Дело Номер обезличен
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дата обезличена г. Архангельск
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Лобановой Н.В.
при секретаре Соколовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению П.М.А. к Управлению Федерального казначейства по Архангельской области о взыскании сохраняемого на период трудоустройства денежного содержания,
установил:
П.М.А. обратилась в суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Архангельской области, в котором просила признать незаконным бездействие Управления, выразившееся в невыплате сохраняемого на период трудоустройства денежного содержания за пятый и шестой месяцы, и возложить на Управление обязанность выплатить сохраняемое на период трудоустройства денежное содержание за пятый и шестой месяцы со дня увольнения.
В обоснование заявленных требований указала, что приказом Отделения по г. Архангельску Управления Федерального казначейства по Архангельской области от Дата обезличена уволена Дата обезличена с должности гражданского служащего в связи с реорганизацией учреждения. Дата обезличена обратилась в ОГУ «Центр занятости населения г. Архангельска» в целях поиска подходящей работы, однако в течении шести месяцев не была трудоустроена. В нарушение ст. 318 Трудового кодекса РФ ответчик не выплатил ей сохраняемое на период трудоустройства денежное содержание за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, в связи с чем она вынуждена была обратиться в суд с данным заявлением.
В судебном заседании П.М.А. заявленные требования уточнила, просила взыскать с Управления Федерального казначейства по Архангельской области сохраняемое на период трудоустройства денежное содержание в сумме <данные изъяты>.
Представитель Управления Федерального казначейства по Архангельской области Ф.С.Г., действующая на основании доверенности от Дата обезличена, с заявленными требованиями не согласилась. В направленном суду отзыве на заявление указано, что истец уволена по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением штата при реорганизации Отделения по г. Архангельску с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания. При проведении организационно-штатных мероприятий П.М.А. была предложена вакантная должность в Управлении, от замещения которой она отказалась. Полагает, что у ОГУ «Центр занятости населения г. Архангельска» отсутствовали основания для принятия решения о сохранении за П.М.А. денежного содержания за пятый-шестой месяцы со дня увольнения, поскольку она имеет источник дохода (трудовую пенсию), каких-либо данных о наличии исключительных обстоятельств, как это предусмотрено ст. 318 Трудового кодекса РФ, не имеется. Ответ на обращение истца дан в сроки, установленные ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Обратила внимание на отсутствие у ответчика денежных средств на выплату указанной компенсации.
Третье лицо ОГУ «Центр занятости населения г. Архангельска», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило. В ходе судебного разбирательства представитель учреждения В.Н.И., действующая на основании доверенности Дата обезличена, требование П.М.А. поддержала и пояснила, что отсутствие оснований для регистрации граждан в качестве безработных (в частности, если они являются получателями пенсии по старости), не означает, что учреждения службы занятости вправе отказать указанным гражданам в предоставлении услуг по содействию в трудоустройстве. Указала, что при соблюдении работником условия об обращении в органы службы занятости населения в установленный ст. 318 Трудового кодекса РФ срок после увольнения, любой случай нетрудоустройства работника органом службы занятости по причине отсутствия подходящей для него работы является исключительным, позволяющим сохранить за ним средний месячный заработок за четвертый-шестой месяцы с даты увольнения. Полагала, что у учреждения имелись основания выдать истцу справку о праве на получение указанной компенсации.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как следует из представленных материалов, П.М.А. проходила государственную гражданскую службу в должности <данные изъяты> Отделения по г. Архангельску Управления Федерального казначейства по Архангельской области. В соответствии с приказом Федерального казначейства от Дата обезличена Номер обезличен «О реорганизации управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации» Отделение по г. Архангельску реорганизовано путем присоединения с Дата обезличена к Управлению Федерального казначейства по Архангельской области. Приказом Отделения по г. Архангельску Управления Федерального казначейства по Архангельской области от Дата обезличена Номер обезличен П.М.А. была уволена с занимаемой должности по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» - отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы при реорганизации Отделения по г. Архангельску.
Дата обезличена г. П.М.А. обратилась в ОГУ «Центр занятости населения г. Архангельска» и не была трудоустроена в течение шести месяцев со дня увольнения, в связи с чем учреждением ей были выданы справки о праве на получение сохраняемого на период трудоустройства денежного содержания за пятый и шестой месяцы со дня увольнения от Дата обезличена и от Дата обезличена.
Дата обезличена и Дата обезличена П.М.А. обращалась в Управление Федерального казначейства по Архангельской области с заявлениями о выплате сохраняемого на период трудоустройства денежного содержания за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, однако соответствующие выплаты ей не были произведены.
П.М.А. является получателем трудовой пенсии по старости, о чем свидетельствует справка отдела Пенсионного фонда РФ в Ломоносовском административном округе г. Архангельска от Дата обезличена Номер обезличен.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Федеральные законы, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом (ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).
Часть 9 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» устанавливая, что при увольнении с государственной гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему взамен выходного пособия выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, вопросы, касающиеся предоставления дополнительных гарантий и компенсаций лицам, увольняемым при указанных обстоятельствах с государственной гражданской службы в районах и местностях с особыми природно-климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и испытывающим по этой причине повышенные трудности в поиске работы, не разрешает.
При таких обстоятельствах при рассмотрении возникшего спора подлежат применению положения ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ, согласно которым в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за работником, увольняемым из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Таким образом, государственным гражданским служащим при увольнении с государственной гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» вследствие отказа от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы, а также при непредоставлении в этих случаях иной должности государственной гражданской службы выплачивается компенсация согласно п. 9 ст. 31 данного федерального закона в размере четырехмесячного денежного содержания, которое сохраняется за ними в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ, также на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев со дня увольнения с учетом выплаты указанной компенсации, то есть в течение пятого и шестого месяцев со дня увольнения.
Аналогичные разъяснения даны в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2008 г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 05.12.2008 г.
Таким образом, П.М.А. как лицо, уволенное с государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», обратившееся в орган службы занятости населения и не трудоустроенное им, имеет право на сохранение денежного содержания в течение пятого и шестого месяцев со дня увольнения.
Доводы представителя ответчика о том, что П.М.А., являющаяся получателем трудовой пенсии по старости, не может быть признана безработной, в связи с чем в отношении нее органом службы занятости населения не может быть принято решение о сохранении на период трудоустройства среднего заработка, подлежат отклонению в связи со следующим.
Устанавливая государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, уволенных в связи с организационно-штатными мероприятиями, ст. 318 Трудового кодекса РФ в качестве условий предоставления такой гарантии как сохранение на период трудоустройства среднемесячного заработка устанавливает факт обращения уволенного работника в орган службы занятости населения и безрезультатность предпринятых данным органом мер по его трудоустройству, а не наличие либо отсутствие у данного работника на момент обращения к работодателю за предоставлением соответствующих гарантий статуса безработного.
Действующее трудовое законодательство не исключает граждан, являющихся получателями трудовых пенсий, из числа лиц, с которыми может быть заключен трудовой договор, в связи с чем они не лишены возможности обратиться в соответствующий орган службы занятости населения за оказанием услуг по трудоустройству, что П.М.А. и было сделано в течение месяца со дня увольнения.
Не основаны на законе и доводы заявителя о том, что решение о сохранении за лицами, уволенными в связи с организационно-штатными мероприятиями из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, среднемесячного заработка на период трудоустройства принимается в порядке, установленном Порядком регистрации безработных граждан, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 № 458, поскольку названный нормативный правовой акт процедуру принятия такого решения не регламентирует.
Доводы представителя ответчика о том, что истцом и ОГУ «Центр занятости населения г. Архангельска» не приведены обстоятельства, свидетельствующие об исключительности данного случая, как того требуют положения ст. 318 Трудового кодекса РФ, также подлежат отклонению.
Как следует из пояснений представителя ОГУ «Центр занятости населения г. Архангельска» В.Н.И., решение о сохранении за уволенным работником среднего заработка за пятый-шестой месяцы со дня увольнения принимается комиссионно. При этом учитывается, соблюдало ли лицо, обратившееся за оказанием услуги по содействию в трудоустройстве, график посещения учреждения, предлагались ли ему учреждением какие-либо вакансии, занималось ли оно самостоятельным поиском работы, имели ли место отказы от подходящей работы. П.М.А. регулярно посещала учреждение, знакомилась с имеющимися вакансиями, ею был разработан план самостоятельного поиска работы, который она выполняла, посетила более десятка предприятий, где в трудоустройстве ей было отказано в связи с отсутствием вакансий. Поиск подходящей работы осложнялся как возрастом истца, так и спецификой ее должностных обязанностей по последнему месту работы, отсутствием необходимых по ее специальности (<данные изъяты>) навыков работы с соответствующими компьютерными программами.
Данные обстоятельства подтверждают и представленные в материалы дела направления на работу, планы самостоятельного поиска работы.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у ОГУ «Центр занятости населения г. Архангельска» оснований для принятия решения о сохранении за истцом денежного содержания за пятый и шестой месяцы с даты увольнения.
Не могут быть приняты во внимание и доводы представителя ответчика о том, что П.М.А. перед увольнением с занимаемой должности предлагалась иная вакантная должность, от занятия которой она отказалась, так как действующее трудовое законодательство не связывает право на сохранение за работником среднемесячного заработка на период трудоустройства с тем обстоятельством, предлагались ли работодателем при увольнении такого работника варианты его трудоустройства.
Подлежат отклонению и доводы представителя ответчика об отсутствии у Учреждения средств на выплату истцу указанной компенсации, поскольку отсутствие финансирования не может служить основанием умаления прав граждан, гарантированных действующим законодательством. Помимо изложенного, суд также принимает во внимание, что приказ о реорганизации Отделения по г. Архангельску и сокращении штата учреждения издан Дата обезличена, в период до Дата обезличена проводились организационно-штатные мероприятия, принимались решения об увольнении работников по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», в связи с чем вопрос о выделении денежных средств на предоставление увольняемым работникам, среди которых были и лица, не являющиеся пенсионерами, гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по мнению суда, должен был быть разрешен при установлении лимитов бюджетных обязательств Управления на Дата обезличена, а не после поступления обращений работников о выплате компенсации.
В силу ч. 3 ст. 318 Трудового кодекса РФ выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя и, как правило, в день выплаты заработной платы. Вместе с тем, в установленные сроки выплата указанной компенсации истцу не была произведена.
Как уже указывалось, в силу ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в части, не урегулированной данным федеральным законом к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, подлежат применению федеральные законы, содержащие нормы трудового права.
Поскольку действующее в отношении государственных служащих правовое регулирование (Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562) не устанавливают порядок исчисления денежного содержания, сохраняемого за государственным гражданским служащим в течение пятого и шестого месяцев со дня увольнения, расчет такой компенсации должен производиться, исходя из положений ст. 139 Трудового кодекса РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922.
Согласно подп. «д» п. 2, п. 3 названного Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся денежное вознаграждение (денежное содержание), начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий, действующих на постоянной основе. Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).
Выплаты, включенные в денежное содержание государственных гражданских служащих, установлены ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Согласно названной норме, к дополнительным выплатам, подлежащим включению в денежное содержание государственного гражданского служащего, относятся единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
С учетом изложенного, при разрешении возникшего спора, суд исходит из расчета, представленного ответчиком в судебное заседание Дата обезличена, поскольку он выполнен с учетом приведенных положений действующего законодательства, его правильность судом проверена.
При таких обстоятельствах в пользу истца подлежит взысканию <данные изъяты>.
В силу ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в связи с тем, что обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, издержки, связанные с рассмотрением дела, подлежат отнесению на соответствующий бюджет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление П.М.А. к Управлению Федерального казначейства по Архангельской области о взыскании сохраняемого на период трудоустройства денежного содержания удовлетворить.
Взыскать с Управления Федерального казначейства по Архангельской области в пользу П.М.А. сохраняемое на период трудоустройства денежное содержание за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивировочной части решения путем подачи кассационной жалобы в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена.
Судья Н.В. Лобанова