ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3175/2013 от 03.10.2013 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е  Именем Российской Федерации

03 октября 2013 года г.Астрахань

Советский районный суд г.Астрахани в составе:

председательствующего судьи Омаровой И.В.,

при секретаре Досалиевой Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шевченко В. М. о признании незаконным решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Астраханской области и обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Шевченко В.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Астраханской области и обязании совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что <дата>, согласно ст. 45 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», он подал в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Астраханской области» заявление о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах недвижимости: земельных участках, расположенных по адресу: <адрес>, находящиеся в его собственности. <дата> кадастровая палата вынесла решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, при этом ссылаясь на пункты 19 и 34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от <дата> Шевченко В.М. считает данный отказ незаконным, поскольку обращаясь в кадастровую палату представил документы, из которых очевидно, что оба участка существуют с <дата>, договор купли-продажи от <дата> и постановление от <дата> не утрачивали силу и не признавались недействительными. По его мнению, указанные в оспариваемом решении кадастровой палаты указания о необходимости предоставления документа об отмене решения суда <номер> от <дата>, либо представлении документа о формировании земельного участка, расположенного по адресу <адрес> для дальнейшей постановки его на государственный кадастровый учет, не основаны на законе. Просит признать решение от <дата> об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> незаконным и обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> осуществить действия по внесению сведений о ранее учтенных объектах недвижимости - земельных участках, расположенных по адресу: <адрес>.

Представитель заявителя Мордвинкина С.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Штельман В.А. в судебном заседании полагала заявленные требования не обоснованными.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.

К такому выводу суд пришел исходя из следующего.

В соответствии со ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с положениями ст. 5 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы. При установлении или изменении единиц кадастрового деления территории Российской Федерации соответствующие сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правовых актов органа кадастрового учета. Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, а также порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 апреля 2011 года N 144 утвержден Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров.

Согласно Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации, устанавливая и изменяя кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (п. 1).

Как следует из положений Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, кадастровый номер присваивается каждому объекту недвижимости, сведения о котором включаются в государственный кадастр недвижимости: 1) при постановке на государственный кадастровый учет; 2) при включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в порядке, предусмотренном ч. 3 и 7 ст. 45 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ (п. 2). Кадастровый номер присваивается объекту недвижимости в кадастровом квартале, в границах которого такой объект располагается целиком (п. 3). Кадастровый номер объекта недвижимости состоит из учетного номера кадастрового квартала, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера записи об объекте недвижимости в реестре объектов недвижимости (п. 5).

Установлено, что на <дата> решением Советского районного суда <адрес> суд признал недействительным межевое (землеустроительное) дело по установлению границ земельного участка для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома землепользователя Шевченко В.М. по адресу: <адрес>, пе<адрес>, кадастровый номер <номер>; аннулировал постановку на учет земельного участка по адресу <адрес>, пе<адрес>, кадастровый номер <номер>; исключил в связи с недействительностью из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрационную запись <номер> от <дата>; исключил в связи с недействительностью из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрационную запись <номер> от <дата>

Указанное решение вступило в законную силу и обращено к исполнению.

На основании данного вступившего в законную силу судебного решения, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> аннулировало постановку на учет земельного участка по адресу <адрес>, кадастровый номер <номер> и исключило из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрационную запись <номер> от <дата> и <номер> от <дата>

<дата> Шевченко В.М. обратился в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках, приложив к нему правоустанавливающие документы: Постановление Администрации <номер> от <дата>, свидетельства о государственной регистрации права от <дата>.

Однако, решением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> <номер> от <дата> отказано во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (земельном участке), в связи с нарушением пунктов 19 и 34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, поскольку указанный в постановлении Администрации <номер> от <дата> земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, имеет статус «архивный» (снят с государственного кадастрового учета <дата> по решению суда <номер> от <дата>).

Обжалуя данное решение, Шевченко В.М. указывает о том, что представил в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> документы, из которых очевидно, что оба земельных участка существуют с 1998 и с 1999 года, договор купли-продажи от 1998 года и постановление от 1999 года не утрачивали силу и не признавались недействительными.

В соответствии с п. 19 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от <дата> N 42 при выполнении кадастровых процедур, связанных с постановкой на кадастровый учет, учетом изменений, снятием с кадастрового учета объекта недвижимости, в соответствии с пунктом 31 Порядка принимается решение: о приостановлении осуществления кадастрового учета; об отказе в осуществлении кадастрового учета.

Согласно п.31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от <дата> N 42, сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.

Согласно п. 34 названного Порядка, основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений являются: отсутствие у органа государственной власти или органа местного самоуправления правомочий на принятие и направление в орган кадастрового учета документов, поступающих в порядке информационного взаимодействия; противоречие сведений об объектах недвижимости в документах, поступающих в порядке информационного взаимодействия, и сведений, содержащихся о таких объектах в ГКН; отсутствие в представленных документах оснований для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.

В соответствии с ч.1 ст.45 Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Как следует из п.6 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 04.04.2011 года N 144", в случае снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости либо в случае аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об объекте недвижимости не допускается повторное использование кадастрового номера такого объекта недвижимости в целях присвоения указанного номера иным объектам недвижимости.

Таким образом, поскольку в данном случае на основании данного вступившего в законную силу судебного решения, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Астраханской области аннулировало постановку на учет земельных участков и исключило из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрационные записи, то постановка вновь данных земельных участков на кадастровый учет как ранее учтенных, исключается.

Согласно ст.70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, предусмотренном Законом «О государственном кадастре недвижимости». Постановка земельного участка на государственный кадастровый учет осуществляется на основании представляемых в орган государственного учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» документов. Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, установлен ст.22 названного закона.

Анализируя в совокупности представленные в суд доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о правомерности действий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по вынесению решения об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости, ввиду наличия законных на то оснований. При этом, права Шевченко В.М. не нарушены, поскольку при соблюдении порядка формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет, а также представления необходимого пакета документов, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Астраханской области будет принято соответствующее решение.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Шевченко В. М. о признании незаконным решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Астраханской области и обязании совершить определенные действия- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через районный суд, принявший решение.

Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2013 года.

Судья: подпись Омарова И.В.