89RS0004-01-2023-003705-45
Дело № 2-3176/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Новый Уренгой 03 ноября 2023 года
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Волошиной С.С.,
при секретаре Баисовой М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, действующего в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Инженерные системы» о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Новый Уренгой, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Новоуренгойский городской суд ЯНАО с иском к ООО «Инженерные системы» о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства, а именно возложить обязанность на ООО «Инженерные системы» оборудовать объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>, установками очистки газов и средствами контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; возложить обязанность на ООО «Инженерные системы» разработать и утвердить паспорт ГОУ, программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации ГОУ; взыскать с ООО «Инженерные системы» государственную пошлину (т.1 л.д.4-7).
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено осуществление ООО «Инженерные системы» эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на атмосферный воздух, котельную [суммы изъяты], расположенную по адресу: <адрес>. При эксплуатации вышеуказанной котельной из источника выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух выделяется диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, бенз/а/пирен. Однако установки очистки газа и средства контроля за выбросами вредных веществ в атмосферный воздух на объекте отсутствуют. В связи с отсутствием газоочистных установок на эксплуатируемых котлах обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не осуществляется, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан. В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в адрес генерального директора ООО «Инженерные системы» внесено представление, которое рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, однако нарушения не устранены. Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
В ходе подготовки к судебному заседанию к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены Департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЯНАО, ОАО «Севернефтегазпром».
В судебном заседании помощник прокурора города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа Матяшова Е.В. настаивала на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске основаниям. До перерыва в судебном заседании помощник прокурора Куруч Ю.Н. на вопросы представителей ответчика и третьего лица пояснила, что установка ГОУ в случае не превышения Обществом нормативов допустимых выбросов в атмосферу позволит их минимизировать.
В судебном заседании представители ответчика ООО «Инженерные системы» Черкасова Е.С., Чернигин И.С., действующие на основании письменной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.51-52), исковые требования не признали в полном объеме по доводам отзыва и дополнениям к отзыву на исковое заявление (т.1 л.д.63-69, т.4 л.д.1-6). На вопросы суда пояснили, что поскольку котельная эксплуатируется на природном газе, золоуловители (искрогасители) устанавливать нет необходимости, в отношении Общества проходят регулярные проверки, все соответствует требованиям действующего законодательства, Общество не привлекалось к административной ответственности, требований о прекращении или приостановлении деятельности общества до установки ГОУ не предъявлялось.
В судебном заседании представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора ОАО «Севернефтегазпром» Ватанина Е.Н., действующая на основании письменной доверенности [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ, Ульянов В.Б., действующий на основании письменной доверенности [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ, Черскова Д.Д., действующая на основании письменной доверенности [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ, Кривец Н.Н., действующий на основании письменной доверенности [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ, Демьяненко О.Б., действующая на основании письменной доверенности [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.55,56,57,58,60), исковые требования не признали по доводам отзыва и дополнениям к отзыву на иск (т.3 л.д.71-74, 243-244).
Судебное заседание проводится в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа, направившего пояснения относительно исковых требований об устранении действующего законодательства, и просившего о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента в связи с отдаленностью места проведения судебного заседания (т.2 л.д.229-231).
Судебное заседание проводится в отсутствие представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в г. Новый Уренгой, Тазовском районе, заблаговременно извещенных о времени и месте судебного заседания.
Кроме того, участвующие по делу лица, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения дела на интернет-сайте Новоуренгойского городского суда ЯНАО.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело без участия указанных выше лиц, надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного заседания.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, открытое акционерное общество «Севернефтегазпром» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись (т.3 л.д.103-119, т.4 л.д.26-46).
ОАО «Севернефтегазпром» на праве собственности принадлежит <данные изъяты>, адрес: (местонахождение) объекта: <адрес>. Документом-основанием для регистрации права собственности послужили разрешение на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Администрацией города Новый Уренгой и договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> (т.2 л.д.227).
Эксплуатацию <данные изъяты> осуществляет ООО «Инженерные системы» на основании договора аренды недвижимого имущества [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОАО «Севернефтегазпром» (арендодатель) и ООО «Инженерные системы (арендатор), срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., согласно перечню недвижимого имущества, передаваемого в аренду ООО «Инженерные системы» переданы <данные изъяты> на территории Административного здания ОАО «Севернефегазпром» (т.3 л.д.205-213-228).
ООО «Инженерные системы» является корпоративной коммерческой организацией, создано на основании решения единственного учредителя [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ., о чем ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись (т.3 л.д.15-26, 27-47). Основным видом экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ООО «Инженерные сети» является производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха. Дополнительными видами деятельности, в том числе являются: передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям; распределение электроэнергии; торговля электроэнергией.
Эксплуатируемый ООО «Инженерные сети» объект - <данные изъяты>, по адресу: <адрес> был поставлен на государственный учет в региональный государственный реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода <данные изъяты> и <данные изъяты> категории негативного воздействия на окружающую среду (т.1 л.д.17-18, т.2 л.д.177-181).
Таким образом, судом установлено, что ООО «Инженерные сети» является лицом, владеющим, использующем котельную по договору аренды, а также осуществляет деятельность на объекте <данные изъяты> категории, включенном в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для теплоснабжения административных зданий ОАО «Севернефтегазпром», в состав оборудования котельной входят <данные изъяты>.
В соответствии с паспортом котельной основным топливом является природный газ по ГОСТ 5542-204 (т.1 л.д.12-16, т.3 л.д.75-102).
Проект строительства получил положительное заключение государственной экспертизы (т.1 л.д.227-230).
При подготовке документации был разработан «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», который содержит вывод: в период эксплуатации и производства работ воздействие объекта на окружающую среду при соблюдении природоохранных мероприятий будет допустимым, устойчивость экосистем не будет нарушена.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Новый Уренгой выдано ОАО «Севернефтегазпром» разрешение на ввод объекта в эксплуатацию [суммы изъяты] (т.1 л.д.247-250).
Прокуратурой города Новый Уренгой на основании решения [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения ООО «Инженерные системы» требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на атмосферный воздух.
В ходе проверки установлено, что ООО «Инженерные системы» осуществляет эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на атмосферный воздух, <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>.
При эксплуатации вышеуказанной котельной из источника выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух выделяется диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, бенз/а/пирен.
Установки очистки газа и средства контроля за выбросами вредных веществ в атмосферный воздух на объекте отсутствуют, что сторонами не оспаривается.
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в адрес генерального директора ООО «Инженерные системы» внесено представление (т.1 л.д.8-9).
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Инженерные системы» сообщает, что эксплуатирует объект [суммы изъяты] (котельную) по договору аренды с ОАО «Севернефтегазпром». Производственный экологический контроль организован, разработана и утверждена программа производственного экологического контроля. Согласно расчету рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, проведенному в рамках производственного экологического контроля, расчетные показатели не превышают предельно-допустимых концентраций, следовательно уменьшать выбросы и проводить мероприятия по сокращению выбросов не требуется (т.1 л.д.10).
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды).
Пунктом 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 39 названного Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Пунктом 1 ст. 40 Закона № 7-ФЗ установлено, что размещение, проектирование, строительство и эксплуатация объектов энергетики осуществляются в соответствии с требованиями статей 34 - 39 названного Федерального закона.
В частности, при архитектурно-строительном проектировании и строительстве объектов энергетики такие объекты должны оснащаться техническими средствами и технологиями, направленными на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Эксплуатация данных объектов должна осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе должны проводиться мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 ст. 20 Закона № 7-ФЗ нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
На основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды, расчетным путем определяются нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ (пункт 1 статьи 22 Закона № 7-ФЗ).
Правовые основы охраны атмосферного воздуха, реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии установлены в Федеральном законе от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон об охране атмосферного воздуха).
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 названного Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
В новой редакции Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» п. 1 ст. 16 предусматривает, что при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации, сносе объектов капитального строительства должно обеспечиваться соблюдение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов качества окружающей среды для атмосферного воздуха.
П. 3 указанной статьи в новой редакции предусмотрено, что проектной документацией объектов капитального строительства, которые могут оказать негативное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию.
При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов капитального строительства, на которых осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не допускается превышение технологических нормативов выбросов, предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов физических воздействий на атмосферный воздух (п. 4 ст. 16).
Запрещаются строительство, эксплуатация объектов капитального строительства, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 5 ст. 16).
По смыслу приведенных законодательных положений установки очистки газа обязательны только в случаях, предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха.
Эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.09.2017 № 498 утверждены Правила эксплуатации установок очистки газа, которыми устанавливаются обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установок очистки газа.
Пунктом 8 указанных Правил предусмотрен запрет размещения и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренные правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Как следует из приведенных норм, требования природоохранного законодательства в области защиты атмосферного воздуха распространяются на юридических и физических лиц, непосредственно осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Правила не распространяются: на ГОУ от передвижных источников; на ГОУ, являющиеся неотъемлемой частью технологического оборудования и не осуществляющие выбросы вредных (загрязняющих) веществ непосредственно в атмосферный воздух; на ГОУ, расположенные внутри производственных помещений и не осуществляющие выбросы вредных (загрязняющих) веществ непосредственно в атмосферный воздух (п. 2 Правил).
В соответствии с п. 10 Правил эксплуатации установок очистки газа в случае, если ГОУ отключена или не обеспечивает проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов, эксплуатация соответствующего технологического оборудования (установки) запрещена. При проектной очистке и (или) обезвреживании выбросов фактические показатели работы ГОУ должны соответствовать техническим характеристикам ГОУ, обеспечивающим соблюдение нормативов выбросов, установленных для конкретного стационарного источника выбросов и для производственного объекта в целом в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что запрещается увеличение производительности технологического оборудования (установки) без реконструкции, модернизации ГОУ, используемой для очистки и (или) обезвреживания выбросов этого оборудования (установки), за исключением случаев, когда показатели работы ГОУ позволяют обеспечить соблюдение нормативов предельно допустимых выбросов при планируемом увеличении производительности технологического оборудования (установки).
Таким образом, предусмотренная действующим законодательством обязанность по оснащению объектов хозяйственной деятельности газоочистными установками направлена на минимизацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно: на недопущение превышения установленных нормативов предельно допустимых выбросов.
В случае, если такой источник выбросов не допускает превышение установленных на соответствующий период нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, правила охраны атмосферного воздуха не возлагают на хозяйствующий субъект обязанность иметь на данных объектах газоочистные установки.
ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ (статья 9 Правил № 498).
Таким образом, предусмотренная действующим законодательством обязанность по оснащению объектов хозяйственной деятельности ГОУ направлена на минимизацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно на недопущение превышения установленных нормативов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.
Согласно пункту 5 статьи 16 Закона запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
По смыслу изложенного, установки очистки газа (далее - газоочистная установка, ГОУ) обязательны не для всех объектов хозяйственной деятельности, а только в случаях, предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха.
ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Ямало-Ненецкому автономному округу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» проведено исследование выбросов загрязняющих веществ, производимых объектом, на предмет соответствия требованиям санитарных и гигиенических норм.
Согласно экспертному заключению [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ выбросы не превышают допустимые показатели (т.2 л.д.155-160).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Ямало-Ненецкому автономному округу издано Решение [суммы изъяты] об установлении санитарно-защитной зоны в радиусе 8 метров вокруг объекта.
ДД.ММ.ГГГГ эксплуатируемый объект был поставлен на экологический учет в качестве объекта <данные изъяты> категории в соответствие со свидетельством о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду [суммы изъяты].
Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории (ст. 22 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Если для объектов III и IV категории не устанавливается норматив выброса, то нельзя говорить и о его превышении. Если названные объекты допускают превышение гигиенических нормативов на границе санитарно-защитной зоны, величины которых установлены санитарным законодательством, то они обязаны иметь газоулавливающее оборудование, если такие показателя в пределах нормы, то газоулавливающее оборудование не требуется.
В период эксплуатации объекта неоднократно проводились замеры воздуха на предмет превышения предельно допустимой концентрации, что подтверждается протоколом [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ лабораторного исследования воздуха, который указал на отсутствие превышения предельной концентрации вредных веществ; протоколом [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ, который указал на отсутствие превышения предельной концентрации вредных веществ; протокол [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ указал на отсутствие превышения предельной концентрации вредных веществ.
Согласно Отчету, об организации и о результатах экологического контроля на объекте за 2022 и Отчету о результатах инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников от ДД.ММ.ГГГГ превышений допустимых норм не выявлено (т.1 л.д.231-244).
Экспертное заключение о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правила и нормативам проектных материалов [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ, составленное <данные изъяты> содержит выводы: на основании проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации «Проект нормативов допустимых выбросов для объекта негативного воздействия ООО «Инженерные системы»» Котельная (Объект НВОС [суммы изъяты]) соответствует требованиям гл. III Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению атмосферного воздуха; гл. I Гигиенические нормативы содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (т.2 л.д.161-168).
Таким образом, при эксплуатации стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ утвержденные нормативы выбросов ООО «Инженерные системы» соблюдает, в установленные законом сроки проводит мероприятия экологического контроля в отношении используемого объекта.
На основании вышеизложенное можно сделать вывод, что предусмотренная действующим законодательством обязанность по оснащению объектом хозяйственной деятельности газоочистными установками направлена на минимизацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно на недопущение превышения установленных нормативов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.
Вместе с тем, следует учитывать, что в случае если такой источник выбросов исходя из его технологических возможностей не допускает превышение установленных на соответствующий период нормативов выбросов вредных (загрязняющих) в атмосферный воздух, то правила охраны атмосферного воздуха не возлагают на хозяйствующий субъект обязанность иметь на данных объектах газоочистные установки.
В ответе на судебный запрос о необходимости установки при эксплуатации на котельной, построенной по разработанной <данные изъяты> проектной документации по объекту «<данные изъяты>», установки очистки газов (ГОУ), <данные изъяты>[суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ пояснило, что в соответствии с условиями заключенного с ОАО «Севернефтегазпром» договора [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> была разработана проектная документация на объект <данные изъяты> (далее - объект). По проектной документации на объект капитального строительства <данные изъяты> получено положительное заключение государственной экспертизы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому:
- проектная документация соответствует требованиям технических регламентов и результатов инженерных изысканий;
- принятые проектные решения соответствуют требованиям законодательства РФ, в том числе по разделу «Мероприятия по охране окружающей среды» проектные решения соответствуют требованиям Федерального закона от 10.01.2002 года 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В составе проектной документации по объекту ЗАО «ПИРС» было выполнено проектирование автономной блочно-модульной котельной БМК-4800, основным и аварийным топливом которой является природный газ (далее - котельная). Природный газ считается самым экологичным из всех видов топлива, используемых для котельных. В составе продуктов сгорания природного газа полностью отсутствуют твердые вещества (зола, сажа), меньше выбросов СО2 (диоксида углерода), диоксида серы (SО2) и оксидов азота (NOx). Использование природного газа в котельных помогает снизить парниковый эффект, предотвратить глобальные изменения климата, в том числе кислотные дожди, вызванные попаданием в атмосферу продуктов сгорания угля и мазута. Если источник выбросов исходя из его фенологических возможностей не допускает превышение установленных на соответствующий период нормативов выбросов вредных (загрязняющих) в атмосферный воздух, то установленные правила охраны атмосферного воздуха не обязывают хозяйствующего объекта иметь на данных объектах ГОУ. На основании изложенного, в случае отсутствия надлежащих доказательств, подтверждающих факт превышения утвержденных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ при эксплуатации котельной, обязанность по установке очистки газов ГОУ отсутствует (т.4 л.д.12-14).
В ответе на судебный запрос о необходимости наличия установок очистки газа на стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Федеральная служба по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что при проектировании, реконструкции и эксплуатации источников выбросов должно обеспечиваться соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха. Соблюдение таких нормативов качества обеспечивается, в том числе оснащением источников выбросов ГОУ. Необходимость оснащения источника выбросов ГОУ определяется в ходе подготовки проектной документации, требования к составу которой установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87. Для объектов производственного назначе6ния в состав проектной документации включается обоснование выбранной системы очистки от газов и пыли. С учетом изложенного сообщают, что указанная необходимость определяется разработчиком проектной документации и непосредственно самим хозяйствующим субъектом при обеспечении непревышения нормативов качества атмосферного воздуха (т.4 л.д.9-11).
Разработанная специалистами <данные изъяты> проектная документация на <данные изъяты> не содержит в себе какого-либо раздела и пункта об обязательной установке газоочистного оборудования, установка ГОУ проектной документацией не предусмотрена.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, применив изложенные выше нормы материального права, суд приходит к выводу, что ООО «Инженерные системы» осуществляя эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности <данные изъяты>, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не нарушает требований природоохранного законодательства, поскольку в соответствии с паспортом котельной основным топливом является природный газ по ГОСТ 5542-2014, тогда как требования к установке очистки дымовых газов представлены только для котельных, работающих на твердом топливе в качестве основного. При этом суд отмечает, что установка ГОУ направлена на минимизацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а именно недопущение превышения установленных нормативов, тогда как ООО «Инженерные системы» исполняет требования природоохранного законодательства, не допускает превышение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, соответственно права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду не нарушены.
Проводимая надзорным органом проверка при вынесении предписания ограничилась применением одной нормы закона ссылаясь на п.5, ст.16 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ не выяснив и не доказав при этом необходимость установки ГОУ при отсутствии превышения нормативов допустимых выбросов, а так же наличие проводимых мероприятий по охране атмосферного воздуха, необоснованно истолковал это положение закона как запрет на эксплуатацию всех объектов хозяйственной деятельности, не имеющих установок очистки газа, что как из буквального, так и системного толкования данной нормы не следует.
Выводы надзорного органа о том, что все объекты хозяйственной деятельности, осуществляющие выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должны быть оснащены установками очистки газа, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Прокурором в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено бесспорных доказательств того, что в настоящее время существует экологически более чистое топливо, чем использует ООО «Инженерные системы» при сгорании которого минимизируется вред окружающей среде, не представлено доказательств, подтверждающих, что газоочистные установки (и какие именно) уменьшат концентрацию вредных веществ, образующихся при работе котельных и до какого уровня необходимо их минимизировать. Суд также отмечает, что прокурором не принято мер к приостановлению деятельности котельной, которая не оснащена газоочистными установками, что также подтверждает действие предусмотренного ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрета на эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности только в случае, если наличие установок очистки газа предусмотрено правилами охраны атмосферного воздуха.
Вместе с тем, указанная прокурором норма ст. 30 Федерального закона от 04.05.199 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» сама по себе не предусматривает оборудование технологических объектов газоочистными установками, не приводит конкретный перечень мер, которые могут быть предприняты хозяйствующими субъектами в целях сокращения выбросов. Доказательств, подтверждающих, что Обществом не исполняются предусмотренные ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.199 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» обязанности, и что оборудование котельной газоочистными установками является единственным способом предусмотренных законом обязанностей прокурором не представлено.
При этом ООО «Инженерные системы» представлены доказательства, подтверждающие, что ответчиком проведена инвентаризация источников выбросов и загрязняющих веществ от них, объект поставлен на учет в реестре объектов негативного воздействия с определением его категории, разработаны нормативы предельно допустимых выбросов, получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в установленном законом порядке, разработаны программы проведения контроля выбросов на котельных, проводится контроль и учет выбросов загрязняющих веществ, фактические выбросы не превышают предельно допустимых, установленных в разрешении на выброс, регулярно проводятся режимно-наладочные работы, более того, паспортной и технической документацией завода-изготовителя конструктивно установки газоочистного оборудования не предусмотрены.
Представленные ответчиком доказательства свидетельствуют о том, что Обществом осуществляются мероприятия, направленные на обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращение таких выбросов.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» области применения наилучших доступных технологий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 № 2674-р «об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий» к перечню областей применения наилучших доступных технологий относится производство электрической и тепловой энергии через сжигание топлива.
В соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию от 20.12.2022 № 3227 в качестве информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям в области сжигания топлива утвержден справочник ИТС 38-2022 «Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии» с датой введения в действие с 01.03.2023.
Как следует из п. 8.2 ИТС 38-2022, на газовых и мазутных ТЭС ГОУ не применяются.
В судебном заседании установлено, что в спорной котельной в качестве основного топлива используется природный газ.
Следовательно, установка ГОУ на спорной котельной указанным справочником также не предусмотрена.
Обсуждая вопрос о технической возможности оборудования котельной установками очистки газа, видах таких установок, необходимого срока для их разработки и установки, ООО «Севернефтегазпром» направлены соответствующие запросы (т.4 л.д.16-17,18-19, 20-21, 22-23,24-25).
Ответ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ОАО «Севернефтегазпром» содержит информацию о необходимости оснащения <данные изъяты>. Согласно представленному в адрес <данные изъяты> протоколу испытаний [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ. нарушений ПДКрм в атмосферном воздухе не выявлено. Согласно п.9.3.1 СП 89.13330.2016 Изм. 1 котельные, предназначенные для работы на твердом топливе (угле, торфе, сланцах, древесных отходах и т.д.), должны быть оборудованы установками для очистки дымовых газов от золы. При применении твердого топлива в качестве аварийного, установка золоуловителей не требуется. В соответствии с паспортом котельной основным топливом является природный газ по ГОСТ 5542-2014. Требования к установке очистки дымовых газов представлены только для котельных, работающих на твердом топливе в качестве основного. На объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть снащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Блочно-модульная котельная установленной мощностью 4,8МВт не относится к объектам I категории. Ориентировочная стоимость автоматической системы контроля промышленных выбросов для одного котла составляет 25 млн. руб. с НДС. Блочно-модульная котельная <данные изъяты> изготовлена согласно опросному листу, который в составе проектной документации прошел ведомственную и государственную экспертизу. Проектной документацией не предусматриваются мероприятия по очистке дымовых газов и непрерывному экологическому мониторингу промышленных выбросов (т.4 л.д.15).
Таким образом, доказательств, подтверждающих возможность и необходимость оборудования спорной котельной установками очистки газа истцом не представлено, при этом ответчиком и третьим лицом представлены сведения о том, что установка такого оборудования на спорную котельную не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о возложении на ООО «Инженерные системы» обязанности устранить нарушения действующего законодательства, и производного требования о взыскании государственной пошлины.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований прокурора города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Инженерные системы» о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.С. Волошина
Решение в окончательной форме изготовлено 08 ноября 2023 года.