ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3174/2015 от 28.09.2015 Железнодорожного районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело **

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2015 года г. Новосибирск

Железнодорожный районный суд г. Новосибирска

в составе:

председательствующего судьи Пуляевой О.В.,

при секретаре Хафизовой С.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г. Новосибирска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «ЭнергоТехноСиб» о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Железнодорожного района г. Новосибирска обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику, в котором просит обязать Закрытое акционерное общество «ЭнергоТехноСиб» провести специальную оценку условий труда на рабочих местах 72,5 штатных единиц (системный администратор -1, секретарь-референт - 1, руководитель IT-одела -5,помощник руководителя - 1, помощник директора - 1, менеджер по кадрам -1, заместитель директора по сбыту и реализации - 0,5, заместитель директора по развитию проектов - 1, заместитель директора по реализации и управлению 1, заместитель директора - 0,5, заместитель главного бухгалтера - 0,5, директор - 1, главный бухгалтер - 1, водитель-экспедитор - 1, бухгалтер - 1, электромонтажник - 8, технический директор - 1, специалист по тендерным торгам - 1, сметчик - 1, руководитель ПТО - 1, руководитель проекта - 1, прораб - 3, начальник электромонтажного участка - 1, начальник СМУ - 1, менеджер проекта - 2, мастер электрик - 2, мастер участка - 1, мастер CMP - 1, мастер -2, инженер-сметчик -1, инженер ПТО - 1, главный инженер проекта - инженер проекта - 1, бригадир - 1, специалист по тендерным торгам - 1, менеджер по снабжению - 1, руководитель сектора - 1, руководитель отдела продаж - 1, менеджер продаж - 1, менеджер по тендерным торгам - 1, менеджер по снабжению - 1, ведущий менеджер продаж - 1, руководитель сектора - 2, начальник проектного отдела - 1, инженер-проектировщик системы связи - 1, инженер-проектировщик РЗиА -2 категории - 1, инженер- проектировщик 1 категории - 2, инженер-проектировщик - 2,5, ведущий инженер-проектировщик - 2, руководитель ПТО -1, менеджер проекта - 1, инженер-сметчик - 1, инженер - 1, начальник электротехнической лаборатории -1, инженер-наладчик 1 категории - 1, инженер-наладчик - 2, ведущий инженер-наладчик - 1) в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В иске указано, что прокуратурой Железнодорожного района г. Новосибирска проведена проверка соблюдения трудового законодательства в ЗАО «ЭнергоТехноСиб», в ходе которой установлено, что ответчиком не проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах, не была проведена и аттестация рабочих мест. Факт непроведения специальной оценки условий труда на указанных рабочих местах подтверждается справкой ЗАО «ЭнергоТехноСиб» ** от ****, подписанной директором организации. В силу положений ст. 212,216 ТК РФ, ст. 8, 9,15 ФЗ РФ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», ответчик обязан провести специальную оценку условий труда.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор – помощник прокурора Железнодорожного района г.Новосибирска Мальцев Д.С. иск поддержал, указав, что в прокуратуру сведения об исполнении требований не поступали.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.113 ГПК РФ судебное извещение, адресованное организации, направляется по месту ее нахождения. Ответчиком не обеспечено получение судебной корреспонденции по месту государственной регистрации. Возвращение в суд не полученного адресатом заказного письма не противоречит порядку вручения заказных писем и оценивается судом как надлежащая информация органа связи о неявке адресата за получением заказного письма. Таким образом, с учетом ст.167 ГПК РФ суд признает ответчика извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела и рассматривает дело в его отсутствие.

Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Согласно ст. 210 Трудового кодекса РФ, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, определить не возможно. В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, специальная оценка условий труда не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая оценка проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников. Таким образом, прокурор правомерно обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Проведенная прокуратурой проверка показала, что ответчик не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования статей 22,212 Трудового кодекса РФ о проведении специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Согласно ст.ст. 209,212 ТК РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Как следует из п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ.

Исходя из ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом N 426-ФЗ. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В силу ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ установлено, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в таком случае, как ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Частью 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ предусмотрено, что внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в ч. 1 данной статьи случаев.

На основании ч. 1 ст. 28 Закона N 426-ФЗ данный Закон вступает в силу с 01.01.2014 г.

В связи с принятием Закона N 426-ФЗ в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в частности в Трудовой кодекс РФ, внесены изменения Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступающие в силу также с 01.01.2014 (ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 421-ФЗ).

Часть 12 ст. 209 ТК РФ признана утратившей силу, а ч. 2 ст. 212 ТК РФ устанавливает, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Из материалов дела следует, что в соответствии со штатным расписанием организации в ЗАО «ЭнергоТехноСиб» предусмотрено 72,5 штатных единицы (системный администратор -1, секретарь-референт - 1, руководитель IT-одела - 0,5, помощник руководителя - 1, помощник директора - 1, менеджер по кадрам - 1, заместитель директора по сбыту и реализации - 0,5, заместитель директора по развитию проектов - 1, заместитель директора по реализации и управлению - 1, заместитель директора - 0,5, заместитель главного бухгалтера - 0,5, директор - 1, главный бухгалтер - 1, водитель-экспедитор - 1, бухгалтер - 1, электромонтажник - 8, технический директор - 1, специалист по тендерным торгам - 1, сметчик - 1, руководитель ПТО - 1, руководитель проекта - 1, прораб - 3, начальник электромонтажного участка - 1, начальник СМУ - 1, менеджер проекта - 2, мастер электрик - 2, мастер участка - 1, мастер CMP - 1, мастер -2, инженер-сметчик -1, инженер ПТО - 1, главный инженер проекта - 1. инженер проекта - 1, бригадир - 1, специалист по тендерным торгам - 1, менеджер по снабжению - 1, руководитель сектора - 1, руководитель отдела продаж - 1, менеджер продаж - 1, менеджер по тендерным торгам - 1, менеджер по снабжению - 1, ведущий менеджер продаж - 1, руководитель сектора - 2, начальник проектного отдела - 1, инженер-проектировщик системы связи - 1, инженер-проектировщик РЗиА -2 категории - 1, инженер- проектировщик 1 категории 2, инженер-проектировщик - 2,5, ведущий инженер-проектировщик - 2, руководитель ПТО -1, менеджер проекта - 1, инженер-сметчик - 1, инженер - 1, начальник электротехнической лаборатории - 1, инженер-наладчик 1 категории - 1, инженер-наладчик - 2, ведущий инженер-наладчик - 1).

Ни на одном рабочем месте специальная оценка условий труда не проведена, при этом не проведена и аттестация рабочих мест.

Факт непроведения специальной оценки условий труда на указанных рабочих местах подтверждается справкой ЗАО «ЭнергоТехноСиб» ** от ****, подписанной директором организации (л.д.13-14). Доказательств исполнения требований закона на дату рассмотрения дела ответчиком ни суду, ни прокурору не представлено

На основании ст. 206 ГПК РФ, суд полагает достаточным и разумным сроком для исполнения ответчиком обязанности по проведению специальной оценки условий труда – 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ЗАО «ЭнергоТехноСиб» провести специальную оценку условий труда на рабочих местах 72,5 штатных единиц (системный администратор -1, секретарь-референт - 1, руководитель IT-одела -5,помощник руководителя - 1, помощник директора - 1, менеджер по кадрам -1, заместитель директора по сбыту и реализации - 0,5, заместитель директора по развитию проектов - 1, заместитель директора по реализации и управлению 1, заместитель директора - 0,5, заместитель главного бухгалтера - 0,5, директор - 1, главный бухгалтер - 1, водитель-экспедитор - 1, бухгалтер - 1, электромонтажник - 8, технический директор - 1, специалист по тендерным торгам - 1, сметчик - 1, руководитель ПТО - 1, руководитель проекта - 1, прораб - 3, начальник электромонтажного участка - 1, начальник СМУ - 1, менеджер проекта - 2, мастер электрик - 2, мастер участка - 1, мастер CMP - 1, мастер -2, инженер-сметчик -1, инженер ПТО - 1, главный инженер проекта - инженер проекта - 1, бригадир - 1, специалист по тендерным торгам - 1, менеджер по снабжению - 1, руководитель сектора - 1, руководитель отдела продаж - 1, менеджер продаж - 1, менеджер по тендерным торгам - 1, менеджер по снабжению - 1, ведущий менеджер продаж - 1, руководитель сектора - 2, начальник проектного отдела - 1, инженер-проектировщик системы связи - 1, инженер-проектировщик РЗиА -2 категории - 1, инженер- проектировщик 1 категории - 2, инженер-проектировщик - 2,5, ведущий инженер-проектировщик - 2, руководитель ПТО -1, менеджер проекта - 1, инженер-сметчик - 1, инженер - 1, начальник электротехнической лаборатории -1, инженер-наладчик 1 категории - 1, инженер-наладчик - 2, ведущий инженер-наладчик - 1) в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Новосибирский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Новосибирска.

Судья