Дело № 2-3178/2021
64RS0043-01-2021-005007-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2021 года г.Саратов
Волжский районный суд г.Саратова в составе
председательствующего судьи Агарковой С.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО2
с участием истца ФИО1, представителя ответчика, 3-го лица ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению МЧС России по Саратовской области об оспаривании дисциплинарных взысканий, обжаловании заключений по материалам служебных проверок и возмещении недополученных доходов в виде необоснованного частичного лишения премии за добросовестное выполнение своих служебных обязанностей,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Саратовской области (далее по тексту- Главное управление, ГУ МЧС России по Саратовской области, ответчик) об оспаривании дисциплинарных взысканий, обжаловании заключений по материалам служебных проверок и возмещении недополученных доходов в виде необоснованного частичного лишения премии за добросовестное выполнение своих служебных обязанностей, в обоснование которого указал, что 05 марта 2021 года приказом Главного управлении МЧС России по Саратовской области он назначен на должность заместителя начальника отдела тылового обеспечения управления материально-технического обеспечения ГУ МЧС России по Саратовской области. Ранее он замещал должность начальника управления материально-технического обеспечения ГУ МЧС России по Саратовской области на основании приказа МЧС России от 15 июня 2020 года № 420-НС. 26 апреля 2021 года приказом № 434 на него наложено дисциплинарное взыскание в виде строго выговора за срыв учебного процесса выразившегося в отказе от обучения, что повлекло отчисление с факультета переподготовки и повышения квалификации ФГПОУ ВО "Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России". 16 июня 2021 года приказом № 619 на него наложено дисциплинарное взыскание – "предупреждение о неполном служебном соответствии" по результатам служебной проверки по факту подписания актов выполненных работ и оплаты фактически не выполненных работ по государственным контрактам. Считает незаконным приказ от 26 апреля 2021 года № 434, поскольку не был надлежащим образом извещен о начале обучения в ФГПОУ ВО "Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России" и необходимости предоставления анкетных данных в установленный срок. Считает также незаконным приказ от 16 июня 2021 года № 619, поскольку изложенные в материалах проверки нарушения приходились на период с 14 декабря 2020 года по 15 февраля 2021 года, в указанном периоде он замещал должность начальника управления материально-технического обеспечения ГУ МЧС РФ по Саратовской области формально, так как фактически был от нее отстранен. Просит признать приказ от 26 апреля 2021 года № 434, заключение по результатам служебной проверки от апреля 2021 года по факту отчисления с факультета переподгоотвки и повышения квалификации института заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России незаконными, приказ от 16 июня 2021 года № 619 незаконными, взыскать с ответчика не выплаченную премию за добросовестное выполнение служебных обязанностей в размере 15 % оклада месячного денежного содержания за март 2021 года, в размере 10 % за апрель 2021 года, в размере 24 % за май 2021 года, в размере 25 % за период с 16 по 30 июня 2021 года.††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††?���������������������������������������������������������������������������������������В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные исковому заявлению и дополнению к нему. Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила в иске отказать, пояснив, что дисциплинарные взыскания на истца наложены в соответствии с действующим законодательством в связи с совершением истцом дисциплинарных проступков, соответствуют тяжести совершенных проступков. Заслушав истца, представителя ответчика и 3-го лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что ФИО1 назначен начальником управления материально-технического обеспечения ГУ МЧС РФ по Саратовской области на основании приказа от 15 июня 2021 года № 420-НС. ФИО12 назначен на должность заместителя начальника отдела тылового обеспечения управления материально-технического обеспечения ГУ МЧС России по Саратовской области по контракту на период замещения должности в федеральной противопожарной службе на основании приказа от 05 марта 2021 года № 97-НВ судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные исковому заявлению и дополнению к нему.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила в иске отказать, пояснив, что дисциплинарные взыскания на истца наложены в соответствии с действующим законодательством в связи с совершением истцом дисциплинарных проступков, соответствуют тяжести совершенных проступков.
Заслушав истца, представителя ответчика и 3-го лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 назначен начальником управления материально-технического обеспечения ГУ МЧС РФ по <адрес> на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№-НС.
ФИО1 назначен на должность заместителя начальника отдела тылового обеспечения управления материально-технического обеспечения ГУ МЧС России по <адрес> по контракту на период замещения должности в федеральной противопожарной службе на основании приказа от 05 марта 2021 года № 97-НС.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 12, пункту 8 части 1 статьи 13 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ) сотрудник федеральной противопожарной службы обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямого руководителя (начальника), непосредственного руководителя (начальника), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого руководителя (начальника) или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации. При осуществлении служебной деятельности сотрудник федеральной противопожарной службы должен выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ за нарушения служебной дисциплины на сотрудника федеральной противопожарной службы в соответствии со статьями 48, 49 и 51 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.
Под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником федеральной противопожарной службы установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника федеральной противопожарной службы, контрактом, а также приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (часть 1 статьи 46 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ).
Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником федеральной противопожарной службы законодательства Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) или непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (часть 1 статьи 48 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ на сотрудника федеральной противопожарной службы в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может налагаться дисциплинарное взыскание - замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе; увольнение со службы в федеральной противопожарной службе.
Порядок наложения на сотрудников федеральной противопожарной службы дисциплинарных взысканий установлен ст. 51 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ.
Так, ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ установлено, что дисциплинарные взыскания на сотрудников федеральной противопожарной службы налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, за исключением перевода на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе и увольнения со службы в федеральной противопожарной службе сотрудника, замещающего должность в федеральной противопожарной службе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации.
Частью 6 ст. 51 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ установлено, что дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника федеральной противопожарной службы, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами.
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника федеральной противопожарной службы, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 53 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка (ч. 8 ст. 51 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ).
О наложении на сотрудника федеральной противопожарной службы дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя (ч. 9 ст. 51 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ).
Уполномоченный руководитель обязан в течение пяти календарных дней ознакомить сотрудника федеральной противопожарной службы под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника (ч. 11 ст. 51 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ).
Порядок проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, регламентирован Приказом МЧС России от 17 октября 2016 года № 550 (далее - Порядок).
Согласно пункту 28 Порядка должностные лица, проводящие служебную проверку, обязаны в том числе изучить личное дело сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка; осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные, деловые и моральные качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок; изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о ранее совершенных им дисциплинарных проступках, поступавшие жалобы на его неправомерное поведение.
Согласно пунктам 29, 34 Порядка результаты служебной проверки представляются должностному лицу, назначившему проверку, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через 3 рабочих дня после ее завершения. Заключение должно быть подписано должностным лицом, проводившим проверку, или председателем комиссии и членами комиссии и утверждается должностным лицом, назначившим проверку.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом от 26 апреля 2021 года № 434 "О результатах служебной проверки, проведенной по факту срыва учебного процесса в ФГПОУ ВО "Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России" в результате проведенной проверки установлен факт отчисления с факультета переподготовки и повышения квалификации института заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации ФГПОУ ВО "Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России" слушателя ФИО1 за наличие академической задолженности без уважительных причин. За срыв учебного процесса на ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора.
Судом установлено, что в соответствии с планом комплектования образовательных организаций России в период с 15 по 26 марта 2021 года в ФГПОУ ВО "Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России" должны были обучаться два должностных лица Главного управления МЧС России по Саратовской области.
Дистанционное обучение организовано по следующему принципу: в соответствии с планом, заблаговременно (ориентировочно за 15 дней) подготавливается список кандидатов на обучение по определенной форме, где указывается фамилия, имя, отчество, должность, наименование образовательной организации, которую закончил, адрес электронной почты, контактный телефон, после чего указанный список направляется в учебное заведение.
Учебное заведение самостоятельно оповещает слушателей о начале дистанционного обучения, направляя им логины, пароли, порядок обучения на электронной почты, указанный в заявке на обучение.
В соответствии с Постановлением Минтруда Российской Федерации и Минобразования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций" обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель (п. 1.5), а руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три да (п. 2.3.1).
Как следует из материалов дела, в конце февраля 2021 года необходимо было подать заявку в ФГПОУ ВО "Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России". При составлении заявки начальником отдела охраны труда ФИО5 принято решение направить на обучение ФИО4 (ответственная за ведение документации по охране труда в ЦУКС) и ФИО1 (как недавно принятого сотрудника).
02 марта 2021 года, обобщив сведения о кандидатах на дистанционное обучение ФИО5 через "СЭД" направил сведения в ФГПОУ ВО "Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России". ФГПОУ ВО "Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России" перед началом обучения произвела рассылку на указанные должностными лицами ящики адреса электронной почты, с представлением логина и пароля и всей информацией, необходимой для входа в систему станционного обучения.
Отказ истца от прохождения обучения ответчиком расценено как совершение истцом дисциплинарного проступка, являющееся поводом для привлечения истца к дисциплинарной ответственности, при этом, порядок и сроки привлечения истца к дисциплинарной ответственности, предусмотренные Частью 6 ст. 51 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ, ответчиком не нарушены.
Однако, суд полагает, что применение к истцу дисциплинарного взыскания в виде строго выговора является незаконным, поскольку до ФИО1 не было доведено надлежащим образом и в надлежащей форме, что он включен в заявку на обучение в ФГПОУ ВО "Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России", которое будет проходить дистанционно с 15 по 26 марта 2021 года.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей начальник отдела охраны труда ФИО5 и главный специалист –эксперт отдела охраны труда ФИО6 в судебном заседании показали, что ФИО5 довел до ФИО1, что он будет обучаться дистанционно с 15 по 26 марта 2021 года в ФГПОУ ВО "Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России". Для этих целей ФИО1 предоставил адрес электронной почты. Однако, к обучению не приступил. При этом, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что позвонили из ФГПОУ ВО "Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России", что он должен приступить к обучению ДД.ММ.ГГГГ, однако, не зарегистрировался, и что он не знал, что должен проходить обучение. От продолжения обучения ФИО1 отказался, поскольку прошла половина срока обучения. На предложение продолжить обучение и наверстать упущенное ФИО1 ответил отказом.
Вместе с тем, доказательств вручения истцу под роспись сведений о включении его в список обучающихся в 2021 году и уведомления о прохождении обучения в период с 15 марта по 26 марта 2021 года в ФГПОУ ВО "Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России" в форме дистанционного обучения, суду не представлено.
Истец отрицает то обстоятельство, что адрес электронной почты брался у него для указания ее в целях дистанционного обучения, и отрицает факт сообщения ему о том, что он должен проходить обучение в период с 15 марта по 26 марта 2021 года в ФГПОУ ВО "Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России".
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком не предоставлено достоверных доказательств направления истца на обучение и отказа его от обучения по неуважительным причинам, то есть подтверждающих совершение истцом дисциплинарного проступка. При этом, отказ истца от прохождения обучения с 23 марта 2021 года, то есть когда прошло более половины срока обучения, не может расцениваться как дисциплинарный проступок, поскольку фактически обучение уже завершалось, в истец своевременно не был поставлен в известность о начале обучения.
Суд полагает, что ответчиком допущены нарушения прав истца, выразившиеся в незаконном привлечении его к дисциплинарной ответственности.
Допущенные ответчиком нарушения, дают основания для признания приказа от 26 апреля 2021 года № 434, а также заключения служебной проверки по данному факту, незаконными.
В соответствии с приказом от 16 июня 2021 года № 619 "О привлечении к дисциплинарной ответственности подполковника внутренней службы ФИО1" во исполнение резолюции начальника Главного управления МЧС России по Саратовской области генерал-майора внутренней службы ФИО7 по докладной записке от 17 февраля 2021 года № ДЗ -175-307 главного специалиста отдела по вопросам противодействия коррупции управления оперативного реагирования, организации взаимодействия и координации деятельности территориальный органов МЧС России по Нижегородской области подполковника внутренней службы ФИО8 проведена служебная проверка по факту подписания актов выполненных работ и оплаты фактически не выполненных работ по государственным контрактам, отраженным в вышеуказанной докладной записке.
По результатам служебной проверки, изучения документов и объяснений, отобранных у должностных лиц, а также имеющихся материалов установлено, что заместитель начальника отдела тылового обеспечения управления материально-технического обеспечения Главного управления МЧС России по Саратовской области (далее- Главное управление) подполковник внутренней службы ФИО1 допустил нарушение положений приказа Главного управления от 01 октября 2020 года № 737 "Об утверждении руководства по организации материально-технического обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", в связи с чем, привлечен к дисциплинарной ответственности с наложением дисциплинарного взыскания – "предупреждение о неполном служебном соответствии".
В ходе служебной проверки установлено, что 29 сентября 2020 года между ГУ МЧС России по Саратовской области и обществом с ограниченной ответственностью "Комтранссервис-Саратов" был заключен Государственный контракт № 03601000052200000450034 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту пожарных и оперативных автомобилей, цена контракта составила 3 867 052 (Три миллиона восемьсот шестьдесят семь тысяч пятьдесят два) рублей 64 копейки. Согласно контракту общество с ограниченной ответственностью "Комтранссервис-Саратов" должно было выполнить работы по ремонту автомобиля АЦ-40 (131)137А на шасси ЗИЛ 131 государственный регистрационный знак <***>, стоимость ремонта составила 302 749,39рублей. В рамках контракта согласно техническому заданию необходимо было выполнить ремонт двигателя, замена сцепления, замена радиатора и т.д. Акт выполненных работ подписан 15 декабря 2020 года, оплата произведена в полном объеме, при этом, автомобиль АЦ-40 (131)137А на шасси ЗИЛ 131 государственный регистрационный знак <***> находился на станции обслуживания общества с ограниченной ответственностью "Комтранссервис-Саратов" до 12 февраля 2021 года, при возвращения автомобиля из ремонта, он находится в неисправном состоянии (транспортировка осуществлялась на жесткой сцепке), также по 15 февраля 2021 года там же находился автомобиль АЦ-3,0-40 государственный регистрационный знак <***> стоимость ремонта составила 315 327 рублей, акт выполненных работ подписан 14 декабря 2020 года, автомобиль АЦ 3,0- 40 (131) государственный регистрационный знак <***> стоимость ремонта составила 269 190 рублей, акт выполненных работ подписан 15 декабря 2020 года, автомобиль отдан из ремонта в феврале 2021 года, автомобиль ЗИЛ 134 государственный регистрационный знак <***> стоимость ремонта составила 94 147 рублей, акт выполненных работ подписан 14 декабря 2020 года, по состоянию на 09 декабря 2021 года находился на станции обслуживания общества с ограниченной ответственностью "Комтранссервис-Саратов", срок исполнения контракта закончился 30 декабря 2020 года. Государственные контракты № 03601000052200000130010 и № 03601000052200000450034 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту пожарных и оперативных автомобилей, ГУ МЧС России оплачены в полном объеме, вместе с тем оплата проходила на основании подписанных актов выполненных работ должностными лицами ГУ МЧС России по Саратовской области и во всех случаях исполнения контрактов не организована приемка оказанных. Согласно условиям контрактов доставка техники к исполнителю и от исполнителя должна была осуществляться силами исполнителя т.е. обществом ограниченной ответственностью "Комтранссервис-Саратов", в действительности, в большинстве случаев автомобили на ремонт доставлялись силами и за счет ГУ МЧС России по Саратовской области, что повлекло за собой расходование материальных средств. Исполнитель обязан приступить к ремонту, по соответствующей заявке на оказания услуг в течении двух часов с момента поступления техники, при анализе документов выполнения контрактов установлено, что все заявки (заказ-наряды) датированы днем подписания акта выполненных работ. Ремонт автомобилей иногда осуществлялся в течении нескольких месяцев, что повлекло за собой снижение боеготовности подразделений пожарно-спасательных частей и поставило под угрозу выполнения задач по предназначению. Претензионная работа по условиям выполнения государственных контрактов должностными лицами ГУ МЧС России по Саратовской области не организовывалась и не проводилась, при этом ответственность за нарушения условий контракта, была предусмотрена условиями контрактов. При частичном анализе актов выполненных работ, установлено задвоение работ, установленных запасных частей
Из заключения по результатам служебной проверки от 21 мая 2021 года следует, что заместитель начальника управления - начальник отдела Технического обеспечения управления материально-технического обеспечения Главного управления полковник внутренней службы ФИО9 допустил нарушения положений приказа начальника Главного управления от 04 июня 2020 года № 540 "О порядке взаимодействия структурных подразделений при организации осуществления закупок товаров, работ и услуг для нужд Главного управления МЧС России по Саратовской области", приказа начальника Главного управления от 09 января 2020 года № 4 "Об организации работы по реализации требований Федерального закона Российской Федерации от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не организовал должным образом исполнение вышеуказанных контрактов, не инициировал комиссию по приемке выполненных работ по вышеуказанным контрактам, в результате чего услуги по техническому обслуживанию и ремонту пожарных и оперативных автомобилей исполнителем по контрактам исполнены ненадлежащем образом.
Вышеуказанные нарушения ФИО9 допустил вследствие ненадлежащего контроля со стороны начальника Управления материально-технического обеспечения Главного Управления МЧС России по Саратовской области подполковника внутренней службы ФИО12, который согласно приказу МЧС России от 10 октября 2020 года №737 несет персональную ответственность за осуществление общего контроля обеспеченности, содержания, эксплуатации, ремонта и технического состояния вооружения, техники и имущества.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и применив к спорным правоотношениям положения Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого истцом приказа № 619 от 16 июня 2021 года, поскольку материалами дела подтверждается факт нарушения истцом служебной дисциплины, порядок и сроки применения дисциплинарного взыскания ответчиком соблюдены, примененное к истцу дисциплинарное взыскание соответствует тяжести совершенного им дисциплинарного проступка, учитывает руководящую должность истца и повышенные требования к соблюдению служебной дисциплины.
Так, согласно должностной инструкции начальника управления материально-технического обеспечения Главного управления МЧС России по Саратовской области основными задачами, в том числе являются обеспечение ведения в установленном порядке материального учета, своевременного оформления и предоставления соответствующих первичных учетных документов в соответствующий финансовый орган, подтверждающих поступление и списание материально-технических средств для достоверного и полного отражения их наличия и движения по бухгалтерскому учету; контроль за правильностью эксплуатации, ремонта и технического состояния техники в Главном управлении и структурных подразделениях; контроль за содержанием, эксплуатацией и ремонтом зданий и сооружений Главного управления и структурных подразделений; обеспечение проведения в установленном порядке инвентаризаций материально-технических средств; организация реализации и списания материально-технических средств по направлению деятельности; организация ведения учета, правильного хранения, сбережения и своевременного освежения запасов материально-технических средств, а также эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание вооружения военной и специальной техники.
Таким образом, контроль за эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием техники, а также за правильностью ремонта лежит на начальнике управления материально-технического обеспечения Главного управления МЧС России по Саратовской области.
Довод истца о том, что с 14 декабря 2020 года по 15 февраля 2021 года он замещал должность начальника управления материально-технического обеспечения ГУ МЧС РФ по Саратовской области формально, так как фактически был от нее отстранен, суд находит необоснованным, поскольку какие-либо приказы об отстранении истца от занимаемой должности в указанный период не представлено, доказательства этому отсутствуют.
Наложение дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии соответствует тяжести совершенного дисциплинарного проступка, поскольку, как следует из заключения по результатам служебной проверки, ситуация с организацией работы по ремонту пожарно-спасательной техники могла оказать отрицательное влияние на обеспечение пожарной безопасности, при наихудшем сценарии- ее (техника) отсутствие в боевом расчете пожарно-спасательных подразделений напрямую влияет на боеготовность подразделений и тактические возможности. Кроме того, в отношении ФИО1 неоднократно проводились служебные проверки: 30 октября 2020 года- в связи с отсутствием надлежащего контроля за должностными лицами управления, возглавляемого истцом в указанный период времени; 26 ноября 2020 года- за нарушение правил ношения форменной одежды и правил субординации на служебном совещании; 24 ноября 2020 года- по фактам низкой исполнительской дисциплины со стороны истца по настоящему делу; 18 декабря 2020 года- по факту несвоевременной и неполной отработки документов мобилизационного планирования управлением материально-технического обеспечения Главного управления, которое возглавлял в данный период времени ФИО12
Согласно Положению об оценке эффективности и качества профессиональной деятельности военнослужащих, сотрудников ФПС, федеральных государственных гражданских служащих и работников Главного управления МЧС России по Саратовской области, утвержденному приказом Главного управления МЧС России по Саратовской области т 18 декабря 2000 года № 1303, оценка эффективности и качества профессиональной деятельности личного состава Главного управления проводится за определенный период времени, в соответствии с критериями оценки. Оценка показателей осуществляется в процентном отношении: а) максимальный процент- 25, присуждается при достижении наивысшего результата по показателю; б) минимальный процент-0, присуждается при худшем результате критерия. Критерии оценки эффективности приведены в Приложении к данному Положению.
Сумма премии в максимальном проценте составит 8 659 руб. 25 коп. в месяц (справка начальника финансово-экономического управления Главного управления).
Приказом от 14 апреля 2021 года № 180-НС истцу по итогам работы за март 2021 года выплачена премия в размере 10% оклада денежного содержания на основании рапорта ФИО10 от 31 марта 2021 года, из которого следует, что премия истцу в размере 10% оклада денежного содержания выплачена в связи с низкой исполнительской дисциплиной прохождения обучения по охране труда в ФГПОУ ВО "Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России".
Истцу выплачена премия в размере 3 463 руб. 70 коп.
Поскольку приказ о наложении дисциплинарного взыскания в связи с не прохождением истца обучения по охране труда в ФГПОУ ВО "Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России" признан судом незаконным, не прохождение обучения истцом произошло не по его вине, в связи с чем, снижение премии по данному основанию за март 2021 года является незаконным, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоплаченная премия в размере 5 195 руб. 55 коп.
Приказом от 17 мая 2021 года № 235-НС истцу по итогам работы за апрель 2021 года выплачена премия в размере 15% оклада денежного содержания на основании рапорта ФИО10 от 30 апреля 2021 года, из которого следует, что премия истцу в размере 15% оклада денежного содержания выплачена в связи с низкими показателями при сдаче нормативов по физической подготовке сотрудников за 1 квартал 2021 года, а также в ходе выявленных замечаний, в ходе проведенного 27 апреля 2021 года строевого смотра.
Согласно рапорту заместителя начальника управления ФИО10 во время проведения строевого смотра были выявлены нарушения внешнего вида, в том числе у ФИО1
Правила ношения форменной одежды сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, имеющими специальные звания внутренней службы, утверждены приказом МЧС Российской Федерации от 10 августа 2017 года №, согласно п.77 которых предметы форменной одежды сотрудники носят установленного образца, исправными, чистыми и отутюженными. Брюки должны иметь продольные заглаженные складки на передних и задних половинках брюк.
Согласно рапорту заместителя начальника Главного управления ФИО11ФИО1 получил неудовлетворительно при принятии зачетов по физической подготовке сотрудников Главного управления. Организация физической подготовки определяется приказом Главного управления от 20 февраля 2021 года № 150.
Критерием оценки для начисления премии также является служебная дисциплина.
Поскольку в указанном периоде времени со стороны ФИО1 имелись нарушения служебной дисциплины, то основания для взыскания премии за апрель 2021 года в полном объеме отсутствуют.
Довод о том, что истец подавал рапорт о пересдаче нормативов по физической подготовке, суд находит необоснованным для удовлетворения требований о взыскании недоплаченной премии, поскольку имело место получение зачета "неудовлетворительно".
Приказом от 10 июня 2021 года № 297-НС истцу по итогам работы за май 2021 года истцу выплачена премия в размере 1% оклада денежного содержания в связи привлечением к дисциплинарной ответственности на основании приказа от 26 апреля 2021 года № 434.
Истцу выплачена премия в размере 67 руб. 04 коп.
Поскольку приказ о наложении дисциплинарного взыскания в связи с не прохождением истца обучения по охране труда в ФГПОУ ВО "Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России" признан судом незаконным, в связи с чем, снижение премии по данному основанию за май 2021 года является незаконным, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоплаченная премия в размере 8 592 руб. 21 коп. (8 659,25-67,04).
Приказом от 15 июня 2021 года № 356-НС истцу по итогам работы за период с 1 июня по 15 июня 2021 года истцу выплачена премия в размере 25% оклада денежного содержания в связи привлечением к дисциплинарной ответственности на основании приказа от 16 июня 2021 года № 619.
Истцу выплачена премия в размере 4 329 руб. 63 коп.
Поскольку приказ от 16 июня 2021 года № 619 о наложении дисциплинарного взыскания не признан незаконным, то отсутствуют основания для взыскания недоплаченной премии.
Руководствуясь ст. 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать приказ Главного управления МЧС России по Саратовской области от 26 апреля 2021 года № 434 о наложении на ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора, заключение по результатам служебной проверки от апреля 2021 года по факту отчисления ФИО1 с факультета переподготовки и повышения квалификации института заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России незаконными.
Взыскать с Главного управления МЧС России по Саратовской области в пользу ФИО1 невыплаченную премию за март, май 2021 года в размере 13 758 руб. 06 коп.
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волжский районный суд г. Саратова.
Судья Агаркова С.Н.