ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3177/2022 от 10.08.2022 Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

№2-3177/2022

61RS0005-01-2022-004567-30

Решение Именем Российской Федерации 10 августа 2022 г.

Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Соломахиной Е.А.

при секретаре Баланцевой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Мегафон» о взыскании денежных средств, обязании возвратить тарифный план, компенсации морального вреда, судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском по тем основаниям, что она является пользователем сотовой связи ПАО «Мегафон» с тарифом «Включайся! Общайся 01.20», по условиям которого ей в месяц предоставляется 860 минут и безлимитный интернет. При этом ежемесячная абонентская плата составляет 390 руб. За все время пользования указанным тарифным планом никаких проблем не возникало. 26.03.2022 истица в очередной раз внесла абонентскую плату. Между тем, вместо списания необходимой суммы у нее с баланса в течение 10 дней, то есть до 04.04.2022, стали ежедневно сниматься денежные средства в размере 17 руб. 25 коп. По указанной причине она обратилась на «горячую линию» по номеру <***> с требованием о предоставлении разъяснений, но вразумительного ответа так и не получила. Истице перечислили на баланс 50 руб. для урегулирования сложившейся ситуации и пообещали, что больше никаких проблем не возникнет. По неизвестным ей причинам сумма абонентской платы была списана лишь 04.04.2022.

Через некоторое время у истице пропал доступ в сеть «Интернет», в связи с чем 18.04.2022 она вновь вынуждена была связаться с оператором мобильной связи, при этом соединение с ним она ждала в течение часа. В ходе разговора сотрудник «горячей линии» сообщил о недостаточности денежных средств на балансе, хотя, как было указано выше, оплата мобильной связи прошла 04.04.2022.

Не согласившись с полученным ответом, истица в устном порядке предъявила оператору претензию, зарегистрированную под № 9011605, которую пообещали рассмотреть в течение трех дней.

22.04.2022 истица в очередной раз позвонила специалистам ПАО «Мегафон» для получения ответа на претензию, на что оператор по имени Софья сказала, что ее даже никто и не рассматривал. В ответ на ее возмущение снова было обещано рассмотреть требования в кратчайшие сроки. На следующий день истица получила SMS-уведомление, в котором в утвердительной форме указано о том, что все списания производились в надлежащем порядке.

Кроме того истице стало известно, что без ее ведома ей была подключена опция «Будь на связи!», стоимость которой составляет 23 руб. в день. В адрес ответчика была направлена претензия с требованием о возврате предыдущего тарифного плана с возмещением понесенных затрат, компенсации морального вреда и расходов по оплате юридических услуг, однако данные требования оставлены без удовлетворения.

В связи с указанными обстоятельствами истица считает, что ее права как потребителя были нарушены.

Истица просила суд обязать ПАО «Мегафон» вернуть абоненту оператора сотовой связи ПАО «Мегафон», тарифный план «Включайся! Общайся 01.20» на прежних условиях; взыскать с ПАО «Мегафон» в ее пользу денежные средства в размере 122 руб. 50 коп. в счет компенсации убытков, связанных с неправомерным списанием денежных средств с баланса; взыскать денежные средства в размере 100 000 руб. в счет компенсации морального вреда; взыскать расходы, понесенные на оплату юридических услуг, в размере 35 200 руб.; штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

В судебном заседании истица требования поддержала и просила удовлетворить.

Представитель ответчика ПАО «Мегафон» в суд не явился, о дате рассмотрения извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, направили в адрес суда письменный отзыв. Суд рассмотрел дело в порядке ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав истицу, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются Операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Неотъемлемыми частями Договора являются инфокарта (договор), Условия оказания услуг связи «МегаФон» (далее - Условия) и тарифный план, выбранный Абонентом, дополнительные услуги (с момента их принятия абонентом), а также технические показатели и нормы, характеризующие качество телематических услуг связи и услуг связи по передаче данных, протоколы передачи данных, абонентские интерфейсы.

Судом установлено, что между ФИО1 и ПАО «МегаФон» заключен договор об оказании услуг связи № GF0126610454 от 24.12.2019 с выделением абонентского номера <***>.

В соответствии с пунктом 4.2. Условий, подписывая информационную карту, Абонент присоединяется к настоящим Условиям и подтверждает, что ознакомился с тарифным планом, перечнем возможных Услуг и тарифами на Услуги (в том числе тарифами при пользовании Роумингом), Зоной обслуживания Сети Связи Оператора.

Техническими показателями и нормами, характеризующими качество телематических услуг связи и услуг связи по передаче данных, протоколами, передачи данных, абонентскими интерфейсами, абоненты являющиеся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами подтверждают также присоединение к Правилам корпоративного обслуживания.

В соответствии с п. 6.1 Условий перечень услуг, предоставляемых Абоненту, определяется тарифным планом и дополнительными заказами Абонента, поданными в форме, предусмотренной Условиями, или дополнительно определенными Оператором способами.

На основании п. 9.1 Условий тарифы на услуги, оказываемые по договору, устанавливаются Оператором. Тарифы на услуги, действующие на дату заключения договора и выбранные Абонентом, указываются в тарифном плане, который является неотъемлемой частью договора.

С 28.02.2020 с согласия заявителя на его абонентском номере был подключен тарифный план (далее - ТП) «Включайся! Общайся 01.20» Описание тарифного плана доступно на официальном сайте ПАО «МегаФон», по ссылке https://rostov.megafon.ru/tariffs/archive/obschajsya 01 20.html.

По условиям тарифного плана «Включайся! Общайся 01.20», абонентская плата составляет 520 руб. за 30 дней.

Однако с учетом предоставленной Истцу скидки 25 % по тарифу абонентская плата составляет для нее 390 руб. за 30 дней.

Порядок списания абонентской платы определен условиями тарифного плана, выбранного Истцом.

Чтобы абонент всегда оставался на связи, абонентская плата списывается в зависимости от состояния вашего баланса: полностью за 30 дней или частями ежедневно. Платить за день — удобнее, а вовремя пополнять смет на всю сумму платы по тарифу — выгоднее. В любой момент вы можете перейти с посуточного списания на оплату тарифа раз в 30 дней, пополнив баланс на необходимую сумму. Абонентская плата за 30 дней. Списывается в следующих случаях: При переходе на тариф; Если в день списания абонентской платы за 30 дней на счёте достаточно средств; Минуты и гигабайты по тарифу предоставляются в полном объёме; Посуточное списание происходит в следующих случаях:

1. Первые 30 дней при покупке новой SIM-карты и подключении тарифа.

2. Если в день списания абонентской платы за 30 дней на счёте недостаточно средств. Минуты и гигабайты по тарифу предоставляются частями на день.

Как вернуться к оплате за 30 дней

1. Пополните баланс на сумму, достаточную для списания абонентской платы по тарифу в полном объёме

2. В течение суток автоматически спишется плата за 30 дней, минуты и гигабайты по тарифу станут доступны полностью. Если вы не хотите ждать, откройте раздел «Тариф* в Лионом кабинете или наберите команду *189*.

В представленном ПАО «Мегафон» отзыве указано, что с учетом предоставленной Истцу скидки, при переходе на посуточное списание абонентская плата будет составлять 17,25 руб.

В силу п. 2 ст. 54 ФЗ "О связи" основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.

В соответствии с п. 10.1 Условий оплата услуг производится за оказанные оператором услуги в соответствии с данными учета биллинговой системы Оператора.

Согласно п. 10.8 Условий в случае возникновения разногласий по стоимости оказанных услуг основанием для расчетов сторон являются данные биллинговой системы Оператора.

Биллинговая система - сертифицированная автоматизированная система Оператора для учета объема оказанных услуг, поступления и расходования денежных средств, внесенных в счет оплаты услуг (п. 2.1.9 Условий).

ПАО "МегаФон" использует оборудование связи, которое имеет необходимые сертификаты, что полностью соответствует условиям лицензий на предоставление услуг связи.

Согласно данным информационной биллинговой системы Оператора каждые 30 дней в 13:52 с лицевого счета абонента списывалась абонентская плата. Порядок списания определен условиями тарифного плана.

Кроме того, о времени списания абонент заблаговременно уведомлялся путем направления СМС сообщений, что подтверждается информацией ПАО «Мегафон».

26.03.2022 на абонентском номере Истца совершены следующие действия: 15:52 - денежные средства достаточные для оплаты за 30 дней на лицевой счет Истцом не внесены.

Так как на момент списания абонентской платы средств на лицевом счете абонента было недостаточно для оплаты услуг за месяц, в соответствии с условиями тарифного плана вступили в силу условия о посуточном списании оплаты в размере 23 руб. в сутки.

С учетом предоставленной абоненту скидки посуточная оплата составила - 17,25 руб. 15:53 - произошел переход на посуточное списание, о переходе на посуточную оплату услуг связи Истец был уведомлен посредством СМС сообщения 26.03.2022 в 15:53:14 398 символов, для оплаты тарифа не хватило средств.

В 15:53:30 на номер абонента поступило сообщение о пересечении порога отключения и необходимости оплатить 17,25 руб. для продолжения пользования услугами связи. 15:54 - Истец внес оплату.

При пополнении баланса лицевого счета абонента в 13:54, учтенная на балансе в 13:53 посуточная оплата по тарифному плану была списана в соответствии с условиями договора. Платеж от 26.03.2022 в 13:54 на 390 руб. зачислен.

По условиям тарифного плана с 26.03.2022 по 04.04.2022 (10 дней) оплата услуг связи производилась Истцом на условиях посуточного внесения платежей, что соответствует условиям договора и тарифного плана, выбранного абонентом.

Таким образом, списание денежных средств в размере 172,50 руб. в указанный период полностью соответствует условиям договора и тарифного плана, выбранного абонентом, и не связано с оказанием иных услуг, в том числе услуги «Будь на связи».

Все расчеты произведены верно в соответствии с условиями тарифного плана, оснований для возврата денежных средств не имеется.

11.05.2022 от Истца в адрес ПАО Мегафон поступила письменная претензия.

25.05.2022 истице был направлен письменный ответ о порядке списания абонентской платы по выбранному тарифному плану. Тарифного плана «Включайся! Общайся 01.20» абонентская плата списывается при любом положительном балансе. Если в день списания абонентской платы за 30 дней на счёте недостаточно средств, то происходит посуточное списание. Таким образом, учет абонентской платы в период с 26 марта по 04 апреля 2022 года был выполнен в строгом соответствии с действующим тарифом «Включайся! Общайся 01.20».

Кроме того, 25.05.2022 в рамках политики ПАО «МегаФон» по сохранению лояльности абонентов на лицевой счет абонентского номера были зачислены денежные средства в размере 172,50 руб.

При таком положении и учетом того, что истица в судебном заседании не отрицала то обстоятельство, что в настоящее время ей подключен и она пользуется тарифом «Включайся! Общайся 01.20», суд находит требования об обязании вернуть тариф «Включайся! Общайся 01.20» необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Информация о тарифном плане доступна абоненту в ежемесячно выставляемых счетах.

Требования истицы о возврате денежных средств в сумме 122,50 руб. за услуги связи оказанный ей по договору об оказании услуг связи № GF0126610454 от 24.12.2019 необоснованы и не подлежат удовлетворению.

Доводы истицы о том, что с ее счета были списаны денежные средства в размере 122,50 руб. несостоятельны, поскольку доказательств списания денежных средств за услугу «Будь на связи» не представлено. ПАО «Мегафон» представленными данным, информационной биллинговой системы оператора, которые являются публичными и доступны по ссылке на официальном сайте АО «МегаФон»: https://rostov.megafon.ru/services/useful/bud na svyazi, таких сведений не содержат.

Услуга «Будь на связи!» предусматривает установление ПАО «МегаФон» абоненту филиалов ПАО «МегаФон» льготного Порога отключения, определяемого и изменяемого Оператором в соответствии с Правилами, в пределах которого абоненту предоставляется возможность пользоваться услугами связи Оператора и оплачивать услуги связи посредством отложенного платежа. Услуга «Будь на связи!» является бесплатной.

Как указывает представитель ответчика в письменных возражениях, истица могла продолжать пользоваться услугами связи при недостаточном балансе собственных средств на лицевом счете абонентского номера. Услуга «Будь на связи» на абонентском номере <***> была подключена 04.04.2022 с согласия Истца. 04.04.2022 Оператор в рамках телефонного разговора предложил Абоненту подключение услуги «Будь на связи». Абоненту была предоставлена информация отноимости, порядке подключения и условиях оказания услуги. Абонент во время телефонного разговора выразил свое согласие на подключение, услуги.

Дополнительно на абонентский номер направлено SMS-сообщение, информирующее об условиях предоставления услуги «Будь на связи».

Утверждения абонента об отсутствии услуг передачи данных (мобильный интернет) 18.04.2022 не подтверждаются данными информационной биллинговой системы Оператора.

По данным информационной биллинговой системы абонент активно потреблял услуги связи, в том числе мобильный интернет.

Также не соответствует действительности утверждение абонента об изменении Оператором его тарифного плана.

С 28.02.2020 по настоящее время на абонентском номере подключен тарифный план «Включайся! Общайся 01.20»

Данная информация доступна Истцу в личном кабинете. Кроме того, Абоненты имеют возможность воспользоваться услугами круглосуточной клиентской справочной службы компании «МегаФон» по телефону <***> или 8 800 550 <***> для получения всей информации относительно порядка и условий предоставления услуг связи.

Суд считает, что истица подписывая договор и выбирая тарифный план, подтвердила, что ознакомилась с тарифным планом, перечнем возможных Услуг и тарифами на Услуги.

Таким образом вся необходимая информация об условиях оказания услуг была предоставлена Истцу на момент заключения договора.

Учитывая изложенное, действия Оператора полностью соответствуют условиям заключенного с Абонентом договора, положениям отраслевого законодательства в области связи и требованиям законодательства о защите прав потребителей.

Суд находит необоснованными требования истицы о взыскании компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Согласно п.1. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они причинены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Кроме того, согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.

В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Суд не может согласиться с требованиями истицы о взыскании понесенных расходов по оплате услуг представителя в размере 35200 руб.. поскольку исковые требования оставлены судом без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации,

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к ПАО «Мегафон» о взыскании денежных средств, обязании возвратить тарифный план, компенсации морального вреда, судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца, со дня изготовления в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 15 августа 2022 г.