05RS0031-01-2020-015981-19
Дело №2-3174/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 30 октября 2020 года
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Магомедовой Х.М.,
при секретаре Ильясовой Ф.Р.,
с участием представителя истца ФИО3 по доверенности №05АА2715144 от 21.09.2020 г. – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 ФИО6 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (далее – ГУ - ОПФР по РД) о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей с целью распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, возложении обязанности зачислить возвращенные средства материнского (семейного) капитала,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с иском к ГУ - ОПФР по РД о восстановлении в праве на материнский (семейный) капитал.
В обоснование иска указала, что 04.03.2015 года ей был выдан сертификат на материнский (семейный) капитал серии №. В июне 2018 г. ФИО3 заключила с жилищно-строительным кооперативом "РУСТСТРОЙ" (застройщиком) договор участия в строительстве жилого дома, во исполнении которого застройщику были перечислены средства материнского (семейного) капитала. 25 июня 2020 г. договор участия в строительстве был расторгнут, Согласно платежному поручению №69 от 23.09.2020 застройщиком были возвращены денежные средства в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в размере 433 026 рублей. В сентябре 2020 года ФИО3 обратилась в Управление Отделения ПФР по РД в Дербентском районе с заявлением о восстановлении в праве на распоряжение материнским (семейным) капиталом, однако в этом ей было отказано со ссылкой на то, что Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ не предусматривает порядок возврата денежных средств, поступающих из средств материнского (семейного) капитала, поступающих на расчетный счет строительных компаний, в качестве платежа в счет уплаты паевого взноса и обратно.
Представитель истца ФИО4, которая иск поддержала в полном объеме, уточнив исковые требования просила о восстановлении права ФИО3 на дополнительные меры государственной поддержки с целью распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, и просила возложить обязанность на ответчика зачислить возвращенные средства материнского (семейного) капитала на счет истицы.
Истица ФИО3, будучи надлежаще извещенная, в суд не явилась и в исковом заявлении просила суд рассмотреть дело без её участия с участием её представителя.
Ответчик ГУ - ОПФР по РД, будучи надлежаще извещенным, в суд не направил своего представителя, об уважительности причин неявки суду не сообщил и не направил ходатайство об отложении судебного заседания.
Выслушав объяснения представителя истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из содержания Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ следует, что перечисленные выше дополнительные меры государственной поддержки предоставляются один раз.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
На основании части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей. Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения.
Статьей 3 названного Федерального закона установлено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у следующих граждан Российской Федерации независимо от места жительства:
- женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01.01.2007 года;
- женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении (удочерении) вступило в законную силу начиная с 01.01.2007 года.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что на основании решения УОПФ РФ по РД в <адрес> ль ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО5 ФИО7 был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №.
Сертификат является именным документом, подтверждающим право ФИО3 на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в размере 453 026 руб.
Вышеназванное право ФИО3 никем не оспорено.
Согласно свидетельству серии I-БД № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 ФИО8ДД.ММ.ГГГГ г.р. переменила фамилию на «ФИО2».
ДД.ММ.ГГГГ ЖСК "РУСТСТРОЙ" и ФИО1 (ФИО2) Л.М. заключили договор № участия в строительстве жилого дома, расположенного по адресу: РД, <адрес>, согласно которому застройщик обязуется передать участнику квартиру общей площадью 73 кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ между ЖСК "РУСТСТРОЙ" и ФИО1 (ФИО2) Л.М. заключено соглашение о расторжении договора № участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 433 026 руб. перечислены УФК по <адрес> (ГУ - ОПФР по <адрес>), тем самым денежные средства, выделенные ФИО3 в качестве меры социальной поддержки в виде материнского капитала для улучшения жилищных условий были возвращены ответчику, в связи с чем ФИО3 своим правом на материнский капитал не распорядилась.
Как следует из письма№019/20-4907 от 28.09.2020 г. Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дербентском районе не предусмотрен порядок возврата денежных средств поступающих из средств материнского (семейного) капитала на расчётный счёт строительных компаний, в качестве платежа в счёт уплаты паевого взноса и обратно, восстановление права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, производится на основании решения суда.
При таких обстоятельствах, средства материнского (семейного) капитала не были использованы ФИО3 по целевому назначению - для улучшения жилищный условий, свое право на использование средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, предоставленное законом, она не реализовала, данное право ею не утрачено, поскольку ни одна из целей, провозглашенных законодательством для использования материнского капитала, достигнута не была.
При этом суд полагает возможным применить в спорной ситуации аналогию закона ввиду того, что отношения, возникшие между сторонами в связи с полным возвратом средств материнского (семейного) капитала по причине расторжения договора на приобретение жилья прямо не урегулированы действующим законодательством, а именно положения пункта 19 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 г. № 862, согласно которым в случае если сумма средств (части средств) материнского (семейного) капитала, указанная в заявлении и перечисленная на счет организации-кредитора (заимодавца), превышает соответственно размер первоначального взноса при получении кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья или размер остатка основного долга и процентов за пользование кредитом (займом) на момент поступления средств на счет организации, разница между указанными суммами в течение 5 банковских дней со дня поступления средств на счет организации подлежит возврату в Пенсионный фонд Российской Федерации (территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации) на счет, с которого осуществлялось перечисление средств.
Пенсионный фонд Российской Федерации вносит сведения о возвращенном остатке средств материнского (семейного) капитала в информацию о лице, по заявлению которого осуществлялось перечисление средств (части средств) материнского (семейного) капитала, содержащуюся в федеральном регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
Кроме того, пунктом 51 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 94р от 12.03.2014 г. «Об утверждении регламента организации работы с делами лиц, имеющими право на дополнительные меры государственной поддержки» прямо предусмотрено, что ранее закрытое дело может быть восстановлено в следующих случаях:
возврата ранее направленных средств (части средств) материнского (семейного) капитала;
обращения лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, в территориальный орган ПФР с документом, подтверждающим восстановление его в родительских правах (погашение (снятие) с него судимости) - до принятия решения по заявлению о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал отца детей, детей или его (их) представителей;
получения (наличия) решения суда о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки.
В указанных случаях дело изымается из архива недействующих дел и в журнале регистрации дел лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, делается отметка о восстановлении дела и дате его восстановления (пункт 52 Распоряжения).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что после поступления денежных средств в отделение ПФ РФ, ФИО3 должна быть восстановлена в праве на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме и такое правовое регулирование не противоречит существу действующих мер государственной поддержки лиц, имеющих детей, и является средством восстановления права ФИО3 и ее семьи на дополнительную меру государственной поддержки, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФИО3 ФИО9 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей с целью распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, возложении обязанности зачислить возвращенные средства материнского (семейного) капитала –удовлетворить.
Восстановить право ФИО3 ФИО10 на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей с целью распоряжения средствами материнского (семейного) капитала серии № от 04.03.2015 г.в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 254-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Возложить обязанность на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан зачислить возвращенные средства материнского (семейного) капитала в размере 433.026 рублей на счет владелица сертификата ФИО3 ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан через Ленинский районный суд г. Махачкалы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 30.10.2020 г.
Судья Х.М. Магомедова