ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3179/202021Д от 21.12.2020 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2-3179/2020 21 декабря 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе:

председательствующего судьи Ждановой А.А.

при секретаре судебного заседания Солодковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Рычковой Т. Е. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) о признании незаконным решения,

установил:

Рычкова Т.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о признании незаконным решения №718 от 19 мая 2020 года об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости.

В обоснование требований истец указала, что обращалась в пенсионный орган 16 апреля 2020 года с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика №718 от 19 мая 2020 года было отказано в назначении пенсии в связи с недостижением возраста, достаточного для досрочного назначения пенсии, поскольку истец занимает должность главы администрации муниципального образования «Соянское». Полагая данное решение незаконным, поскольку глава муниципального образования не является муниципальным служащим, истец обратилась в суд с заявленным иском.

До перерыва в судебном заседании истец поддержала заявленные требования по аналогичным основаниям, полагала, что имеет необходимое количество стажа и достигла возраста, с которого ей может быть назначена досрочная пенсия, ссылаясь на то, что глава муниципального образования не является муниципальным служащим.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в материалы дела отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что истец не достигла необходимого возраста для выхода на пенсию – 52 года, поскольку занимаемая истцом должность главы муниципального образования «Соянское» подпадает под действие п.1.1 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривающего поэтапное увеличение пенсионного возраста.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, обозрев отказное (пенсионное) дело Рычковой Т.Е. №7024394, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 16 апреля 2020 года Рычкова Т.Е., <Дата> года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях», Закон № 400-ФЗ).

Таким образом, возраст истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составил 49 лет 11 месяцев.

Решением ответчика от 19 мая 2020 года № 718 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ в связи с тем, что не достигнут возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости – 52 года..

Порядок исчисления и перерасчета пенсии в настоящее время регулируется Законом № 400-ФЗ.

Согласно статье 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу п. 2 ч.1 ст.32 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях, при наличии с 01 января 2020 г. величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 18,6.

Вместе с тем, с 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 23 мая 2016 года №143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», которым статья 8 Закона № 400-ФЗ дополнена частью 1.1, устанавливающей, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.

То есть приведенным Законом установлено поэтапное увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных (муниципальных) должностей и должностей государственной гражданской (муниципальной) службы: мужчинам возраст увеличен поэтапно, в зависимости от года, в котором наступает право на назначение пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30-33 Закона № 400-ФЗ, до 5 лет, женщинам до 8 лет, при этом не имеет значение, имел гражданин право на страховую пенсию по старости на общих основаниях или со снижением общеустановленного возраста.

Таким образом, часть 1.1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающим на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на 6 месяцев ежегодно, начиная с 01 января 2017 года, независимо от того, на каком основании назначается страховая пенсия по старости.

В соответствии с приложением № 5 к Закону № 400-ФЗ возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, определяется в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30-33 настоящего Федерального закона плюс 24 месяца, если гражданин приобретает право на назначение пенсии в 2020 году.

Увеличение пенсионного возраста на соответствующее количество месяцев зависит от года, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Закона № 400-ФЗ.

В этой связи законодатель установил определенный возрастной ценз для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в период замещения гражданином соответствующей должности государственной (муниципальной) службы.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 19 декабря 2019 года № 3370-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Т. на нарушение ее конституционных прав пунктами 1 и 5 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан») такая дифференциация направлена на обеспечение в пенсионной системе баланса частных и публичных интересов, основана на специфике осуществляемой данными категориями граждан профессиональной деятельности, в силу чего не может рассматриваться как нарушающая их права, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера (Постановление от 27 апреля 2001 года № 7-П; Определения от 11 мая 2012 года № 743-0, от 14 мая 2013 года № 692-0 и др.).

Согласно трудовой книжке Рычковой Т.Н. на основании решения Совета депутатов муниципального образования «Соянское» от 25 октября 2016 года №19 истец была избрана на должность главы муниципального образования «Соянское» и вступила в должность 03 ноября 2016 года на основании распоряжения №99 от 03 ноября 2016 года. Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что истец продолжала занимать данную должность на момент обращения с заявлением о назначении пенсии.

В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2006 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с частью 3 статьи 34 вышеуказанного Федерального закона порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В силу частей 1, 2 статьи 36 вышеуказанного Федерального закона глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (часть 2 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2006 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно положениям ст.2 указанного закона, лицом, замещающим муниципальную должность, является депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе. Должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации; выборное должностное лицо местного самоуправления – это должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; должностное лицо местного самоуправления – это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, глава муниципального образования является лицом, замещающим на постоянной основе муниципальную должность.

Следовательно, вопреки доводам истца, занимаемая истцом должность подпадает под действие п. 1.1 ст. 8 закона № 400-ФЗ, соответственно, права выхода на пенсию у Рычковой Т.Е. по достижению 50-летнего возраста с 19 апреля 2020 года не возникло.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку п. 1.1. ст. 8 Закона № 400-ФЗ предусматривает увеличение возраста выхода на пенсию для лиц, работающих в поименованных в данной норме должностях в момент обращения за назначением пенсии, а истец на день обращения за назначением пенсии являлась действующим главой муниципального образования «Соянское», ей, как лицу, замещающему муниципальную должность, правомерно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по п. 2 ч.1 ст.32 Закона № 400-ФЗ.

На основании изложенного, исковые требования Рычковой Т.Е. о признании незаконным решения пенсионного органа №718 от 19 мая 2020 года об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Рычковой Т. Е. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о признании незаконным решения отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Жданова