. 137,138).

Согласно имеющемуся в материалах дела акту от 19.02.2020 о введении ограничения режима потребления электроэнергии, ограничение было установлено дистанционно, показания ИПУ составили «68609» (том 1 л.д. 229).

Ссылка представителя истца на неточности показаний нового ИПУ, а также постановке на учет ИПУ с первоначальными показаниями «28209,22», отклоняется судом поскольку доказательств, с достоверностью подтверждающих, что спорный прибор учета был введен в эксплуатацию не с нулевыми показаниями стороной истца не представлено, отсутствуют таковые и в материалах дела.

Фотография прибора учета с показаниями «28209,22», на которую ссылается сторона истца, не может быть принята в качестве надлежащего доказательства по делу, поскольку установить дату и место осуществления фотосъемки, а также идентифицировать номер ИПУ не представляется возможным (том 1 л.д. 79, том 2 л.д. 85).

Каких-либо доказательств, подтверждающих нарушение прав истца действиями АО «Янтарьэнергосбыт», заключающихся в принятии в качестве расчетного и начислении платы за электроэнергию по показаниям прибора учета , с последующим снятием показаний данного прибора учета стороной истца не представлено.

Из имеющейся в материалах дела выписки АО «Янтарьэнергосбыт» из лицевого счета , принадлежащего ФИО2 следует, что в октябре 2019 года начисления по указанному лицевому счету произведены исходя из показаний индивидуального прибора учета – «51786», в связи с чем произведено доначисление в размере 142407,72 руб. (том 2 л.д. 5-8).

Доказательств того, что выявленный объем поставленной электроэнергии собственником жилого дома не потреблялся или не соответствует фактическому объему потребления в ходе осмотров ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (при проверке прибора учета) представителями АО «Янтарьэнерго» не установлено.

Начисления АО «Янтарьэнергосбыт» платы за электроэнергию в октябре 2019 года соответствует приведенному в п.61 Правил предоставления коммунальных услуг порядку перерасчета.

Как указано в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10.02.2017 № 4070-АТ/04 порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги за месяцы, предшествующие расчетному, приведен в п.61 Правил предоставления коммунальных услуг, который может быть использован для остальных случаев перерасчетов. Приведенный в п.61 Правил предоставления коммунальных услуг порядок перерасчета предусматривает выявление в расчетном периоде, в котором делается перерасчет, разницы в объемах коммунального ресурса, не предъявленных или, наоборот, излишне предъявленных к оплате потребителю в предыдущие расчетные периоды. Если потребителем не будет доказано иное, объем коммунального ресурса в размере выявленной разницы считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка. Следовательно, для целей расчета размера платы с учетом ее перерасчета производится или доначисление объемов потребленной коммунальной услуги потребителю, или снятие излишне начисленных потребителю объемов коммунальной услуги в том расчетном периоде, в котором делается перерасчет.

По вопросу разъяснения методики произведения перерасчета размера платы за коммунальные услуги в указанном Письме разъяснено, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги в соответствии с п.61 Правил предоставления коммунальных услуг представляет собой разность начальных показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, переданных ранее исполнителю коммунальных услуг, и переданных показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в более поздний период с учетом платы, начисленной за период непредставления показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов.

На основании изложенного АО «Янтарьэнергосбыт» в ноябре 2019 года в адрес потребителя ФИО2 был направлен платежный документ, в котором указан размер задолженности за потребленную электроэнергию с показаний «3348» (по нормативу) по показания «51786» в размере 48438 кВт в сумме 142407,72 руб. (том 2 л.д. 27).

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что произведенный АО «Янтарьэнергосбыт» перерасчет осуществлен верно, оснований для перерасчета по нормативу как того требует истец не имеется, в действиях ответчика нарушения по начислению истцу платы исходя из выявленного объема потребления отсутствуют.

Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание истца на следующее.

В силу п.1 ст.10 ГК РФ не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

По смыслу названной статьи добросовестным поведением является поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Под злоупотреблением правом понимается поведение управомоченного лица по осуществлению принадлежащего ему права, сопряженное с нарушением установленных в ст.10 ГК РФ пределов осуществления гражданских прав, осуществляемое с незаконной целью или незаконными средствами, нарушающее при этом права и законные интересы других лиц и причиняющее им вред или создающее для этого условия.

Под злоупотреблением субъективным правом следует понимать любые негативные последствия, явившиеся прямым или косвенным результатом осуществления субъективного права. Одной из форм негативных последствий является материальный вред, под которым понимается всякое умаление материального блага (Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2016 № 52-КГ16-4).

Так, из требований истца о перерасчете платы за электроэнергию по нормативу судом усматривается злоупотребление правом, поскольку возложение на АО «Янтарьэнергосбыт» обязанности произвести перерасчет за октябрь 2019 года в размере 151158,95 руб., рассчитанном по нормативу, при наличии введенного в эксплуатацию прибора учета, приведет к неосновательному обогащению истца.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оснований для возложения на АО «Янтарьэнергосбыт» обязанности произвести перерасчет за потребленный коммунальный ресурс за октябрь 2019 года в размере 151158,95 руб. не имеется.

Поскольку основное требование о возложении обязанности произвести демонтаж и установку электросчетчика, перерасчет за потребленный коммунальный ресурс оставлено без удовлетворения, оснований для удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда в размере 50000 руб. и взыскании штрафа в размере 50% от суммы присужденной судом, являющихся производными от основного, у суда не имеется.

Довод представителя истца о том, что с ответчика надлежит взыскать штраф исходя из положений п.155(1) Правил предоставления коммунальных услуг отклоняется судом за необоснованностью.

Пунктом 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг регламентирован порядок уплаты потребителю штрафа при необоснованном увеличении размера платы за коммунальные услуги.

В частности, от потребителя в адрес исполнителя должно поступить письменное заявление о выплате штрафа, в котором указываются его фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства (регистрации), паспортные данные, индивидуальный номер налогоплательщика (при наличии). Исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений: о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично); об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

Доказательств, подтверждающих обращение истца к АО «Янтарьэнергосбыт» с названным заявлением суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск ФИО2 к АО «Янтарьэнергосбыт» о возложении обязанности произвести демонтаж электросчетчика «Энергомера» с заводским номером ДД.ММ.ГГГГ выпуска и установить электросчетчик типа «Нева 303» согласно согласованному Рабочему проекту 2014 года, перерасчет за потребленный коммунальный ресурс за октябрь 2019 года в размере 151158,95 руб., компенсации морального вреда в размере 50000 руб., взыскании штрафа в размере 50% от суммы присужденной в пользу потребителя /истца/ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца, со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий С.Н. Васильева

Мотивированное решение составлено 10 декабря 2020 года

Подлинник подшит в деле № 2-3173/2020 (УИД: 41RS0001-01-2020-003041-50), находящемся в производстве Петропавловск – Камчатского городского суда Камчатского края.